Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71

Файлы: 1 файл

Роль и место органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

Основные признаки правового государства  - «подзаконность» органов государственной власти и лиц, ее осуществляющих, взаимная ответственность государства и личности, разделение властей, единство естественного и позитивного права и связанная с этим тенденция сближения права и морали - составляют правовое «содержание» современного Российского государства, оказывают влияние на его организацию и функционирование. Поиск новых юридических форм и специального правового инструментария для совершенствования механизма демократического правового государства - обязательное условие позитивного развития его институтов, политической и правовой культуры его граждан.

Права человека нельзя обеспечить в  полном объеме без коренной модернизации общественного производства, кардинальной реконструкции политической системы. Только в этом случае можно создать условия для полной и всесторонней реализации человеческой личности. Коренное изменение государственной политики в области прав человека, совершенствование прав и свобод личности - это одна из стратегических линий реформирования политической системы, развития ее в направлении более полного осуществления самоуправления народа на основе активного и действенного участия граждан в решении вопросов государственной и общественной жизни. 

Реформа политической системы, признающая безусловный приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими, в том числе классовыми, позволяет по-новому подойти к анализу самой природы прав человека, соотношению норм внутригосударственного и международного права в процессе их peгламентации. Это требует принципиально новых подходов к решению всех вопросов правового положения личности, взаимоотношений гражданина с государственной властью. Безусловно, нелегко отказываться от складывающихся десятилетиями представлений о государственной власти как единственном источнике и главном гаранте прав личности18.

Первоочередная обязанность государства по отношению к своим гражданам состоит в том, чтобы обеспечить их безопасное существование, оградить от каких бы то ни было посягательств на права и свободы. Только на этой основе возможно создание подлинного правового комфорта личности, придание нового качества правам российского гражданина и их гарантиям19.

Среди важнейших направлений обновления правового положения гражданина, которые имеют перспективное, стратегическое значение, можно выделить следующие. Во-первых, создание эффективного конституционного механизма преодоления отчуждения личности от власти, обеспечение максимальных возможностей для развития самоуправленческих начал во всех сферах жизни. Вместе с тем совершенствование политико-правового статуса граждан, «обеспечение правового комфорта личности это не только правовые задачи. Главное препятствие на пути к развитию политической активности, обеспечению подлинного правового комфорта коренится в экономических отношениях, в материальных условиях существования граждан. Российский гражданин не обладает чувством экономического достоинства вообще20. Тотальное огосударствление   экономики,   утверждение   административно-командных методов управления привели к отчуждению личности от собственности и результатов труда, к свертыванию товарно-денежных отношений, основанных на требовании экономической независимости и формально-юридического равенства их субъектов. В условиях, когда человек является решающим фактором в осуществлении хозяйственной реформы, в преодолении анонимности отношений собственности особую актуальность и важное политическое значение приобретает (разработка   новой   модели   правового   положения   личности   в социально-экономической сфере. В этом - второе стратегическое направление развития правового статуса российских граждан в условиях политической реформы.

В-третьих, определяя перспективные  направления развития прав и свобод личности в условиях политической реформы, законодатель должен в большей мере учитывать единство социальных и биологических свойств коллективистских и личностных начал в природе человека. Инстинкты самосохранения и потребность личной неприкосновенности, стремление к самовыражению и самоутверждению и т.д. - все это характерно для личности как члена человеческого общества независимо от классово-политических характеристик последнего. И это должно учитываться во всех отраслях законодательства.

В-четвертых, одна из важных задач  развития прав человека - создание режима подлинного равноправия граждан. Социальная коррозия, приобретшая внушительные масштабы в застойный период, привела к грубейшим отступлениям от требований равноправия и социальной справедливости, многочисленным нарушениям принципа равенства граждан перед законом. Все это оказало сильнейшее деформирующее воздействие на личность. В Конституции Российской Федерации права и свободы человека объявлены высшей ценностью и должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и. исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием. Конституционные нормы о пpaвax и свободах человека в достаточной мере соответствуют международным стандартам21.

Осуществление демократических преобразований в обществе немыслимо без развития системы обеспечения организационно-правовых средств защиты прав и свобод граждан. Определяя основные направления совершенствования организационно-правовых средств защиты прав человека, следует отметить, что в данной области недопустима абсолютизация государственных средств; наиболее целесообразно сочетание государственных и общественных начал в правозащитном механизме. Это тем более важно, если учесть, что во многих случаях нарушают права и свободы именно государственные органы22.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Субъекты обеспечения  прав и свобод человека и  гражданина и построения правового государства

 

Всестороннее обеспечение прав и свобод личности связано с необходимостью создания в России полноценного общества, основными элементами которого являются гражданское общество и правовое государство. Эти идеи сегодня доминируют в общественном сознании и во взглядах российской политической и интеллектуальной элиты. Основные принципы организации гражданского общества и правового государства, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, должны стать компонентами общероссийской национальной идеологии, выражающей стремление к признанию прав человека и гражданина к высшей ценностью. Однако наполнение этих принципов конкретным содержанием, их практическое воплощение в жизнь сопровождается рядом трудностей, связанных в значительной степени с недостаточным пониманием того, как эти принципы должны быть адаптированы к условиям современной российской действительности, национальным и социокультурным особенностям народов России, их историческому опыту и традициям23.

По существу вся сложность процесса преобразований в России как бы фокусируется в многоплановой задаче формирования концептуальных основ обеспечения прав и свобод личности, являющейся и условием, и целью российского реформирования. Но надо сказать, что проблемы создания государства справедливости для всех и каждого волновали лучшие умы человечества всех времен и народов.

К сожалению, следует отметить, что  российское государство на современном  этапе показало свою неспособность  обеспечить в полном объеме правовую защиту личности. Разгул преступности, рост правового нигилизма, правовой незащищенности всех и каждого в отдельности - эти и другие обстоятельства ставят не только острые политические, социальные, экономические, но и научно-правовые проблемы, требующие своего решения. Отсюда объективно вытекает потребность в определении основных параметров обеспечения общественной безопасности, защищенности каждого человека, отвечающих реалиям сегодняшнего дня и учитывающих основные тенденции развития общества и государства, смещение их ценностных ориентации и установок в сторону свободной экономики, гражданского общества и правового государства. И здесь важно более продуктивно осмыслить современное состояние нашего государства, критически оценить сделанное и определить реальные возможности.

Несомненным остается одно: государство - главный источник и олицетворение власти. Без него утратили бы смысл всякая политическая деятельность24.

В основу организации и деятельности государства в сфере обеспечения прав и свобод личности заложен принцип разделения властей как один из основополагающих принципов организации государственной власти. 

Идея создания государственного механизма, исключающего сосредоточение власти в одних руках, была популярной в XVII - начале XX вв. Согласно учениям каждая из ветвей в государстве (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть самостоятельной, иметь свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. Вместе с тем в это же время пропагандировалась идея верховенства законодательной власти над другими.

Относительно верховенства какой-либо власти важно подчеркнуть, что в

обстановке постоянно меняющейся политической ситуации баланс властей  в демократических государствах характеризуется динамизмом, относительно высокой степенью подвижности. В различные периоды современной истории он не оставался неизменным, а, напротив, постоянно менялся.

В современном российском обществе принцип разделения властей получил конституционное закрепление. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ «единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ». Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 10 Конституции  РФ «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

В публикациях высказывается точка  зрения о том, что тремя основными «ветвями власти», даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов не ограничивается. В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Конституционное собрание, Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы финансового контроля (Счетная палата РФ и аналогичные региональные органы), омбудсманы (Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ)25.

По нашему мнению, вряд ли уместно  говорить о перечисленных органах  как о самостоятельных ветвях власти. Это действительно звенья основных «ветвей власти». При этом нет необходимости говорить о недостатках теории права и государства в соотношении с конституционной практикой системы органов государственной власти или же об обладании этими органами особым статусом, или о наличии «органов президентской власти» и «особой группы государственных органов прокуратуры»26.

Hа наш взгляд, о каких бы ответвлениях государственной власти не шла речь, все они вписываются в классическую схему теории разделения властей (законодательная, исполнительная и судебная).

В области обеспечения прав и  свобод личности Президент РФ обладает широкими полномочиями. Причем в этом случае, с нашей точки зрения, он имеет приоритетные возможности, обеспечивая «согласованное функционирования и взаимодействие органов государственной власти» (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Содержание этой деятельности отчетливо выражено в присяге, приносимой им народу при вступлении в должность (ч. 1 ст.. 82 Конституции РФ)2. В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент России является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Функцию гаранта он реализует как непосредственно в своей деятельности, так и как субъект, обладающий правом законодательной инициативы, а также в процессе издания указов, направленных на обеспечение прав личности27.

Необходимо отметить, что в соответствии с положениями Конституции РФ на Президента не возлагается обязанность по охране или защите с последующим восстановлением прав и свобод граждан, т.к. это сфера деятельности иных специализированных органов, а Президент призван обеспечить условия, способствующие реальному воплощению прав и свобод личности в повседневную действительность. 

При этом следует иметь в виду, что Конституция не содержит указаний  на то, в каких формах должна осуществляться правообеспечительная деятельность. В настоящее время при Президенте РФ созданы Администрация, Совет безопасности, институт федеральных уполномоченных, Комиссия по правам человека, которые призваны быть эффективным механизмом, определяющим участие Президента в руководстве обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 

Важное значение для обеспечения прав и свобод личности в Российской  Федерации имеет Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации, созданная в 1993 г., и компетенция которой определена Положением.

Комиссия по правам человека при  Президенте Российской Федерации является совещательным и консультативным органом при Президенте Российской Федерации, содействующим реализации главой государства его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина, признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 

Одной из основных задач Комиссии является содействие Президенту в осуществлении своих полномочий как гаранта основных прав и свобод человека. В основе ее деятельности сосредоточены вопросы, связанные с рассмотрением жалоб граждан, а также расследование случаев систематических и грубых нарушений основных прав и свобод российских граждан. По исследуемым фактам Комиссия принимает рекомендации и заключения, которые направляет в  соответствующие государственные органы для решения вопроса по существу в соответствии с их компетенцией28.

Основные направления деятельности Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан определены в учредительных документах и состоят из функций и задач этого органа. Основными функциями Управления являются: обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации; информационно-справочная работа, связанная с обращениями граждан; анализ обращений граждан, адресованных Президенту Российской Федерации, и подготовка соответствующих докладов; информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности Администрации Президента Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан.

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти обусловлены его конституционным  статусом как главы государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Поэтому речь идет о его конституционных полномочиях в области обеспечения прав и свобод личности. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы исполнительской дисциплины, согласованного взаимодействия государственной власти и разнообразных форм государственного контроля, включая и президентский.

Информация о работе Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства