Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:20, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования труда государственных служащих.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление правового института государственной службы;
- изучить особенности правового регулирования труда государственных служащих;
- рассмотреть перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление правового института государственной службы………………4
2 Особенности правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………………………………10
3 Перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Становление правового
института государственной
2 Особенности правового
регулирования труда государственных
служащих…………………………………………………………
3 Перспективы развития в сфере
правового регулирования труда государственных
служащих…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Современный период развития нашего государства характеризуется становлением белорусской государственности. В этом процессе велика роль государственного аппарата, представляющего собой систему государственных органов. Эффективность функционирования всякого государственного органа зависит от его персонала. Поэтому в настоящее время в белорусском правотворческом процессе уделяется большое внимание формированию профессионального чиновничества - государственных служащих.
В юридической научной и учебной литературе традиционно государственная служба рассматривалась в связи с анализом субъектов административного права. Анализировалась так называемая внешняя сторона отношений государственных служащих с другими субъектами административного права в процессе осуществления функций государственного управления.
Внутренней стороне государственных служебных отношений уделялось меньше внимания. Подобный подход к исследованию государственной службы представляется недостаточно обоснованным. Человеческий фактор государственной управленческой деятельности является одним из определяющих, так как в итоге любую функцию государственного управления выполняют конкретные люди.
Значение правового регулирования в этой области общественных отношений видится в обеспечении возможности реализации прав и обязанностей государственных служащих с целью повышения эффективности государственного управления, эффективности осуществления функций государства, а также с целью гарантировать защиту прав и законных интересов лиц, занимающих государственные должности государственной службы.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования труда государственных служащих.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление правового института государственной службы;
- изучить особенности правового регулирования труда государственных служащих;
- рассмотреть перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих.
В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы познания, в том числе методы теоретического анализа (системно-структурный и экономико-правовой), общелогические (анализ, синтез, сравнение, обобщение), исторический, сравнительно-правовой и др.
1 Становление правового института государственной службы
В силу предписаний Конституции Республики Беларусь, провозгласившей становление демократической правовой государственности, призванной обеспечить конституционный строй, гражданское согласие, незыблемые устои народовластия, законность и правопорядок. Структуры всех ветвей государственной власти должны не только соответствовать новым условиям развития общества и государства, но и быть эффективно действующим механизмом социально-политических реформаций.
Любое государство способно функционировать, только имея в своем составе государственно-правовой институт, именуемый государственной службой. И от государства зависит, в каком статусе указанный институт будет пребывать, какие цели и задачи он будет призван решать.
С конца 40-х годов XX века институт государственной службы начинает интенсивно исследоваться, и уже в 50-х годах XX века учеными формулируются определения государственного служащего. Так, В.А. Власов и С.С. Студеникин при определении понятия государственного служащего в качестве главного критерия рассматривали исполнение работником служебных обязанностей. Государственным служащим, по их мнению, является лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (государственном аппарате).
Н.И. Фаянс при характеристике понятия «государственный служащий» подробно рассматривает отдельные признаки понятия «состоять на государственной службе» и в числе таковых называет следующие: 1) состоять на государственной службе – это значит работать в государственном учреждении или предприятии; 2) состоять на государственной службе – это значит занимать определенную должность в государственном учреждении или предприятии; 3) состоять на государственной службе – это значит получать определенное вознаграждение (заработную плату) за выполняемую работу. Обобщив вышеназванные признаки, Н.И. Фаянс дает следующее определение государственного служащего: «советскими государственными служащими являются лица, занимающие по выбору или по назначению, постоянно или временно должности в государственных учреждениях или предприятиях и получающие вознаграждение (заработную плату) за свой труд, состоящий в организации и непосредственном осуществлении функций социалистического государства».
К 60-м годам XX в. был проведен ряд исследований, посвященных институту государственной службы, что позволило ученым (В.М. Манохин, И.Н. Пахомов) выйти на новый уровень обобщения и тем самым продвинуть исследования о государственной службе вперед. Так, И.Н. Пахомов, уделив значительное внимание критическому обзору имеющейся литературы по данному вопросу, приходит к выводу, что «советским государственным служащим называется лицо, которое работает в государственном аппарате, подконтрольном Советам депутатов трудящихся, и осуществляет в пределах своей компетенции деятельность, направленную на организацию и выполнение государственного руководства соответствующими сферами общественной жизни»
Основной чертой этой службы был не профессионализм, а исключительно партийная принадлежность. Основной организационной формой образования и деятельности государственной службы являлась система партийной номенклатуры руководящих работников.
Поэтому неудивительно, что при всей относительной разработанности законодательства по функционированию публично-правовых институтов государства – центрального и местного управления, суда, контрольных и надзорных органов – в течение семидесяти лет в советском государстве так и не был принят закон о государственной службе. При всей «немощности», декларативности тогдашних законов тем не менее он формально «мог связать руки партийному руководству» [9, с. 25], а это не входило в планы партии.
И только с обретением Республикой Беларусь государственного суверенитета, избавлением от партийного диктата был взят курс на реформирование государственной службы, призванной обеспечить решение новых задач.
