Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;

Файлы: 1 файл

Диплом- охрана труда 2011.doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

4) государственные стандарты  системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ);

5) строительные нормы  и правила (СНиП), своды правил  по проектированию и строительству  (СП);

6) государственные санитарно-эпидемиологические  правила и нормативы; санитарные  правила (СП), гигиенические нормативы  (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)26.

На ведомственном уровне нормативно-правовое регулирование  в сфере охраны труда осуществляет Министерство здравоохранения и  социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).

Так, приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. утверждена Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-201027. Главная цель программы - защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников.

Основная задача новой  системы управления охраной труда - переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута путем создания всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места, вне зависимости от размера и формы собственности предприятия.

Создание такой системы  предполагает проведение комплекса организационно-правовых, финансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на минимизацию воздействия неблагоприятных производственных факторов на здоровье работников.

В качестве одного из основных направлений реализации Программы предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, в рамках которого предусматривается внесение изменений в целый ряд действующих законодательных актов, что, в свою очередь, должно привести к созданию механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением  законодательства об охране труда также выступает в качестве важнейшего направления реализации программы, поскольку слаженная и организованная работа государственных органов во многом предопределяет эффективность выполнения показателей программы и установленных ею целей и задач.

Среди новейших актов министерства следует отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"28.

Указанный Приказ утвердил новый лечебно-профилактический рацион для работников вредных производств. В списке "вредных" профессий - все специальности, связанные с химическими производствами, выпуском металлов, пищевой промышленностью и табачным производством.

Установлено, что норма  бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности  смены. Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается с согласия работников и с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников. Дополнительно работникам вредных производств полагается аскорбиновая кислота.

Важное значение для развития отечественного законодательства об охране труда сыграли общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.

Особое место занимают акты МОТ, поскольку большинство из принятых данной организацией и ратифицированных Россией конвенций и рекомендаций посвящены именно вопросам охраны труда и служат важнейшим стимулом развития и совершенствования национального законодательства в социально трудовой сфере. Так, рамочная конвенция МОТ 1981 г. "О безопасности и гигиене труда (N 155)29 и соответствующая Рекомендация (N 164)30 предусматривают механизмы принятия, реализации и пересмотра последовательной национальной политики в области охраны труда, в том числе механизмы обеспечения консультаций и участия работодателей, работников и их организаций, а также механизмы реализации такой политики на предприятиях.

Следует также иметь в  виду, что 15 июня 2006 г. Генеральная конференция МОТ приняла Конвенцию "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда"31, в которой отмечается, что Международная организация труда приняла на себя торжественное обязательство служить делу проведения программ в интересах всех народов мира, благодаря которым будет обеспечена необходимая защита жизни и здоровья трудящихся всех профессий и будет содействовать обеспечению того, чтобы в национальных программах вопросам безопасности и гигиены труда уделялось приоритетное внимание.

В соответствии с положениями конвенции каждое государство-член, ее ратифицирующее, в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды посредством разработки соответствующей национальной политики и создания необходимых органов управления, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда.

Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ

Согласно пункту 3 статьи 8 Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты

Вопросы охраны труда получили свое закрепление  и в таком нормативном акте договорного характера, как Генеральное  соглашение, заключаемое между общероссийскими  объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Так, в Генеральном соглашении, заключенном на 2008-2010 гг., предусмотрен раздел V "Условия и охрана труда, промышленная и экологическая безопасность", в рамках которого стороны приняли на себя ряд обязательств, включая совершенствование законодательства, в том числе норм ТК РФ в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, а также механизм их реализации: подготовить и обеспечить реализацию программы действий по улучшению условий и охраны труда, направленных на снижение смертности от производственного травматизма и предотвращение возникновения профессиональных заболеваний; развивать и совершенствовать систему по охране труда отдельных категорий застрахованных работников за счет внедрения новых прогрессивных форм обучения; с учетом отраслевой специфики сформировать систему аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, разработать обязательные требования к организациям в зависимости от вида оказываемых услуг и экономической деятельности работодателя.

