Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

             

 

Введение

Охрана труда - это система сохранения жизни  и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в  себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Для решения  проблемы дефицита трудового потенциала в условиях экономического кризиса  в стране требуются эффективные  системы управления охраной труда  и профессиональными рисками, которые  составляют основу безопасности жизнедеятельности  и благополучия человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию на федеральном, региональном уровнях, а также в организациях, обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.

Одной из важнейших  задач Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р1, является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран.

В связи с  началом продекларированного Минздравсоцразвития  РФ реформирования сложившейся в  стране системы охраны труда с 2007 г. наступил период принятия новых актов и внесения изменений во многие действующие акты, в том числе в Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ)2, регламентирующие охрану труда. Принят ряд новых актов: Программа действий по улучшению условий труда на 2008-2010 годы3, Национальный стандарт безопасности труда4, Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда и др.

Однако состояние  охраны труда во многих организациях продолжает оставаться неблагополучным. По данным Росстата, в 2008 году продолжалось увеличение удельного числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которое на конец 2008 года составило 26,2 % (в 2007 г. - 24,9%). Анализ причин заболеваемости в России, проведенный Минздравсоцразвития России, показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда5.

Изложенные  обстоятельства определяют научную актуальность и практическую значимость проведенного исследования.

Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда разрабатывали такие ученые, как Е.Н.Коршунов, А.Ю.Кухаренко, А.М.Куренной, А.Соловьев, О.Фролов, О.Смык и другие.

Вопросы правового  регулирования отношений в области условий и охраны труда рассматривались специалистами науки трудового права и других отраслей: Н.Г.Александровым, В.С.Андреевым, Л.Н.Анисимова, Б.К.Бегичевым, Н.В.Братчиковой, С.А.Голощаповым, А.Д.Зайкиным, С.А.Ивановым, И.Я.Киселевым, Я.Л.Киселевым, М.В.Молодцовым, В.И.Никитинским, Ю.П.Орловским, А.Е.Пашерстником, А.С.Пашковым, А.И.Процевским, Н.Селивановой, В.И.Семенковым, Е.Ситниковой, В.Н.Скобелкиным, О.В.Смирновым, М.С.Студеникиной, Л.А.Сыроватской, Н.Н.Шептулиной,  и другими.

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

  1. рассмотреть общие положения об охране труда;
  2. проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
  3. исследовать государственную политику в области охраны труда;

2) рассмотреть основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда раскрыть содержание государственного управления охраной труда;

3) проанализировать основные права работника в области охраны труда и их гарантии;

4) рассмотреть  порядок расследования несчастных  случаев на производстве;

5) выявить проблемы обеспечения прав работников на охрану труда и определить пути их решения.

Объектом научного анализа настоящей работы является правовой институт охраны труда.

Предметом исследования является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также требования охраны труда.

Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: сравнительного правоведения, формально-логический, комплексного исследования, системно-структурный, функциональный и другие.

При написании  работы использовались научные труды таких ученых, как И.С.Викторов, Е.Н.Голенко, Н.В. Емельянова, Е.А.  Исайчева, Н.К. Кульбовская, В.Пушин, Т.П. Смирнова, Е.В.Терентьева, В.И. Шкатулла и др.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

  1. Теоретические основы и правовые аспекты охраны труда

    1. Общие положения об охране труда

 

Охрана труда  является институтом отрасли трудового  права, так как он обладает всеми необходимыми для него конститутивными признаками:

- регулирует определенные (однородные) общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников;

- правовые нормы  обладают устойчивостью и обособлены  от других институтов отрасли  трудового права.

Вместе с  тем позитивна и точка зрения об охране труда как комплексном институте российского права, включающем в себя нормы не только трудового, но и конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и уголовного права. Различать указанные две разновидности института охраны труда, как в теории права, так и на практике (в нормотворчестве) исключительно важно.

Институт охраны труда в трудовом праве имеет  определенную структуру и содержание. В ТК РФ он предусмотрен в разделе X и включает в себя:

1) общие положения  (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда;

2) требования  охраны труда (глава 34) - государственные  требования охраны труда, обязанности  работодателя по обеспечению  безопасных условий и охраны  труда, медицинские осмотры некоторых категорий работников, обязанности работника в области охраны труда, соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда;

3) организация  охраны труда (глава 35) - государственное  управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда, служба охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда;

4) обеспечение  прав работников на охрану  труда (глава 36) - право работников  на труд в условиях, отвечающих  требованиям охраны труда; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача молока и лечебно-профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету; обязанности работодателя при несчастном случае; порядок извещения о несчастных случаях; порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев; сроки расследования несчастных случаев; порядок проведения расследования несчастных случаев; проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда; порядок оформления материалов расследования несчастных случаев; порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве; рассмотрение разногласий по вопросам расследования оформления и учета несчастных случаев6.

Можно предположить, что соответствующие главы раздела X ТК РФ (за исключением главы 33) являются основными подразделениями (элементами) института охраны труда.

В науке трудового  права обычно в институт охраны труда включают следующие нормы;

- о правилах  и инструкциях по охране труда;

- регулирующие  организацию охраны труда;

- о компенсациях  для лиц, работающих во вредных  и (или) опасных условиях труда  и на тяжелых работах;

- устанавливающие  порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- об охране  труда женщин, работников, не достигших  возраста 18 лет, и лиц с пониженной  нетрудоспособностью.

Нетрудно заметить определенные различия в подходах к  содержанию и структуре института охраны труда в теории трудового права и в ТК РФ.

Однако хотелось бы обратить внимание, прежде всего, на такой аспект, как расположение института охраны труда в ТК РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X ТК РФ. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в ТК РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.

Соответственно, раздел IV "Рабочее время" будет  закреплен в разделе V, "Время  отдыха" - в разделе VI ТК РФ и т.д.

С учетом фундаментальной  статьи 1 ТК РФ, определяющей предмет трудового права, вряд ли обоснованно закреплены в разделе X ТК РФ нормы, относящиеся к другим отраслям права. Так, в статье 210 предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, содержащие преимущественно нормы административного права и в частности:

- принятие и  реализация федеральных законов  и иных нормативных правовых  актов Российской Федерации, законов  и иных нормативных правовых  актов субъектов Федерации в  области охраны труда, а также  федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное  управление охраной труда;

- координация  деятельности в области охраны  труда, охраны окружающей природной  среды и других видов экономической  и социальной деятельности;

- распространение  передового отечественного и  зарубежного опыта работы по  улучшению условий и охраны  труда;

- участие государства  в финансировании мероприятий  по охране труда;

- подготовка  специалистов по охране труда  и повышение их квалификации;

- организация  государственной статистической  отчетности об условиях труда,  а также о производственном  травматизме, профессиональной заболеваемости  и их материальных последствиях;

- обеспечение  функционирования единой информационной  системы охраны труда.

К такой отрасли  российского права, как финансовое (ее разделу по налоговому праву), следовало  бы отнести положение статьи 210 о  проведении эффективной налоговой  политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В большей мере к международному праву и международным  отношениям можно было бы отнести  положение статьи 210 о международном  сотрудничестве в области охраны труда.

Федеральный законодатель, видимо, не учел существенное различие, имеющееся между институтом охраны труда в отрасли трудового  права и комплексном институте  охраны труда в российском праве. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"7 как раз был образцом комплексного правового регулирования охраны труда и закономерно включал в себя нормы других отраслей права. В ТК РФ автоматически были перенесены нормы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда из Закона от 17 июля 1999 г. (ныне утратил силу), что представляется не совсем правильным.

Аналогично  статья 216 ТК РФ предусматривает нормы административного права. Так, в этой статье закреплено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено  право осуществлять отдельные функции  по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные  и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда