Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 16:33, курсовая работа
Целью настоящего исследования выступает комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда.
В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:
рассмотреть общие положения об охране труда;
проанализировать правовое регулирование института охраны труда в РФ;
исследовать государственную политику в области охраны труда;
4) государственные стандарты системы безопасности труда (ГОСТ ССБТ);
5) строительные нормы
и правила (СНиП), своды правил
по проектированию и
6) государственные санитарно-
На ведомственном уровне нормативно-правовое регулирование в сфере охраны труда осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России).
Так, приказом Минздравсоцразвития России от 23 октября 2008 г. утверждена Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-201027. Главная цель программы - защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - работодателей и работников.
Основная задача новой системы управления охраной труда - переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками повреждения здоровья работников. Данная цель может быть достигнута путем создания всеобъемлющей, сквозной системы управления профессиональными рисками, которая должна стать основой управления системой сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, охватывая все рабочие места, вне зависимости от размера и формы собственности предприятия.
Создание такой системы
предполагает проведение комплекса организационно-правовых,
финансово-экономических, производственно-
В качестве одного из основных направлений реализации Программы предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы, в рамках которого предусматривается внесение изменений в целый ряд действующих законодательных актов, что, в свою очередь, должно привести к созданию механизма экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.
Совершенствование государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда также выступает в качестве важнейшего направления реализации программы, поскольку слаженная и организованная работа государственных органов во многом предопределяет эффективность выполнения показателей программы и установленных ею целей и задач.
Среди новейших актов министерства следует отметить Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов"28.
Указанный Приказ утвердил новый лечебно-профилактический рацион для работников вредных производств. В списке "вредных" профессий - все специальности, связанные с химическими производствами, выпуском металлов, пищевой промышленностью и табачным производством.
Установлено, что норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Замена молока равноценными пищевыми продуктами допускается с согласия работников и с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников. Дополнительно работникам вредных производств полагается аскорбиновая кислота.
Важное значение для развития отечественного законодательства об охране труда сыграли общепризнанные принципы и нормы международного права, которые в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора.
Особое место занимают акты МОТ, поскольку большинство из принятых данной организацией и ратифицированных Россией конвенций и рекомендаций посвящены именно вопросам охраны труда и служат важнейшим стимулом развития и совершенствования национального законодательства в социально трудовой сфере. Так, рамочная конвенция МОТ 1981 г. "О безопасности и гигиене труда (N 155)29 и соответствующая Рекомендация (N 164)30 предусматривают механизмы принятия, реализации и пересмотра последовательной национальной политики в области охраны труда, в том числе механизмы обеспечения консультаций и участия работодателей, работников и их организаций, а также механизмы реализации такой политики на предприятиях.
Следует также иметь в виду, что 15 июня 2006 г. Генеральная конференция МОТ приняла Конвенцию "Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда"31, в которой отмечается, что Международная организация труда приняла на себя торжественное обязательство служить делу проведения программ в интересах всех народов мира, благодаря которым будет обеспечена необходимая защита жизни и здоровья трудящихся всех профессий и будет содействовать обеспечению того, чтобы в национальных программах вопросам безопасности и гигиены труда уделялось приоритетное внимание.
В соответствии с положениями конвенции каждое государство-член, ее ратифицирующее, в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды посредством разработки соответствующей национальной политики и создания необходимых органов управления, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда.
Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников. Российская Федерация ратифицировала настоящую Конвенцию Федеральным законом от 4 октября 2010 г. N 265-ФЗ
Согласно пункту 3 статьи 8 Конвенция вступает в силу для каждого государства-члена через 12 месяцев после даты регистрации его ратификационной грамоты
Вопросы охраны
труда получили свое закрепление
и в таком нормативном акте
договорного характера, как Генеральное
соглашение, заключаемое между
Решение проблем
охраны труда предусмотрено и
в качестве основного направления демограф
С 1 июля 2010 г. введен в действие Национальный стандарт ГОСТ Р 12.0.007-2009. "Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию", утвержденный приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 N 138-ст33. Стандарт направлен на реализацию норм раздела X Трудового кодекса Российской Федерации. Национальный стандарт не устанавливает обязательных для всех конкретных требований охраны труда, но служит основанием для разработки корпоративных стандартов крупных промышленных, хозяйственных комплексов, корпораций и организаций.
В основе Национального стандарта лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: "организация - планирование и применение - оценка (контроль) - действия по совершенствованию". Кратко она может быть раскрыта следующим образом:
- "концепция" (политика): разрабатывается руководящая идея (замысел), теоретическое построение системы управления охраны труда в организации;
- "организация":
организация работ по созданию,
применению и обеспечению
- "планирование
и применение": разрабатываются
цели и процессы, необходимые
для достижения результатов, в
соответствии с концепцией (политикой)
охраны труда организации, а
также внедряются процессы
- "оценка (контроль)": осуществляется проверка процессов обеспечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателям, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают;
- "действия
по совершенствованию": рассматриваются
результаты анализа
Таким образом, в своей совокупности принятые в России за последние десять лет законодательные акты заложили фундамент социальной защиты работников от возможного проявления неблагоприятных факторов производственной среды и подтвердили, что общество объективно заинтересовано в создании надлежащих безопасных и безаварийных условий труда, сохранении жизни и здоровья своих членов. Названные документы позволили сформулировать и обеспечить рациональное сочетание функций управления охраной труда на федеральном уровне, уровнях управления субъектов Федерации, предприятий и организаций независимо от их организационно-правовой формы, сформировать механизмы организационного, правового и экономического воздействия на совершенствование условий и охраны труда35.
Вместе с
тем сложившейся системе законо
1. Разнообразие актов по охране труда по своей юридической силе, по содержанию норм, по органам, разрабатывающим и принимающим эти акты, создают сложность в восприятии норм права, что, в свою очередь, выступает в качестве одного из факторов неблагоприятной ситуации в области охраны труда, зачастую правоприменители просто путаются в обширном массиве нормативных актов. В этой связи представляется целесообразным упростить, обновить и усилить существующие нормативные правовые акты, провести их кодификацию. Сокращение, объединение и упрощение нормативных правовых актов важно по многим причинам, одной из которых является требование доступности и приемлемости для применения на предприятиях всех форм собственности. Вот почему в Программе действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 г. особо отмечается: "уделить вопросам упрощения правоприменения разрабатываемых нормативных правовых актов, содержательная часть которых должна стать лаконичной, хорошо структурированной и адаптированной к восприятию всеми субъектами трудового права".
2. В рамках существующей системы законодательства следует более четко и жестко определить степень согласованности правовых предписаний международного, федерального, регионального и локального значения, поскольку от решения этой задачи во многом зависит и степень согласованности правового регулирования охраны труда и деятельности соответствующих органов государственного управления.
3. Большее внимание следует уделять совершенствованию локального и корпоративного уровней регулирования охраны труда, которые должны идти в направлении усиления роли социального партнерства. В условиях затянувшегося мирового финансового кризиса решение данной задачи является крайне важным, потому что федеральное законодательство устанавливает лишь необходимый минимум прав и гарантий, предоставляя сторонам социального партнерства возможность самостоятельно повышать уровень защищенности своих прав и свобод.
К сожалению, в
настоящее время, когда работодатель
все больше стремится к увеличению
собственной прибыли и экономии
на жизни и здоровье работников,
механизмы социального
Представляется, что именно совершенствование законодательства, а также устранение вышеперечисленных недостатков должны стать центральными направлениями деятельности российского государства в ближайшее время.
Информация о работе Комплексный теоретико-правовой анализ института охраны труда