Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71
1.Высокий уровень преступности. От рук преступников ежегодно погибают десятки тысяч человек. Преступность приобрела такие черты, как жестокость, цинизм, дерзость, корысть, профессионализм. В этих условиях риск подвергнуться насилию очень велик. Между тем в правовом государстве у гpaждан и на должна быть твердая уверенность в том, что его жизнь, здоровье, честь и достоинство, безопасность, имущество надежно охраняются, а всякие посягательства на эти ценности будут решительно пресечены. В настоящее время такой уверенности нет. Положение индивида непрочно, ненадежно9.
2. Падение жизненного уровня людей, низкий прожиточный минимум, есть голодающие или живущие впроголодь. Произошло опасное расслоение общества на «богатых» и «бедных». Нарушен принцип социального равенства, распределения по труду. Инфляция, недоступность товаров и продуктов, коррупция, неконтролируемое перераспределение материальных благ - все это усугубляет положение личности, ее самочувствие и благосостояние. Жить стало труднее, подрывается вера в идеалы.
3. Экологические катаклизмы, создающие в ряде случаев экстремальные ситуации. Во многих городах и регионах страны окружающая среда по существу непригодна для обитания, люди отравляются недоброкачественными продуктами, водой. Медицина бессильна против болезней века. Высока общая детская смертность. Физическое состояние населения оценивается некоторыми специалистами как критическое10.
Указанные факторы оказывают влияние не только на отдельного человека, но и на всю общественно-политическую жизнь страны. Конституция РФ, как известно, закрепила широкий спектр основных прав и свобод граждан, их гарантии. Теперь ясно, что их реализация зависит, прежде всего, от успешного решения социально-экономических проблем.
Отношения к правам личности связаны с различными философскими и этическими концепциями сущности человека, его социальной ценности. Одна из них исходит из представления о человеке как носителе сознания, смысл его существования она видит в стремлении к счастью, достижение которого обеспечивается с помощью социальной активности. Вторая этическая концепция видит в человеке, прежде всего, духовное существо, носителя нравственных качеств, стремящегося к выполнению морального долга. Если сторонники первой концепции на первый план выдвигают стремление к завоеванию и реализации широких социально-экономических и политических прав, то сторонники второй (главным образом, теологи) ставят на первый место свободу совести, социально-культурные права личности. Мы должны быть не только защитниками и приверженцами первой концепции, но признать и нравственные ценности, лежащие в основе второй этической концепции достоинства человека. Идея терпимости, милосердия должна найти отражение в правовой теории и в юридической практике11.
Мы не останавливаемся на сумме прав и свобод личности, которые должны наполнить понятие ее суверенитета. Они достаточно хорошо представлены в декларациях и пактах о правах человека, признанных и ратифицированных Россией, а также в Конституции РФ. Считаем необходимым лишь указать на некоторые условия реализации суверенитета личности:
1. Экономическая автономия личности. Это означает, что государство не должно быть ни монопольным собственником, ни монопольным работодателем по отношению к гражданину. Без экономической автономии гражданина невозможна и его политико-правовая автономия.
2. Духовная автономия личности. В свое время К. Маркс высмеял тезис о государстве - воспитателе народа. Напротив, говорил он, само государство должно быть подвергнуто самому суровому воспитанию со стороны народа.
В нашей стране, к сожалению, государство превратилось во всемогущего духовного цензора общества, лишив его возможности свободного развития самосознания, критической способности, подменив органичное общественное мнение, без которого мертвы все демократические институты, суррогатом, навязанным обществу через монополизированные средства информации. Никакая свобода личности, никакой ее суверенитет невозможны без свободы выбора информации и ее оценки на основе собственного жизненного опыта. Без подлинного критического общественного мнения невозможна никакая демократия, а предпосылкой действительного общественного мнения является мнение личности об окружающем ее мире.
3. Устранение культа власти. Должен быть ликвидирован всякий патернализм по отношению к государственно-политической системе. Все политические и государственные органы должны рассматриваться лишь как рабочие инструменты общества и личности.
4. Развитие гражданского общества. Личность может найти опору лишь в хорошо организованной гражданском обществе, с развитой устойчивой структурой, автономной по отношению к государственной власти в такой степени, чтобы оно могло по действительной воле общества корректировать государственную власть и в необходимых случаях сменить ее, не ожидая катастрофических последствий.
Важнейшей гарантией построения демократического общества является реформа политической системы. Ее цель - возродить народовластие в подлинном смысле этого слова, создать условия для реального самоуправления, полного развития инициативы граждан, сделать человека труда на деле хозяином во всех сферах жизни, и прежде всего в политической.
Итак, человек, его права и свободы в правовом государстве не только объявляются высшей ценностью, они - цель государственного развития. Конституционные нормы свидетельствуют не о предоставлении, а только о признании, соблюдении и защите прав и свобод человека. Обеспечение интересов личности, ее защита от посягательств служат признаком правового государства.
Современное понимание обеспечения интересов личности позволяет во главу угла общественного развития ставить исключительно человека и его интересы; государственное вторжение в сферу индивидуальной автономии личности ограничивается посредством признаваемых за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть нарушены
или произвольно ограничены государством. Наличие таких прав и свобод у гражданина делает его персону не просто «равновеликой» в отношениях с государством: обоснованность притязаний государства к гражданину может быть оспорена в суде.
Стратегическая направленность современного политического курса Российского государства на признание интересов личности определяет направления развития российского законодательства. Право человека на достойную жизнь, вопросы законодательного обеспечения реализации личных свобод, проблема сохранения человека в демографическом понимании становятся предметом внимания государства. В то же время видятся назревшими предпосылки для некоторого смещения акцентов в утверждении о примате индивидуальных интересов личности12.
Гражданин, наделенный правами и пользующийся ими, - центральная персона в теории правовой государственности. В то же время гражданин как личность, дисциплинированная правом и активно поддерживающая правопорядок, остается за пределами внимания. А между тем, например, социальные обязательства в одинаковой мере должны лежать и на государстве, и на его гражданах. Результатом государственной социальной политики должны быть не безмерное расширение объемов и способов защиты граждан от социальных рисков, а разработка государственной программы поощрения и поддержки способности граждан к самообеспечению. При этом экономическое, демографическое, культурно-религиозное развитие одних членов российского общества не должно происходить за счет других.
Задача государства - с должной объективностью оценивать и обеспечивать социальные гарантии лишь для реально нуждающихся потребителей и в то же время, но отсекать иждивенческие запросы здоровых трудоспособных граждан как необоснованные претензии с точки зрения нравственности13.
Важное направление - обеспечение прав граждан на свободное получение информации или конституционные гарантии свободы массовой информации. В настоящее время защита прав граждан в информационной сфере состоит главным образом в ограничении информации, направленной на подрыв других прав, законных интересов граждан, государственной целостности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков, борьбы против преступности. В российском законодательстве должны найти место запреты, установленные международно-правовыми нормами, в частности Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которыми подтверждается право государств запрещать митинги и шествия, если они провоцируют насилие или направлены на разжигание вражды. Свобода выражения информации должна быть подчинена интересам защиты здоровья, нравственности, авторитета правосудия.
Следует учитывать, что отдельные граждане (индивиды, личности) - это еще не человеческое общество. Общество - единый социальный организм, где ценность представляет и каждый входящий в него индивид, и характер их взаимных связей, зависимостей и др. Поэтому организованное правом общество требует от его членов высокого уровня сознательности, развитого чувства ответственности. «Наше общественное сознание никогда не выдвигало идеала правовой личности. Обе стороны этого идеала - личности, дисциплинированной правом и устойчивым правопорядком, и личности, наделенной всеми правами и свободно пользующейся ими, чужды сознанию нашей интеллигенции», - это замечание известного правоведа XIX в. Б.А. Кистяковского остается актуальным и поныне. Истинная ценность человека - в характере развиваемой им деятельности, высоте его потребностей, а не в степени его насыщения или удовлетворенности. Исторически «безнравственность российским обществом осуждалась, недостойное поведение всегда публично порицалось». Такие качества, как воспитанность, порядочность, честность, определяют законопослушность личности, а противоправное поведение продиктовано другими, противоположными качествами.
Еще один аспект, представляющийся важным для современной характеристики демократической государственности в связи с рассмотрением проблемы прав и нравственной ответственности человека, связан с вопросом о возможном (или оптимальном) объеме государственного вмешательства в процессы саморегулирования и самоорганизации корпоративных структур или институтов гражданского общества, в том числе субъектов местного самоуправления (в широком смысле). Государство не только само должно воздерживаться от вмешательства в сферу интересов гражданского общества, но обязано ограждать ее от «внешних» вторжений, активизируя свою охранительную функцию. Хотя область действия частных интересов в гражданском обществе - сфера саморегулируемая, защиту ее от произвола государство осуществляет через законодательство, путем установления правового порядка14.
Конечно же, независимость сфер гражданского
общества и государства нельзя абсолютизировать:
государство устанавливает «
В Российской Федерации власть местного территориального самоуправления специфична и по природе, и по политико-юридическому статусу; она задействована в отправлении функций государственной власти, таких, как законотворчество, налогообложение, исполнительная и распорядительная деятельность, правоохранение и др. При этом местное самоуправление не отделено от государства, и в современных условиях даже теоретически не представляется значимым решение вопроса о «большей» его принадлежности к гражданскому обществу с его корпоративностью или к государству с его институтами государственно-властного принуждения. Однако местное самоуправление в соответствии с Конституцией РФ - это форма осуществления народом своей власти. Поэтому демократическая правовая сущность государства является зависимой и от степени вовлеченности в процессы местного самоуправления граждан. Демократическая природа самоуправления будет искажаться как при избыточном участии государства, так и в условиях, когда местное самоуправление не наделяется соответствующими ресурсами для осуществления процесса муниципального властвования.
Заметим, что характер связей гражданского общества и государства не всегда бывает ровным. Гражданское общество не только может, но и должно выступать как антагонист государства - тогда, например, когда последнее берет на себя выполнение несвойственных ему функций, когда аппарат государства подменяет общественные институты либо когда избыточным становится его вмешательство в экономические отношения16.
В основе правовой государственности, закрепленной в конституционных нормах и развитой в российском законодательстве, лежат не только «внутренние» нормативы, но и правила, принятые международным сообществом. Идея правовой государственности служит интегрирующим символом взаимодействия внутри сообщества государств, сформированного на основе получивших общее признание международно-правовых принципов и норм. Она, с одной стороны, служит преодолению изоляции отдельных стран от международного сообщества, а с другой - устанавливает своего рода стандарты «правового идеала» для иных государств. Подобная дифференцирующая функция идеи правовой государственности имеет позитивное зерно в плане ориентирования всех государств на демократическое, цивилизованное развитие. В этом заключается безусловный плюс международно-правового влияния на развитие современных государств. В то же время появляется тенденция выведения некоего рецепта демократии как средства, служащего в качестве объяснения вмешательства во внутренние дела государства со стороны другого государства под предлогом «защиты демократии». Несмотря на то что подобный подход уже реализуется в практике межгосударственных отношений, своей международной оценки с точки зрения идеи правовой государственности он еще не получил17.