Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:20, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования труда государственных служащих.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление правового института государственной службы;
- изучить особенности правового регулирования труда государственных служащих;
- рассмотреть перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление правового института государственной службы………………4
2 Особенности правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………………………………10
3 Перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Например, Закон Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что воинская служба – особый вид государственной службы, включающий прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь. Соответствующими нормативными правовыми актами определено, что служба в органах внутренних дел, служба в органах финансовых расследований (финансовой милиции), служба в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям являются видами государственной службы Республики Беларусь.
В то же время Закон о государственной службе не указывает, что служба в вышеперечисленных органах является государственной службой и не регулирует взаимосвязь отдельных видов государственной службы. С учетом изложенного полагаем, что Закон о государственной службе следует дополнить нормой о видах государственной службы – гражданской, военной, правоохранительной (в органах прокуратуры, в органах внутренних дел, в органах финансовых расследований, в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям), с указанием на регулирование этих видов службы специальными нормативными актами.
Согласно законодательству Республики Беларусь к государственным служащим относятся все лица, которые занимают должности в государственных органах, перечисленных в ст. 7 Закона «О государственной службе» (за исключением лиц, занимающих должности работников, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих деятельность государственных органов).
По нашему мнению, из перечня государственных должностей следует исключить должности депутатов, поскольку орган законодательной (представительной) власти работает на коллегиальной основе и отдельный депутат не может, по сути, выполнять полномочия представительного органа. Необходимость этого исключения, как верно указывает А.Ф. Ноздрачев, обусловлена тем, что Конституция понятие «должность» нигде не соединяет с термином «депутат» [8, с. 157]. Не следует относить к государственным служащим судей всех судов Республики Беларусь. Это подтверждается мировой практикой, которая не относит лиц, занимающих должности судей, к государственным служащим.
Дискуссионным является вопрос о включении в число государственных служащих так называемых политических государственных должностей. Этот вопрос в различных странах решается по-разному. В российском законодательстве эти должности полностью выведены из сферы государственной службы. В Украине Закон «О государственной службе» также не применяется к высшим политическим должностям. В Кыргызской Республике на министров и других лиц, назначаемых Президентом или избираемых законодательным органом, законодательство о государственной службе распространяется в части, касающейся условий прохождения службы и ограничений по службе. Порядок же назначения и освобождения от должности этих лиц регулируется специальными законами.
Государственная служба представляет собой комплексный правовой институт, отношения в котором имеют неоднородный характер и поэтому регулируются нормами различных отраслей права.
Эта особенность регулирования отношений государственной службы отражена в Законе о государственной службе. Предусмотрено, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные данным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства [14, ст. 1].
Государственная служба по Закону о государственной службе – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов. Этим подчеркивается характер деятельности лиц – субъектов государственной службы – непосредственная реализация государственно-властных полномочий и обеспечение функций государства.
Из определения государственной службы вытекает и понятие государственного служащего, представляющего собой одну из базовых категорий института государственной службы. Закон определяет, что государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Подчеркнута обязательность принадлежности к гражданству Республики Беларусь для занятия должности государственного служащего.
К государственным должностям не относятся должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа. Перечень таких должностей утвержден постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17 октября 2003 г. № 123.
Особенностью правового регулирования государственной службы в Республике Беларусь является то, что государственная служба понимается как вид трудовой деятельности, где работником является государственный служащий, а нанимателем – государственный орган. Гражданин поступает на государственную службу на условиях контракта, заключаемого в установленном трудовым законодательством порядке. После назначения на должность для государственных служащих возникают государственно-служебные отношения, на которые распространяются основные положения Трудового кодекса Республики Беларусь. Государственные служащие входят в штат государственного органа, выполняют трудовую функцию по определенной одной или нескольким должностям, профессиям, специальностям соответствующей квалификации, подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, существующим в государственном органе. Назначение на должность оформляется приказом (распоряжением) соответствующего должностного лица государственного органа и является оформлением поступления на государственную службу в соответствии с заключенным с ним контрактом – видом трудового договора.
В то же время государственные служащие – это особая категория работников, регулирование труда которых имеет существенные особенности.
Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено спецификой (особенностями) их профессиональной деятельности, которая связана с реализацией функций государства, управления, осуществлением государственно-властных полномочий, а также важностью и сложностью задач, стоящих перед государственной службой, характером должностных обязанностей, возлагаемых на государственных служащих и их значимостью в деле социальных и экономических преобразований, проводимых в стране. Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие требования к государственным служащим, а с другой – устанавливают для них дополнительные, по сравнению с законодательством о труде, льготы и социальные гарантии [3, с. 13].
Особенности трудовых отношений государственных служащих проявляются в следующих аспектах: в порядке поступления на государственную службу и ее прохождения, в требованиях к кандидатам на должность государственного служащего, в установлении правоограничений, в дисциплинарной ответственности, в основаниях увольнения (помимо общих оснований).
Порядок приема на государственную службу регламентирован как Законом о государственной службе, так и другими нормативными правовыми актами. Право поступления на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным этим законом, иными законодательными актами о государственной службе. Определены квалификационные требования к лицам при поступлении на государственную службу: соответствующее образование, необходимый стаж и опыт работы по специальности, владение государственными языками Республики Беларусь, знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Актами законодательства могут быть установлены другие квалификационные требования, предъявляемые к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей.
Конкретизируя конституционную норму о праве равного доступа к любым должностям государственной службы, Закон о государственной службе предусматривает, что при поступлении на государственную службу или ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям.
В то же время Законом «О государственной службе» предусмотрены основания для отказа в приеме на государственную службу. Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
1) признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
2) лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;
3) наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, входящего в перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;
4) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты;
5) несоответствия
6) близкого родства или
свойства с государственным
7) отсутствия гражданства Республики Беларусь;
8) представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;
9) непредставления декларации о доходах и имуществе;
10) увольнения государственного
служащего за систематическое
неисполнение служебных
11) наличия судимости [4, ст. 33].
Указом Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 139 «Об утверждении Положения о квалификационном экзамене для лиц, впервые поступающих на государственную службу» для указанных лиц предусмотрено обязательное проведение квалификационного экзамена [11]. Квалификационный экзамен проводится с целью установления соответствия уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, впервые поступающих на государственную службу, современным требованиям эффективной работы в государственных органах. Квалификационный экзамен проводится квалификационными комиссиями, которые создаются в соответствующих государственных органах или их вышестоящих органах.
Лицо, сдавшее квалификационный экзамен, руководителем государственного органа может быть назначено на соответствующую должность. Если же на замещение данной должности объявлен конкурс, то проведению конкурса предшествует сдача квалификационного экзамена.
Положением установлено также, что для лиц, назначаемых на должность Президентом Республики Беларусь, для замещающих государственные должности путем избрания, и в некоторых других случаях квалификационный экзамен не проводится.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности. Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, может быть установлено предварительное испытание. Представляется, что оговорка о том, что предварительное испытание устанавливается только для впервые поступающих на государственную службу, не соответствует его цели. Общепризнано, что предварительное испытание устанавливается с целью проверки соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе. Государственная служба может проходить на различных должностях, гражданин может, уволившись из одного государственного органа, поступить на государственную должность в другой государственный орган. Исходя из этого, полагаем, что руководителю государственного органа следует предоставить право устанавливать предварительное испытание и при назначении на новые должности, при поступлении на государственную службу не впервые. Конечно, должны применяться общие нормы Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) о лицах, которым предварительное испытание не может устанавливаться.
Срок предварительного испытания для государственных служащих в Республике Беларусь может устанавливаться от трех до шести месяцев. В период предварительного испытания на государственного служащего распространяется действие Закона о государственной службе. При неудовлетворительном результате предварительного испытания государственный служащий подлежит увольнению как не выдержавший испытание.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения или избрания, которые оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку. С государственными служащими заключается контракт.
Законодательство о государственной службе не предусматривает каких-либо существенных отличий в отношении определения понятия контракта применительно к государственным служащим. Согласно пункту 1 ст. 30 Закона «О государственной службе» контракт – трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих