Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка
1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.
Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст.137).
Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.
Конституция, законы о внесении в нее изменений и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.
Изменения и дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.
Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.
25.Классификация правовых норм.
Виды правовых норм. Правовые нормы можно классифицировать:
1. По предмету правового регулирования: нормы конституционного права, трудового права, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые.
2.По функциональным особенностям:
-материальные – закрепляют права и обязанности субъектов права;
-процессуальные – регулируют порядок разрешения различных дел, т.е. порядок реализации норм материального права.
3. По назначению:
-регулятивные – нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей;
-охранительные – направлены
на регламентацию мер
4. По способам воздействия на общественные отношения:
-обязывающие –
-управомочивающие –
закрепляющие за субъектом
-запрещающие – содержащие для субъекта определенный запрет (запрещение присвоения найденного чужого имущества).
5. По методу правового регулирования:
-императивные – предписывают определенное поведение при соответствующих обстоятельствах (если Национальное собрание не одобрит программу Правительства, то Премьер-министр вручает заявление об отставке).
-диспозитивные – допускают
свободу поведения субъектов
отношений (сторонам предоставл
-рекомендательные
– носят характер советов,
предложений о рассмотрении
6. По юридической силе:
-законодательные – содержатся в законах;
-подзаконные – изложены в подзаконных актах.
7. По времени действия:
-временные – с определенным сроком действия (на время стихийных бедствий);
-постоянные – с
неопределенным сроком
-нормы с обратной силой.
8. По месту действия:
-действующие на всей территории государства;
-действующие на определенной территории;
-локальные – действующие
только на определенном
9. По кругу лиц:
-общие – распространяются на всех граждан (Уголовный кодекс Республики Беларусь);
-специальные – на определенный круг лиц (государственные служащие, пенсионеры, несовершеннолетние).
10. В зависимости
от способа редакционного
-прямой способ изложения
– состоит в том, что все
элементы нормы изложены в стат
-отсылочные нормы
– их структурные элементы
не располагаются в одной
-бланкетные нормы – в них недостающие части содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.
26.Функции государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, без которых существование государства невозможно.
В зависимости от продолжительности действия функции государства делятся на: -постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства; -временные – прекращают свое действие с решением определенной задачи.
В зависимости от значения: на основные и неосновные.
В зависимости от направленности на: внутренние; внешние.
Внутренние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутригосударственных задач. К ним можно отнести:
1) Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;
2) Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики;
3) Социальная – это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию уровня жизни, условий труда, быта;
4) Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры;
5) Охрана правопорядка – соблюдение прав и свобод граждан.
Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач по взаимоотношению с другими государствами:
1) оборона страны – обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности;
2) сотрудничество с другими государствами – направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений;
3) поддержание мира – это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных конфликтов.
27.Состав преступления.
Состав преступления – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.
Элементами состава преступления являются:
•Объект преступления – это нарушаемое преступлением вещественное отношение. Самостоятельно выделяется такой признак объекта, как предмет преступления.
•Объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих преступление в его внешнем проявлении. Признаками объективной стороны являются:
- деяние, совершенное
в форме действия или
- общественно опасные
- причинная связь между деянием и общественным опасным последствием;
- способ, орудия и средства совершения преступления;
- время совершения преступления;
- место совершения преступления;
- обстановка совершения преступления.
•Субъект преступления – лицо, которое совершило общественно опасное деяние. По уголовному праву субъектом преступления может быть только физическое лицо (человек, а не вещь, организация, животное и т. п.). Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает с 16-летнего возраста. За отдельные преступления, исчерпывающий перечень которых содержится в законе (например, убийство, изнасилование, грабеж), предусмотрен пониженный возраст уголовной ответственности - с 14 лет.
К уголовной ответственности могут быть привлечены только вменяемые лица.
В уголовном праве
•Субъективная сторона заключается в психическом отношении лица к совершаемому им деянию и его общественно опасным последствиям.. Признаками субъективной стороны являются:
- вина в форме умысла или неосторожности;
- мотив;
- цель.
28.Виды нормативных правовых актов.
Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З (в ред. от 01.11.2004г.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет понятие и виды нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.
В соответствии со ст.1 Закона нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Статья 2 Закона содержит исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь. К ним относятся:
Не являются нормативными правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение (ст.3 Закона).
К ненормативным правовым актам относятся:
♦распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;
♦распоряжения председателей палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь;
♦распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;
♦акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;
♦акты органов записи актов гражданского состояния;
♦иные правовые акты, не являющиеся нормативными.
29.Рабочее время и время отдыха.
Рабочее время регулируется главой 10 ТК РБ, а время отдыха – главами 11-12 ТК РБ.
Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).
Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Для работников моложе восемнадцати лет сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю. Инвалидам I и II группы – не более 35 часов в неделю.
Накануне государственных праздников и праздничных дней продолжительность работы работников сокращается на один час.
Ночным считается время с 22 часов до 6 часов. К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:
1) беременные женщины;
2) женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
3) работники моложе восемнадцати лет.
Режим рабочего времени определяет время начала и окончания рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни. Он определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).