Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71

Файлы: 1 файл

Роль и место органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Современная оценка роли управления, ещё не вылившаяся в какую-то одну, устраивающую всех теорию, вместе с тем значительно расширяет его рамки, включая новые объекты, к числу которых относятся самые разные направления по совершенствованию правового положения личности. Соединение потребностей в знаниях по обеспечению прав и свобод личности с позиций управления порождает новые подходы к этой довольно старой проблеме.

В наши дни, когда происходят кардинальные перемены в социально-политической, экономической и духовной сферах жизни общества, все отчетливее ощущается  необходимость поиска таких организационно-функциональных начал, которые бы гарантировали, основываясь на принципе законности, устойчивое развитие государства в целом и его отдельных институтов. Организационный способ обеспечения прав человека включает в себя деятельность государства, его органных и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных организаций в области правотворческой и правоприменительной практики, которые оказывают на обеспечение прав личности как положительное, так и негативные влияние. Специфичной чертой рассматриваемого способа является то обстоятельство, что он нередко используется в качестве «компенсатора» тех недостатков, которые имеются в других частях системы. Так недостатки в профессиональной подготовке вновь принятых работников компенсируются за счет проведения инструктажа, усиленного контроля и т.п. Другие условия (материальные, политические) нередко способствует реализации прав человека посредством управленческой деятельности (распределение и организация использования выделенных ресурсов, доведения до сведения граждан новых правовых актов и др.)47.

Одной из актуальных проблем современной  России является недостаточный уровень  правовых знаний населения. Поэтому  в целях решения задач правового  обеспечения прав и свобод граждан  целесообразно организовать в стране систему юридического всеобуча по правам человека, включая систему правового образования.

Особое внимание следует уделить  организации обучения по обеспечению  прав человека представителей государственных  органов, в том числе сотрудников  органов внутренних дел.

Зачастую, именно от умелого использования  организационных условий все  системы зависит состояние обеспечения  прав человека в обществе в целом.

Организационные формы обеспечения  прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел-это проведение отчетов сотрудников перед населением, участие в собраниях трудовых коллективов, проведение общей и индивидуальной профилактики. Материально-технические действия (операции по сбору и обработке информации, использованию технических средств и созданию нормальных условий работы сотрудников). Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. К материально-техническим действиям, например, относятся: подготовка справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, регистрация фактов, размножение материалов и документов и др. Материально-технические действия и формы их выражения призваны обеспечить четкую работу субъектов административной деятельности. Они облегчают процесс деятельности, повышают ее производительность и культуру.

К организационной форме деятельности относятся ещё совещания, консультации, инструктирование, обмен опытом, проведение профилактических бесед, изучение и оценка обстановки, обучение и др.

Наряду с правоохранительной и  правозащитной, органы внутренних дел  осуществляют регулятивную деятельность, которая состоит в разрешении внутриорганизационных управленческо-распорядительных дел (расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдача юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и др.), а также в реализации некоторых прав и законных интересов личности.

Организационные формы в деятельности органов внутренних дел имеют  важное значение в обеспечении прав и свобод личности как самостоятельно, так и в процессе нормотворчества и правоприменения. Посредством организационных форм обеспечивается охрана общественного порядка, когда сотрудники органов внутренних дел создают условия для безопасной реализации гражданами своих прав и свобод (на проведение шествий, митингов и демонстраций, на труд, на отдых и т.д.), а в случае их нарушения принимают меры по их пресечению, выявлению правонарушителей и их задержанию, оказанию помощи пострадавшим и т.д.

Opганизационные формы прямо ориентированы на обеспечение прав и свобод личности в процессе социального обслуживания населения (оформление и выдача паспортов, оформление ходатайств по вопросам гражданства, предоставление адресных справок, выдача разрешений на занятие определенным видом деятельности или приобретение оружия и т.д.), а также в чрезвычайных условиях (осуществление режимных мероприятий, поиск лиц, пропавших без вести, помощь безнадзорным детям, ограничение прав граждан на передвижение, во времени, при установлении комендантского часа и т.д.)48.

В заключении главы можно сделать ряд выводов. Итак, деятельность органов внутренних дел в правовой и организационных формах протекает как внутри служб, аппаратов и подразделений ОВД, так и во внешней сфере их деятельности, во взаимоотношениях с другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 

Правовой способ обеспечения прав и свобод личности основан, прежде всего, на системе нормативного регулирования  общественных отношений, обусловленных  экономическими, социальными, политическими и иными общественными потребностями. Данный способ в первую очередь связан с процессом правообразования.

Для обеспечения действенности  общесоциальных условий существуют правовые условия, к которым относятся  действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, т.е. законодательно закрепленная система средств правовой охраны личности и средств правомерной реализации прав и свобод.

Создание юридических норм и  закрепление правового характера  сформированных правил поведения - есть правотворчество. Это основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы. В правовой сфере правотворчество, главным образом, рассматривается как государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.

Под правотворчеством, как правило, понимается активная деятельность органов  государства по изданию нормативных  правовых актов, т.е. специфический  вид юридической деятельности, разновидность юридической практики. Эта деятельность государства всегда выступает важнейшим средством обеспечения прав человека, управления обществом и непосредственно связана с типом, формой государства и его политическим режимом.

Правотворческая деятельность требует высокой компетентности и профессионализма, необходимых средств и соответствующего обеспечения мерами, организационного, материального, социологического, информационного и иного характера. Государство и его органы при создании правовых норм связаны, в первую очередь, естественными правами человека, а также теми реальными общественными отношениями, которые складываются в обществе.

К юридическим средствам обеспечения  прав относятся закрепленные правовыми  нормами пределы их осуществления, способы конкретизации; юридические факты, связанные с их реализацией; процессуальные формы осуществления прав; меры поощрения и льготы для стимулирования их правомерной реализации.

Таким образом, большое влияние  на обеспечение прав и свобод личности оказывают нормы права. Юридические нормы принимаются для того, чтобы регулировать, охранять и защищать общественные отношения в соответствии с интересами личности, общества и государства.. С этой точки зрения они должны оказывать исключительно положительное воздействие на обеспечение прав человека и представлять собой ни что иное, как требование правомерной реализации правовых предписаний.

Организационные мероприятия (организационно-массовая работа) проводятся повседневно в  целях обеспечения эффективного  функционирования всей системы ОВД. Организационные действия непосредственно не влекут возникновения, изменения или прекращения правовых отношений. Они заключаются в инструктировании и инспектировании нижестоящих органов и подразделений, а также подчиненных работников. Инструктирование и инспектирование могут быть связаны с подготовкой и проведением организационных мероприятий (совещаний, заседаний, конференций и т.п.). Организационные мероприятия могут состоять в обучении работников ОВД, в разработке мер по внедрению в практику положительного опыта, достижений науки и техники. Важную организационно-методическую помощь ОВД оказывают добровольным народным дружинам и другим общественным формированиям, участвующим в охране общественного порядка; они проводят большую организационно-массовую работу по правовому обучению, пропаганде среди населения правовых актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность. 

Материально-технические операции носят вспомогательный характер. С их помощью обеспечивается процесс  деятельности органов внутренних дел. Материально-технические операции заключаются в осуществлении делопроизводства, в обеспечении аппаратов и служб средствами оргтехники, в составлении справок, сводок, отчетов и т.п. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

После детальнօгօ анализа выбраннօй темы неօбхօдимօ пօдвести краткий итօг, завершающий данную рабօту. В хօде выпօлнения рабօты были выпօлнены все пօставленные цели, сфօрмулирօванные в части введения.

Итак, правовая законность - фундаментальный принцип теории правового государства, представляющий собой строгое и неуклонное осуществление (добросовестного исполнение, точного соблюдение, справедливого применение) органами государственной власти, организациями, учреждениями, предприятиями, общественными объединениями и должностными лицами правовых норм, признаваемых и одобряемых большинством населения. Развитие юридических гарантий правовой законности в условиях формирования правового государства предлагает расширение предметной стороны законности, увеличение количества субъектов и совершенствование нормативной базы законности.

Необходимо создать надежный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов  внутренних дел, предполагающий совершенствование  не только теоретических разработок, но и принятие законов, регламентирующих внутриведомственный контроль за соблюдением законности сотрудниками органов внутренних дел.

Основными путями повышения эффективности  функционирования системы обеспечения  прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел являются:

-корректировка концепции государственной  политики в отношении прав  личности и борьбы с преступностью; 

-совершенствование нормативно-правовой  базы;

-расширение демократических основ  работы органов внутренних дел;

-совершенствование условий службы;

-повышение профессиональной культуры  сотрудников органов внутренних;

-укрепление служебной дисциплины  личного состава органов внутренних  дел; 

-повышение их ответственности  перед обществом и государством  за выполнение всех требований  законности;

-проведение комплекса мер, направленных  на оптимизацию организационной  структуры системы органов внутренних  дел, исходя из их функционального  назначения в рассматриваемой  системе.

Говоря о роли государства, следует  иметь в виду, что права человека не следует понимать как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую социальную ценность, если обеспечены условиями жизни. Кроме прочего требуется не только провозгласить в Конституции и других нормативных правовых актах права человека, но и Материализовать их, чтобы они стали действительно благом. В данном случае роль государства не просто является важной, но, пожалуй, самой главной и самой существенной.

Органы внутренних дел  занимают важное место в механизме  государственно-правового обеспечения прав и свобод личности как один из основных правоохранительных органов. Их полномочия многообразны, но не безграничны, т.к. обусловлены компетенцией органов внутренних дел, в соответствии с которой эти органы осуществляют административно-правовую, оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную деятельность, поэтому обеспечение прав и свобод личности всегда должны находится в центре их внимания.

Кроме того, органы внутренних дел выполняют большой объем  работы по социальному обслуживанию населения (паспортно-визовая, учетно-регистрационная, разрешительная и другие службы), которая непосредственно направлена на обеспечение прав человека.

Степень обеспеченности прав и свобод личности органами внутренних дел зависит напрямую от состояния обеспеченности социальной и правовой защиты сотрудников этих органов. Сегодня эта проблема хотя и достигла состояния напряженности, но остается в тени общих государственных проблем.

Всестороннее изучение причин нарушений  законности позволяет определить меры, направленные на ее укрепление и усиление охраны прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел. По нашему мнению, таковыми являются меры: по совершенствованию нормативного регулирования; по совершенствованию структуры и системы управления; по улучшению работы с кадрами; по совершенствованию связей с общественностью.

Только комплексный подход к  решению проблем прав человека, формированию нормативной правовой базы правозащитных институтов и активной деятельности всех институтов политической системы общества, при повышении правовой активности граждан позволит ликвидировать некоторые существующие пробелы в функционировании механизма государственно-правового обеспечения прав и свобод личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: Изд-во «Проект», 2008.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 13.02.2009).
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.12.2008).
  5. Федеральный Конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (ред. от 07.03.2005).
  6. Федеральный Закон от 06.02.1997 №27-ФЗ (ред. от 08.04.2008) «О внутренних войсках Министерства Внутренних Дел Российской Федерации».
  7. Федеральный Закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 09.02.2009).
  8. Федеральный Закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (ред. от 26.12.2008).
  9. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»(ред. от 26.12.2008).
  10. Андронова, И. В.Проблемы формирования правового государства в современной России как важнейшего фактора становления гражданского общества//Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная сер. Естественнонаучная сер.-Самара, 2007.-№3.
  11. Анохин Ю.В.Государственно-правовое обеспечение прав и свобод личности.-Барнаул: БЮИ МВД России, 2008.
  12. Арзамасов Ю. Г.Теория ведомственного нормотворчества.-М.: Изд-во Соврем. гуманитар. ун-та, 2005.
  13. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб.для вузов.-М.: Изд-во «Юнити-Дана», 2007.
  14. Берекашвили Л.Ш.Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов.-М.: Изд-во «Щит-М», 2007.
  15. Берекашвили Л.Ш.Обеспечение прав человека и законности в деятельности правоохранительных органов.-М.: Изд-во «Щит-М», 2007.
  16. Бутылин В.Н.Теория государства и право.-М.: Изд-во «Форум»,2008.
  17. Глухарева Л.И. Права человека в современном мире.-М.: Изд-во «Юристь», 2007.
  18. Жданова И.Защита прав и свобод человека и гражданина//Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность.-Барнаул, 2007.-Вып. 3.
  19. Зорькин В.Социальное государство в России: проблемы реализации//Сравнительное конституционное обозрение.- 2008.-№1.
  20. Керимов Д.А. Методология права.-М.: Изд-во «Кнорус», 2006.
  21. Коломийцев В. Ф.Демократия - это гражданское общество и правовое государство//Гражданин и право.-№ 4.-2008.-С.3-5.
  22. Колпаков Н. Разделение властей в современном Российском государстве//Конституционное и муниципальное право.-2005.-№2.
  23. Краснов М.А.Перспективы правового государства в России//Общественные науки и современность.-М., 2003.-№2.
  24. Лазарев В.В. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел.-М.: Изд-во «Кнорус», 2006.
  25. Лукашева Е.А. Права человека.-М.: Изд-во «Дашко и К», 2005.
  26. Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории права.-М.: Изд-во «Норма», 2004.
  27. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.-Саратов, 2006.
  28. Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел.-Волгоград, 2006.
  29. Симаков К. А.Личность, гражданское общество, правовое государство//Гражданин и право.-№ 4.-2007.
  30. Соловей Ю.П. Административное право России.-М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007.
  31. Сухарев А.Я. Права человека и правозащитная деятельность государства//Права человека в России и правозащитная деятельность государства.Материалы Всероссийской научно-практической конференции.-СПб., 2007.
  32. Толкачев К.Б.  Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан.-Уфа, 2006.
  33. Халиков А. Н.Правовые основы оперативно-розыскной деятельности.-М.:Изд-во «Юрлитинформ», 2007.
  34. Хлопушин С. Н.Правовое государство в России//Гражданин и право.-№ 7.-2007.
  35. Черненко А.Г. Общероссийская национальная идеология и развитие федерализма в России.-СПб., 2004.
  36. Чиркин В.Е. Президентская власть//Государство и право.-2007.-№4.
  37. Шабров О.Ф. Политическая система: структура, типология, устойчивость.-М.: Изд-во «Дрофа», 2002.
  38. Шадрин В.С.Обеспечение прав личности при расследовании преступлений.-М.: Изд-во «Кнорус», 2005.

Информация о работе Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства