Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:15, курсовая работа
Цель выпускной квалифицированной работы заключается в комплексном теоретическом изучении роли и места органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод человека, гражданина и формировании правового государства в России.
Достижение поставленной цели обусловило решение целого ряда конкретных задач:
1. Рассмотреть понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства
2. Проанализировать субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства
3. Изучить правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
4. Рассмотреть организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общая характеристика правового государства…………………..6
1.1 Понятие и сущность прав и свобод человека, гражданина и правового государства………………………………………………………………………..6
1.2 Субъекты обеспечения прав и свобод человека и гражданина и построения правового государства……………………………………………..23
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства………………………………………………………....42
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства………………………………………….….42
2.2 Организационные формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства……………………………..62
Заключение………………………………………………………………….……68
Список использованной литературы…………………………………….……..71
В целом органы прокуратуры играют важную роль в структуре механизма государственно-правового обеспечения прав личности, осуществляя надзор за точным и единообразным исполнением законов. Специфическая особенность деятельности прокуратуры состоит в том, что с одной стороны, она призвана обеспечивать права и свободы личности, основанных на принципах законности, а с другой - в процессе осуществления своих полномочий обязана сама строго соблюдать предписания юридических норм, регулирующих ее деятельность.
В российских условиях прокуратура принимает меры к установлению и устранению выявленных фактов нарушений законности, от кого бы они ни исходили. .
Ведь надзор - это, прежде всего, наблюдение с целью присмотра, принудительного контроля. Осуществляемый в плановом порядке прокурорский надзор за соблюдением законности и обеспечением прав личности выступает важным профилактическим средством, которое, безусловно, способно сократить количество «имеющихся сведений и поступивших сообщений» о нарушениях законности и прав человека. К сожалению, значение термина «надзор» в последнее время урезано до того, что под ним, в основном, понимается только ответная реакция прокуратуры.
Роль прокуратуры в становлении и развитии демократического правового государства в России определяется тем, что она представляет собой необходимый и надежно работающий элемент обеспечения прав и свобод личности в системе разделения и взаимодействия ветвей государственной власти. При этом, конечно же, прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы и их должностные лица сами выполняют возложенные на них обязанности по обеспечению прав личности и контролю за исполнением нормативных правовых актов всеми органами, должностными лицами и гражданами, на которые распространяется их компетенция31.
Таким
образом, прокурорский надзор призван
быть наиболее эффективной формой государственного
контроля за исполнением законов, существен-,
ным элементом контрольной
Вообще мы считаем, что в целях обеспечения прав человека важно, чтобы в государстве, в первую очередь, выдерживался принцип равенства властей как система их сдержек и противовесов в демократическом правовом государстве.
Реальное обеспечение прав и свобод личности юридическими средствами выступает важнейшей задачей для современной России. Ее решение требует больших усилий со стороны государства, совершенствования форм и способов его взаимодействия с личностью и обществом. Несомненно, что главенствующую роль в этом призваны сыграть суды.
Основные задачи, стоящие перед Российским государством, в конечном счете, являются общими для всех ветвей власти. Об этом красноречиво свидетельствуют положения Конституции РФ, где провозглашено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, что эти права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной ветвей власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В настоящее время в нашей стране существует много средств, чтобы обеспечить права граждан. Однако следует отметить, что эти права еще очень часто нарушаются, а представленные способы их охраны и защиты не всегда достаточно эффективны, т.к, они не акцентируются исключительно на охране и защите прав человека и гражданина. Как следствие, возникает проблема не только совершенствования уже имеющихся методов, но и создания новых инструментов, обеспечивающих права личности.
Таким образом, процессы происходящие в настоящее время в России, требуют совершенствования старых и создания новых правовых механизмов, ориентированных на реализацию прогрессивных идей в сфере обеспечения прав граждан, на установление деловых и конструктивных отношений с органами государственной власти. Эти процессы способны дать мощный толчок для активного поиска различных правовых инструментов, методов, средств обеспечения прав и свобод, чести и достоинства личности.
Действенное обеспечение прав личности невозможно без резкого улучшения качества работы государственного аппарата. Далеко не всегда гражданин может безболезненно, в короткие сроки восстановить свое нарушенное право, защитить свой законный интерес. И дело тут не только в несовершенстве правовой базы, в недостатках функционирования судебных органов. Защита прав личности - обязанность абсолютно всех государственных и муниципальных органов. Каждая из систем государства обязана защищать права граждан в рамках своих конституционных задач присущими им методами32.
В заключение главы можно сделать ряд выводов. Итак, осуществление преобразований предполагает формирование новой модели обеспечения прав и свобод личности, создание эффективного конституционного механизма преодоления отчуждения гражданина от власти и собственности. Достижение этих целей предполагает всесторонний, комплексный подход к обеспечению прав человека в Российской Федерации. Он должен найти воплощение в реализации общеобязательных для демократического общества нормативных начал государственной и общественной жизни, к которым относятся:
1) Безусловное верховенство Конституции и закона в регламентации прав и свобод личности, недопустимость конкретизации и «уточнения» основных прав и свобод в ведомственных и иных подзаконных актах;
2) Презумпция первенства интересов человека, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми другими, в том числе классовыми;
3) Отказ от разрешительной системы регламентации правового положения -личности, переход к взаимоотношениям гражданина с политической властью на основе принципа «дозволено все, что не запрещено законом»;
4) Взаимная ответственность государства и гражданина, установление 'конкретных форм юридической ответственности государственных органов и должностных лиц за неисполнение обязанностей перед личностью;
5) Равноправие граждан во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни, недопустимость каких-либо привилегий;
6) Полнота и всесторонность правового регулирования положения личности, максимальный учет на правовом уровне органического единства в человеке;
7) Единство прав и обязанностей сторон;
8) Взаимная ответственность государства и личности;
9) Общедоступность государственных и общественных средств охраны и
защиты прав и свобод личности.
Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и формирование правового государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение среди которых приобретает развитие механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что в современный период эти задачи могут быть осуществлены в следующих направлениях:
-обеспечение первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;
- создание конкретной, соответствующей конституционным правам и свободам граждан, реально существующей и законодательно закрепленной системы средств и условий обеспечения политической, экономической и социальной защищенности граждан Российской Федерации;
- совершенствование содержания действующих конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации;
-применение разработанных в последнее время принципиально иных подходов как к международному сотрудничеству в области прав человека, так и решению внутригосударственных проблем в данной сфере;
-совершенствование организационно-правовых средств органов исполнительной власти нашего государства в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
-реализация обязанности государства признавать, соблюдать и защищать управа и свободы человека, установленные Конституцией Российской Федерации;
-развитие системы государственного контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.
Глава 2. Организационно-правовые формы деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод человека, гражданина и построение правового государства
2.1 Правовые формы обеспечения прав и свобод человека, гражданина и построения правового государства
В структуре деятельности любого государственного органа вопросы обеспечения прав и свобод граждан занимают значительное место, поскольку это их важнейшая конституционная обязанность. Но решение данных вопросов не входит в круг основного содержания деятельности большинства органов, а подчинено выполнению конкретных задач, являясь одним из условий, способствующих нормальному функционированию государственного органа и достижению поставленных целей.
Среди всего разнообразия различных органов существуют специальные, которые образованы для защиты граждан от преступных посягательств, обеспёчения законности, правопорядка и общественной безопасности. Традиционно данные органы называют правоохранительными33.
Правоохранительные органы тесно взаимодействуют между собой, специализируясь на решении конкретных задач. Сюда входят обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений, проведение в жизнь правил паспортной системы, обеспечение соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др34.
Деятельность
В механизме правового обеспечени
В основе конституционного принципа организации и деятельности Министерства внутренних дел заложено отнесенное Конституцией к прерогативе Правительства проведение мер «по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью»35.
Сфера внутренних дел имеет сложную структуру. Разнообразие общественных отношений предопределяет различия в:
а) видах деятельности (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная и др.);
б) составных частях системы органов внутренних дел (милиция, органы предварительного следствия и др.);
в) распределении компетенции между службами и структурами (служба охраны общественного порядка, уголовный розыск, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.);
г) формах, методах и способах их работы36.
К органам внутренних дел относятся: Министерство внутренних дел России, министерства внутренних дел республик, входящих в состав Российской Федерации, управления (главные управления) и отделы внутренних дел субъектов Российской Федерации (краев, областей, автономных округов, городов федерального значения), а также городов, районов и городских районов (административных округов).
Возможности органов внутренних дел
в механизме правового
Компетенция определяется общими типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые выделяют круг прав и обязанностей ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так, компетенция милиции определяется законом «О милиции», внутренних войск МВД России - законом «О внутренних войсках МВД Российской Федерации» и др.
В своей деятельности все органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, актами Министерства внутренних дел России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах в органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.