Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 21:09, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Трудовое право"
Поскольку ТК регулирует целый комплекс отношений, понятия вводятся в соответствующих главах, по темам.
Понятия можно разделить:
по ст.81 из ГП (ликвидация организации, смена собственника имущества организации, разглашение коммерческой или служебной тайны), из УП (совершение по месту работы хищения чужого имущества), из налогового права (рыночная цена, по которой исчисляются суммы возмещения ущерба раб-ком или раб-лем), а также медицинские знания (здоровье, нетрудоспособность), географические знания (Крайний Север и приравненные к нему местности), философские знания (добросовестно, бережно).
По точности смыслового значения:
1) абсолютно-определенные
(нерабочие праздничные дни –
конкретно указаны, ночное
2) относительно определенные (перечень +и иные);
3) неопределенные (уважительная причина, утрата доверия, аморальный проступок).
Законодатель старается конкретизировать значение оценочных понятий, но избежать совсем их невозможно, указывая на важнейшие признаки понятия, определение через род и вид, экстенциональное определение (исчерпывающий перечень элементов, составляющих понятие – занятые граждане – перечислены категории). Также понятия приводятся в соответствии с международным законодательством и стандартами.
6. Источники
трудового права: понятие,
Источники права в материальном смысле – это сила, создающая права, т.е. власть государства, в юридическом смысле – это различные формы выражения (установления и закрепления) государственной воли, направленной на регулирование общественных отношений (законы, иные нормативные правовые акты, нормативные договоры и др.).
Источники трудового права – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Характеристика:
1) изменение места и роли гос-ва в регулировании труда (гос-во перестало быть основным работодателем, утратило полномочия);
2) распределение компетенции в регулировании отношений в сфере труда как по горизонтали, так и вертикали (ст.6 – между РФ и субъектами РФ).
3) федеративное устройство предполагает 2-хуровневое регулирование трудовых отношений;
4) наличие объективной необходимости единого и дифференцированного правового воздействия на участников п/о (единство обеспечивается участием РФ в конвенциях МОТ и наличием кодифицированного зак-ва; дифференциация – гос-во допускает самостоятельность субъектов в управлении трудом и решение большого круга вопросов с помощью КД, соглашений);
5) наличие рынка труда.
Особенности источников ТП:
Виды источников: (проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК):
Соглашение – это
правовой акт, устанавливающий общие
принципы регулирования социально-трудов
Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации, заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей (ст.40 ТК).
7. Конституция РФ и ТК РФ как источники ТП
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Ст. 72 К РФ – труд. зак-во отнесено к совместному ведению.
Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ. Ее нормы закрепляют права и свободы человека, определяют смысл, содержание и применение всех остальных законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, ОМС и обеспечиваются правосудием. Конституция устанавливает для всех равные права и обязанности, равенство всех перед законом и судом и запрещает какую-либо дискриминацию. Общепризнанные принципы и нормы МП рег-я труда являются составной частью системы ТП. Ст. 37, прямо отн-ся к ТП, закрепляет осн.труд.права гр-н (на свободный выбор труда; на вознаграждение за труд без дискриминации не ниже МРОТ; на защиту от безработицы; на инд. и кол.споры; на отдых; на объединение в профсоюзы).
Основным отраслевым источником ТП явл-ся ТК РФ – четвертый по счету (с 1918 –22 –71 –2002). ТК РФ сохранил около 70% норм из КзоТа и создал ряд новых норм, лучше отвечающих нынешним реалиям. Повысил значение соц-партнерских отн-й, особенно на ур-не орг-ции, расширил круг вопросов, рег-мых договорным путем. Разделы отражают, как правило, самостоятельные институты ТП.
Все другие акты труд.зак-ва не должны противоречить ТК и иным ФЗ, в случае противоречия применяется кодекс.
8. Международные правовые акты как источники ТП
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Согласно ч.4 ст.15 Конституции международные акты имеют преимущество над национальным зак-вом.
Международные правовые нормы – это такие нормы труда, к-рые закреплены:
а) в актах, принятых м/н орг-циями;
б) в 2х и многосторонних договорах, и в соответствии с зак-вом отдельных гос-в.
Общепризнанные принципы и нормы м\Н права, МД РФ являются составной частью ее прав.системы.
Проникновении норм МП в труд.зак-во РФ происходит по 2 направлениям:
РФ является членом международных организаций всемирного масштаба (ООН, МОТ) и регионального (Совет Европы и СНГ).
Конвенции и рекомендации МОТ – №111 «О дискриминации в области труда», №100 «О равенстве вознаграждения мужчин и женщин за труд».
В целом, правовые нормы МОТ образуют своеобразный международный трудовой кодекс, к-рый охватывает все стороны труд.отн-й, обобщая мировой опыт. В случае трудового спора с работодателем – если работник обосновывает свои требования, ссылаясь на международные трудовые нормы – юрисдикционный орган в лице суда обязан применить нормы МП. Однако принцип приоритета общепризнанных норм и принципов МП недостаточно применяется в нормотворческой и правоприменительной практике, так как не создан и законодательно не установлен механизм его реализации.
Конвенции м/н орг-ций труда по сравнению с межгос-ми дог-ми имеют свои особенности:
9. Региональное законодательство о труде
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Ст. 72 К РФ – труд.зак-во отнесено к совместному ведению.
Проблема субординации источников и разрешений коллизий м/у ними разрешена в ст.5 ТК: высшей силой обладает Конституция РФ, а ст.6 разграничивает полномочия РФ и субъектов.
К ведению ФОГВ относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ ФЗ и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
ОГВ субъектов РФ принимают законы по вопросам, не отнесенным к полномочиям ФОГВ. При этом более высокий уровень труд.прав и гарантий работникам по сравнению с федерально установленным, приводящий к увеличению бюджетных расходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта. По вопросам, не урегулированным федерально могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия ФЗ - акт субъекта приводится в соответствие. В случаях, если акт субъекта, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу или иным ФЗ либо снижает уровень трудовых прав и гарантий работникам, установленный Кодексом или иными ФЗ, применяется Кодекс или иной ФЗ.
Закон Свердл. обл. от 8 апреля 19997 «О защите трудовых прав граждан на территории Свердл. обл.»
10. Локальные нормативные акты, их виды
Источники ТП – это нормативные акты, принимаемые субъектами общественных отношений, компетентными осуществлять властные функции по управлению трудом (государство, работодатель, трудовой коллектив).
Локальные акты принимаются
с целью конкретизации
Виды: правила внутр-го трудового распорядка (ст.190), положение о премировании (ст.135,144), положение об оплате труда, графики отпусков (ст.123), графики сменности (ст.133), коллективный дог-р, положение о КТС, устав орг-ции, штатное расписание (в отличии от вышеперечисленных принимается единолично руководителем).
Локальные н/а принимаются орг-цией самостоятельно, действуют в пределах этой организции и распространяются на всех или часть работников, независимо от того, принимал ли работник сам участие в его разработке или действовал ч/з представителей. Они м. приниматься в разных формах и по тем вопросам, к-ые отнесены к компетенции орг-ции.
а) по общему правилу лок.акт прин-ся раб-лем самост-но (если раб-ль – ФЛ, то прин-ся им самим, если ЮЛ, то принимается органами управления ЮЛ, а органы управ-я м.б. единоличными и коллегиальными или уполномоченными органами в порядке, установленном законом). Органы управления или уполномоченные лица выступают от имени ю/л и реализуют предоставленную ЮЛ правосубъектность.
б) в случае, предусм-ых ТК или иными н/п/а, включая коллективный д-р, раб-ль принимает локальные акты с учетом мнения представительного органа р-ков (профсоюз). Порядок учета мнения предст-го органа - ст.372. ТК предусм-ся обязанность р-ля учитывать мнение предст-го органа р-ков при принятии правил внутреннего трудового распорядка (ст.190).