Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных  органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом (ст.137).

Вопрос об изменении  и дополнении Конституции рассматривается  палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан  Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Закон об изменении и дополнении Конституции может быть принят после двух обсуждений и одобрений Парламентом с промежутком не менее трех месяцев. Изменения и дополнения Конституции Парламентом не производятся в период чрезвычайного положения, а также в последние шесть месяцев полномочий Палаты представителей.

Конституция, законы о внесении в нее изменений  и дополнений, о введении в действие указанных законов, акты о толковании Конституции считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат Парламента.

Изменения и  дополнения Конституции могут быть проведены через референдум. Решение  об изменении и дополнении Конституции  путем референдума считается  принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования.

Разделы I, II, IV, VIII Конституции могут быть изменены только путем референдума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Классификация правовых норм.

Виды правовых норм. Правовые нормы можно классифицировать:

1. По предмету  правового регулирования: нормы конституционного права, трудового права, гражданско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые.

2.По  функциональным особенностям:

-материальные – закрепляют  права и обязанности субъектов  права;

-процессуальные –  регулируют порядок разрешения  различных дел, т.е. порядок  реализации норм материального права.

3. По назначению:

-регулятивные – нормы,  предназначенные для регулирования общественных отношений путем предоставления участникам прав  и возложения на них обязанностей;

-охранительные – направлены  на регламентацию мер юридической  ответственности, а также мер  защиты субъективных прав.

4. По способам  воздействия на общественные отношения:

-обязывающие – устанавливающие  для субъекта определенные обязанности  (обязанность лицам, обнаружившего клад, сдать его финансовым органам);

-управомочивающие –  закрепляющие за субъектом определенные  права (собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения);

-запрещающие – содержащие для  субъекта определенный запрет (запрещение  присвоения найденного чужого имущества).

5. По методу  правового регулирования:

-императивные – предписывают  определенное поведение при соответствующих обстоятельствах (если Национальное собрание не одобрит программу Правительства, то Премьер-министр вручает заявление об отставке).

-диспозитивные – допускают  свободу поведения субъектов  отношений (сторонам предоставляется право определить самим срок действия договора);

-рекомендательные  – носят характер советов,  предложений о рассмотрении определенных  вопросов.

6. По юридической силе:

-законодательные –  содержатся в законах;

-подзаконные – изложены в подзаконных актах.

7. По времени действия:

-временные – с определенным  сроком действия (на время стихийных бедствий);

-постоянные – с  неопределенным сроком действия  до их отмены.

-нормы с обратной  силой.

8. По месту  действия:

-действующие на всей  территории государства;

-действующие на определенной территории;

-локальные – действующие  только на определенном предприятии,  в организации (правила внутреннего трудового распорядка);

9. По кругу  лиц:

-общие – распространяются  на всех граждан (Уголовный  кодекс Республики Беларусь);

-специальные – на определенный круг лиц (государственные служащие, пенсионеры, несовершеннолетние).

10. В зависимости  от способа редакционного изложения  в статьях нормативных правовых  актов:

-прямой способ изложения   – состоит в том, что все  элементы нормы изложены в статье нормативного правового акта;

-отсылочные нормы  – их структурные элементы  не располагаются в одной статье  акта, в связи с чем делается  ссылка на другие статьи нормативного  правового акта;

-бланкетные  нормы – в них недостающие  части содержатся не в других статьях того же акта, а находятся в других нормативных правовых актах.

 

 

 

26.Функции государства.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, реализуемые в характерных для данного государства формах и свойственными ему методами. Функции государства – это основные направления государственной деятельности, без которых существование государства невозможно.

В зависимости  от продолжительности действия функции  государства делятся на: -постоянные – осуществляются на всех этапах развития государства; -временные – прекращают свое действие с решением определенной задачи.

В зависимости  от значения: на основные и неосновные.

В зависимости  от направленности на: внутренние; внешние.

Внутренние  функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутригосударственных задач. К ним можно отнести:

1) Охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка;

2) Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики;

3) Социальная – это осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей всего населения, поддержанию уровня жизни, условий труда, быта;

4) Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание культуры;

5) Охрана правопорядка – соблюдение прав и свобод граждан.