Решение проблем  охраны труда предусмотрено и  в качестве основного направления демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденной Указом Президента РФ 9 октября 2007 г32. В частности, в нем говорится о сокращении уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки, контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

С 1 июля 2010 г. введен в действие Национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.007-2009. "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст33. Стандарт направлен на реализацию норм раздела X Трудового кодекса Российской Федерации. Национальный стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда, но служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.

В основе Национального стандарта лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: "организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию". Кратко она может быть раскрыта следующим образом:

- "концепция" (политика): разрабатывается руководящая идея (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;

- "организация": организация работ по созданию, применению и обеспечению функционирования  системы управления охраной труда;

- "планирование  и применение": разрабатываются  цели и процессы, необходимые  для достижения результатов, в  соответствии с концепцией (политикой)  охраны труда организации, а  также внедряются процессы обеспечения  охраны труда;

- "оценка (контроль)": осуществляется проверка процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;

- "действия  по совершенствованию": рассматриваются  результаты анализа руководством, принимаются решения по улучшению  результативности системы управления  охраной труда и осуществляют  ее постоянное совершенствование34.

Таким образом, в своей совокупности принятые в России за последние десять лет законодательные акты заложили фундамент социальной защиты работников от возможного проявления неблагоприятных факторов производственной среды и подтвердили, что общество объективно заинтересовано в создании надлежащих безопасных и безаварийных условий труда, сохранении жизни и здоровья своих членов. Названные документы позволили сформулировать и обеспечить рациональное сочетание функций управления охраной труда на федеральном уровне, уровнях управления субъектов Федерации, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, сформировать механизмы организационного, правового и экономического воздействия на совершенствование условий и охраны труда35.

Вместе с  тем сложившейся системе законодательства в области охраны труда свойственны и существенные недостатки:

1. Разнообразие актов по охране труда по своей юридической силе, по содержанию норм, по органам, разрабатывающим и принимающим эти акты, создают сложность в восприятии норм права, что, в свою очередь, выступает в качестве одного из факторов неблагоприятной ситуации в области охраны труда, зачастую правоприменители просто путаются в обширном массиве нормативных актов. В этой связи представляется целесообразным упростить, обновить и усилить существующие нормативные правовые акты, провести их кодификацию. Сокращение, объединение и упрощение нормативных правовых актов важно по многим причинам, одной из которых является требование доступности и приемлемости для применения на предприятиях всех форм собственности. Вот почему в Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 г. особо отмечается: "уделить вопросам упрощения правоприменения разрабатываемых нормативных правовых актов, содержательная часть которых должна стать лаконичной, хорошо структурированной и адаптированной к восприятию всеми субъектами трудового права".

2. В рамках существующей системы законодательства следует более четко и жестко определить степень согласованности правовых предписаний международного, федерального, регионального и локального значения, поскольку от решения этой задачи во многом зависит и степень согласованности правового регулирования охраны труда и деятельности соответствующих органов государственного управления.

3. Большее внимание следует уделять совершенствованию локального и корпоративного уровней регулирования охраны труда, которые должны идти в направлении усиления роли социального партнерства. В условиях затянувшегося мирового финансового кризиса решение данной задачи является крайне важным, потому что федеральное законодательство устанавливает лишь необходимый минимум прав и гарантий, предоставляя сторонам социального партнерства возможность самостоятельно повышать уровень защищенности своих прав и свобод.

К сожалению, в  настоящее время, когда работодатель все больше стремится к увеличению собственной прибыли и экономии на жизни и здоровье работников, механизмы социального партнерства  зачастую не получают должного применения.

Представляется, что именно совершенствование законодательства, а также устранение вышеперечисленных недостатков должны стать центральными направлениями деятельности российского государства в ближайшее время.

 

1.3 Государственная политика в области охраны труда

Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда