Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

1) за умышленное причинение  телесного повреждения (статья 9.1);

2) за мелкое хищение  (статья 10.5);

3) за умышленные уничтожение  либо повреждение имущества (статья 10.9);

4) за нарушение требований  пожарной безопасности в лесах  или на торфяниках (статья 15.29);

5) за жестокое обращение  с животными (статья 15.45);

6) за разжигание костров  в запрещенных местах (статья 15.58);

7) за мелкое хулиганство (статья 17.1) и др.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься  определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости  предмета административного правонарушения.

Беременным женщинам, инвалидам I и II группы, лицам, находящимся  в отпуске по уходу за ребенком, женщинам в возрасте старше 50 лет и мужчинам в возрасте старше 60 лет, а также несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, Военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь не могут быть назначены исправительные работы.

К беременным женщинам, инвалидам I и II группы, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, к лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы, к лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80-летнего возраста, а также несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, Военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь не может применяться административный арест.

 

 

 

 

 

 

 

 

37.Систематизация нормативных правовых актов и ее виды. Учет нормативных актов.

Систематизация законодательства – это деятельность по упорядочению нормативных правовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему (ст.1 Закона «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»).

Нормативные правовые акты издаются в разное время и в  связи с различными обстоятельствами, нередко бывают несогласованными, противоречивыми. Это создает определенные трудности при использовании, поэтому существует необходимость их систематизации.

Выделяют следующие виды систематизации:

1. Инкорпорация – вид систематизации нормативных правовых актов, осуществляемой без изменения установленного ими содержания правового регулирования, в том числе путем объединения в сборники (собрания) в определенном порядке.

Инкорпорация подразделяется на:

-официальную – осуществляется  компетентными органами (например, Национальный реестр правовых  актов Республики Беларусь, Ведомости  Национального собрания Республики Беларусь);

-неофициальную – сборники  нормативных материалов, издаваемые  в учебных целях.

2. Консолидация – это объединение разрозненных нормативных правовых актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый нормативный правовой акт теряет свое самостоятельное юридическое значение, при этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия (например, свод законов).

3. Кодификация – вид систематизации нормативных правовых актов, сопровождающейся переработкой установленного ими содержания правового регулирования путем объединения нормативных правовых актов в единый нормативный правовой акт, содержащий систематизированное изложение правовых предписаний, направленных на регулирование определенной области общественных отношений.

То есть, при кодификации  производится качественная переработка  действующих юридических норм, устраняется  дублирование, противоречия, пробелы  в праве. Нормативные материалы  приводятся во внутренне согласованную систему. В качестве примеров можно назвать кодексы (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс и т.д.). Кодификация может быть только официальной.

Виды кодификации: 

-общая – обработке  подвергается все законодательство;

-отраслевая – кодифицируются  нормы определенной отрасли права; 

-специальная – кодифицируются  нормы какого-либо правового института.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.Понятие и сущность конституции, ее социальное значение.

В современном  значении Конституции возникли в  конце 18в. Самая первая действующая  Конституция появилась в США в 1787г. В настоящем времени Конституции имеются в большинстве стран мира. В современном демократическом мире носителем суверенитета, единственным источником власти является народ. Только он обладает учредительной властью, поэтому Конституции принимаются народом или от его имени.

Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства. Конституция – это Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Сущность Конституции. Конституция – это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Демократическая сущность Конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом.

Чертами Конституции  являются:

1) Легитимность – заключается в том, что она принимается законным путем;

2) Стабильность – проявляется в незыблемости ее предписаний, сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти;

3) Реальность – означает исполнимость и гарантированность ее предписаний в условиях режима законности и правопорядка. Конституции, не отвечающие этим требованиям, являются фиктивными;

4) Верховенство – это наивысшая юридическая сила. Нормы Конституции являются основополагающими для остальных отраслей права. Иные нормативные акты должны соответствовать Конституции. Государственные органы, органы местного управления и самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию.

Значение  Конституции. Конституция как политический документ отражает определенное соотношение политических сил в государстве. В демократическом государстве Конституция является результатом политического согласия и компромисса, в котором учитываются политические интересы политических сил. В любой Конституции отражаются интересы сил, которые имеют определяющее влияние в обществе.

Конституция как идеологический документ выражает определенное мировоззрение и декларирует определенные ценности: права человека; демократические институты; частную собственность; свободу экономической деятельности и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39.Понятие экологического права как комплексной отрасли, его источники.

Экологическое право – это совокупность юридических норм и возникающих на их базе отношений в области использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Комплексный характер экологического права проявляется  в том, что экологические отношения  регулируются не только земельным, водным, лесным и др. правом, но и материальными и процессуальными нормами других отраслей (гражданского, административного, уголовного права).

В системе экологического права выделяются Общая, Особенная  части. В Общую часть входят институты, действие которых распространяется на все экологические отношения (право собственности на природные ресурсы и объекты, право природопользования, государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды, контроль в области охраны окружающей среды и др.).

В Особенную  часть входят институты, регулирующие правовой режим отдельных природных объектов, ресурсов и комплексов (земель, недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха).

Предметом экологического права являются отношения в сфере  взаимодействия общества и природы, по поводу пользования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов.

Охрана окружающей среды является неотъемлемым условием обеспечения экологической безопасности, устойчивого экономического и социального развития общества.

Источниками экологического права в Республике Беларусь являются:

♦Конституция  Республики Беларусь (ст.ст.46, 55);

♦Кодексы: Кодекс Республики Беларусь о земле от 4.01.1999г.; Кодекс Республики Беларусь о недрах от 15.12.1997г.; Водный кодекс от 15.07.1998г.; Лесной кодекс от 21.06.1979г.

♦Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды»; «Об особо охраняемых природных территориях и объектах»; «Об охране и использовании животного мира»; «Об охране атмосферного воздуха» и др.

♦Постановления  Совета Министров Республики Беларусь: «О материальной ответственности за ущерб, причиненный лесному хозяйству» и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.Правовые отношения, элементы правоотношений и их характеристика.

Правовое отношение – это юридическая форма общественного отношения, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.

Правоотношение состоит  из 3-х элементов:

1.Субъекта;

2.Объекта;

3.Субъективного права  и юридической обязанности (содержание  правоотношения).

Субъекты правоотношений – это участники правовых отношений, обладающие соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями. К ним относятся: государство, государственные и негосударственные организации, физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством).

Для того чтобы быть субъектом  правоотношений, лица должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

Правоспособность – это способность иметь субъективные права и нести обязанности. Правоспособность  возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации юридического лица и прекращается в связи с ликвидацией в соответствии с действующим законодательством. Правоспособность не отчуждается. Правоспособность государственных органов, организаций возникает с момента их образования.

Дееспособность – способность лица своими действиями приобретать права и нести обязанности. В полном объеме она наступает, как правило, по достижении 18-летнего возраста. В уголовном праве дееспособность возникает в 16 лет. Именно по достижении этого возраста лицо несет уголовную ответственность. А за совершение ряда преступлений – убийство, разбой, изнасилование и др. уголовная ответственность наступает с 14 лет. Дееспособность может быть ограничена, однако, только в случае и порядке, предусмотренном в законе.

В правовой науке обычно выделяют: полную (с 18 лет); частичную (с 14 лет по 18 лет) и дееспособность малолетних (с 10 до 14 лет).

Правосубъектность – это правоспособность и дееспособность вместе взятые и характеризующие лицо именно как субъекта права.

Субъективные права  и обязанности  выступают юридическим содержанием правоотношений.

Субъективное  право – предусмотренная нормой права мера юридически возможного поведения конкретного субъекта права при условии наступления определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).

Субъективная обязанность – мера юридически необходимого поведения конкретного субъекта права, предусмотренная правовой нормой, при условии наступления определенных жизненных обстоятельств (юридических фактов).

Объект правоотношения – это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, то, по поводу чего возникают правоотношения. К ним относятся: материальные блага (вещи, ценности, имущество); нематериальные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т.п.); продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки); Результаты действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие из договора поставки и др.); ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т.п.).

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическим фактом является договор, смерть лица. Юридические факты можно классифицировать:

I. По характеру последствий:

1.Правообразующие –  в результате которых возникают новые правоотношения (заключение трудового договора).

2.Правоизменяющие –  в результате которых происходит  изменение правоотношений (обмен  жилплощади).

3.Правопрекращающиеся  – в результате которых происходит  прекращение правоотношений (продажа имущества).

II. По волевому признаку:

1.События – обстоятельства, не зависящие от воли участников правоотношений (рождение, смерть).

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"