Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:20, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования труда государственных служащих.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление правового института государственной службы;
- изучить особенности правового регулирования труда государственных служащих;
- рассмотреть перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление правового института государственной службы………………4
2 Особенности правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………………………………10
3 Перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Необходимо также отметить, что Законом от 15 июля 2008 г. п. 2 ст. 12 Закона «О государственной службе» дополнен словами «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». Из этого следует, что содержащееся в указанном пункте правило о том, что решения комиссий по присвоению классов, принимаемые большинством голосов их членов и утверждаемые решениями, приказами, распоряжениями и иными актами соответствующих государственных органов, принявших решения о назначении, избрании, утверждении государственных служащих на должности, могут быть скорректированы актами Президента Республики Беларусь.
Законом от 15 июля 2008 г. уточнены порядок и условия присвоения государственному служащему более высокого класса по сравнению с классом, с которым соотносится занимаемая им государственная должность.
Кроме того, ст. 13 Закона «О государственной службе» дополнена двумя новыми частями – 5 и 6, в которых оговариваются условия присвоения государственным служащим более высокого класса по основаниям, предусмотренным ч. 3 данной статьи.
Уточнены функциональные обязанности кадровой службы государственного органа: с учетом внесенных изменений в абз. 4 п. 1 указанной статьи кадровая служба обеспечивает также проведение квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу.
Таким образом, государственных служащих в Республике Беларусь являются особой категорией работников, основным нормативно-правовым актом регулирующим их труд является Закон «О государственной службе в Республике Беларусь». Данный закон за более чем семилетний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам, что по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу.
3 Перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих
Эффективность функционирования любого государственного органа напрямую зависит от профессиональной деятельности персонала, исполняющего государственную службу. В свою очередь, успешная профессиональная деятельность государственных служащих во многом зависит от их правового положения (статуса) в системе государственной службы.
Исполнение государственной службы предполагает вступление государственного служащего в определенного рода правовые отношения. Характер возникающих правоотношений и определяет содержание его правового статуса.
Принципиальное значение имеют два вида таких отношений.
Во-первых, это отношения служащего с государственным органом, возникающие в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением. В правовой литературе их именуют "внутренними" отношениями. Они являются трудовыми отношениями и регулируются нормами трудового права.
Во-вторых, это отношения государственного служащего с третьими лицами - организациями или гражданами, возникающие в соответствии с компетенцией органа, в котором государственный служащий состоит на службе (например, должностные лица государственных инспекций, таможенных органов, следователи прокуратуры).
Такие отношения, именуемые в правовой литературе "внешними", являются административно - правовыми и регулируются нормами административного права.
Отнесение "внешних" правоотношений к административно - правовым не вызывает сомнений. В то же время в правовой литературе отсутствует единое мнение о характере отношений, отнесенных к "внутренним".
В правовой литературе по трудовому праву справедливо подчеркивается, что служение государству - это, по сути, трудовая деятельность, осуществляемая на основе найма, где работником является государственный служащий, а нанимателем - государственный орган. Отношения государственного служащего с государственным органом, в котором он состоит на службе, это не что иное, как трудовые правоотношения [10, с. 57].
Таким образом, и действующее белорусское законодательство, и международные правовые нормы вполне обоснованно исходят из того, что профессиональная деятельность государственных служащих - это трудовая деятельность особого рода. Осуществляя ее, государственные служащие вступают в трудовые отношения, составляющие предмет трудового права.
Закон во многих случаях определяет лишь основные направления и принципы государственной службы, имея в виду, что в их развитие будут приняты специальные законы.
Однако на сегодня практически ни по одному из вопросов, по которым должны действовать специальные законы, такие законы не приняты, что вызывает серьезные затруднения на практике. Правильный путь развития законодательства о государственной службе - совершенствование действующего Закона о государственной службе и принятие на основе и в соответствии с ним ряда специальных законов, а также законов, регулирующих особенности государственной службы в отдельных государственных органах.
Именно так можно создать государственную службу в Республике Беларусь, основанную на общих принципах ее организации и функционирования, определить единые особенности правового статуса государственных служащих, в том числе в области трудовых отношений, не лишая их в то же время той социальной защиты, которая обеспечивается нормами трудового законодательства.
Нельзя не отметить, что действующее ныне законодательство о государственной службе, не обеспечивает в должной мере того уровня правового регулирования трудовых отношений, связанных с государственной службой, который необходим для ее эффективности.
Закон во многих случаях определяет лишь основные направления и принципы государственной службы, имея в виду, что в их развитие будут приняты специальные законы. Однако на сегодня практически ни по одному из вопросов, по которым должны действовать специальные законы, такие законы не приняты, что вызывает серьезные затруднения на практике.
Вторая причина - нечеткость ряда законодательных положений, пробелы в регулировании конкретных отношений, несогласованность с некоторыми положениями других законодательных актов и др. Это вызывает на практике разночтения и споры.
Многие отношения урегулированы Законом недостаточно полно. Особенно это касается условий и порядка приема на государственную службу, формы трудового договора, порядка и условий предоставления отпусков. В законодательстве не нашел отражения порядок рассмотрения трудовых споров, возникающих в связи с исполнением государственными служащими возложенных на них обязанностей. Закрепив право государственных служащих обратиться в соответствующий государственный орган или суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, Закон не определил ни сам этот орган, ни процедуру рассмотрения спора в соответствующем государственном органе. Отсутствует такая важная гарантия для государственных служащих, предусмотренная законами многих зарубежных государств, как право на отставку в случаях, когда продолжение службы невозможно по идейным или другим аналогичным основаниям. Такое право обеспечивает государственным служащим необходимую принципиальность в отстаивании своей позиции при исполнении государственной службы.
Таким образом, необходимость дальнейшего развития законодательства о государственной службе очевидна. Вопрос в том, в каком направлении должно совершенствоваться такое законодательство.
Необходимость дальнейшего развития законодательства о государственной службе очевидна. Вопрос в том, в каком направлении должно совершенствоваться такое законодательство.
Отметим две основные позиции по данному вопросу. Первая - совершенствование действующего законодательства путем внесения в него соответствующих изменений и дополнений и принятия в его развитие ряда специальных законов. Вторая - разработка и принятие принципиально нового законодательного акта, регламентирующего особые государственно - служебные отношения, основанные на принципе служения государству и обществу. Основной его задачей является создание профессиональной государственной службы, объединяющей в единую систему государственную службу и государственную службу субъектов РБ.
Таким актом, по мнению сторонников этой идеи, должен быть Кодекс государственной службы РБ или Кодекс гражданской государственной службы РБ.
Как справедливо подчеркивается в правовой литературе, кодекс как особая форма законодательного акта должен представлять собой закон, обеспечивающий единообразное регулирование и содержащий в систематизированном виде всю или основную массу норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений [9, с. 21].
Исполнение же государственной службы, как уже отмечалось, влечет за собой возникновение разного рода отношений, входящих в предмет различных отраслей права. Поэтому представляется весьма проблематичным создание полноценной общей части, наличие которой предполагает такой закон, как кодекс, и от содержания которой зависит стройность, целостность и законченность законодательного акта. Однако если даже допустить, что такая общая часть будет разработана, возникнет целый ряд серьезных проблем, связанных с содержанием особенной части кодекса.
Особенная часть кодекса должна включать положения об основных институтах государственной службы: о поступлении на государственную службу, прохождении службы, гарантиях и компенсациях на государственной службе и др. При этом, как того требует крупный кодифицированный законодательный акт, в нем должен получить исчерпывающую регламентацию весь круг отношений, возникающих в связи с исполнением государственной службы.
Другой трудноразрешимой проблемой, о которой уже упоминалось, является проблема разграничения полномочий, в том числе в области правового регулирования трудовых отношений государственных служащих, между Республикой Беларусь и ее субъектами, если учесть, что в соответствии с действующим Законом о государственной службе субъекты РБ при сохранении основных требований и положений закона по целому ряду вопросов вправе принимать собственные решения.
Максимально полное и непосредственное регулирование государственной службы РБ всех отношений, связанных с исполнением государственной службы на всех уровнях, как это мыслится, лишит их такого права, что вряд ли будет ими безоговорочно принято.
Все сказанное свидетельствует о том, что более правильный путь развития законодательства о государственной службе - совершенствование действующего Закона о государственной службе и принятие на основе и в соответствии с ним ряда специальных законов, а также законов, регулирующих особенности государственной службы в отдельных государственных органах.
Именно так можно создать государственную службу в Республике Беларусь, основанную на общих принципах ее организации и функционирования, определить единые особенности правового статуса государственных служащих, в том числе в области трудовых отношений, не лишая их в то же время той социальной защиты, которая обеспечивается нормами трудового законодательства.
Заключение
Государственные служащие являются специфической категорией работников. Эта специфика определяется своеобразием деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Они выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. В связи с этим к государственным служащим предъявляются особые повышенные требования, устанавливаются ограничения, и в то же время им предоставляются льготы и гарантии в качестве компенсаций за особые требования и ограничения. Государственные служащие, как и всякие работники, обязаны соблюдать дисциплину труда, добросовестно выполнять возложенные на них обязанности. За неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей государственные служащие несут установленную законом ответственность.
Служба - одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.
В современных условиях разделение службы на виды с учетом перспектив ее развития проводится в нашем законодательстве также применительно к социальной структуре общества и государственному механизму.
Следует выделить прежде всего такой вид службы, как государственная служба. Выделение ее на первое место оправдывается как наибольшей численностью государственных служащих в сравнении с другими группами служащих, так и правовым регулированием: государственная служба - наиболее отрегулированный и обеспеченный в правовом отношении вид службы, другие виды службы заимствуют для регулирования своих служебных отношений многие нормы государственной службы.
Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих