Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;
Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст. 37 Конституции РФ) в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Для решения проблемы дефицита трудового потенциала в условиях экономического кризиса в стране требуются эффективные системы управления охраной труда и профессиональными рисками, которые составляют основу безопасности жизнедеятельности и благополучия человека. Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию на федеральном, региональном уровнях, а также в организациях, обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере и предусматривает обеспечение системного подхода ко всему спектру решаемых задач в этой области.
Одной из важнейших задач Плана мероприятий по реализации в 2008-2010 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р1, является снижение смертности трудоспособного населения от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний до уровня развитых европейских стран.
В связи с
началом продекларированного
Однако состояние охраны труда во многих организациях продолжает оставаться неблагополучным. По данным Росстата, в 2008 году продолжалось увеличение удельного числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, которое на конец 2008 года составило 26,2 % (в 2007 г. - 24,9%). Анализ причин заболеваемости в России, проведенный Минздравсоцразвития России, показывает, что до 40% заболеваний прямо или косвенно связаны с неудовлетворительными условиями труда5.
Изложенные обстоятельства определяют научную актуальность и практическую значимость проведенного исследования.
Отдельные стороны проблемы охраны труда неоднократно рассматривались в правовой науке. Общетеоретические аспекты охраны труда разрабатывали такие ученые, как Е.Н.Коршунов, А.Ю.Кухаренко, А.М.Куренной, А.Соловьев, О.Фролов, О.Смык и другие.
Вопросы правового регулирования отношений в области условий и охраны труда рассматривались специалистами науки трудового права и других отраслей: Н.Г.Александровым, В.С.Андреевым, Л.Н.Анисимова, Б.К.Бегичевым, Н.В.Братчиковой, С.А.Голощаповым, А.Д.Зайкиным, С.А.Ивановым, И.Я.Киселевым, Я.Л.Киселевым, М.В.Молодцовым, В.И.Никитинским, Ю.П.Орловским, А.Е.Пашерстником, А.С.Пашковым, А.И.Процевским, Н.Селивановой, В.И.Семенковым, Е.Ситниковой, В.Н.Скобелкиным, О.В.Смирновым, М.С.Студеникиной, Л.А.Сыроватской, Н.Н.Шептулиной, и другими.
Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
2) рассмотреть основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда раскрыть содержание государственного управления охраной труда;
3) проанализировать основные права работника в области охраны труда и их гарантии;
4) рассмотреть
порядок расследования
5) выявить проблемы обеспечения прав работников на охрану труда и определить пути их решения.
Объектом научного анализа настоящей работы является правовой институт охраны труда.
Предметом исследования является охрана труда как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также требования охраны труда.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы познания, а также ряд частно-научных методов: сравнительного правоведения, формально-логический, комплексного исследования, системно-структурный, функциональный и другие.
При написании работы использовались научные труды таких ученых, как И.С.Викторов, Е.Н.Голенко, Н.В. Емельянова, Е.А. Исайчева, Н.К. Кульбовская, В.Пушин, Т.П. Смирнова, Е.В.Терентьева, В.И. Шкатулла и др.
Настоящая работа состоит из введения, двух глав, семи параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Охрана труда является институтом отрасли трудового права, так как он обладает всеми необходимыми для него конститутивными признаками:
- регулирует определенные (однородные) общественные отношения, связанные с обеспечением жизни и здоровья работников;
- правовые нормы
обладают устойчивостью и
Вместе с тем позитивна и точка зрения об охране труда как комплексном институте российского права, включающем в себя нормы не только трудового, но и конституционного, гражданского, административного, уголовно-исполнительного и уголовного права. Различать указанные две разновидности института охраны труда, как в теории права, так и на практике (в нормотворчестве) исключительно важно.
Институт охраны труда в трудовом праве имеет определенную структуру и содержание. В ТК РФ он предусмотрен в разделе X и включает в себя:
1) общие положения (глава 33) - основные понятия и основные направления государственной политики в области охраны труда;
2) требования
охраны труда (глава 34) - государственные
требования охраны труда,
3) организация охраны труда (глава 35) - государственное управление охраной труда, государственная экспертиза условий труда, служба охраны труда в организации, комитеты (комиссии) по охране труда;
4) обеспечение прав работников на охрану труда (глава 36) - право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда; гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; выдача молока и лечебно-профилактического питания; санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников; дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников; обучение и профессиональная подготовка в области охраны труда; финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда; несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету; обязанности работодателя при несчастном случае; порядок извещения о несчастных случаях; порядок формирования комиссий по расследованию несчастных случаев; сроки расследования несчастных случаев; порядок проведения расследования несчастных случаев; проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда; порядок оформления материалов расследования несчастных случаев; порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве; рассмотрение разногласий по вопросам расследования оформления и учета несчастных случаев6.
Можно предположить,
что соответствующие главы
В науке трудового права обычно в институт охраны труда включают следующие нормы;
- о правилах и инструкциях по охране труда;
- регулирующие организацию охраны труда;
- о компенсациях
для лиц, работающих во
- устанавливающие порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- об охране труда женщин, работников, не достигших возраста 18 лет, и лиц с пониженной нетрудоспособностью.
Нетрудно заметить определенные различия в подходах к содержанию и структуре института охраны труда в теории трудового права и в ТК РФ.
Однако хотелось бы обратить внимание, прежде всего, на такой аспект, как расположение института охраны труда в ТК РФ. В принципиальном смысле система трудового права обусловлена динамикой развития и значением ее институтов. В связи с этим несколько неоправданно включение раздела "Охрана труда" в раздел X ТК РФ. Нормы об обеспечении жизни и здоровья работников (с таким наиболее точным названием) необходимо предусмотреть в ТК РФ в разделе IV, т.е. сразу после института трудового договора - центрального института трудового права России.
Соответственно, раздел IV "Рабочее время" будет закреплен в разделе V, "Время отдыха" - в разделе VI ТК РФ и т.д.
С учетом фундаментальной статьи 1 ТК РФ, определяющей предмет трудового права, вряд ли обоснованно закреплены в разделе X ТК РФ нормы, относящиеся к другим отраслям права. Так, в статье 210 предусмотрены основные направления государственной политики в области охраны труда, содержащие преимущественно нормы административного права и в частности:
- принятие и
реализация федеральных
- государственное управление охраной труда;
- координация
деятельности в области охраны
труда, охраны окружающей
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
- организация
государственной
- обеспечение
функционирования единой
К такой отрасли российского права, как финансовое (ее разделу по налоговому праву), следовало бы отнести положение статьи 210 о проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
В большей мере к международному праву и международным отношениям можно было бы отнести положение статьи 210 о международном сотрудничестве в области охраны труда.
Федеральный законодатель, видимо, не учел существенное различие, имеющееся между институтом охраны труда в отрасли трудового права и комплексном институте охраны труда в российском праве. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. "Об основах охраны труда в Российской Федерации"7 как раз был образцом комплексного правового регулирования охраны труда и закономерно включал в себя нормы других отраслей права. В ТК РФ автоматически были перенесены нормы об основных направлениях государственной политики в области охраны труда из Закона от 17 июля 1999 г. (ныне утратил силу), что представляется не совсем правильным.
Аналогично статья 216 ТК РФ предусматривает нормы административного права. Так, в этой статье закреплено, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы
исполнительной власти, которым предоставлено
право осуществлять отдельные функции
по нормативно-правовому
Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда