Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;
Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.
Цель, стоящая перед
Что же касается средств достижения такой цели, - решения определенных ею задач, то для этого необходим механизм, посредством которого будет проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления), как это предусмотрено (ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику.
В указанной статье приводится 21 основное направление государственной политики в области охраны труда работников:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда (ст. 216 ТК РФ);
- государственный надзор
и контроль за соблюдением
государственных нормативных
- государственная экспертиза условий труда (ст. 216 ТК РФ);
- установления порядка
проведения аттестации рабочих
мест по условиям труда и
порядка подтверждения
- содействие общественному
контролю за соблюдением прав
и законных интересов
- профилактика несчастных
случаев и повреждения
- расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 227-231 ТК РФ);
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
- подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации (ст. 225 ТК РФ);
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечения функционирования единой информационной системы охраны труда;
- международное сотрудничество в области охраны труда;
- проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей (ст. 221, 223 ТК РФ);
- координация
деятельности в области охраны
труда, охраны окружающей
Трудно себе представить, что можно на государственном уровне успешно осуществлять государственную политику в области охраны труда, проводя ее по многочисленным, независимым друг от друга направлениям деятельности государственных органов. То, что эти направления деятельности отнесены к основным направлениям государственной политики в области охраны труда, сути дела не меняет.
Текст ст. 210 ТК РФ - скорее декларация о намерениях государства проводить определенную политику в области охраны труда или просто никого ни к чему не обязывающий перечень действий, осуществляемых органами представительной и исполнительной власти.
Для того чтобы
успешно проводить
В чем же, конкретно, заключается цель проведения государственной политики в области охраны труда? Ответ на этот вопрос мы находим в определении понятия "охрана труда": "охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности..." (ст. 209 ТК РФ). Отсюда закономерно следует, что цель государственной политики в области охраны труда - обеспечение сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.
Сформулировав цель проведения государственной политики в области охраны труда, мы получаем возможность обратиться к "основным направлениям государственной политики в области охраны труда", приведенным в ст. 210 ТК РФ, но рассматривая их в качестве направлений деятельности органов государственного управления, - как представительных, так и исполнительных, - подчиненной достижению единой для них цели. Эта деятельность осуществляется в рамках государственного управления охраной труда в стране. Последнее, видимо, не просто одно из двадцати продекларированных в указанной статье основных направлений государственной политики в области охраны труда, а нечто большее. Государственной управление охраной труда - это механизм реализации указанной политики.
В свете изложенного, в ст. 210 ТК РФ, видимо, можно было изложить текст примерно в следующей редакции:
Государство осуществляет управление охраной труда путем проведения следующих мероприятий:
- нормативно-правового
регулирования организации и
проведения работы по охране
труда - принимает и реализует
федеральные законы и иные
нормативные правовые акты
- введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
- введения государственной экспертизы условий труда;
- установления
порядка проведения аттестации
рабочих мест по условиям
- содействия
общественному контролю за
Мы не будем перечислять приведенные далее по тексту статьи 210 ТК РФ виды деятельности органов государственного управления в области охраны труда, в этом нет необходимости. Отметим только, что редакция абзацев, в которой изложены некоторые из этих видов деятельности, нуждается, по нашему мнению, в уточнении.
Например. Не дело государства - профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников (аб. 9 ст. 210). Его задача заключается в другом - создать условия для проведения такой профилактики. Поэтому текст аб. 9 можно изложить в такой редакции: создание условий для профилактики несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Точно также не дело государства - расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (аб. 10 ст. 210). Его задача заключается в создании условий для такого расследования и учета.
Статьей 210 предусмотрено также, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Полномочия и права указанных органов регламентируются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить выполнение многообразных обязанностей, возложенных на него ст. 212. Эти обязанности можно условно разделить на несколько групп.
1) Обязанности
работодателя по образованию
(обучению) работников в области
охраны труда в процессе
Работодатель обязан обеспечить:
- обучение безопасным
методам и приемам выполнения
работы и оказанию первой
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Положения этих абзацев конкретизируются в ст. 225 ТК РФ и различных нормативных правовых актах, содержание которых раскрываются по тексту настоящей работы.
2) Обязанности работодателя
по сохранению здоровья
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Напомним, что условия труда - это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работников (ст. 209 ТК РФ);
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации
рабочих мест по условиям
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных осмотров (обследований).
Круг работников, проходящих указанные медицинские осмотры (обследования), приводится в ст. 213 ТК РФ;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- санитарно-бытовое и
лечебно-профилактическое
3) Обязанности работодателя
по обеспечению
- разработку и утверждение
правил и инструкций по охране
труда для работников с учетом
мнения выборного органа
- наличие комплекта нормативных
правовых актов, содержащих
- безопасность работников
при эксплуатации зданий, сооружений,
оборудования, осуществлении технологических
процессов, а также
Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда