ООН в системе обеспечения международной безопасности
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2015 в 19:38, курсовая работа
Описание работы
Цель: определить место Организации Объединённых Наций в системе международной безопасности. Для достижения вышеуказанной цели необходимо реализовать следующие задачи: раскрыть понятие и сущность международной безопасности; определить основные направления деятельности Организации Объединённых Наций в сфере обеспечения безопасности; сформировать систему органов Организации Объединённых Наций в области безопасности, определить полномочия и направления деятельности таких органов;
Организация Объединенных Наций
располагает уникальной возможностью
содействовать поддержанию глобальной
международной безопасности, поскольку
только она может предложить комплексные
решения в таких взаимосвязанных проблемных
областях. ООН может содействовать ведению
всеобщего диалога с целью выработки совместных
решений и мобилизации новых акторов,
готовых присоединиться к государствам
и международным организациям для решения
глобальных проблем и распределения бремени
ответственности. ООН может также легитимизировать
новые международно-правовые нормы, структуры
и процессы для международного сотрудничества.
Современная концепция поддержания
международного мира и безопасности в
рамках ООН нашла отражение в одобренной
в 1992 году Советом Безопасности программе,
изложенной в докладе Генерального секретаря
ООН «Повестка дня для мира» и дополненной
в 1995 году, которая исходит из комплексной
роли ООН в усилиях по поддержанию мира
в сферах превентивной дипломатии, миротворчества,
постконфликтного миростроительства,
а также использования принудительных
мер [21]. На Саммите тысячелетия главами
государств и правительств была принята
Декларация тысячелетия Организации Объединенных
Наций, содержащая четкие указания по
адаптации Организации к реалиям нового
тысячелетия. Так, участники Саммита «преисполнены
решимости»:
укреплять уважение к принципу
верховенства права, причем как в международных,
так и во внутренних делах, и в частности
обеспечивать выполнение государствами-членами
решений Международного Суда, во исполнение
Устава Организации Объединенных Наций,
по любым делам, сторонами которых они
являются;
повышать эффективность Организации
Объединенных Наций в деле поддержания
мира и безопасности путем предоставления
в ее распоряжение ресурсов и инструментов,
необходимых ей для предотвращения конфликтов,
мирного разрешения споров, проведения
операций по поддержанию мира, постконфликтного миростроительства и реконструкции. В этой связи мы принимаем к сведению доклад Группы по операциям Организации Объединенных Наций в пользу мира и просим Генеральную Ассамблею оперативно рассмотреть ее рекомендации;
укреплять сотрудничество между
Организацией Объединенных Наций и региональными
организациями в соответствии с положениями
главы VIII Устава;
обеспечить соблюдение государствами-участниками
договоров в таких областях, как контроль
над вооружениями и разоружение, и норм
международного гуманитарного права и
права в области прав человека и призвать
все государства рассмотреть возможность
подписания и ратификации Римского статута
Международного уголовного суда;
предпринять согласованные
действия по борьбе против международного
терроризма и присоединиться как можно
скорее ко всем соответствующим международным
конвенциям;
удвоить наши усилия по осуществлению
принятого нами обязательства поставить
заслон всемирной проблеме наркотиков;
активизировать наши усилия
по борьбе с транснациональной преступностью
во всех ее аспектах, включая торговлю
людьми и их контрабандный провоз и «отмывание»
денег;
свести к минимуму неблагоприятные
последствия вводимых Организацией Объединенных
Наций экономических санкций для ни в
чем не повинных групп населения; обеспечить
регулярный пересмотр режимов таких санкций;
и исключить неблагоприятные последствия
санкций для третьих сторон;
добиваться ликвидации оружия
массового уничтожения, особенно ядерного
оружия, и сохранять открытыми все имеющиеся
возможности для достижения этой цели,
включая возможность созыва международной
конференции для определения путей и способов
устранения ядерной угрозы;
предпринять согласованные
действия для прекращения незаконного
оборота стрелкового оружия и легких вооружений,
особенно посредством обеспечения большей транспарентности в области передачи оружия и поддержки региональных мер по разоружению, принимая во внимание все рекомендации предстоящей конференции Организации Объединенных Наций
по проблеме незаконной торговли стрелковым
оружием и легкими вооружениями;
обратиться ко всем государствам
с призывом рассмотреть возможность присоединения
к Конвенции о запрещении применения,
накопления запасов, производства и передачи
противопехотных мин и об их уничтожении,
а также измененному Протоколу о минах
к Конвенции о конкретных видах обычного
оружия (ст. 9) [9].
В представленном Группой высокого
уровня по угрозам, вызовам и переменам
докладе излагается новое ведение концепции
коллективной безопасности в XXI веке, содержатся
практические предложения по укреплению
системы коллективной безопасности. В
нем справедливо подчеркивается, что «эффективность
глобальной системы коллективной безопасности
равно как и любого другого правового
порядка, зависит не только от законности
решений, но и от общего представления
об их легитимности: они должны иметь под
собой прочную доказательную базу и основываться
на верных – в моральном и правовом отношениях
– посылках». Отмечается, что решения
Совета Безопасности должны быть более
проработанными, более обоснованными
и более понятными. При этом необходимо
«максимально расширить возможности достижения
в Совете Безопасности консенсуса в отношении
того, уместно или нет в той или иной ситуации
предпринимать принудительные действия,
включая применение вооруженной силы;
обеспечить максимальную международную
поддержку решения, которое примет Совет
Безопасности; и свести к минимуму возможность
осуществления отдельными государствами-членами
действий в обход Совета Безопасности»
[12, пункты 204-206]. Главный вывод, который
сделала Группа высокого уровня, состоит
в том, что в современном мире угрозы взаимосвязаны
и угроза какому-то одному государству
или народу представляет собой угрозу
всем. Именно для обеспечения своей безопасности
государства нуждаются в международном
сотрудничестве, а также заинтересованы
в создании новой всеобъемлющей системы
коллективной безопасности, которая должна
быть эффективной, экономически рациональной
и справедливой [12, пункты 17, 28, 30, 31].
Особое внимание было обращено
Председателем Группы высокого уровня
по угрозам, вызовам и переменам Генеральной
Ассамблеи ООН Анан Паньярачун на проблему
запрещения угроз силой или ее применение.
Анан Паньярачун считает, что система
коллективной безопасности имеет под
собой три важные основы. Во-первых, сегодняшние
угрозы пересекают национальные границы,
взаимосвязаны и должны устраняться на
глобальном и региональном, а также на
национальном уровне. Во-вторых, ни одно
государство, каким бы сильным оно ни было,
не может самостоятельно оградить себя
от современных угроз. В-третьих, недопустимо
считать само собой разумеющимся, что
всегда будут иметься возможности и желания
выполнить обязанности по защите своего
народа, тем самым не нанося при этом ущерба
своим соседям.
В Итоговом документе Всемирного
саммита 2005 года государства - члены ООН
подтвердили свою «приверженность достижению
консенсуса по вопросам безопасности,
основанного на признании того, что многие
угрозы взаимосвязаны. Следует отметить,
что Итоговый документ, хотя в нем и не
удалось согласовать все насущные вопросы
мировой политики, в частности в области
разоружения, стал концентрированным
воплощением воли международного сообщества
в пользу дальнейшего развития ООН на
основе ценностей и принципов, закрепленных
в ее Уставе, создания эффективной глобальной
системы противодействия вызовам и угрозам
международной безопасности.
В результате непростых переговоров
были достигнуты конструктивные договоренности
по консолидации международных усилий
в сфере борьбы с новыми вызовами. Отдельно
следует подчеркнуть вклад Саммита в разработку
концепции применения силы в международных
отношениях. Государства-члены подтвердили,
что прибегать к силе можно только на основе
Устава ООН, зафиксировав при этом, что
они не намерены мириться с проявлениями
геноцида, массовых и грубых нарушений
прав человека, с терроризмом. Акцентируется,
что террористические атаки на государство
есть, по сути, вооруженные нападения,
для отражения которых страны имеют право
на самооборону в точном соответствии
с Уставом ООН.
В Итоговом документе адекватно
отражена концепция «ответственности
по защите» населения от геноцида, военных
преступлений, этнических чисток и т.п.
Важно зафиксированное положение, согласно
которому международное сообщество обязано
использовать дипломатические, гуманитарные
и другие мирные средства урегулирования,
однако не обязано (в лице Совета Безопасности
ООН) автоматически принимать решения
о применении силы. Необходимые коллективные
меры в соответствии с главой VII Устава
ООН должны применяться с учетом конкретных
обстоятельств и в случае необходимости,
если мирные средства окажутся недостаточными,
а национальные правительства – не в состоянии
предоставить соответствующую защиту
своему населению. Иными словами, каждая
конфликтная ситуация должна рассматриваться
по существу [35, с. 22-23].
25 января 2012 г. Генеральный
секретарь ООН Пан Ги Мун
представил Генеральной Ассамблее
ООН План работы на ближайшие
пять лет. В целом этот план
построен на пяти приоритетах:
устойчивое развитие; активизация
мер по предотвращению конфликтов
и кризисов, нарушений прав человека
и экономических потрясений; построение
более безопасного мира; оказание
помощи странам в переходный
период; продвижение прав женщин
и молодежи. Большинство задач, поставленных
Генеральным секретарем ООН перед
международным сообществом, касается
именно вызовов и угроз глобальной
международной безопасности. Приведем
некоторые из них:
наладить усиленное партнерство
по поддержанию мира, опираясь при этом
на возобновленную приверженность распределению нагрузки и тесному сотрудничеству
с региональными организациями;
оживить глобальную повестку
дня по вопросам разоружения и нераспространения
в области ядерного и других видов оружия
массового уничтожения, а также обычных
вооружений и усилить роль ООН в работе
над намечающимися смежными проблемами,
включая ядерную безопасность и защищенность
и торговлю оружием, равно как и над нерешенными
региональными проблемами;
повысить слаженность и масштабность
контртеррористических усилий ООН, чтобы
полнее содействовать государствам-членам
в осуществлении ими Глобальной контртеррористической
стратегии ООН и их собственных национальных
контртеррористических планов. Это должно
включать рассмотрение соответствующими
межправительственными органами вопроса
о создании единого координатора ООН по
борьбе с терроризмом;
к 2015г. побороть болезни, уносящие
жизни наибольшего числа людей: малярию,
полиомиелит, ВИЧ/СПИД, послеродовой столбняк,
столбняк новорожденных и корь;
содействовать обеспечению
финансирования деятельности, связанной
с изменением климата, путем введения
в действие «Зеленого» фонда по борьбе
с изменением климата и создать государственные
и частные фонды с целью достижения к 2020
г. согласованного объема финансирования
в размере 100 млрд. долларов США. Обеспечить
эффективное предоставление средств в
рамках всех программ ускоренного финансирования.
Добиться более глубокого понимания экономических
издержек, связанных с изменением климата,
и соответствующих финансовых потребностей,
в том числе путем выявления региональных
и субрегиональных очагов уязвимости;
подготовить к 2015 г. всеобъемлющее соглашение об
изменении климата, применимое в отношении
всех сторон, имеющее юридическую силу
согласно Рамочной конвенции ООН об изменении
климата;
мобилизовать усилия широкой
многосторонней коалиции в рамках инициативы
«Устойчивая энергетика для всех» с целью
добиться к 2030 г. всеобщего доступа к современным
услугам в области энергетики, удвоения
показателей энергоэффективности и увеличения вдвое доли энергии из возобновляемых источников в мировом энергетическом балансе;
утвердить глобально согласованные
цели по обеспечению безопасности в сфере
продовольствия и питания, мобилизовать
все ключевые заинтересованные стороны
на оказание поддержки малоземельным
сельским хозяевам и производителям готовых
пищевых продуктов, а также повысить выносливость
сообществ и государств, испытывающих
периодические продовольственные кризисы [3].
Таким образом, вышеперечисленные
проблемы обеспечения глобальной международной
безопасности, объективно стоящие перед
международным сообществом сегодня, красноречиво
говорят о смене международно-правовой
парадигмы международной безопасности.
Если ранее, говоря о международной, или
коллективной, безопасности, имелась в
виду лишь военно-политическая безопасность,
то сегодня – это также и продовольственная
безопасность, и климатическая безопасность,
и космическая безопасность, и энергетическая
безопасность, и информационная безопасность.
При этом необходимо отметить, что все
эти подсистемы глобальной безопасности
взаимосвязаны между собой и должны поддерживаться
на основе международного права. Так, например,
в итоговом документе «Будущее, которого
мы хотим», принятом на Конференции ООН
по устойчивому развитию (Рио-де-Жанейро,
22 июня 2012 г.) [5], было отмечено, что именно
совокупное решение таких глобальных
вызовов, как экологическая безопасность,
климатическая безопасность и продовольственная
безопасность, на базе международного
права, позволит обеспечить построение
экономически, социально и экологически
устойчивого будущего для нашей планеты
и для нынешнего и будущих поколений.
Вышесказанное свидетельствует
о том, что процесс международно-правового
регулирования отношений в сфере поддержания
глобальной международной безопасности
становится все более сложным и требует
постоянного учета все новых и новых вызовов
безопасности. Понимание сущности и повышение
эффективности организации такого процесса
требуют глубокого научного исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изложенного полагаю
возможным сделать следующие выводы:
Во-первых, в доктрине международного
права формируется единое понимание сущности
коллективной безопасности и механизма
ее реализации. Если ранее, говоря о международной,
или коллективной, безопасности, имелась
в виду лишь военно-политическая безопасность,
то сегодня – это также и продовольственная
безопасность, и климатическая безопасность,
и космическая безопасность, и энергетическая
безопасность, и информационная безопасность.
Все эти подсистемы глобальной безопасности
взаимосвязаны между собой и должны поддерживаться
на основе международного права. Вышесказанное
свидетельствует о том, что процесс международно-правового
регулирования отношений в сфере поддержания
глобальной международной безопасности
становится все более сложным и требует
постоянного учета все новых и новых вызовов
безопасности. Понимание сущности и повышение
эффективности организации такого процесса
требуют глубокого научного исследования
Во-вторых, опасность в современном
международном праве меняется вместе
с изменением характера угроз, с которыми
сталкивается мировое сообщество. Для
решения сегодняшних проблем необходимо
новое более широкое и адекватное понимание
коллективной безопасности. Коллективная
безопасность – система совместных действий
государств, основанная на Уставе ООН
и других международно-правовых документах,
призванная обеспечить с учетом новых
вызовов и угроз как в глобальном масштабе,
так и на региональном уровне поддержание
международного мира и безопасности, предотвращение
или подавление актов агрессии.
В-третьих, система коллективной
безопасности, предусмотренная Уставом
ООН, является основой для поддержания
международного мира и безопасности. Однако
она нуждается в совершенствовании, модернизации,
дальнейшем приспособлении к реалиям
современного мира. Обозначившаяся в последние
десятилетия тенденция к усилению роли
региональных организаций требует создания
более интегрированной системы взаимодействия
между ООН и региональными и субрегиональными
организациями, а механизм применения
силы региональными объединениями нуждается
в более действенном контроле со стороны
Совета Безопасности. Одним из направлений
повышения эффективности такой системы
коллективной безопасности в рамках проводимых
в Организации реформ является принятие
системы «резервных соглашений», которая
предусматривает заблаговременное выделение
государствами национальных военных контингентов,
гражданского персонала, других ресурсов
и поддержание их на условленном уровне
готовности к развертыванию, как только
это понадобится ООН; реанимирование деятельности
Военно-Штабного Комитета с тем, чтобы
он оказывал Совету Безопасности необходимую
помощь по вопросам, связанным с военными
потребностями Совета, к использованию
войск, предоставленных в его распоряжение
и к командованию ими. Будущее коллективной
безопасности в значительной степени
зависит от того, до какой степени ООН
способна оживить статьи гл.VII Устава,
особенно ст. 43-49, которые долгое время
не работали.
В-четвёртых, созданная Уставом
ООН система коллективной безопасности
предусматривает ряд средств ее обеспечения,
среди которых центральным является обязательство
государств-членов воздерживаться «в
их международных отношениях от угрозы
силой или ее применения»; мирное разрешение
международных споров; осуществление
широкомасштабного сотрудничества в разрешении
международных проблем политического,
экономического, социального, культурного
и гуманитарного характера в рамках региональных
организаций безопасности; разоружение
и регулирование вооружений; коллективные
централизованные принудительные действия
в отношении угрозы миру, нарушений мира
и актов агрессии без использования вооруженных
сил, а также связанные с их использованием.
В-пятых, в ходе проведения работ
по повышению эффективности деятельности
ООН следует внести поправки в Устав ООН
или разработать дополнительный протокол
к Уставу ООН, с тем, чтобы официально закрепить
общие принципы создания и осуществления
руководства многонациональными силами,
поскольку применение силы от имени ООН
каким-либо государством, составляющим
основу многонациональных сил, не урегулировано
в Уставе ООН. В каждом случае руководство
такими силами должно осуществляться
от имени ООН по решению Совета Безопасности
Генеральным Секретарем ООН и командованием
наибольшего контингента в составе многонациональных
сил.