Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71
Поэтому мы считаем, что меры профилактического воздействия необходимы, особенно в сложных условиях экономических преобразований в нашей стране.
Еще одним условием обеспечения прав человека в административно-правовой деятельности органов внутренних дел является взаимодействие различных служб и подразделений с общественностью. В настоящее время внимание к укреплению и расширению контактов сотрудников органов внутренних дел с населением недостаточно. Безвозвратно ушли в прошлое отчеты перед населением о деятельности органов внутренних дел за определенный период, привлечение общественности непосредственно к охране общественного порядка и другие полезные мероприятия. Хотя расширение таких связей способно принести ощутимые результаты в обеспечении прав и свобод личности, усилить контроль за деятельностью органов внутренних дел и способствовать росту общественной активности.
Оперативно-розыскная
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности образуют Конституция РФ, УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие законы, иные источники права. К их числу относятся и нормативные акты, регулирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством и в пределах предоставленной им компетенции.
Поскольку оперативно-розыскная
Одним из важных элементов этого механизма должна стать детальная правовая регламентация оснований ограничения неприкосновенности частной жизни при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел отводится приоритетное место в системе обеспечения прав и свобод личности. Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, Уголовно- процессуальный кодекс РФ, а также некоторые нормативные акты министерств и ведомств.
Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел осуществляется посредством предварительного следствия и в форме дознания. Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковые, отличаются они лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью.
Характерная особенность уголовно-процессуальной деятельности заключается в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и дальнейшим его расследованием. Расследование преступлений является одним из сложнейших видов социальной деятельности. Оно осуществляется специализированными органами государства - следственными и оперативными аппаратами, а также экспертными учреждениями. Суть расследования состоит в необходимости собирания для суда доказательств, которые невозможно получить в процессе судебного разбирательства.
В ходе уголовно-процессуальной деятельности преследуется две основных цели. Первая заключается в раскрытии преступлений и привлечении виновных к уголовной ответственности, т.е. в создании предпосылок для осуществления правосудия. Вторая - это обеспечение защиты прав и свобод граждан, оказавшихся в орбите уголовного процесса.
Расследование преступления основано
на выяснении фактических
Поэтому повышение эффективности расследования преступлений можно ожидать лишь при условии включения в процесс предварительного следствия комплекса мер по его должному организационному обеспечению на основе научного управления следственным аппаратом. В связи с этим причины отрицательных явлений в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью многие авторы видят в недостатках в организации работы следственных, оперативно-розыскных, криминалистических и других подразделений и служб, имеющих отношение к раскрытию и расследованию преступлений. По их мнению, именно совершенствование организации должно обеспечить быстрое и полное раскрытие преступлений, комплексное использование сил и средств, умелую тактику действий сотрудников различных служб.
По нашему мнению, всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств дела, собранных в соответствии с требованиями закона, с учетом умелой организации деятельности уполномоченных органов и должностных лиц по расследованию преступлений способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.
Следует отметить, что в ходе уголовно-процессуальной
деятельности по расследованию преступлений
строгое исполнение законов и
иных нормативных правовых актов
достигается посредством
Поэтому уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности должна осуществляться в точном соответствии с законом в целях всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, с учетом равенства всех граждан перед законом и судом, в условиях действия презумпции невиновности и обеспечения обвиняемому и подозреваемому права на защиту45.
Здесь важно подчеркнуть, что в процессе предварительного расследования на основе исполнения презумпции невиновности в соответствии с Конституцией Российской Федерации предусмотрено два положения, определяющие, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2 ст. 49) и что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого (ч. 3 ст. 49).
В уголовном судопроизводстве отношения личности с государством могут сопровождаться интенсивным принудительным воздействием со стороны последнего. Поэтому в ходе уголовно-процессуальной деятельности при производстве предварительного расследования должен строго соблюдаться принцип неприкосновенности личности и жилища, охраны личной жизни и тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Несоответствии с этим положением никто не может быть подвергнут аресту иначе как на основании судебного решения. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности применения в отношении него этой меры пресечения. В частности, я разделяю позицию И.Л. Петрухина относительно порядка санкционирования арестов и судебного контроля за арестом, т.к. преимущество судебного порядка состоит в том, что решение следователя или прокурора об аресте проверяется с точки зрения eго законности и обоснованности независимым органом судом. Суд (судья) не отвечает за раскрываемость преступлений и качество следствия, он не связан обвинительной установкой и узковедомственными интересами и поэтому способен наилучшим образом защитить права граждан.
В целях обеспечения
Особое значение в современных
условиях приобретает проблема обеспечения
прав и законных интересов потерпевших
в процессе осуществления уголовно-
Обвиняемый, а также потерпевший - главные объекты заботы об обеспечении прав личности в уголовном процессе, поскольку основным вопросом уголовного дела является вопрос об уголовной ответственности в связи с совершением преступления.
Однако обращение к проблеме защиты прав потерпевших связано с необходимостью дальнейшего повышения уровня правовой защищенности граждан, ставших жертвами противоправных деяний. Данная проблема выдвигается на первый план в условиях постоянно обостряющейся в стране криминогенной ситуации, роста числа преступлений, совершаемых преступными сообществами, и постоянно возникающей со стороны преступных элементов угрозы личности и имуществу граждан, которые принимают участие в расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел.
Несмотря на то, что этой общей проблеме посвящены многие работы, она по-прежнему остается острой.
Исходя из того, что нарушения прав и свобод личности носят распространенный характер, то любое такое нарушение превращает человека в потерпевшего (в материальном значении этого термина). При этом следует учесть, что права граждан, их объединений, общества в целом защищаются в рамках юридического процесса (конституционного, уголовного, административного, гражданского, арбитражного), и только в рамках уголовного процесса закон выделяет фигуру потерпевшего (в процессуальном смысле), В гражданском и арбитражном процессах человек обычно защищает себя сам в качестве истца, при этом фигура истца совпадает с потерпевшим.
В правоприменительной
1. При регистрации заявлений и сообщений о преступлениях. Это может:
- сокрытие заявлений (сообщений) от регистрации;
- незаконный отказ в регистрации заявлений (сообщений).
2. При решении вопроса о возбуждении уголовного дела. Это может быть:
- нарушение сроков возбуждения уголовного дела;
- неразъяснение потерпевшим их прав;
- производство процессуальных действий до возбуждения уголовного дела;
- необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела.
3.При производстве предварительного расследования. Это может быть:
- несвоевременное признание потерпевшим;
- непринятие мер по обеспечению безопасности потерпевшим от противоправного воздействия со стороны обвиняемых и других лиц.
4. При принятии решения о приостановлении, прекращении или окончании предварительного расследования. Это может быть:
- не уведомление потерпевших о приостановлении или прекращении расследования по уголовному делу;
- не ознакомление потерпевших с материалами приостановленного или прекращенного расследования46.
Важным условием обеспечения прав и свобод личности в уголовно-процессуальной деятельности является проблема возмещения ущерба причиненного гражданам в результате противоправной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
В последние годы деятельность органов внутренних дел осуществляется в условиях сложной социально-политической и экономической ситуации, сложившейся в стране, которая напрямую влияет на состояние законности и дисциплины в самой системе МВД России. Следует отметить, что в данных условиях органам внутренних дел отводится роль буфера. Они наряду с другими правоохранительными органами призваны приводить в действие механизм правовой охраны, обеспечивать применение мер государственного принуждения в целях устранения препятствий в реализации прав и обязанностей, восстановления нарушенного права, привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Используя охранительные правовые средства, органы внутренних дел обязаны искоренять нарушения законности, неразборчивость в средствах, корыстные злоупотребления и т.д.
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
Организационный способ имеет важное значение в общей системе обеспечения прав личности. Его значимость определяется тем, что обеспечение прав и свобод личности в обществе зависит от процесса управления, который целенаправленно осуществляется различными субъектами в целях достижения соответствия нормам права деятельности объектов управления.