ООН в системе обеспечения международной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить место Организации Объединённых Наций в системе международной безопасности.
Для достижения вышеуказанной цели необходимо реализовать следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность международной безопасности;
определить основные направления деятельности Организации Объединённых Наций в сфере обеспечения безопасности;
сформировать систему органов Организации Объединённых Наций в области безопасности, определить полномочия и направления деятельности таких органов;

Файлы: 1 файл

готовый дплом.doc

— 135.37 Кб (Скачать файл)

Организация Объединенных Наций располагает уникальной возможностью содействовать поддержанию глобальной международной безопасности, поскольку только она может предложить комплексные решения в таких взаимосвязанных проблемных областях. ООН может содействовать ведению всеобщего диалога с целью выработки совместных решений и мобилизации новых акторов, готовых присоединиться к государствам и международным организациям для решения глобальных проблем и распределения бремени ответственности. ООН может также легитимизировать новые международно-правовые нормы, структуры и процессы для международного сотрудничества.

Современная концепция поддержания международного мира и безопасности в рамках ООН нашла отражение в одобренной в 1992 году Советом Безопасности программе, изложенной в докладе Генерального секретаря ООН «Повестка дня для мира» и дополненной в 1995 году, которая исходит из комплексной роли ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества, постконфликтного миростроительства, а также использования принудительных мер [21]. На Саммите тысячелетия главами государств и правительств была принята Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций, содержащая четкие указания по адаптации Организации к реалиям нового тысячелетия. Так, участники Саммита «преисполнены решимости»:

  • укреплять уважение к принципу верховенства права, причем как в международных, так и во внутренних делах, и в частности обеспечивать выполнение государствами-членами решений Международного Суда, во исполнение Устава Организации Объединенных Наций, по любым делам, сторонами которых они являются;
  • повышать эффективность Организации Объединенных Наций в деле поддержания мира и безопасности путем предоставления в ее распоряжение ресурсов и инструментов, необходимых ей для предотвращения конфликтов, мирного разрешения споров, проведения операций по поддержанию мира, постконфликтного миростроительства и реконструкции. В этой связи мы принимаем к сведению доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира и просим Генеральную Ассамблею оперативно рассмотреть ее рекомендации;
  • укреплять сотрудничество между Организацией Объединенных Наций и региональными организациями в соответствии с положениями главы VIII Устава;
  • обеспечить соблюдение государствами-участниками договоров в таких областях, как контроль над вооружениями и разоружение, и норм международного гуманитарного права и права в области прав человека и призвать все государства рассмотреть возможность подписания и ратификации Римского статута Международного уголовного суда;
  • предпринять согласованные действия по борьбе против международного терроризма и присоединиться как можно скорее ко всем соответствующим международным конвенциям;
  • удвоить наши усилия по осуществлению принятого нами обязательства поставить заслон всемирной проблеме наркотиков;
  • активизировать наши усилия по борьбе с транснациональной преступностью во всех ее аспектах, включая торговлю людьми и их контрабандный провоз и «отмывание» денег;
  • свести к минимуму неблагоприятные последствия вводимых Организацией Объединенных Наций экономических санкций для ни в чем не повинных групп населения; обеспечить регулярный пересмотр режимов таких санкций; и исключить неблагоприятные последствия санкций для третьих сторон;
  • добиваться ликвидации оружия массового уничтожения, особенно ядерного оружия, и сохранять открытыми все имеющиеся возможности для достижения этой цели, включая возможность созыва международной конференции для определения путей и способов устранения ядерной угрозы;
  • предпринять согласованные действия для прекращения незаконного оборота стрелкового оружия и легких вооружений, особенно посредством обеспечения большей транспарентности в области передачи оружия и поддержки региональных мер по разоружению, принимая во внимание все рекомендации предстоящей конференции Организации Объединенных Наций по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями;
  • обратиться ко всем государствам с призывом рассмотреть возможность присоединения к Конвенции о запрещении применения, накопления запасов, производства и передачи противопехотных мин и об их уничтожении, а также измененному Протоколу о минах к Конвенции о конкретных видах обычного оружия (ст. 9) [9].

В представленном Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам докладе излагается новое ведение концепции коллективной безопасности в XXI веке, содержатся практические предложения по укреплению системы коллективной безопасности. В нем справедливо подчеркивается, что «эффективность глобальной системы коллективной безопасности равно как и любого другого правового порядка, зависит не только от законности решений, но и от общего представления об их легитимности: они должны иметь под собой прочную доказательную базу и основываться на верных – в моральном и правовом отношениях – посылках». Отмечается, что решения Совета Безопасности должны быть более проработанными, более обоснованными и более понятными. При этом необходимо «максимально расширить возможности достижения в Совете Безопасности консенсуса в отношении того, уместно или нет в той или иной ситуации предпринимать принудительные действия, включая применение вооруженной силы; обеспечить максимальную международную поддержку решения, которое примет Совет Безопасности; и свести к минимуму возможность осуществления отдельными государствами-членами действий в обход Совета Безопасности» [12, пункты 204-206]. Главный вывод, который сделала Группа высокого уровня, состоит в том, что в современном мире угрозы взаимосвязаны и угроза какому-то одному государству или народу представляет собой угрозу всем. Именно для обеспечения своей безопасности государства нуждаются в международном сотрудничестве, а также заинтересованы в создании новой всеобъемлющей системы коллективной безопасности, которая должна быть эффективной, экономически рациональной и справедливой [12, пункты 17, 28, 30, 31].

Особое внимание было обращено Председателем Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам Генеральной Ассамблеи ООН Анан Паньярачун на проблему запрещения угроз силой или ее применение. Анан Паньярачун считает, что система коллективной безопасности имеет под собой три важные основы. Во-первых, сегодняшние угрозы пересекают национальные границы, взаимосвязаны и должны устраняться на глобальном и региональном, а также на национальном уровне. Во-вторых, ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от современных угроз. В-третьих, недопустимо считать само собой разумеющимся, что всегда будут иметься возможности и желания выполнить обязанности по защите своего народа, тем самым не нанося при этом ущерба своим соседям.

В Итоговом документе Всемирного саммита 2005 года государства - члены ООН подтвердили свою «приверженность достижению консенсуса по вопросам безопасности, основанного на признании того, что многие угрозы взаимосвязаны. Следует отметить, что Итоговый документ, хотя в нем и не удалось согласовать все насущные вопросы мировой политики, в частности в области разоружения, стал концентрированным воплощением воли международного сообщества в пользу дальнейшего развития ООН на основе ценностей и принципов, закрепленных в ее Уставе, создания эффективной глобальной системы противодействия вызовам и угрозам международной безопасности.

В результате непростых переговоров были достигнуты конструктивные договоренности по консолидации международных усилий в сфере борьбы с новыми вызовами. Отдельно следует подчеркнуть вклад Саммита в разработку концепции применения силы в международных отношениях. Государства-члены подтвердили, что прибегать к силе можно только на основе Устава ООН, зафиксировав при этом, что они не намерены мириться с проявлениями геноцида, массовых и грубых нарушений прав человека, с терроризмом. Акцентируется, что террористические атаки на государство есть, по сути, вооруженные нападения, для отражения которых страны имеют право на самооборону в точном соответствии с Уставом ООН.

В Итоговом документе адекватно отражена концепция «ответственности по защите» населения от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и т.п. Важно зафиксированное положение, согласно которому международное сообщество обязано использовать дипломатические, гуманитарные и другие мирные средства урегулирования, однако не обязано (в лице Совета Безопасности ООН) автоматически принимать решения о применении силы. Необходимые коллективные меры в соответствии с главой VII Устава ООН должны применяться с учетом конкретных обстоятельств и в случае необходимости, если мирные средства окажутся недостаточными, а национальные правительства – не в состоянии предоставить соответствующую защиту своему населению. Иными словами, каждая конфликтная ситуация должна рассматриваться по существу [35, с. 22-23].

25 января 2012 г. Генеральный  секретарь ООН Пан Ги Мун  представил Генеральной Ассамблее  ООН План работы на ближайшие  пять лет. В целом этот план  построен на пяти приоритетах: устойчивое развитие; активизация  мер по предотвращению конфликтов  и кризисов, нарушений прав человека  и экономических потрясений; построение  более безопасного мира; оказание  помощи странам в переходный  период; продвижение прав женщин  и молодежи. Большинство задач, поставленных  Генеральным секретарем ООН перед  международным сообществом, касается  именно вызовов и угроз глобальной  международной безопасности. Приведем  некоторые из них:

  • наладить усиленное партнерство по поддержанию мира, опираясь при этом на возобновленную приверженность распределению нагрузки и тесному сотрудничеству с региональными организациями;
  • оживить глобальную повестку дня по вопросам разоружения и нераспространения в области ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также обычных вооружений и усилить роль ООН в работе над намечающимися смежными проблемами, включая ядерную безопасность и защищенность и торговлю оружием, равно как и над нерешенными региональными проблемами;
  • повысить слаженность и масштабность контртеррористических усилий ООН, чтобы полнее содействовать государствам-членам в осуществлении ими Глобальной контртеррористической стратегии ООН и их собственных национальных контртеррористических планов. Это должно включать рассмотрение соответствующими межправительственными органами вопроса о создании единого координатора ООН по борьбе с терроризмом;
  • к 2015г. побороть болезни, уносящие жизни наибольшего числа людей: малярию, полиомиелит, ВИЧ/СПИД, послеродовой столбняк, столбняк новорожденных и корь;
  • содействовать обеспечению финансирования деятельности, связанной с изменением климата, путем введения в действие «Зеленого» фонда по борьбе с изменением климата и создать государственные и частные фонды с целью достижения к 2020 г. согласованного объема финансирования в размере 100 млрд. долларов США. Обеспечить эффективное предоставление средств в рамках всех программ ускоренного финансирования. Добиться более глубокого понимания экономических издержек, связанных с изменением климата, и соответствующих финансовых потребностей, в том числе путем выявления региональных и субрегиональных очагов уязвимости; подготовить к 2015 г. всеобъемлющее соглашение об изменении климата, применимое в отношении всех сторон, имеющее юридическую силу согласно Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
  • мобилизовать усилия широкой многосторонней коалиции в рамках инициативы «Устойчивая энергетика для всех» с целью добиться к 2030 г. всеобщего доступа к современным услугам в области энергетики, удвоения показателей энергоэффективности и увеличения вдвое доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе;
  • утвердить глобально согласованные цели по обеспечению безопасности в сфере продовольствия и питания, мобилизовать все ключевые заинтересованные стороны на оказание поддержки малоземельным сельским хозяевам и производителям готовых пищевых продуктов, а также повысить выносливость сообществ и государств, испытывающих периодические продовольственные кризисы [3].

Таким образом, вышеперечисленные проблемы обеспечения глобальной международной безопасности, объективно стоящие перед международным сообществом сегодня, красноречиво говорят о смене международно-правовой парадигмы международной безопасности. Если ранее, говоря о международной, или коллективной, безопасности, имелась в виду лишь военно-политическая безопасность, то сегодня – это также и продовольственная безопасность, и климатическая безопасность, и космическая безопасность, и энергетическая безопасность, и информационная безопасность. При этом необходимо отметить, что все эти подсистемы глобальной безопасности взаимосвязаны между собой и должны поддерживаться на основе международного права. Так, например, в итоговом документе «Будущее, которого мы хотим», принятом на Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро, 22 июня 2012 г.) [5], было отмечено, что именно совокупное решение таких глобальных вызовов, как экологическая безопасность, климатическая безопасность и продовольственная безопасность, на базе международного права, позволит обеспечить построение экономически, социально и экологически устойчивого будущего для нашей планеты и для нынешнего и будущих поколений.

Вышесказанное свидетельствует о том, что процесс международно-правового регулирования отношений в сфере поддержания глобальной международной безопасности становится все более сложным и требует постоянного учета все новых и новых вызовов безопасности. Понимание сущности и повышение эффективности организации такого процесса требуют глубокого научного исследования.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании изложенного полагаю возможным сделать следующие выводы:

Во-первых, в доктрине международного права формируется единое понимание сущности коллективной безопасности и механизма ее реализации. Если ранее, говоря о международной, или коллективной, безопасности, имелась в виду лишь военно-политическая безопасность, то сегодня – это также и продовольственная безопасность, и климатическая безопасность, и космическая безопасность, и энергетическая безопасность, и информационная безопасность. Все эти подсистемы глобальной безопасности взаимосвязаны между собой и должны поддерживаться на основе международного права. Вышесказанное свидетельствует о том, что процесс международно-правового регулирования отношений в сфере поддержания глобальной международной безопасности становится все более сложным и требует постоянного учета все новых и новых вызовов безопасности. Понимание сущности и повышение эффективности организации такого процесса требуют глубокого научного исследования

Во-вторых, опасность в современном международном праве меняется вместе с изменением характера угроз, с которыми сталкивается мировое сообщество. Для решения сегодняшних проблем необходимо новое более широкое и адекватное понимание коллективной безопасности. Коллективная безопасность – система совместных действий государств, основанная на Уставе ООН и других международно-правовых документах, призванная обеспечить с учетом новых вызовов и угроз как в глобальном масштабе, так и на региональном уровне поддержание международного мира и безопасности, предотвращение или подавление актов агрессии.

В-третьих, система коллективной безопасности, предусмотренная Уставом ООН, является основой для поддержания международного мира и безопасности. Однако она нуждается в совершенствовании, модернизации, дальнейшем приспособлении к реалиям современного мира. Обозначившаяся в последние десятилетия тенденция к усилению роли региональных организаций требует создания более интегрированной системы взаимодействия между ООН и региональными и субрегиональными организациями, а механизм применения силы региональными объединениями нуждается в более действенном контроле со стороны Совета Безопасности. Одним из направлений повышения эффективности такой системы коллективной безопасности в рамках проводимых в Организации реформ является принятие системы «резервных соглашений», которая предусматривает заблаговременное выделение государствами национальных военных контингентов, гражданского персонала, других ресурсов и поддержание их на условленном уровне готовности к развертыванию, как только это понадобится ООН; реанимирование деятельности Военно-Штабного Комитета с тем, чтобы он оказывал Совету Безопасности необходимую помощь по вопросам, связанным с военными потребностями Совета, к использованию войск, предоставленных в его распоряжение и к командованию ими. Будущее коллективной безопасности в значительной степени зависит от того, до какой степени ООН способна оживить статьи гл.VII Устава, особенно ст. 43-49, которые долгое время не работали.

В-четвёртых, созданная Уставом ООН система коллективной безопасности предусматривает ряд средств ее обеспечения, среди которых центральным является обязательство государств-членов воздерживаться «в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения»; мирное разрешение международных споров; осуществление широкомасштабного сотрудничества в разрешении международных проблем политического, экономического, социального, культурного и гуманитарного характера в рамках региональных организаций безопасности; разоружение и регулирование вооружений; коллективные централизованные принудительные действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии без использования вооруженных сил, а также связанные с их использованием.

В-пятых, в ходе проведения работ по повышению эффективности деятельности ООН следует внести поправки в Устав ООН или разработать дополнительный протокол к Уставу ООН, с тем, чтобы официально закрепить общие принципы создания и осуществления руководства многонациональными силами, поскольку применение силы от имени ООН каким-либо государством, составляющим основу многонациональных сил, не урегулировано в Уставе ООН. В каждом случае руководство такими силами должно осуществляться от имени ООН по решению Совета Безопасности Генеральным Секретарем ООН и командованием наибольшего контингента в составе многонациональных сил.

Информация о работе ООН в системе обеспечения международной безопасности