Шпаргалка по "Основы права"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 12:39, шпаргалка

Описание работы

1. Порядок и условия прекращения брака.
Брак прекращается вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов. При жизни супругов брак может быть расторгнут судом по заявлению одного из супругов. Брак считается прекращенным со дня вступления в законную силу решения суда о расторжении брака.
Расторжение брака недопустимо во время беременности жены и в течение трех лет после рождения ребенка без письменного согласия супруги на развод.

Файлы: 1 файл

ОТВЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПРАВА.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

-абсолютные – абсолютно  не зависят от воли людей  (ураган);

-относительные – связаны  с жизнедеятельностью человека (рождение ребенка).

2.Действия – обстоятельства, связанные с волей участников правоотношений (сделки, судебные решения).

Действия подразделяются на:

1.Правомерные – действия, совершаемые в соответствии с нормами права:

-юридические акты  – действия, совершенные с намерением породить юридические последствия (официальное обращение граждан);

-юридические поступки  – действия, приводящие к юридическим  последствиям независимо от намерений  лица, их совершающего (частное письмо, в котором признается отцовство).

2.Неправомерные – действия, совершенные с нарушением норм права:

-преступления – совершенные  виновно общественно опасные  деяния, запрещенные Уголовным кодексом;

-проступки –  деяния, имеющие внешнее сходство  с преступлением, но не содержащие  его признаков вследствие отсутствия общественной опасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.Понятие коррупции: социально – экономические и правовые аспекты.

Под коррупционной преступностью понимается совокупность преступлений коррупционного характера.

Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей.

Коррупция – это умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ (ст. 1 Закона «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» 26 июня 1997 г.

Механизм коррупции – это:

♦двусторонняя сделка, при которой  лицо, находящееся на государственной  или иной службе, нелегально «продает»  свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности и связанных с ним возможностях, физическим и юридическим лицам, группам (в том числе организованным преступным формированиям), а «покупатель» получает возможность использовать государственную либо иную структуру в своих целях;

♦вымогательство служащим взятки, дополнительного вознаграждения;

♦активный подкуп служащих, связанный с одновременным сильным психическим воздействием на них (характерно для организованной преступности).

Коррупция является следствием как общих, так и специфических процессов детерминации преступности. Последние преимущественно связаны с государственной или иной службой.

При рассмотрении причин и условий коррупционной преступности необходимо отметить:

♦характеристику служебной среды;

♦характеристику служащих;

♦состояние социального контроля.

В служебной среде (условиях службы) обстоятельствами, из-за которых возникает коррупция, являются следующие:

Невыполнение  правила о таком размере оплаты труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям.

Тип управления. При ситуативном управлении задачи решаются в значительной мере по усмотрению отдельных служащих. Правовое регулирование осуществляется лишь в общем порядке, поэтому здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. При нормативном управлении речь идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила.

Социально-психологическая  обстановка. Признание коррупции в среде государственных служащих нормальным явлением является фактором формирования криминальной мотивации.

В характеристике самих служащих, совершающих коррупционные преступления, существенна иерархия их ценностей и, в частности, готовность принести в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характерологические черты, как жадность, зависть. Моральная неустойчивость проявляется при инициативном подкупе. Говоря о социальной среде, окружающей личность, следует отметить:

♦наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет коррупционной и иной криминальной деятельности;

♦материально обеспеченный уровень жизни личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальнейшем;

♦наличие дорогостоящих привычек, интересов и т. д.

Социальный  контроль должен носить упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нсреагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование являются условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений. А для части виновных - это составляющие причинного комплекса, порождающие криминальную мотивацию.

В плане общего предупреждения необходимо исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание и приумножение криминальных капиталов.

При специальном предупреждении коррупции важны следующие меры:

  1. установление такого материального содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
  2. повышенный контроль за доходами и расходами государственных и иных категорий служащих, за кадровой политикой;
  3. обеспечение безопасности лиц (а также их семей), осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью;
  4. введение режима служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности;
  5. производство всех выплат из бюджетной системы только на основе закона и т. д.

Организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

-постоянном анализе  изменений коррупции и ее причин;

-определении стратегии  и тактики борьбы с ней с  учетом реальных социально-экономических,  политических условий, состояния  общественного сознания, правоохранительной системы;

-основе закона, а не подзаконных актов;

-разработке целевых  программ борьбы с коррупцией;

-специализированной  подготовке кадров и выделении  в правоохранительных органах  специализированных подразделений;

-использовании помощи  различных институтов гражданского  общества, населения, юридических лиц;

-систематической оценке  результатов работы и корректировке  мер и др.

Государственными  органами, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией, являются органы внутренних дел, государственной безопасности и прокуратуры, а с коррупцией - также органы Комитета государственного контроля, государственные налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции.

Государственным координирующим органом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией является Межведомственная комиссия по борьбе с преступностью и наркоманией при Совете Безопасности Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.Порядок и условия заключения брака.

Брак – это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности (ст.12 КоБС РБ).

Порядок и условия  заключения брака регулируются главой 4 КоБС РБ, а порядок прекращения  брака – главой 6 КоБС РБ.

Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния. Заключение брака происходит в согласованные сторонами сроки, но не ранее чем через пятнадцать дней после подачи желающими вступить в брак заявления. При наличии уважительных причин пятнадцатидневный срок может быть сокращен, а также увеличен, но не более чем до трех месяцев.

Заключение брака производится публично, а по желанию вступающих в брак – в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. При регистрации  заключения брака обязательно присутствуют лица, вступающие в брак. В документах, удостоверяющих их личность, производится запись о регистрации заключения брака с указанием фамилии, собственного имени, отчества и года рождения супругов, места и даты регистрации брака.

Условиями заключения брака являются: взаимное согласие лиц, вступающих в брак, достижение ими брачного возраста и отсутствие препятствий к заключению брака.

Брачный возраст устанавливается  в восемнадцать лет. При рождении совместного ребенка или при наличии справки о постановке на учет по беременности, а также в случае объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить брачный возраст, но не более чем на три года.

Не допускается  заключение брака:

♦между лицами, из которых  хотя бы одно лицо состоит уже в  другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

♦между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

♦между лицами, из которых  хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или  слабоумия.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44.Субъекты административного права, их виды.

Под субъектами административного права понимаются лица и организации, наделенные административной правоспособностью или административной правосубъектностью. Выделяют следующие виды субъектов административного права: граждане Республики Беларусь; иностранные граждане и лица без гражданства; органы государственного управления и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и иные государственные организации; негосударственные предприятия и учреждения; государственные служащие и др.

Основными субъектами административного права являются органы государственного управления, которые призваны практически обеспечивать выполнение функций государства, осуществляя свою деятельность в сфере хозяйственной, социально-культурной и административно-политической деятельности.

Органы государственного управления можно классифицировать:

I.В зависимости от территории деятельности органы государственного управления делятся на республиканские и местные. Республиканские органы распространяют свою деятельность на всю территорию государства, а местные действуют в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, города, района и т.д.).

Согласно Конституции  Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 (в ред. от 8.09.2004 г.) «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят: ♦25министерств; ♦6 государственных комитетов; ♦8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь;  ♦8 Государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь; ♦объединения юридических лиц, имущество которых находится в собственности Республики Беларусь, осуществляющие управление объектами государственной собственности; ♦государственные учреждения; ♦иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 20.02.1991 г., № 617-XII (в ред. на 1.11.2004 г.) «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Исполнительные комитеты первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления.

II.В зависимости от объема и характера компетенции органы государственного управления подразделяются на органы:

1) общей компетенции – Правительство, областные, Минский городской, городские, районные исполкомы, местные администрации районов в городах – руководят всеми или большинством отраслей управления на подведомственной им территории;

Информация о работе Шпаргалка по "Основы права"