Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71

Файлы: 1 файл

Роль и место органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В целом органы прокуратуры играют важную роль в структуре механизма государственно-правового обеспечения прав личности, осуществляя надзор за  точным и единообразным исполнением законов. Специфическая особенность деятельности прокуратуры состоит в том, что с одной стороны, она призвана  обеспечивать права и свободы личности, основанных на принципах законности, а с другой - в процессе осуществления своих полномочий обязана сама строго соблюдать предписания юридических норм, регулирующих ее деятельность.

В российских условиях прокуратура  принимает меры к установлению и устранению выявленных фактов нарушений законности, от кого бы они ни исходили. .

Ведь надзор - это, прежде всего, наблюдение с целью присмотра, принудительного  контроля. Осуществляемый в плановом порядке прокурорский надзор за соблюдением законности и обеспечением прав личности выступает важным профилактическим средством, которое, безусловно, способно сократить количество «имеющихся сведений и поступивших сообщений» о нарушениях законности и прав человека. К сожалению, значение термина «надзор» в последнее время урезано до того, что под ним, в основном, понимается только ответная реакция прокуратуры.

Роль  прокуратуры в становлении и  развитии демократического правового  государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий элемент обеспечения прав и свобод личности в системе разделения и взаимодействия ветвей государственной власти. При этом, конечно же, прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы и их должностные лица сами выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению прав личности и контролю за исполнением нормативных правовых актов всеми органами, должностными лицами и гражданами, на которые распространяется их компетенция31.

Таким образом, прокурорский надзор призван  быть наиболее эффективной формой государственного контроля за исполнением законов, существен-, ным элементом контрольной функции  государства. На прокуратуру как  единую централизованную, независимую систему органов при осуществлении своих Полномочий возложена обязанность выполнять надзорную функцию. В соответствии со ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящих и Генеральному прокурору Российской Федерации. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

Вообще  мы считаем, что в целях обеспечения  прав человека важно, чтобы в государстве, в первую очередь, выдерживался принцип равенства властей как система их сдержек и противовесов в демократическом правовом государстве.

Реальное обеспечение прав и  свобод личности юридическими средствами выступает важнейшей задачей для современной России. Ее решение требует больших усилий со стороны государства, совершенствования форм и способов его взаимодействия с личностью и обществом. Несомненно, что главенствующую роль в этом призваны сыграть суды.

Основные  задачи, стоящие перед Российским государством, в конечном счете, являются общими для всех ветвей власти. Об этом красноречиво свидетельствуют положения Конституции РФ, где провозглашено, что признание,  соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В настоящее время в нашей  стране существует много средств, чтобы обеспечить права граждан. Однако следует отметить, что эти права еще очень часто нарушаются, а представленные способы их охраны и защиты не всегда достаточно эффективны, т.к, они не акцентируются исключительно на охране и защите прав человека и гражданина. Как следствие, возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, обеспечивающих права личности.

Таким образом, процессы происходящие в настоящее  время в России, требуют совершенствования  старых и создания новых правовых механизмов, ориентированных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, на установление деловых и конструктивных отношений с органами государственной власти. Эти процессы способны дать мощный толчок для активного поиска различных правовых инструментов, методов, средств обеспечения прав и свобод, чести и достоинства личности.

Действенное обеспечение прав личности невозможно без резкого улучшения  качества работы государственного аппарата. Далеко не всегда гражданин может  безболезненно, в короткие сроки  восстановить свое нарушенное право, защитить свой законный интерес. И дело тут не только в несовершенстве правовой базы, в недостатках функционирования судебных органов. Защита прав личности - обязанность абсолютно всех государственных и муниципальных органов. Каждая из систем государства обязана защищать права граждан в рамках своих конституционных задач присущими им методами32.

В заключение главы можно сделать ряд выводов. Итак, осуществление преобразований предполагает формирование новой модели обеспечения прав и свобод личности, создание эффективного конституционного механизма преодоления отчуждения гражданина от власти и собственности. Достижение этих целей предполагает всесторонний, комплексный подход к обеспечению прав человека в Российской Федерации. Он должен найти воплощение в реализации общеобязательных для демократического общества нормативных начал государственной и общественной жизни, к которым относятся:

1) Безусловное верховенство Конституции и закона в регламентации прав и свобод личности, недопустимость конкретизации и «уточнения» основных прав и свобод в ведомственных и иных подзаконных актах;

2) Презумпция первенства интересов человека, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими, в том числе классовыми;

3) Отказ от разрешительной системы регламентации правового положения -личности, переход к взаимоотношениям гражданина с политической властью на  основе принципа «дозволено все, что не запрещено законом»;

4) Взаимная ответственность государства и гражданина, установление 'конкретных форм юридической ответственности государственных органов и должностных лиц за неисполнение обязанностей перед личностью; 

5) Равноправие граждан во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни, недопустимость каких-либо привилегий; 

6) Полнота и всесторонность правового регулирования положения личности, максимальный учет на правовом уровне органического единства в человеке;  

7) Единство прав и обязанностей сторон;

8) Взаимная ответственность государства и личности; 

9) Общедоступность государственных и общественных средств охраны и  

защиты прав и свобод личности. 

Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и формирование правового государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение среди которых приобретает развитие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что в современный период эти задачи могут быть осуществлены в следующих направлениях: 

-обеспечение первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- создание конкретной, соответствующей конституционным правам и свободам граждан, реально существующей и законодательно закрепленной системы средств и условий обеспечения политической, экономической и социальной защищенности граждан Российской Федерации; 

- совершенствование содержания действующих конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации;

-применение разработанных в последнее время принципиально иных подходов как к международному сотрудничеству в области прав человека, так и  решению внутригосударственных проблем в данной сфере;

-совершенствование организационно-правовых средств органов исполнительной власти нашего государства в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

  -реализация обязанности государства признавать, соблюдать и защищать управа и свободы человека, установленные Конституцией Российской Федерации;

-развитие системы государственного контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению  прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства

 

2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства

 

В  структуре деятельности любого государственного органа вопросы обеспечения прав и свобод граждан занимают значительное место, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не входит в круг основного содержания деятельности большинства органов, а подчинено выполнению конкретных задач, являясь одним из условий, способствующих нормальному функционированию государственного органа и достижению поставленных целей.

Среди всего разнообразия различных  органов существуют специальные, которые образованы для защиты граждан от преступных посягательств, обеспёчения законности, правопорядка и общественной безопасности. Традиционно данные органы называют правоохранительными33.

Правоохранительные органы тесно  взаимодействуют между собой, специализируясь на решении конкретных задач. Сюда входят обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений, проведение в жизнь правил паспортной системы, обеспечение соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др34.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. Неукоснительное  следование юридическим предписаниям служит надежной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны прав и свобод граждан. В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции Российской Федерации. На суды Конституцией возложено осуществление правосудия, на прокуратуру - высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми государственными органами, местными представительными органами, органами исполнительной власти, управления и контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

В механизме правового обеспечения прав личности правоохранительные органы, дополняя друг друга, образуют систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации личных конституционных прав и свобод. В рамках этой системы значительный объем работы выполняют органы внутренних дел - федеральные исполнительные государственные органы, которым поручена организация непосредственной работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан, защите прав и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.

В основе конституционного принципа организации и деятельности Министерства внутренних дел заложено отнесенное Конституцией к прерогативе Правительства проведение мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью»35.

Сфера внутренних дел имеет сложную структуру. Разнообразие общественных отношений предопределяет различия в:

а) видах деятельности (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная и др.);

б) составных частях системы органов внутренних дел (милиция, органы предварительного следствия и др.);

в) распределении компетенции между службами и структурами (служба охраны общественного порядка, уголовный розыск, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.);

г) формах, методах и способах их работы36.

К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел России, министерства внутренних дел республик, входящих в состав Российской Федерации, управления (главные управления) и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации (краев, областей, автономных округов, городов федерального значения), а также городов, районов и городских районов (административных округов).

Возможности органов внутренних дел  в механизме правового обеспечения  прав личности небезграничны. Они обусловлены  их компетенцией, к которой относятся права и обязанности, установленные правовыми актами, регламентирующими деятельность органов внутренних дел. Поэтому при определении компетенции важно подчеркнуть правовую природу полномочий органов внутренних дел. Содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, обеспечения прав и законных интересов граждан, государственных интересов и др.

Компетенция определяется общими типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые выделяют круг прав и обязанностей ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, компетенция милиции определяется законом «О милиции», внутренних войск МВД России - законом «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» и др.

В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются  Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, актами Министерства внутренних дел России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах в органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

Информация о работе Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства