Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71

Файлы: 1 файл

Роль и место органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с компетенцией на органы внутренних дел возложено осуществление довольно широкого круга задач. В качестве основных задач милиции выступают следующие: обеспечение общественной и личной безопасности граждан и охрана общественного порядка (Закон РФ «О милиции», Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Федеральный закон «Об оружии» и др.). Объектами личных прав в этой сфере деятельности милиции выступают такие индивидуальные блага, как жизнь человека, его здоровье, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, предметов частной собственности; защита прав и свобод гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений; раскрытие и расследование преступлений и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда (Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности») и др.

Таким образом, роль органов внутренних дел в механизме  правового обеспечения прав и свобод личности заключается в обеспечении реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан в пределах своей компетенции определенной законодательством.

Общепризнанными формами осуществления полномочий органами внутренних дел являются правовая или юридическая (нормотворчество и правоприменение) и организационная.

В данном параграфе я рассмотрю  правовую форму обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства

Исходя из того, что основная нагрузка по обеспечению реализации прав и свобод граждан возлагается на органы исполнительной власти, прежде всего на министерства и ведомства, в том числе на Министерство внутренних дел Российской Федерации, важная роль отводится ведомственному нормотворчеству.

Ведомственные нормативные правовые акты МВД России регулируют создание, реорганизацию деятельности подразделений  органов внутренних дел, а также легализируют функции конкретных служб по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, по обеспечению разрешительной системы, безопасности дорожного движения, регистрационного учета, оформления гражданства, выхода из гражданства и т.д. Деятельность органов внутренних дел в указанных сферах правового регулирования направлена, прежде всего, на обеспечение прав и свобод личности37.       

Но, признавая важное значение ведомственного нормативного регулирования в рассматриваемой области, по верному утверждению Ю.Г. Арзамасова, нельзя не заметить и негативных сторон нормативных актов министерств и ведомств. Не всегда эти акты являются образцом законности, нередко в них содержатся нормы, ограничивающие законные права и интересы граждан38. Поэтому Министерством внутренних дел России издаются нормативные акты с более отчетливым отражением проблемы соблюдения законности и одновременно прав и свобод граждан, норм профессиональной этики при отправлении должностных полномочий. Так, Приказ МВД России «О мерах по обеспечению законности в органах внутренних дел Российской Федерации и укреплению собственной безопасности» ориентирован именно на укрепление законности в работе личного состава органов внутренних дел и создание условий, обеспечивающих ее соблюдение.

В процессе нормотворческой деятельности в органах внутренних дел принимаются  ведомственные акты, направленные на профилактику нарушений прав и свобод личности, а также акты, регулирующие вопросы правового положения лиц, задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы во взаимосвязи с режимом их содержания.

Таким образом, нормотворчество как  форма осуществления полномочий органами внутренних дел является важным средством обеспечения прав и свобод личности в форме издания, переработке и отмены нормативных предписаний, регулирующих сферу правоприменительных отношений.

Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел, в том числе по обеспечению прав и свобод личности, является правоприменение. Применению норм права органами внутренних дел присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее градацией на регулятивную и охранительную. Наряду с этим правоприменению органов внутренних дел свойственны отличительные качества, обусловленные особенностями объекта воздействия, содержания функций, методов их осуществления, что выражается в большей право охранительной ориентации применения правовых норм39.

Основным видом работы органов  внутренних дел в механизме обеспечения  прав и свобод личности является их правоохранительная деятельность; предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.

Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также «устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан»40.

Поэтому основное назначение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности, заключается в предотвращении нарушений прав и свобод и устранении препятствий на пути их реализации. Важная роль здесь отводится именно профилактике нарушений нрав и свобод граждан, в которой органы внутренних дел занимают ведущее место, т.к. именно на них возложена непосредственная обязанность по борьбе с преступностью. Профилактика преступлений и иных правонарушений относится к числу приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Помимо правоохранительной важным направлением деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности является правозащитная. Защита выражается в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами поведения, применению санкций и мер принуждения в случае совершения правонарушения. Осуществляя защиту прав и свобод личности, органы внутренних дел вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям режима реализации прав и свобод граждан. В ряде случаев, исходя из целевого назначения защиты, органы внутренних дел в случае нарушения прав и свобод личности на основе правовых средств воздействия осуществляют восстановление нарушенного права.

Важным моментом в процессе обеспечения  прав и свобод личности является факт полного восстановления тех благ и жизненно важных интересов, которые  были ущемлены в результате совершения правонарушения. Проблема восстановления нарушенных, прав имеет важное научное и практическое значение. Ее невозможно решить без эффективной деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, судов, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, без достаточно продуманного и совершенного законодательства, отвечающего условиям правового государства.

Основными направлениями деятельности органов внутренних дел по обеспечению  прав и свобод личности являются административно-правовая, оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.

Административно-правовая деятельность органов внутренних дел занимает одно из ведущих мест в комплексе правовых средств обеспечения прав и свобод личности. Эта деятельность многообразна, основными ее видами являются: охрана общественного порядка; производство по делам об административных правонарушениях; административно-правовая профилактика правонарушений; охрана имущества на основе договоров; осуществление разрешительной системы; охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление паспортно-регистрационной системы; контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан41.

Правовую основу административно-правовой деятельности подразделений органов внутренних дел составляют Конституция Российской Федерации,  Закон РФ «О милиции», Закон РФ «О милиции общественной безопасности» и другие нормативные правовые акты.

Важное место в системе административно-правовой деятельности органов внутренних дел  по обеспечению прав и свобод личности занимает служба участковых уполномоченных милиции. Основное направление этой деятельности сосредоточено на профилактике правонарушений в целях обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступлений и административных проступков, а также раскрытие преступлений и оказание помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и общественным объединениям в осуществлении их прав и законных интересов. Поэтому, как справедливо указывается в литературе, «должностное положение предопределяет универсальный характер служебных обязанностей участковых уполномоченных милиции, требует от них умения использовать в своей работе не только необходимый арсенал милицейских средств, но и психолого-педагогические навыки, житейский опыт, знания уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и административного законодательства».

Одним из приоритетных направлений  деятельности участковых уполномоченных милиции по обеспечению прав и свобод граждан является индивидуально-профилактическая работа с лицами, склонными к совершению правонарушений, исходя из антиобщественной направленности их образа жизни.

Большое значение в административно-правовой деятельности органов внутренних дел отводится профилактике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности. Государство, признавая важность и актуальность этого направления работы, в качестве приоритетных целей и задач своей деятельности по обеспечению защиты и развития детей, их конституционных прав и свобод, разрабатывает программы, направленные на оказание социальной помощи детям в Российской Федерации. Значимость этой проблемы объясняется тем, что в настоящее время в России проживает около 40 млн детей, что составляет более 25% общей численности населения страны. Но особая тревога вызвана ростом безнадзорности среди детей и подростков и повышением числа совершенных ими правонарушений. В среднем ежегодно но стране несовершеннолетними совершается более 200 тыс. преступлений, при этом отмечается увеличение количества подростков, совершающих противоправные деяния42.

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают  участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также в профилактике детской безнадзорности. В этих целях подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественные действия или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния. Кроме того, органы внутренних дел осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск; участвуют в подготовке материалов в отношении несовершеннолетних для рассмотрения возможности помещения их в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей.

Однако, несмотря на принимаемые органами внутренних дел усилия по профилактике правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности, эта проблема остается острой для нашего общества. Причин тому несколько: во-первых, безразличие общества и государства к проблеме преступности несовершеннолетних и детской безнадзорности; во-вторых, отсутствие государственной социальной программы по охране детства и прав ребенка; в третьих - отсутствие воспитательного воздействия на несовершеннолетних, склонных к совершению противоправных деяний в общеобразовательных учреждениях; в четвертых, слабый уровень взаимодействия различных структур, обеспечивающих профилактическую деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и детской безнадзорности и др.  Важным   участком   административно правовой   деятельности  органов внутренних дел является обеспечение безопасности дорожного движения, направленное на профилактику и предупреждение нарушений правил дорожного движения и дорожно-транспортных происшествий в установленном законом и иными нормативными правовыми актами порядке.

В этих целях служба государственной инспекции безопасности дорожного движения должна осуществлять надзор за техническим состоянием автомототранспорта, вести пропаганду правил дорожного движения, учет автомототранспортных средств, дорожно-транспортных происшествий, организовывать проведение экзаменов на право управления транспортным средством, осуществлять выдачу водительских удостоверений, следить за безопасностью движения в населенных пунктах и т.д. В соответствии с этими направлениями деятельности в аппарате ГИБДД образованы структурные подразделения: дорожно-патрульной службы, технического надзора, пропаганды и агитации по безопасности дорожного движения, а также подразделения по реализации регистрационно-экзаменационных, организационно-инспекторских и иных функций.

Правовой основой деятельности подразделений государственной  инспекции безопасности дорожного  движения наряду с общими нормативными актами, регламентирующими правовое положение органов внутренних дел, является Федеральный закон «О безопасности дорожного    движения», а также ведомственные нормативные акты.

Данная сфера административной правовой деятельности органов внутренних дел требует особого пристального внимания. Объясняется это тем, что по-прежнему остается высоким уровень травматизма и смертности граждан в результате дорожно-транспортных происшествий, не изжиты случаи взяточничества, неправомерных действий, нарушающих права и свободы граждан, а в ряде случаев и унижающих честь и достоинство личности со стороны сотрудников ГИБДД.

Таким образом, основными направлениями  деятельности подразделений государственной инспекции безопасности дорожного движения должны быть целенаправленные мероприятия по обеспечению безопасности, прав и свобод

личности и исключению из практики фактов противоправного поведения со стороны сотрудников органов внутренних дел.

Одним из приоритетных направлений в административно-правовой деятельности органов внутренних дел является профилактика преступлений посредством применения мер административного воздействия. Как справедливо отмечал   профессор   Ф.Е.   Колонтаевский,   применение   административно-правовых мер к лицам, совершившим правонарушения, служит эффективным средством предупреждения со стороны этих лиц преступлений. Однако такой подход вызывает и нарекания. Так, по мнению Р.А. Журавлева, безграничное расширение административной ответственности не является и не может быть панацеей для укрепления правопорядка и предупреждения преступности. По мнению автора, значительное увеличение за последние три года (на несколько миллионов человек) числа лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения, не оказало позитивного влияния на состояние преступности (ее рост за этот период превысил 20%). С подобной точкой зрения; можно согласиться отчасти, так как, несомненно, должны быть разумные пределы административно-правового воздействия как меры предупреждения преступлений. С другой стороны, если бы не было столь активной профилактической работы, показатели роста преступности могли быть и выше.

Информация о работе Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства