Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

В п. 2 Положения  приводится ссылка на некоторые отрасли (организации), на которые распространяется действие Положения. К ним относятся: учебные заведения профессионального образования различного уровня, места лишения свободы, аспирантура и докторантура, психиатрические (психоневрологические) учреждения.

Далее по тексту Положения регламентируются особенности  организации и проведения расследования несчастных случаев с профессиональными спортсменами (п. 13), работниками воздушного, железнодорожного, автомобильного, водного транспорта (п. 15) и т.д.

Обязанности работодателя при несчастном случае на производстве регламентируются ст. 228 ТК РФ.

1. При несчастном  случае на производстве работодатель (его представитель) обязан:

- немедленно  организовать первую помощь пострадавшему  и при необходимости доставку  его в учреждение здравоохранения;

- принять неотложные  меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц;

- сохранить  до начала расследования несчастного  случая на производстве обстановку, какой она была на момент  происшествия, если это не угрожает  жизни и здоровью других лиц  и не ведет к аварии, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии и произвести другие мероприятия);

- обеспечить  своевременное расследование несчастного  случая на производстве и его  учет в соответствии с гл. 36 ТК РФ;

- немедленно  проинформировать о несчастном  случае на производстве родственников  пострадавшего, а также направить  сообщение в органы и организации,  определенные ТК РФ и иными  нормативными правовыми актами42.

2. При групповом  несчастном случае (два человека и более), тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель (его представитель) в течение суток обязан сообщить о нем соответствующим государственным и профсоюзным органам по приведенному в ст. 228 ТК РФ перечню.

3. Согласно ст. 228 ТК РФ о случае острого  отравления работодатель (его представитель)  сообщает (наряду с другими органами) в соответствующий орган санитарно-эпидемиологического  надзора. Под острым отравлением  (профессиональным заболеванием) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности43.

Профессиональное  заболевание, возникшее у работника, подлежащего обязательному социальному  страхованию от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем.

Одновременно  Правительство РФ поручило Минздраву РФ давать разъяснения по применению указанного Положения. Во исполнение этого поручения Минздрав РФ Приказом от 28 мая 2001 г. N 176 "О совершенствовании системы расследования и учета профессиональных заболеваний в Российской Федерации"44 утвердил Инструкцию о порядке применения названного Положения и формы документов, применяемых при расследовании и учете профессиональных заболеваний.

Расследованию и учету в соответствии с Положением подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя, обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя.

Положением  определены:

- Порядок установления  наличия профессионального заболевания;

- Порядок расследования  обстоятельств и причин возникновения  профессионального заболевания;

- Порядок оформления  акта о случае профессионального  заболевания;

- Перечень профессиональных  заболеваний, опасных веществ  и производственных факторов, а  также видов работ, способствующих  возникновению профессиональных  заболеваний, приводится в Списке профессиональных заболеваний, утвержденном Приказом Минздравмедпрома России от 14 марта 1996 г. N 9045. К Списку прилагается инструкция по его применению.

Согласно ст. 228 ТК РФ работодатель обязан обеспечить своевременное расследование несчастного  случая и его учет в соответствии с гл. 36 ТК РФ. В свою очередь, обязанности работодателя по расследованию несчастных случаев регламентируются ст. 229 ТК РФ.

В общем виде при расследовании несчастного  случая работодатель и указанная  комиссия должны исполнить следующие обязанности.

Работодатель  должен создать комиссию по расследованию  несчастного случая. При этом состав комиссии и сроки ее работы зависят  от вида несчастного случая (легкий, тяжелый, групповой, со смертельным  исходом) и количества пострадавших, а в некоторых случаях от отраслевой принадлежности организации. В этих случаях вступает в действие упомянутое Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Создание комиссии, ее состав и сроки работы регламентируется ст. 229 ТК РФ.

В расследовании  несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие  указанный работодатель или уполномоченный его представитель, доверенное лицо пострадавшего, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая и на договорной основе (ч. ч. 1 и 2 ст. 229 ТК РФ).

Не вызывает сомнения, что комиссия в приведенном  в ст. 229 ТК РФ составе создается  на практике при тяжелых, групповых  и несчастных случаях со смертельным исходом: их невозможно скрыть. Иное дело - легкие несчастные случаи, не сопровождающиеся для пострадавшего сколько-нибудь серьезными последствиями.

В подобных случаях  комиссия по общему правилу в организациях не создается, а недостатки в охране труда не устраняются, провоцируя новые несчастные случаи. Существует немало способов их сокрытия. Например, временный перевод пострадавшего на так называемую легкую работу с сохранением ему среднего заработка, уход в краткосрочный неоплачиваемый отпуск, сопровождаемый оказанием материальной помощи, дополнительным премированием46.

Должностные лица, поступающие таким образом, не знают  или не отдают себе отчета в том, что сокрытие страхователем наступления  страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных  указанной ст. 5.44, рассматривают  Федеральная служба по труду и  занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда (ст. 23.12 КоАП РФ).

 

2.4. Правовые проблемы обеспечения прав работников на охрану труда

 

Несмотря на особое внимание законодателя к вопросам охраны труда, многие из них остаются нерешенными.

Первая и  главная проблема - всеобщее пренебрежение  правовыми нормами об охране труда. Причем пагубной традиции нарушать правила в данной сфере следуют не только правоприменители, но и сам законодатель. Тем самым власть стимулирует и пропагандирует необязательность исполнения этих норм.

Так, в советское  время, несмотря на законодательное запрещение детского труда (ст. 135 КЗоТ РСФСР 1922 г., ст. 173 КЗоТ РСФСР 1971 г.), он повсеместно применялся, и такая практика фактически поощрялась государством. Это доказывают, например, Указы Верховного Совета СССР от 1 марта 1948 г. и от 19 августа 1949 г., которыми два пионера были удостоены званий Героев Социалистического Труда. Весной (в учебное время!) 1947 г. ученики пятого класса школы им. Лахути Регарского района Таджикской ССР решили помочь старшим в выращивании хлопчатника и собрали по 89,2 центнера с гектара. "Комсомольская правда" писала: "Цифра невиданная. Ведь даже опытные хлопкоробы собирали в пятнадцать раз меньше!". В результате звеньевой Турсунали Матказимов стал Героем Социалистического Труда, а остальные пионеры были награждены орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. На следующий год Турсунали повторил свой трудовой подвиг и 8 июля 1948 г. был награжден вторым орденом Ленина. Аналогичный случай произошел в Аджарской АССР на сборе чая: при норме 5 тонн зеленого листа председатель совета пионерской дружины Нателла Челебадзе собрала 6,75 тонны и в 1949 г. была удостоена звания Героя Социалистического Труда47.

В настоящее  время законодательная возможность  использования труда лиц, не достигших четырнадцати лет, предусмотрена в ч. 4 ст. 63 ТК РФ. Дети могут работать в кино, театрах, цирках, на концертных площадках. Однако при применении их труда возникает много вопросов, не имеющих ответов в законе48. Например, не установлено, с какого возраста можно участвовать в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию и какой должна быть продолжительность рабочего дня малолетних артистов. Конечно, можно воспользоваться постановлениями Народных комиссариатов труда (НКТ) СССР и РСФСР 20-30-х годов прошлого века, предусматривавшими возможность использования труда несовершеннолетних в области искусства49, но они, скорее всего, фактически утратили силу. Несмотря на то, что официально указанные постановления не признавались недействующими, они не упоминаются в качестве действующих ни в справочных правовых системах, ни в сборниках нормативных актов о труде, ни в современных комментариях к ТК РФ.

В связи со сказанным  уместно вспомнить, что в упомянутом Высочайше утвержденном мнении о малолетних от 1 июня 1882 г. предусматривалось: малолетних в возрасте от двенадцати до пятнадцати лет нельзя занимать работой более восьми часов в сутки, не включая времени, потраченного на завтрак, обед, ужин, посещение школы и отдых; при этом работа не должна продолжаться более четырех часов подряд; дети не могут быть заняты работой между девятью часами вечера и пятью часами утра, а также в воскресные и высокоторжественные дни.

Вторая проблема, требующая законодательного внимания, состоит в недостаточной правовой урегулированности охраны труда отдельных категорий и профессиональных групп работников. Например, труд доярок, по данным медиков, для женского организма вреден, поскольку связан с большими физическими нагрузками, агрессивностью микросреды, недостаточной продолжительностью ночного сна. Гипертония, радикулит, полиартрит, ревматизм - вот типичный набор заболеваний, характерных для данной категории работниц50. Доярок в стране к концу прошлого столетия насчитывалось около 1,5 млн. Однако законодатель почти ничего не предпринял для облегчения их труда. Не учтены ни физиологические особенности женского организма, ни условия выполнения работы. Поэтому должность оператора машинного доения не содержится в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-2251. Таким образом, на доярок не распространяются правила ст. 92 и 117 ТК РФ о сокращенной продолжительности рабочего времени и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусках.

Другой пример недостаточного внимания законодателя касается такой категории работников, как инвалиды. В ТК РФ имеются главы 41 и 42, посвященные особенностям труда женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних, а специальной главы, посвященной гарантиям трудовой занятости инвалидов, в кодексе почему-то нет. Об инвалидах упоминается в ст. 224 ("Дополнительные гарантии охраны труда отдельным категориям работников"), в конце которой говорится, что работодатель обязан создать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации52. Последняя представляет собой сложный комплекс реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Она разрабатывается на основе решения государственной службы медико-социальной экспертизы. Но вряд ли подобная законодательно закрепленная обязанность работодателя будет добросовестно им выполняться, тем более за свой счет, без материальной поддержки государства.

Труд инвалидов  регулируется ТК РФ и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции от 09 декабря 2010 г.)53. Так, ряд специальных норм о труде этой категории работающих содержится в ТК РФ - например, о сокращенном рабочем времени (35 часов в неделю) для инвалидов I и II групп (ст. 92), а норма о сохранении полной оплаты труда за сокращенное рабочее время - в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Трудовым кодексом ограничено привлечение инвалидов к сверхурочным работам (ст. 99), к работам в ночное время (ст. 96), в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113). По письменному заявлению инвалида работодатель обязан предоставить ему отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает предоставление инвалидам ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней, установление неполного рабочего времени по их просьбе.

В научной и  справочной литературе при характеристике данных норм нередко указывается, что  они закрепляют льготы и гарантии, обеспечивающие интересы инвалидов. Однако, по сути, речь идет об ограничениях применения труда указанных лиц, поэтому подобные нормы, весьма вероятно, лишь подтолкнут работодателя к отрицательному решению вопроса о трудоустройстве инвалида. Сформулированные в ТК РФ в виде обязанностей работодателя названные нормы, не подкрепленные введением льгот для организаций, использующих труд инвалидов, обречены на неприменение.

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда