Функции трудового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – дать характеристику функциям трудового права. Достижение указанной цели возможно путем решения следующих задач:
1. Определить функции трудового права как правовую категорию, а именно дать характеристику понятию функций трудового права, дать классификацию функций трудового права.
2. Рассмотреть функции правового обеспечения интересов работников и работодателя в трудовом праве.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………….….3
Глава 1. Функции трудового права как правовая категория……6
1.1 Понятие функций трудового права………………………………6
1.2 Классификация функций трудового права………………………8
Глава 2. Функции правового обеспечения интересов работников и работодателя в трудовом праве..……..……………………………..12
2.1 Функции правового обеспечения работников…….……………12
2.2 Функции правового обеспечения работодателя……………..…18
Заключение………………………...………………………..………..21
Список использованной литературы ……………..……….………23

Файлы: 1 файл

курсовая по трудовому.docx

— 63.21 Кб (Скачать файл)

В.И. Миронов считает, что  главной функцией трудового права необходимо признать регулятивную, которая заключается в обеспечении реализации норм трудового права в отношения, на регулирование которых они направлены.

Из регулятивной вытекает социальная функция, подчеркивающая приоритет прав и свобод человека и гражданина в процессе трудовой деятельности.

Еще одной функцией трудового права является согласование интересов работников и работодателей, государства при соблюдении существующего уровня трудовых прав работников.

Воспитательная функция трудового права проявляется в проведении мероприятий, направленных на предотвращение и устранение работодателями нарушений прав и свобод человека и гражданина в сфере труда.

Защитная функция трудового права проявляется в обязанности государственных органов обеспечить соблюдение всеми работодателями прав и свобод человека и гражданина в сфере труда7.

Еще одну классификацию, заслуживающую  внимания, предлагают Ю.П. Орловский и А.Ф. Нуртдинова. Они выделяют всего две функции трудового права, но очень глубокие по своему содержанию.

Функция социальной защиты направлена на реализацию конституционного принципа социального государства. Она проявляется в создании правовых механизмов, способствующих осуществлению основных прав человека в сфере труда, разработке системы трудовых прав и гарантий для работника, достаточных для обеспечения достойной жизни и социальной защищенности.

Функция обеспечения социальной стабильности направлена на сохранение социального мира, поддержание стабильности общества в целом. Смягчение противостояния между трудом и капиталом, стабильная система производственных отношений способствуют и уменьшению политического экстремизма, что немаловажно в современных условиях8.

Таковы основные подходы к классификации функций трудового права. Каждая точка зрения имеет право на существование, и каждая из приведенных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки. Данный перечень также нельзя признать исчерпывающим. В ходе применения нормы трудового права могут выполнять и другие функции, например, по повышению уважения к предписаниям трудового законодательства, созданию предпосылок для улучшения положения работников и другие. Поэтому можно отметить, что функциям трудового права присуща некая динамика, их содержание и наполнение зависит от многих факторов, в частности: изменение, дополнение норм трудового права, социально-экономическая и политическая обстановка в стране и др. 

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РАБОТНИКОВ И РАБОТОТАТЕЛЯ В ТРУДОВОМ ПРАВЕ

 

2.1 Функции правового  обеспечения интересов работников

 

Под функциями трудового права понимаются основные направления правового регулирования общественных отношений, складывающихся по поводу применения наемного труда.

Прежде чем рассмотреть  функции правового обеспечения  интересов работников и работодателя, необходимо обратиться к понятию «правовое обеспечение». Данный термин в научной литературе практически не освещен. Самым общим образом правовое обеспечение можно определить как совокупность нормативных правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и управления, регулирующих комплекс общественных отношений, связанных с созданием и использованием информации. Вряд ли данное определение можно назвать универсальным.

Некоторые авторы идентифицируют понятие правовое обеспечение и  правовое регулирование, определение которого имеет различные аспекты, а именно: а) правовое регулирование рассматривается как «единство трех взаимосвязанных компонентов правотворчество, правореализации, и применение юридической ответственности (В.М. Сырых, В.А.Шабалин, П.Е.Недбаило, Ф.Н. Фаткуллин и др.); б) правовое регулирование как специфическое юридическое воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, в том числе текстуальное (А.В. Малько; А.В. Поляков и другие); в) правовое регулирование как воздействие государства на поведение участников общественных отношений с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку (В.М. Горшенев и др.) г) правовое регулирование как воздействие на волю людей (М.Ф. Орзих и др.); д) правовое регулирование как синоним правового воздействия (Е.А. Лукашева, Ю.И. Новик и др.); е) правовое регулирование как руководство общественными процессами при помощи права                    (Е. Быстрижна, М. Лакатош и др.)9.

На наш взгляд, термины  «правовое обеспечение» и «правовое регулирование» не являются идентичными. Правовое регулирование является понятием более широким, и в структуру элементов, составляющих «правовое регулирование» как явление, входит, в частности и «правовое обеспечение». Таким образом, соотношение «правового регулирования» и «правового обеспечения» определяется как соотношение целого и части.

Правовое обеспечение  интересов работника и работодателя можно определить как совокупность нормативных правовых актов, принимаемых на разных уровнях власти и управления (в том числе, локальные нормативные акты), общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации (например: Ю.Рекомендация MOT № 139 О связях между администрацией и трудящимися на предприятии, Конвенция МОТ № 135 О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях, Рекомендация МОТ № 166 О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя, Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26.05.1995 (Ратифицирована Законом РФ от 04.11.1995), регулирующих комплекс общественных отношений в сфере труда и занятости, направленные на соблюдение прав, обязанностей и ответственности работников и работодателей.

Роль правового обеспечения  работников в трудовом праве хотелось бы рассмотреть, прежде всего, сквозь призму социальной (защитной) функции трудового права. Выделение самостоятельной социальной (защитной) функции трудового права обусловлено следующими факторами.

1. Труд имеет высшую  общественную ценность, является важнейшей сферой самореализации человека и основой его жизнедеятельности. Характер и направленность общественного развития неразрывно связаны с трудовым правом и отчасти определяются им. Оно затрагивает интересы практически всех членов общества, являющихся либо работниками, либо работодателями. Примерно 93% экономически активного населения мира связано со сферой наемного труда.

2. Труд неразрывно связан  с личностью его носителя, здоровьем  и творческим потенциалом работника. Уже в начале ХХ в. многие российские ученые призывали прекратить спекуляцию на жизни и здоровье рабочих, защитить экономически более слабого работника, усилить гуманистические начала фабричного законодательства. В настоящее время аксиоматичным можно считать утверждение о том, что каков уровень гуманизма в обществе, таково и трудовое право, ибо оно самое «человеческое» право.

3. Мировой опыт показывает, что бесконфликтное социально-экономическое развитие является наиболее поступательным и прогрессивным. Именно признание социальной функции трудового права способствовало формированию механизма социального партнерства. Его альтернативой является либо игнорирование общественной значимости наемного труда и его приравнивание к другим объектам гражданского оборота, либо разрушительная классовая борьба с перспективой победы труда над капиталом.

4. В демократическом правовом  государстве, которым по Конституции провозглашена Российская Федерация, должны быть обеспечены условия для всестороннего развития личности, природных задатков и таланта, равенства возможностей, в том числе при использовании своих способностей к труду.   Все это может быть осуществлено только с учетом социальной составляющей трудового права10.

Мы вполне разделяем положение  о том, что «социальной функции трудового права принадлежит будущее, если, конечно, Российское государство будет заботиться о социальном «здоровье» и общества, и его членов».

В социологии определено понятие «социальные функции предпринимательства». К ним относятся те из них, которые прямо или косвенно решают вопросы, связанные с воспроизводством человека, условиями его жизнедеятельности. Дополнительные расходы социального характера для предпринимателя имеют свои пределы, которые должен учитывать законодатель. Верхним из них должна быть экономическая целесообразность предпринимательства. Нижней границей может выступать возможность социального взрыва или гибели одного из факторов производства. В этом контексте можно оценить деятельность в 20–30-е гг. ХХ в. Г. Форда, который ввел на заводах своей компании восьмичасовой рабочий день, в два раза увеличил заработную плату, создал лабораторию по изучению условий труда.

Вряд ли это было связано  с его гуманизмом и заботой  об уровне жизни рабочих. Просто Г. Форд хотел расширить число покупателей  автомобилей за счет своих же рабочих  и добился этого. Этот американский бизнесмен обосновал положение, которое можно назвать «лозунг здравомыслящего капиталиста». Он звучит следующим образом: «Кто хорошо живет, тот хорошо и работает». Отсюда человеческое отношение к рабочим, обеспечение безопасных условий труда, забота о пенсионном обеспечении. Все это выгодно экономически, ибо «благотворительности нет места в тарифном вопросе». Аналогичными мотивами руководствовались большинство правительств и предпринимательских кругов при проведении социальных преобразований. Трудовое законодательство должно упорядочивать эти далеко не бескорыстные побуждения бизнеса и стимулировать их расширение. В настоящее время социальная деятельность предприятий относится к числу необходимых предпосылок развития рыночной экономики. Для большинства экономически развитых стран характерна тенденция расширения социальной сферы предприятий. Компоненты социальной части трудовых издержек различаются между собой по тому, куда направляются социальные отчисления – вовне или внутрь предприятия. К первому относятся отчисления в общенациональные фонды социального обеспечения (пенсионный, медицинский и др.), так называемый статутный (обязательный компонент). Он определяется законодательными актами государства. Содержание другого компонента социальной деятельности предприятия – «нестатутного» (добровольного) определяется работодателем, а также коллективными договорами (корпоративное пенсионное обеспечение, медицинские услуги, оказываемые на самом предприятии, и др.)11.

В своих исследованиях  К.Н. Гусов, рассматривая функции трудового права, «право» понимал как совокупность правовых норм, регулирующих те или иные общественные отношения. Поэтому его классификацию функций так же можно отнести к функциям правового обеспечения интересов работников, а именно:

1. Социальная функция. Она отражается в нормах по содействию  занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты труда, компенсаций.

2. Защитная функция. Она выражается в установлении нормального уровня условий труда, в непрерывном его повышении договорным методом, в надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства, правил охраны труда, в порядке разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров и восстановлении нарушенных трудовых прав.

3. Хозяйственно-производственная  функция, проявляемая в нормах  по рациональному использованию  трудовых ресурсов, стимулированию  качественной и производительной  работы, в нормах трудовой дисциплины, определяющих обязанности работников  по выполнению производственных  заданий, и др. Эта функция конкретизируется  в нормах институтов трудового  договора, рабочего времени, дисциплины  труда, оплаты труда. 

4. Воспитательная функция.  Она отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред), причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.

5. Функция развития производственной  демократии. Она выражается в  нормах о праве работников  на участие в управлении организацией, о правах и гарантиях деятельности  профсоюзов, в дополнительных юридических  гарантиях права на труд для  представителей работников, профсоюзов, коллективов работников12.

Если проанализировать содержание Трудового кодекса РФ13, то можно уверенно заключить, что большинство его норм составляют нормы, направленные на обеспечение реализации основных трудовых прав, свобод, обязанностей и законных интересов, т.е. нормы-гарантии. Это вовсе не случайно, так как трудовое право – социальная правовая отрасль, главной функцией которой выступает функция защитная, а защищает она именно работника. Напрашивается вывод, что в содержание юридического статуса работника входит большая часть норм ТК РФ. И в этом нет ничего удивительного, ведь, как уже подчеркивалось, трудовое право – это право прежде всего работника.

2.2 Функции правового  обеспечения интересов работодателя

 

Несмотря на то, что большинство  норм Трудового кодекса, да и вся наука трудового права стоит на защите интересов работника, есть нормы и положения, отражающие интересы работодателя. Конечно, данных норм существенно меньше, но у них очень важные функции. Однако, в связи с этим, следует подчеркнуть, что правовое обеспечение интересов работодателя заключено не только в нормах Трудового права, но и в нормах других отраслей права, в частности, в нормах гражданского права.

Как отмечалось выше, интересы работодателя более всего отражает производственная функция трудового права. Вместе с тем производственная функция не может считаться второстепенной или подчиненной. Без ее реализации невозможно эффективное развитие экономики, а в конечном счете – реальное повышение жизненного уровня всех слоев населения. Выделение этой функции обусловлено следующим.

Информация о работе Функции трудового права