Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:20, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования труда государственных служащих.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить становление правового института государственной службы;
- изучить особенности правового регулирования труда государственных служащих;
- рассмотреть перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Становление правового института государственной службы………………4
2 Особенности правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………………………………10
3 Перспективы развития в сфере правового регулирования труда государственных служащих…………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………...31
Предлагалось наряду с классами присваивать и квалификационные чины. В частности, чин действительного государственного советника предлагалось присваивать государственным служащим, занимающим высшие государственные должности государственного аппарата, чин государственного советника – государственным служащим, занимающим высшие и главные государственные должности, старшего советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим ведущие государственные должности государственного аппарата, советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата I категории, младшего советника 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата II категории, наконец, референта 1, 2 и 3 класса – государственным служащим, занимающим государственные должности государственного аппарата III категории.
Для отдельных категорий государственных служащих сохранялись традиционно присущие этим должностям квалификационные классы, ранги, чины и звания (например, квалификационные классы судей, классные чины прокурорских работников, дипломатические ранги дипломатических работников, персональные звания таможенных работников).
В-третьих, впервые на уровне Закона предлагалось закрепить ведение реестров государственных должностей, а также реестров государственных служащих, ведение личного дела государственного служащего, запретив сбор и внесение в личные дела сведений о личной жизни государственного служащего и членов его семьи, других близких родственников, а также сведений о их вероисповедании, принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям, преследующим политические цели, за исключением случаев, когда для занятия отдельных должностей необходимо обеспечить принцип внепартийности.
Проектом предлагалось ввести институт управления государственной службой с определением функций такого управления на республиканском и местном уровнях.
В проект были включены разделы, касающиеся прав и обязанностей государственного служащего, поступления на государственную службу, прохождения государственной службы, ее прекращения, гарантий правовой и социальной защиты, ответственности за нарушение законодательства о государственной службе. Совпадение наименований соответствующих структурных частей проекта Закона с действующим Законом не говорит о том, что имело место чистое воспроизведение действующих норм. Достаточно сказать, что последний вариант проекта Закона, подготовленного Комиссией, насчитывал в три раза больше статей, чем действующий Закон.
Предполагалось, что будет подготовлен единый Закон, содержащий гарантии государственным служащим, поэтому в него была включена специальная глава, определяющая особенности гарантий государственного обеспечения отдельных категорий государственных служащих, занимающих государственные должности Республики Беларусь (Президента Республики Беларусь, Премьер-министра и иных членов Правительства, депутатов палат Парламента, судей, прокурорских работников).
В последующем доработка внесенного Комиссией проекта осуществлялась силами Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь традиционным путем.
Проблемные позиции проекта неоднократно обсуждались на совещаниях с участием высших должностных лиц республики.
В итоге только через пять лет доработанный проект Закона был внесен в Палату представителей для принятия. Закон был принят Палатой представителей 13 мая 2003 г., одобрен Советом Республики 29 мая 2003 г. и подписан Президентом 14 июня 2003 г.
Несомненно, что принятием одного закона задача совершенствования правового регулирования государственной службы не решилась. Необходимо приведение действующего законодательства в соответствие с принятым Законом «О государственной службе в Республике Беларусь», разработка и принятие актов, направленных на реализацию норм указанного Закона, обеспечение его действия.
Необходимо осуществлять пересмотр основных принципов государственной службы, который можно свести к следующим основным направлениям: анализ и институционализация политической роли бюрократии и механизмов реализации ею своих корпоративных интересов; поиск оптимального соотношения политических и профессиональных начал в администрации; уменьшение роли вертикальной административной иерархии, развитие функциональных органов, горизонтальных структур; децентрализация, удешевление, сокращение администрации; ограничение роли традиционной административной «лестницы чинов»; «менеджеризация» и «маркетизация» значительной части государственной службы; максимально возможная открытость, «отзывчивость» бюрократии на потребности и ожидания граждан; значительное повышение внимания к культурным и морально-этическим аспектам государственной службы.
2 Особенности правового регулирования труда государственных служащих
Понятие служба имеет несколько значений. В первом случае это вид деятельности человека, во втором – социально-правовой институт, в третьем – система социальных органов государства, в четвертом – деятельность, связанная с религией и религиозными организациями.
Государственная служба – профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.
Правовую основу государственной службы в Республике Беларусь составляют:
Конституция Республики Беларусь;
Закон «О государственной службе в Республике Беларусь»;
Указы Президента Республики Беларусь;
Постановления Правительства Республики Беларусь;
Нормативно правовые акты государственных органов исполнительной власти.
Государственные служащие являются особой категорией работников. Их особенность определяется спецификой деятельности государственных органов, в которых государственные служащие работают. Государственные служащие выполняют функции государственного органа, возложенные на этот орган государством, решают задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (законодательная, исполнительная и судебная, финансовая деятельность, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, защита прав и законных интересов граждан и др.). Все действия государственных служащих осуществляются ими от имени государства и по его поручению. Это влечет предъявление к государственным служащим повышенных требований и установление определенных ограничений, а также предоставление льгот и гарантий в качестве компенсации за особые требования и ограничения.
Государственные служащие как особая категория работников имеют специфические права и обязанности, на них распространяется особый порядок назначения на должность и освобождения от должности, для них предусмотрены дополнительные материальные и социальные гарантии.
Правовое положение государственных служащих определяется Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями (далее — Закон о государственной службе). Закон о государственной службе устанавливает правовые основы организации государственной службы, основы правового положения государственных служащих, порядок прохождения государственной службы. Приняты и действуют другие нормативные правовые акты, которые регулируют отношения на государственной службе, например, Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями, Положение о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими (далее — Положение) и др.
Перечисленные выше нормативные правовые акты — это специальные акты, регулирующие отношения государственной службы. Однако на государственных служащих, которые поступают на работу и становятся работниками (служащими), распространяется также законодательство о труде.
Пункт 2 ст. 1 Закона о государственной службе предусматривает, что на отношения, связанные с государственной службой, не урегулированные указанным Законом и иными актами законодательства, распространяется действие норм трудового, пенсионного и иного законодательства.
Государственная служба — это вид трудовой деятельности, осуществляемой на основе трудового договора (контракта), где работником является государственный служащий, а нанимателем — государственный орган.
Следует признать, что принятие Закона от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее – Закон о государственной службе) знаменует собой начало большого этапа в деле актуализации нормативно-правовой базы.
В Законе о государственной службе сохраняется преемственность по отношению к положительным предписаниям действовавшего национального законодательства о государственной службе, содержащимся в многочисленных нормативных правовых актах различной юридической силы, которые объединены в единый акт на уровне закона. Кроме того, учтена и применена позитивная зарубежная практика правового регулирования государственной службы применительно к условиям нашего государства. Закон о государственной службе стал заметной вехой обновления национального законодательства о государственной службе. Он знаменует собой качественные изменения в правовом регулировании всех вопросов государственной службы. В целом, позитивно оценивая действующий Закон о государственной службе как нормативный правовой акт, в котором достаточно полно определены принципы государственной службы, порядок поступления и прохождения службы, порядок формирования резерва кадров, аттестации, присвоения классов, служебного продвижения, правовой статус государственного служащего, основания прекращения государственной службы и многие другие вопросы, следует все же отметить отдельные недостатки данного Закона. Его нормы содержат некоторые противоречивые предписания, имеются пробелы в правовом регулировании отдельных вопросов государственной службы. В частности, как и ранее действовавший Закон «Об основах службы в государственном аппарате», Закон о государственной службе имеет много отсылочных норм, требующих подзаконного регулирования отдельных вопросов государственной службы. Реализация Закона о государственной службе повлекла необходимость принятия «около 20 подзаконных актов, направленных на регулирование отдельных вопросов функционирования института государственной службы, создание механизма обеспечения нормативных предписаний Закона, не считая актов специального законодательства, направленного на регулирование правового статуса отдельных категорий государственных служащих, служебных отношений в сфере милитаризованной государственной службы, а также актов правоприменения».
Закон о государственной службе устанавливает перечень органов, занятие должностей в которых относится к государственной службе, а лица, занимающие эти должности, являются государственными служащими. Так, к указанным органам отнесены Палата представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариаты; Правительство Республики Беларусь и его Аппарат; Конституционный Суд Республики Беларусь и его Секретариат, Верховный Суд Республики Беларусь, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, иные общие и хозяйственные суды и их аппараты; Администрация Президента Республики Беларусь, Государственный секретариат Совета Безопасности Республики Беларусь, Управление делами Президента Республики Беларусь, иные государственные органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органы Прокуратуры Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарат; министерства, иные республиканские органы государственного управления, их территориальные подразделения; дипломатические представительства, консульские учреждения и миссии Республики Беларусь; местные Советы депутатов и их аппараты, исполнительные и распорядительные органы и их аппараты; государственные нотариальные конторы; таможенные органы; иные государственные органы и приравненные к ним в соответствии с законодательством государственные организации.
Таким образом, в настоящее время государственная служба понимается как деятельность определенной категории служащих в органах государственной власти на профессиональной основе, выражающей систему отношений, складывающихся при осуществлении ими полномочий государственных органов.
Закон о государственной службе распространяется на государственных служащих всех государственных органов. В то же время особенности службы в отдельных государственных органах устанавливаются законами о конкретных государственных органах – Законом о прокуратуре, Законом о судоустройстве и статусе судей, Законом о нотариате и нотариальной деятельности и др. Особенности государственной службы в некоторых государственных органах устанавливаются и другими нормативными правовыми актами, к которым следует отнести уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде сфер государственной деятельности, положениями о конкретных государственных органах и их подразделениях, содержащих нормы о статусе этих органов или должностных лиц.
В то же время ч. 3 ст. 7 Закона «О государственной службе» предусматривает, что действие названного Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами. Однако из содержания приведенной нормы не следует, что служба в названных органах не является государственной службой. Речь идет только о специальном правовом регулировании указанных видов служб.
Информация о работе Особенности правового регулирования труда государственных служащих