Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка
1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.
общей долевой собственности со всеми вытекающими из этого последствиями.
Презумпция равенства долей при разделе общей собственности или при выделе
из нее здесь не действует.
9.Избирательная система.
Избирательная система – способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования.
Выделяют 3 вида избирательных систем:
1) мажоритарную;
2) пропорциональную
3) смешанную.
I.В основе мажоритарной избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования. Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей.
1.Мажоритарная
система абсолютного
2.Мажоритарная
система относительного
В Республике Беларусь выборы проходят по мажоритарной избирательной системе.
II.Пропорциональная избирательная система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами.
Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями, в соответствии с числом поданных за них голосов. От избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу.
Партийные списки могут быть:
-закрытые или жесткие – избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если в списке 10 кандидатур, а партия выиграла 4 места, то депутатами станут 4 первых кандидата списка (Испания, Греция, Португалия, Израиль);
-открытые списки – избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразить свое предпочтение определенному кандидату. Открытый список позволяет избирателям изменить порядок списка кандидатов, составленный партийной элитой (Италия);
-полужесткие списки – первое место, завоеванное партией, предназначено кандидату под первым номером. Остальные мандаты распределяются между кандидатами в зависимости от полученных ими преференций (Австрия, Дания);
-смешанные – избиратели голосуют за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам (Швейцария).
III.Смешанная избирательная система соединяет в себе мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. При ней одна половина депутатов парламента избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая – по пропорциональной. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос – за партийный список. Выборы проходят в один тур (в России, Германии).
10.Природоресурсное право и отношения землепользования.
Природоресурсное право состоит из шести природоресурсовых отраслей: земельного, водного, лесного, горного права, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха.
Земельное право – это система норм, регулирующих общественные отношения по поводу земли в целях обеспечения научно обоснованного, рационального использования и охраны земель, создания условий повышения их эффективности, укрепления законности в области земельных отношений.
Предмет земельного права составляют отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земли, т.е. отношения, которые складываются по поводу земли как особого объекта хозяйственной и иной деятельности.
Объектами правового регулирования земельного права выступают отношения, возникающие в связи с распределением земель между собственниками, владельцами и пользователями земли, использованием земель и их охраной.
Объектами земельных отношений являются земельные участки (их части), в том числе и земельные сервитуты.
Земельные отношения в Республике Беларусь регулируются Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле (далее Кодекс о земле), а также принимаемыми в соответствии с ними другими актами законодательства.
Земельные правоотношения – это волевые общественные отношения по поводу земли, урегулированные земельным правом. Их специфика проявляется в объекте, круге субъектов, содержании, основаниях возникновения, изменения и прекращения.
По основным институтам земельного права земельные правоотношения можно подразделить на определенные виды:
♦правоотношения земельной собственности;
♦правоотношения землевладения;
♦правоотношения землепользования, в т.ч. правоотношения земельных сервитутов и аренды земли;
♦правоотношения в области управления земельным фондом;
♦земельных охранительные правоотношения.
В соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности все земли в Республике Беларусь подразделяются на категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;
3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
11.Общая характеристика Конституции Республики Беларусь.
Структура Конституции представляет собой систему группировки конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.
Структура Конституции Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть и заключительные переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом
Преамбула
Раздел I. Основы конституционного строя
Раздел И. Личность, общество, государство
Раздел III. Избирательная система. Референдум
Глава 1. Избирательная система
Глава 2. Референдум (народное голосование)
Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд
Глава 3. Президент Республики Беларусь
Глава 4. Парламент - Национальное собрание
Глава 5. Правительство - Совет Министров Республики Беларусь
Глава 6. Суд
Раздел V. Местное управление и самоуправление
Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля
Глава 7. Прокуратура
Глава 8. Комитет государственного контроля
Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь
Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения
Раздел IX. Заключительные и переходные положения
В преамбуле весьма сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В преамбуле предусматривается, что Конституция является Основным Законом Республики Беларусь.
Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла норм Конституции.
Основная часть Конституции состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят из глав (всего восемь, глав).
В первом разделе раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и другие
Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.
Так, например, к числу личных прав и свобод Конституция Республики Беларусь относит:
право на жизнь [
обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности;
никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот, кого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность;
никто не должен принуждать давать показания и объяснения против самого себя, членов своей семьи и близких родственников;
право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе и от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство и др.
В разделе третьем
фиксируются основные положения, касающиеся
избирательной системы и
Раздел четвертый, посвященный статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. Здесь идет речь о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.
Пятый раздел касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.
В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов — Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
На органы Комитета государственного
контроля возложен контроль за исполнением
бюджета, использованием государственной
собственности и некоторые
Раздел 7 содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Важнейшее значение для определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы с учетом иерархии нормативных актов имеет раздел 8. В нем решаются вопросы действия Конституции и порядка ее изменения.
Заключительные и переходные положения помещаются в разделе IX Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. "О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь". Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить "переход" к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов [14, с. 18].
Весь текст Конституции состоит из 146 статей и ее положен необходимо трактовать в системной взаимозависимости.
Конституция является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Например, в белорусской Конституции ссылка на закон имеется около ста раз. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового регулирования. В конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.
Благодаря закрепленному
в конституции правовому