Государственная служба как правовой институт в Республике Беларусь получила правовое регулирование только с 1993 года, когда впервые был принят Закон Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. № 2581-XII «Об основах службы в государственном аппарате» (далее – Закон «Об основах службы в государственном аппарате»). С этого времени в законодательстве и в научном обороте появился новый термин «служащие государственного аппарата». Ранее работники органов государственной власти и управления, как и другие работники умственного труда, не относящиеся к категории рабочих, именовались служащими. Трудовое законодательство в отношении лиц, работающих по трудовому договору, содержало понятия «рабочие» и «служащие». Работники государственных органов именовались «служащие», и их труд регулировался исключительно нормами трудового законодательства.
Тем самым впервые в истории белорусской государственности был сделан шаг на пути законодательного закрепления основных принципов государственной службы, перечня прав и обязанностей служащих государственного аппарата, порядка прохождения государственной службы. С принятием данного закона было положено начало реформированию государственной службы, созданию профессионального аппарата государственных служащих.
Однако этот Закон регулировал только основные положения института службы в государственном аппарате, при этом многие статьи имели отсылочный характер. С 1994 года в Республике Беларусь принято более шестидесяти нормативных правовых актов различного уровня, касающихся службы в государственном аппарате, правового положения государственных служащих, их прав, обязанностей, социальных и материальных гарантий. Вместе с тем, применение указанных актов на практике выявило ряд противоречивых моментов, порожденных как коллизионностью правовых формулировок актов одного уровня, так и пробельностью правового регулирования, отсутствием надлежащих гарантий по обеспечению прав государственных служащих, предусмотренных законами.
В качестве примера можно привести Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1997 года № 16 «О некоторых мерах по упорядочению материального и социального обеспечения служащих государственного аппарата и приравненных к ним лиц» (далее – Декрет № 16). Декрет № 16 распространил действие законодательства о службе в государственном аппарате на судей и прокурорских работников, что в принципе Законом «Об основах службы в государственном аппарате» не допускалось, поскольку согласно ст. 8 указанного Закона его действие распространяется на лиц, занимающих в установленном порядке должности в судах, прокуратуре, если их статус не определен другими актами законодательства. Такая оговорка отвечала общему правилу, что при наличии нормативного регулирования общим и специальным законом приоритет имеют правила специального закона. В связи с принятием Декрета действие норм специальных законов «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» и «О прокуратуре Республики Беларусь» фактически было приостановлено.
Несмотря на значительный массив нормативных правовых актов, многие важнейшие аспекты государственной службы, требующие правового регулирования, решены не были. Сложившееся положение требовало разработки и принятия нового закона о государственной службе, причем закона именно о государственной службе, а не о службе в государственном аппарате (в подавляющем большинстве государств работники государственных органов именуются государственными служащими, а не служащими государственного аппарата). Необходимо было принять единый нормативный правовой акт на уровне закона, в котором следовало систематизировано изложить положения, касающиеся государственной службы, правового статуса государственных служащих, прохождения и прекращения государственной службы.
В итоге распоряжением Президента Республики Беларусь от 28 октября 1997 г. № 320 была образована Комиссия по подготовке проекта Закона «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон).
На первом заседании комиссии был сформирован состав рабочей группы по подготовке проекта закона, куда вошли ведущие специалисты Главного государственно-правового управления Администрации Президента Республики Беларусь, Секретариатов Палат Парламента, аппаратов высших судов, Совета Министров, Министерства юстиции, Министерства труда, Министерства социальной защиты, ученые и практики. Был утвержден план работы над проектом, которым были определены весьма жесткие сроки его подготовки. Комиссией такой проект Закона был подготовлен и 15 января 1998 г. представлен Главе государства.
Основные концептуальные моменты, которые отличали указанный проект от действующего Закона, сводились к следующим:
Во-первых, предлагалось разграничить должности государственных служащих на государственные должности Республики Беларусь, своего рода «политические» и равные им по статусу должности и должности собственно государственного аппарата, то есть чиновничьи должности, создать своего рода современный «табель о рангах».
При этом к государственным должностям Республики Беларусь предлагалось отнести должности, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь или принятыми в соответствии с ней законами и иными законодательными актами для непосредственной реализации государственно-властных полномочий, а к должностям государственного аппарата – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения деятельности и реализации полномочий Президента Республики Беларусь, других лиц, занимающих государственные должности Республики Беларусь, а также должности, учреждаемые государственными органами для обеспечения выполнения их функций.
К государственным должностям Республики Беларусь, таким образом, было предложено отнести должности Президента, председателей палат Парламента, их заместителей, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики, Премьер-министра, его заместителей и других членов Правительства, Председателей и судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, судей других судов Республики Беларусь, Генерального прокурора и других прокуроров и некоторые другие должности.
Во-вторых, предлагалось установить более четкую градацию государственных должностей, подняв тем самым имидж государственной службы, сделав ее более привлекательной для рядового чиновничества. В этих целях все государственные должности государственного аппарата предлагалось подразделить на 6 категорий: высшие, главные и ведущие государственные должности государственного аппарата, государственные должности государственного аппарата I, II и III категории.
Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих