Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 16:13, курсовая работа
Рассмотрены важнейшие особенности в регулировании гражданских и политических прав человека на международно-правовом уровне и в самых общих чертах механизм имплементации.
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМЫ И СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Принцип уважения прав человека
1.2. Понятие и значение международных стандартов в области прав человека. Соотношение со стандартом национального режима
1.3. Виды международных стандартов в области прав человека
2. МЕХАНИЗМ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНТРОЛЯ (ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ) ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА 19
2.1. Общие положения.
2.2. Верховный комиссар ООН по правам человека.
2.3. Комитет по правам человека
2.4. Комитет против пыток.
2.5. Комитет по правам ребенка.
2.6. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
2.7. Европейская гуманитарная юстиция.
ЛИТЕРАТУРА
1) равенство всех перед судом и законом;
2) право на справедливое
3) гласность и публичность
- по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности;
- при особых обстоятельствах,
когда публичность нарушала бы
интересы правосудия, но только
в той мере, в какой, по решению
суда, это строго необходимо. Как
уже было сказано раньше, к
таким особым обстоятельствам
может быть отнесено
Существуют исключения и из принципа публичности. Они относятся к семейно-правовым отношениям ("матримониальные споры" и опека над детьми), а также при защите интересов несовершеннолетних.
4) право на услуги переводчика в случае необходимости;
5) закрепляется принцип
6) срочность и своевременность судебного разбирательства;
7) уведомление обвиняемого о
характере и основании
8) право на защиту, а при необходимости
- право на безвозмездное
9) право на допрос и вызов свидетелей, запрещение принуждать обвиняемого к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным;
10) учет особенностей возраста
несовершеннолетних и
11) право осужденного на
12) право на компенсацию для
ошибочно или незаконно
13) запрет дважды наказывать за одно преступление;
14) принцип обратной силы
15) право каждого на признание
его правосубъектности (ст. 16 Пакта
о гражданских и политических
правах).Перечисленные
Применительно к данной группе отношений
повторяется принцип равенства
людей (в данном случае говорится
о мужчине и женщине и о
супругах). Провозглашается обязанность
государства защищать детей.Однако
это лишь наиболее общие нормы. Они
развиты в специальных
Целый комплекс стандартов относится к регулированию политических прав:
1) право на мирные собрания, которое
может ограничиваться только
в интересах государственной
или общественной безопасности,
общественного порядка охраны
здоровья и нравственности
2) свобода мысли, совести и
религии (ст. 18 Пакта). Это индивидуальные
и коллективные права на
3) свобода слова. Ограничения
свободы слова устанавливаются
в интересах других лиц,
Свобода слова представляет собой
право на беспрепятственное выражение
своего мнения по конкретным вопросам.
Сюда включается свобода искать, получать
и распространять разного рода информацию
и идеи, вне зависимости от территориальных
границ и формы выражения
3) к политическим правам Пакт
относит также право на
4) права на участие в управлении.
Это участие в деятельности
институтов непосредственной
Наконец, Пакт о гражданских и
политических правах декларирует равенство
всех людей и запрещает
Механизм международного контроля (имплементация) гражданских и политических прав человека
2.1. Общие положения.
В данной главе речь пойдет о формах и способах обеспечения соблюдения гражданских и политических прав человека на международном уровне.Надо сказать, что данная проблема приобрела особое значение в последнее время. Если раньше основное внимание при разработке международных актов обращалось на содержание материальных норм и формирование новых стандартов, то с восьмидесятых годов упор делается на повышение эффективности существующих и вновь создаваемых стандартов.Создаются новые органы контроля, изменяются функции действующих. Один из последних примеров такого рода, о котором еще будет говориться подробнее,- это Европейский суд по правам человека.Характеризуя систему имплементации в целом, отметим, что можно выделить две группы соответствующих органов:
1) под эгидой ООН (Международный суд ООН, МОТ, ВОЗ, ЭКОСОС, ЮНЕСКО, Верховный комиссар ООН по правам человека, Комитет по правам человека и т. д.)
2) иные имплементационные органы
(например, Европейская комиссия
по правам человека и
Соответствующие органы обладают различной
компетенцией, хотя иногда она пересекается.
Нередко для начала их деятельности
требуется соблюдение заинтересованными
лицами определенных условий (такие
условия есть у Европейского суда).
В других случаях никаких условий
не требуется, работа по выявлению и
предупреждению нарушений осуществляется
автоматически (так действует Комитет
по правам ребенка).Для полного
1) первый этап (он дан применительно к уровню ООН, но подобная схема сохраняет свое действие и на всех других уровнях: например, на уровне Европейского Союза):
— обсуждение на Генеральной Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности;
— предоставление государствами докладов Генеральному секретарю ООН (либо ЭКОСОС, специализированным учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национального законодательства в соответствие с международными соглашениями, участниками которых они являются;
— рассмотрение докладов или их частей в ЭКОСОС (либо специализированных учреждениях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций;
2) второй этап:
— урегулирование в соответствующих
комитетах (самостоятельно или с
помощью различных
— рассмотрение споров в области прав человека Международным судом ООН, Европейским судом;
— рассмотрение комитетами по подведомственности
нарушений гражданских или
2.2. Верховный комиссар ООН по правам человека.
Пост Верховного комиссара учрежден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 48/141 от 20 декабря 1993 года. Такое решение было принято на основании Венской Декларации и Программы действий, принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 14 - 25 июня 1993 года).Верховный комиссар назначается Генеральным секретарем ООН на 4 года и утверждается Генеральной Ассамблеей. В дальнейшем возможно продление срока еще на 4 года.К лицу, назначаемому на должность Верховного комиссара, предъявляются высокие требования: он должен обладать высокими моральными устоями и честностью, иметь достаточный опыт (в том числе в сфере прав человека). Немаловажно, чтобы Верховный комиссар также обладал общими знаниями и пониманием разных культур. Это необходимо для нормального, объективного, эффективного, неизбирательного и беспристрастного выполнения им своих обязанностей.Статус Верховного комиссара ООН по правам человека определяется следующими позициями: Верховный комиссар является должностным лицом ООН, по должности он соответствует уровню заместителя Генерального секретаря ООН, размещается в Женеве и имеет отделение связи в Нью-Йорке. Под руководством и эгидой Генерального Секретаря он несет основную ответственность за деятельность ООН в области прав человека.Основными нормативными актами, регулирующими деятельность Верховного Комиссара, являются Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека и иные международные документы в области прав человека и международного права. Он обязан уважать суверенитет, территориальную целостность и национальную юрисдикцию государств. При этом важно помнить, что декларируется всемерное поощрение и защита всех прав человека, причем этот вопрос не является внутренним делом конкретного государства, а волнует все мировое сообщество. Между прочим, такая идеология привела к возрождению угасшего было принципа "гуманитарной интервенции" и к происходящей сейчас бойне в Югославии.Верховный комиссар руководствуется тем, что все права человека являются неделимыми, универсальными, взаимосвязанными и взаимозависимыми. При всей необходимости учитывать значимость региональных особенностей и различного исторического, культурного и религиозного опыта государств независимо от их политических, экономических и культурных систем, эти государства обязаны поощрять и защищать все права человека и основные свободы. Исключительно важна функция содействия Верховного комиссара сбалансированному и устойчивому развитию в интересах всех людей и обеспечения реализации права на развитие.Полномочия Верховного комиссара не выходят за рамки общей компетенции Генеральной Ассамблеи ООН, ЭКОСОС и Комиссии ООН по правам человека, а соответствующие правомочия выражаются, в частности, в решениях указанных органов.
Информация о работе Международно-правовое регулирование гражданских и политических прав человека