Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;
1. В ТК РФ нет особой главы (статьи), которая регламентировала бы принципы установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Видимо именно по этой причине место для изложения указанных принципов было найдено в ст. 219 ТК РФ, в которой провозглашается право работника на компенсации (льготы), если он занят на упомянутых работах.
2. В настоящее
время работникам, занятым на
тяжелых работах, работах с
вредными и(или) опасными
1) Оплата труда
указанных работников
2) Продолжительность
рабочего времени работников, занятых
на работах с вредными и
(или) опасными условиями
3) Работникам, занятым на работах, связанным с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117 ТК РФ).
4) На работах
с вредными условиями труда
работникам выдаются бесплатно
по установленным нормам
5) На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами (ст. 221 ТК РФ).
6) Работники,
занятые на тяжелых работах
и на работах с вредными
и (или) опасными условиями
труда (в том числе на
7) Работники,
проработавшие в особых
Как видим, установленные работникам компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда многообразны и значительны. Многие граждане связывали свою судьбу с такими условиями труда ради компенсаций (льгот). Делали это, заведомо зная о неблагоприятных последствиях воздействия на их организм вредных производственных факторов. Теперь их жизненные планы и надежды могут рухнуть в одночасье. Причина этого заключается в норме, содержащейся в последнем абзаце комментируемой статьи (219 ТК РФ).
На первый взгляд в нем констатируется очевидный факт: в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. В принципе об этом можно было и не писать. Но раз такую норму ввели, она наводит на определенные размышления. Возникают, особенно у заинтересованных сторон, различные вопросы.
Например, как быть, если работники в течение многих лет, работая во вредных условиях труда, получали компенсации и ожидали досрочного выхода на пенсию, но по результатам модернизации производства им были обеспечены безопасные условия труда? Если следовать логике указанного аб. 3, в этом случае компенсации не должны устанавливаться, т.е. должны быть отменены. Как видим, текст аб. 3 двусмысленен. Авторы ст. 219 не решились, видимо, прямо установить, что в подобных случаях компенсации отменяются, и сделали это в завуалированной форме.
Вопрос этот остается открытым еще с советских времен, когда он решался в каждом отдельном случае путем принятия волевого решения. Если в Госкомтруд СССР, ВЦСПС, другие высокие инстанции поступали сведения о проявлениях возмущения рабочих в связи с попыткой администрации предприятия отменить предоставляемые им льготы и компенсации в связи с улучшением условий их труда, то реакция этих органов была незамедлительной и резко отрицательной по отношению к инициаторам отмены льгот и компенсаций.
В те времена ухудшить положение рабочих было не просто скандальным, но и небезопасным делом, и не только для директоров предприятия, работников местных государственных, партийных и профсоюзных органов. Спросить со всей строгостью могли и с руководителей министерств и ведомств. Поэтому попытки отменить льготы и компенсации и оставались попытками, не более того. Всегда находился разумный компромисс между работниками и администрацией предприятий.
В современной
ситуации, когда время административно-
Приведенные по тексту ст. 219 права работников на труд, отвечающий государственным требованиям безопасности и гигиены, точно также как и обязанности работодателя по созданию безопасных условий труда (ст. 212 ТК РФ), наполняются содержанием в ряде статей ТК РФ, других законодательных и иных нормативных правовых актах. Конкретные мероприятия по обеспечению указанных прав работников также находят отражение в соглашениях, коллективных и трудовых договорах, локальных нормативных актах организаций.
Нельзя оставить без внимания тот факт, что положения ст. 212 и 219 ТК РФ - взаимозависимы: то, что является обязанностью работодателя, служит средством реализации права работников на безопасный труд. Если работодатель добросовестно выполняет свои обязанности, возложенные на него ст. 212 ТК РФ, он тем самым обеспечивает реализацию права работников на безопасный труд и - наоборот.
Отсюда, в частности, следует, что профсоюзным комитетам, контролирующим состояние охраны труда работников (ст. 370 ТК РФ) по ее отдельным направлениям, отраженным в разных статьях ТК РФ, в иных правовых актах, целесообразно периодически обращаться к положениям ст. 212 и 219 ТК РФ. Это позволит им контролировать исполнение работодателем его обязанностей в целом, не оставляя без внимания ни одну из них.
При этом профкомам следует опираться, в том числе, и на положения ст. 220 ТК РФ, в которой изложены государственные гарантии работникам на труд в условиях, отвечающих требованиям его охраны.
Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определяется ст. ст. 227 - 231 гл. 36 "Обеспечение прав работников на охрану труда" ТК РФ.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации во исполнение требований ст. 229 ТК РФ Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 приняло Постановление от 24 октября 2002 г. N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях"38.
Указанным Постановлением Минтруд РФ утвердил:
- формы документов (формы 1 - 9), необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- Положение
об особенностях расследования
несчастных случаев на
Положение определяет основания расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, уточняет производство и при каких обстоятельствах его необходимо применять.
При расследовании несчастных случаев, происшедших с лицами, не указанными в п. п. 9 - 16 отраслей и организаций, Положение не применяется.
Применение
форм документов, необходимых для
расследования и учета
Положение реализует требования ст. ст. 227 - 231 ТК РФ российского хозяйства к организации и проведению расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, происходящих в организациях и у работодателей - физических лиц с различными категориями работников (граждан).
Статья 227 ТК РФ определяет, что расследованию и учету в соответствии с его гл. 36 подлежат несчастные случаи на производстве, происшедшие с работниками и другими лицами при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя - физического лица. В ст. 227 ТК РФ приводится лаконичный и явно не исчерпывающий перечень лиц, которые относятся к указанным работникам. Как следует из текста статьи, это лица, выполняющие работу в данной организации или у работодателя - физического лица по трудовому договору, студенты и учащиеся, проходящие производственную практику, заключенные, привлекаемые к труду администрацией организации, а также другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя.
Однако не все
работники, работающие по трудовому
договору как в организации, так
и у индивидуального
К ним относятся часть младшего обслуживающего персонала, работники бухгалтерских и финансовых служб и др. Несчастные случаи с указанными работниками расследованию и учету не подлежат.
Также не подлежат
расследованию и учету и
Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, острое отравление, утопление, тепловой удар, поражение электрическим током и т.д., т.е. во всех случаях объектом расследования является повреждение здоровья человека или его смерть.
Расследованию
в порядке, установленном ст. ст.
228 и 229 ТК РФ и указанным Положением
(далее - установленный порядок
Как видим, перечень работников, несчастные случаи которых расследуются и учитываются в установленном порядке, расширен, поскольку в ст. 227 ТК РФ он не является исчерпывающим.
Если в абз. 1 ст. 227 ТК РФ говорится, что расследованию и учету подлежат "несчастные случаи на производстве", то согласно п. 3 Положения расследуются в установленном порядке, квалифицируются, оформляются и учитываются несчастные случаи "как связанные с производством"40.
В приведенном фрагменте п. 3 Положения учтены законные интересы работников и других граждан, необоснованно лишенных согласно тексту ст. 227 ТК РФ права на расследование и учет происшедших с ними несчастных случаев и, значит, на возмещение причиненного им вреда в виде страхового возмещения и др.
Авторы Положения сделали к приведенному выше п. 3 Положения примечание.
Содержание понятия "несчастный случай на производстве" соответствует стандартному международному термину "профессиональный несчастный случай". Возможно, речь идет о том, что давно пора заменить термин "несчастный случай на производстве" на общепризнанный в странах с развитой рыночной экономикой международный стандартный термин.
При более тщательном
анализе п. 3 Положения авторы при
его изложении
Положение разработано в соответствии со ст. 229 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве и особенностях расследования несчастных случаев на производстве"41.
Значительный
практический интерес представляет
вопрос: на каких физических лиц
и работодателей
Круг лиц, вошедших в Перечень, значительно шире краткого перечня, приведенного в ст. 227 ТК РФ.
Расследование и учет несчастных случаев, происшедших с приведенными в Перечне лицами, проводится в соответствии с требованиями Положения, установленными с учетом ст. ст. 227 - 231 ТК РФ.
При прочтении приведенного в п. 2 Перечня возникает очередной вопрос: почему в нем перечислены как руководители организаций, работодатели - физические лица, так и работники, хотя их роль при расследовании несчастных случаев различна? Первые обязаны проводить расследование и учет несчастных случаев, а вторые являются объектами расследования и учета этих случаев.
Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда