Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

 

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, известна. Она направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Что же касается средств  достижения такой цели, - решения  определенных ею задач, то для этого необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления), как это предусмотрено (ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.

В указанной статье приводится 21 основное направление государственной политики в области охраны труда работников:

- обеспечение приоритета  сохранения жизни и здоровья  работников;

- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

- государственное управление  охраной труда (ст. 216 ТК РФ);

- государственный надзор  и контроль за соблюдением  государственных нормативных требований  охраны труда (гл. 57 ТК РФ);

- государственная экспертиза  условий труда (ст. 216 ТК РФ);

- установления порядка  проведения аттестации рабочих  мест по условиям труда и  порядка подтверждения соответствия  организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

- содействие общественному  контролю за соблюдением прав  и законных интересов работников  в области охраны труда;

- профилактика несчастных  случаев и повреждения здоровья  работников;

- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 ТК РФ);

- защита законных интересов  работников, пострадавших от несчастных  случаев на производстве и  профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- установление компенсаций  за тяжелую работу и работу  с вредными и (или) опасными  условиями труда;

- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

- распространение передового  отечественного и зарубежного  опыта работы по улучшению  условий и охраны труда;

- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

- подготовка специалистов  по охране труда и повышение  их квалификации (ст. 225 ТК РФ);

- организация государственной  статистической отчетности об  условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

- обеспечения функционирования  единой информационной системы  охраны труда;

- международное сотрудничество  в области охраны труда;

- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 221, 223 ТК РФ);

- координация  деятельности в области охраны  труда, охраны окружающей среды  и других видов экономической  и социальной деятельности.

Трудно себе представить, что можно на государственном  уровне успешно осуществлять государственную политику в области охраны труда, проводя ее по многочисленным, независимым друг от друга направлениям деятельности государственных органов. То, что эти направления деятельности отнесены к основным направлениям государственной политики в области охраны труда, сути дела не меняет.

Текст ст. 210 ТК РФ - скорее декларация о намерениях государства проводить определенную политику в области охраны труда или просто никого ни к чему не обязывающий перечень действий, осуществляемых органами представительной и исполнительной власти.

Для того чтобы  успешно проводить государственную  политику в области охраны труда, необходимо, по нашему мнению, наполнить  ее определенным содержанием, - сформулировав  цель (задачу) на достижение которой направлена эта политика, иначе она беспредметна.

В чем же, конкретно, заключается цель проведения государственной  политики в области охраны труда? Ответ на этот вопрос мы находим  в определении понятия "охрана труда": "охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности..." (ст. 209 ТК РФ). Отсюда закономерно следует, что цель государственной политики в области охраны труда - обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Сформулировав цель проведения государственной политики в области охраны труда, мы получаем возможность обратиться к "основным направлениям государственной политики в области охраны труда", приведенным в ст. 210 ТК РФ, но рассматривая их в качестве направлений деятельности органов государственного управления, - как представительных, так и исполнительных, - подчиненной достижению единой для них цели. Эта деятельность осуществляется в рамках государственного управления охраной труда в стране. Последнее, видимо, не просто одно из двадцати продекларированных в указанной статье основных направлений государственной политики в области охраны труда, а нечто большее. Государственной управление охраной труда - это механизм реализации указанной политики.

В свете изложенного, в ст. 210 ТК РФ, видимо, можно было изложить текст примерно в следующей редакции:

Государство осуществляет управление охраной труда путем проведения следующих мероприятий:

- нормативно-правового  регулирования организации и  проведения работы по охране  труда - принимает и реализует  федеральные законы и иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

- введения государственного  надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

- введения государственной  экспертизы условий труда;

- установления  порядка проведения аттестации  рабочих мест по условиям труда  и порядка подтверждения соответствия  организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

- содействия  общественному контролю за соблюдением  прав и законных интересов  работников в области охраны  труда (в этом абзаце, видимо, следовало  записать, что содействие оказывается  не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль);

Мы не будем  перечислять приведенные далее  по тексту статьи 210 ТК РФ виды деятельности органов государственного управления в области охраны труда, в этом нет необходимости. Отметим только, что редакция абзацев, в которой изложены некоторые из этих видов деятельности, нуждается, по нашему мнению, в уточнении.

Например. Не дело государства - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников (аб. 9 ст. 210). Его задача заключается в другом - создать условия для проведения такой профилактики. Поэтому текст аб. 9 можно изложить в такой редакции: создание условий для профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.

Точно также  не дело государства - расследование  и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (аб. 10 ст. 210). Его задача заключается в создании условий для такого расследования и учета.

Статьей 210 предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Полномочия  и права указанных органов регламентируются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

 

  1. Проблемы обеспечения  прав работника на охрану труда

2.1. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда

 

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

Работодатель  обязан обеспечить выполнение многообразных  обязанностей, возложенных на него ст. 212. Эти обязанности можно условно разделить на несколько групп.

1) Обязанности  работодателя по образованию  (обучению) работников в области  охраны труда в процессе трудовой  деятельности.

Работодатель обязан обеспечить:

- обучение безопасным  методам и приемам выполнения  работы и оказанию первой помощи  пострадавшим на производстве, проведение  инструктажа по охране труда,  стажировки на рабочем месте  и проверки знания требований  охраны труда;

- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

- ознакомление работников  с требованиями охраны труда.

Положения этих абзацев конкретизируются в ст. 225 ТК РФ и различных нормативных правовых актах, содержание которых раскрываются по тексту настоящей работы.

2) Обязанности работодателя  по сохранению здоровья работников. Работодатель обязан обеспечить:

- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.

Напомним, что условия  труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие  влияние на работоспособность и  здоровье работников (ст. 209 ТК РФ);

- режим труда и отдыха  работников в соответствии с  трудовым законодательством и  иными нормативными правовыми  актами, содержащими нормы трудового  права;

- организацию контроля  за состоянием условий труда  на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;

- проведение аттестации  рабочих мест по условиям труда  с последующей сертификацией  организации работ по охране  труда;

- в случаях, предусмотренных  трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных осмотров (обследований).

Круг работников, проходящих указанные медицинские осмотры (обследования), приводится в ст. 213 ТК РФ;

- недопущение работников  к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;

- санитарно-бытовое и  лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи (ст. 223 ТК РФ).

3) Обязанности работодателя  по обеспечению травмобезопасности  комплекта работников. Работодатель  обязан обеспечить:

- разработку и утверждение  правил и инструкций по охране  труда для работников с учетом  мнения выборного органа первичной  профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов;

- наличие комплекта нормативных  правовых актов, содержащих требования  охраны труда в соответствии со спецификой деятельности;

- безопасность работников  при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических  процессов, а также применяемых  в производстве инструментов, сырья  и материалов (ст. 215 ТК РФ);

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда