Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 00:05, курсовая работа
В свете растущей глобализации мировой экономики Internet неизбежно будет наращивать вес в качестве средства ведения коммерции. Электронная коммерция, безусловно, имеет большое будущее, так как электронные рынки более эффективны при создании новых товаров и услуг на основе поступающей информации, незаменимы в поиске клиентов и партнеров по всему земному шару. Неоспоримыми преимуществами электронного маркетинга являются его мировой масштаб, высокая эффективность по сравнению с другими видами маркетинга и возможность предоставления новых услуг на основе использования Интернет-технологий.
и др.), имеет большое значение для развития электронной торговли, относятся следующие: вопросы торгового права, безопасность и удостоверение подлинности, конфиденциальность, защита интеллектуальной собственности, таможенная деятельность и налогообложение, система электронных платежей, правила, регулирующие содержание информации в сети Интернет, юрисдикция, механизмы урегулирования споров, ответственность и защита потребителей [43].
Среди областей, в которых необходимо регулировать правовые вопросы, связанные с электронной торговлей, можно выделить следующие: защита данных, налогообложение, таможенные пошлины, безопасность и удостоверение подлинности, права интеллектуальной собственности, проблема названий доменов, ответственность провайдеров услуг Интернета, противоправное и вредное содержание, система электронных платежей и защита потребителей.
Для решения этих проблем в декабре 1996 г. Генеральной Ассамблеей был принят Типовой закон об электронной торговле.
ЕЭК в 1995 г. приняла Типовое соглашение об обмене электронными данными, имеющими обязательную силу для сторон, применяющих ЭОД (Типовое соглашение об обмене для международного коммерческого использования электронного обмена данными).
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) обращает особое внимание на вопросы, связанные с осуществлением в области электронной торговли гарантий защиты торговых знаков, авторского права и патентов [44].
Арбитражным и посредническим центром ВОИС разработана основанная на использовании Интернета сетевая система урегулирования споров, способная обеспечивать нейтральное, быстрое и недорогостоящее разрешение возникающих в области электронной торговли споров, без физического перемещения лиц или предметов.
О серьезности намерений мирового сообщества развивать глобальную электронную торговлю свидетельствует начало непосредственного обсуждения этого вопроса в ВТО – организации, которая регулирует правила мировой торговли. На Второй министерской конференции ВТО (Женева, май 1998 г.) по инициативе США была принята отдельная Декларация по глобальной электронной торговле, в которой Генсовету ВТО было поручено разработать программу по изучению всех торговых аспектов, относящихся к понятию электронной торговли.
ВТО предстоит рассмотреть и найти решение на многостороннем уровне таких сложных проблем, как создание транспарентной и гармоничной законодательной среды, надежной электронной платежной системы, разумного налогового механизма, единых коммерческих стандартов-правил; обеспечение защиты интеллектуальной собственности, безопасности электронного торгового пространства, конкуренции; соблюдение конфиденциальности личной информации; использование нетарифных барьеров, ограничивающих свободу торговли в Интернете, и др.
Для согласования усилий и
интересов поставщиков и
Среди областей, в которых была выявлена необходимость регулирования правовых вопросов, связанных с электронной торговлей, можно выделить следующие: защита данных, налогообложение, таможенные пошлины, безопасность и удостоверение подлинности, права интеллектуальной собственности, проблема названий доменов, ответственность провайдеров услуг Интернета, противоправное и вредное содержание, система электронных платежей и защита потребителей.
Следует обратить внимание на то, что наибольший эффект от электронной торговли смогут получить страны, преуспевшие в создании благоприятной конкурентной среды и адекватной законодательной базы для ее развития. Применительно к России, находящейся в процессе присоединения к ВТО, это может означать целесообразность разработки эффективных законодательных рамок по регулированию электронной торговли, рассмотрение возможности участия России в соглашении по товарам информационных технологий, принятие достаточно высоких обязательств по либерализации рынка телекоммуникаций. С учетом того, что в перспективе неизбежно усилится роль трансграничного предоставления услуг через Интернет, следует, очевидно, весьма тщательно и с просчетом всех последствий учитывать российские обязательства по этому способу поставки услуг в тех секторах, где он будет играть возрастающую роль (финансовые, образовательные, медицинские, туристические и ряд профессиональных услуг). Все вышесказанное дает представление, какой огромный объем работы предстоит российским законодателям, правительственным и частным структурам, связанным с этой крайне перспективной отраслью торговли, чтобы дать мощный импульс развитию электронной торговли, а также направлять процесс ее дальнейшего развития в необходимое русло с учетом международных норм и требований.
Таким образом, в России система правового регулирования электронного бизнеса пока полностью не сложилась, но она будет формироваться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международных и национальных уровнях. При этом необходимо идти по пути заключения многосторонних договоров, фиксирующие цели и принципы функционирования глобальных компьютерных сетей, финансирование и технические параметры их развития на базе существующих средств коммуникаций.
3.3. Особенности подходов отдельных стран к проблемам развития электронной коммерции.
Электронная коммерция развивается в разных секторах экономики и в разных странах с различной скоростью. Многие услуги, например финансовые, могут уже сегодня успешно предоставляться в электронном виде, но перевод всего бизнеса на «электронные рельсы» сдерживается из-за сложности решения некоторых проблем, связанных, в частности, с признанием цифровых подписей и существующим низким уровнем криптографических продуктов, необходимых для обеспечения коммерческой тайны, а также ряда других.
Стремительное распространение
новых технологий приводит к серьезным
структурным изменениям в экономике.
Государства, чьи источники налоговых
поступлений оказались под
Подход ведущих стран к электронной торговле неоднозначен. На национальном уровне в первую очередь США, а за ними другие наиболее «продвинутые» участники электронной торговли в лице ЕС, Канады и Японии активизировали свои усилия по созданию глобальной рамочной основы для электронной торговли в целях максимизации выгод от использования Интернета в современной экономике. Следует отметить, что при всех нюансах в подходах этих стран к созданию глобальных рамок для электронной торговли они едины в понимании того, что частному сектору надо принять на себя ведущую роль в развитии Интернета и электронной торговли. По мнению перечисленных стран, система саморегулирования этой индустрии (особенно в таких областях, как установление стандартов, защита информации и контроль за содержанием) должна стать нормой, за исключением тех случаев, когда будет возникать очевидная потребность в реализации государственных мер или заключении международных соглашений. Они также выступают за создание на национальном и международном уровнях простой, унифицированной и прозрачной нормативно-правовой среды для электронной торговли. С этой целью потребуется наладить координацию деятельности правительств по линии международных организаций (в том числе в рамках ОЭСР, ВТО, ВОИС, ЮНСИТРАЛ и др.) по адаптации существующих торговых законов и положений. Во избежание дискриминации и в интересах поощрения совместимости, изменения, вносимые в правовые и институциональные основы электронной торговли, должны быть нейтральными с точки зрения технологии. Речь должна идти не об отходе государства от этой сферы, а скорее об оптимизации его роли и переносе центра тяжести с функций регулирования на функции «облегчения» и «упрощения» электронной торговли.
Рассмотрим основные элементы государственных подходов к проблемам электронной торговли некоторых стран.
США, на долю которых приходится
62 % всех пользователей Интернета, приступили
к реализации стратегии безналоговой
и беспошлинной глобальной торговли
через систему всемирной
В настоящее время еще
слишком большое число
Основные рекомендации в отношении политики, которую стремится разработать Администрация президента США, включают в себя следующие компоненты:
• стремление превратить Интернет в свободную от регулирования, управляемую рыночными механизмами среду коммуникаций и общения;
• установление «киберпространства» в виде свободной от пошлин зоны;
• содействие безналоговому режиму в Интернете;
• содействие развитию электронных платежных систем, в основном без вмешательства правительств;
• поощрение, где это возможно, самостоятельного регулирования в промышленности;
• обеспечение рыночного управления процессами разработки техническими стандартами;
• обеспечение транспарентной и гармоничной глобальной законодательной среды;
• создание единых коммерческих стандартов-правил для «киберпространства»;
• защита интеллектуальной собственности в режиме он-лайн;
• сотрудничество с промышленностью в деле обеспечения безопасности электронного торгового пространства;
• обеспечение конкуренции и свободы выбора потребителя в формировании рынка;
• поддержание конфиденциальности и целостности персональной информации;
• побуждение справедливой конкуренции и стремление к взаимодействию национальных телекоммуникационных систем;
• противостояние нетарифным ограничениям, ущемляющим свободу торговли в Интернете (таким, как ограничения на содержание, дискриминационные телекоммуникационные правила и стандарты или антиконкурентные, обязательные требования по лицензированию).
В США насчитываются десятки
крупных государственных и
Еще один пример ИС - государственная «Автоматическая экспортная система» (Automated Export System-AES), предназначенная для осуществления взаимодействия между подразделениями таможенной службы США, соответствующими федеральными агентствами и компаниями, ведущими экспортные операции с территории США. В основе системы лежит процедура заполнения электронной формы таможенной декларации (Shippers Export Declaration-SED), которая проверяется на соответствие, правильность заполнения и переправляется в центральный компьютер для дополнительной проверки, регистрации, учета и принятия решения о выдаче разрешения на отгрузку товара.
Значительное место в информационном обеспечении внешней торговли США занимают частные информационные компании. Примером является Американская ассоциация международных торговых центров, которая была создана в 1970 г. в Нью-Йорке с целью объединения крупных торговых и деловых центров в различных странах мира. В настоящее время Ассоциация насчитывает 260 членов из более чем 70 стран. Информационная система Ассоциации международных торговых центров была разработана и создана американской компанией General Electric Information Sends и в настоящее время является одной из крупнейших в мире коммерческих информационных систем, имеющей более 195 региональных центров в более чем 140 странах и позволяющей осуществлять взаимодействие около 400 тыс. компаний, вовлеченных в международную торговлю. Использование информационной системы Ассоциации международных торговых центров позволяет не только оперативно получать необходимую информацию, но и заключать коммерческие сделки и контракты, организовывать компьютерные видеоконференции, проводить обучающие мероприятия.
Информация о работе Теоретический аспекты исследования электронной торговли