Внешние функции государства – это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач по взаимоотношению с другими государствами:

1) оборона страны – обеспечение достаточного уровня обороноспособности, защита суверенитета и территориальной целостности;

2) сотрудничество с другими государствами – направлено на установление и развитие экономических, политических, культурных и других отношений;

3) поддержание мира – это деятельность государства по предотвращению войн, разоружению, участие в регулировании межгосударственных конфликтов.

27.Состав преступления.

Состав преступления – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Элементами  состава преступления являются:

•Объект преступления – это нарушаемое преступлением вещественное отношение. Самостоятельно выделяется такой признак объекта, как предмет преступления.

•Объективная сторона – это совокупность признаков, характеризующих преступление в его внешнем проявлении. Признаками объективной стороны являются:

- деяние, совершенное  в форме действия или бездействия;

- общественно опасные последствия  деяния;

- причинная связь между деянием и общественным опасным последствием;

- способ, орудия и средства  совершения преступления;

- время совершения преступления;

- место совершения преступления;

- обстановка совершения преступления.

•Субъект преступления – лицо, которое совершило общественно опасное деяние. По уголовному праву субъектом преступления может быть только физическое лицо (человек, а не вещь, организация, животное и т. п.). Уголовная ответственность за совершенное преступление наступает с 16-летнего возраста. За отдельные преступления, исчерпывающий перечень которых содержится в законе (например, убийство, изнасилование, грабеж), предусмотрен пониженный возраст уголовной ответственности - с 14 лет.

К уголовной ответственности  могут быть привлечены только вменяемые лица.

В уголовном праве рассматривается  также понятие «специальный субъект» - лицо, обладающее наряду с общими признаками (достижение возраста, вменяемость) также  дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления (гражданство, должностное положение лица, профессия, род деятельности, родственные отношения и др.)

•Субъективная сторона заключается в психическом отношении лица к совершаемому им деянию и его общественно опасным последствиям.. Признаками субъективной стороны являются:

- вина в форме умысла  или неосторожности;

- мотив;

- цель.

 

28.Виды нормативных правовых актов.

Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. N 361-З (в ред. от 01.11.2004г.) «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет понятие и виды нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь, устанавливает общий порядок их подготовки, оформления, принятия (издания), опубликования, действия, толкования и систематизации.

В соответствии со ст.1 Закона нормативный правовой акт – это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Статья 2 Закона содержит исчерпывающий перечень видов нормативных правовых актов, действующих в Республике Беларусь. К ним относятся:

  1. Конституция Республики Беларусь;
  2. Решения референдумов;
  3. Программные законы;
  4. Кодексы Республики Беларусь;
  5. Законы Республики Беларусь;
  6. Декреты Президента Республики Беларусь;
  7. Указы Президента Республики Беларусь;
  8. Постановления палат Парламента - Национального собрания Республики Беларусь;
  9. Постановления Совета Министров Республики Беларусь;
  10. Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь;
  11. Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь);
  12. Регламенты;
  13. Инструкции;
  14. Правила;
  15. Уставы (положения);
  16. Приказы;
  17. Решения органов местного управления и самоуправления.  

Не  являются нормативными правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение (ст.3 Закона).

К ненормативным  правовым актам относятся:

♦распоряжения Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь;

♦распоряжения председателей  палат Парламента – Национального  собрания Республики Беларусь;

♦распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

♦акты прокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генерального прокурора Республики Беларусь;

♦акты органов записи актов  гражданского состояния;

♦иные правовые акты, не являющиеся нормативными.

 

 

 

 

 

 

 

29.Рабочее время и время отдыха.

Рабочее время  регулируется главой 10 ТК РБ, а время отдыха – главами 11-12 ТК РБ.

Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности. К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).

Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников, занятых  на работах с вредными условиями  труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю. Для работников моложе восемнадцати лет сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет – не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет – не более 35 часов в неделю. Инвалидам I и II группы – не более 35 часов в неделю.

Накануне государственных  праздников и праздничных дней продолжительность  работы работников сокращается на один час.

Ночным считается время  с 22 часов до 6 часов. К работе в  ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:

1) беременные женщины;

2) женщины, имеющие  детей в возрасте до трех  лет;

3) работники моложе восемнадцати лет.

Режим рабочего времени  определяет время начала и окончания  рабочего дня (смены), время обеденного и других перерывов, последовательность чередования работников по сменам, рабочие и выходные дни. Он определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком работ (сменности).

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"