Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 16:25, отчет по практике
Важнейшей задачей администрации образовательных учреждений является исключение из педагогических отношений психического и физического насилия над обучающимися, поэтому закон дает право администрации уволить педагога за один случай использования насилия.
Под психическим насилием понимается действие, направленное на запугивание, оскорбление, унижение человеческого достоинства, создание в коллективе атмосферы страха, незащищенности обучаемых перед педагогами.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
3
РАБОЧИЙ ПЛАН ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ………………………..
8
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………
9
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………...........................
13
1.1. Понятие, задачи, принципы правового регулирования труда педагогических работников среднего профессионального образования……………......................................
13
1.2 Педагогические работники как участники производства правового регулирования труда
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................
26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...........................
30
Особенности регулирования труда педагогических работников установлены в гл. 52 ТК РФ. Ее положения распространяются на лиц, которые в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон об образовании), Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и иными законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами относятся к категории педагогических работников (то есть на лиц, которые на основании трудовых договоров осуществляют педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих программы обучения и воспитания граждан).
Согласно ст. 32 Закона об образовании образовательное учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Подбор, прием на работу и расстановка кадров относятся непосредственно к компетенции образовательного учреждения. Порядок комплектования образовательного учреждения работниками определяется его уставом в соответствии с законодательно установленными условиями и порядком заключения трудового договора.
Степень разработанности темы. К вопросам правового регулирования отношений по профессиональному обучению работников, а также к исследованиям особенностей правового регулирования труда педагогических работников ученые обращались неоднократно. Вопросы подготовки кадров исследовались B.C. Андреевым, 3.3. Гришиным, В.М. Догадовым, Е.В. Магницкой, Ю.П. Орловским, А.С. Пашковым, К.П. Уржинским. Исследования Е.И. Войленко, В.Л. Гейхмана, И.К. Дмитриевой были посвящены правовому регулированию труда педагогических работников вузов, О.М. Крапивина -педагогических работников учреждений среднего профессионального образования. В последнее время появились диссертационные исследования отдельных современных форм профессионального обучения работников. Так, В.Г. Глебов исследовал ученический договор, А.А. Асеевой были рассмотрены особенности правового регулирования труда работников, совмещающих работу с обучением в высшей школе. В связи с принятием ТК РФ были проведены исследования особенностей возникновения и прекращения трудовых отношений преподавателей вузов (А.Н. Буцкова, М.А. Горожанкина, Н.С. Михайлова).
Из вышесказанного следует, что в большинстве случаев авторы обращаются к изучению особенностей труда преподавателей вузов. Между тем систему профессионального образования в Российской Федерации составляют также учреждения начального и среднего профессионального образования, а, значит, труд преподавателей этих образовательных учреждений также заслуживает внимания. Более того, в современных условиях развития законодательства изучение профессионального обучения работников как института трудового права требует комплексного подхода с учетом тенденции к расширению сферы договорного регулирования данного вида отношений.
Особо следует подчеркнуть, что проводящаяся в настоящее время реформа системы профессионального образования оказывает влияние не только на образовательный процесс как таковой, но и на отношения, возникающие между работодателем и работником по поводу обучения, а также на трудовые отношения в сфере образования. В этой связи особую значимость и актуальность приобретают проблемы правового регулирования названных отношений в свете основных направлений проводимой в Российской Федерации реформы профессионального образования. В этой части заслуживают внимания также и вопросы комплексного анализа теоретических и практических проблем правового регулирования отношений по профессиональному обучению работников с учетом международных трудовых стандартов и зарубежного опыта правового регулирования. Все это обуславливает необходимость в комплексном сравнительно-правовом анализе регулирования трудовых отношений в условиях реформы профессионального образования.
Объектом исследования являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения педагогических работников.
Предмет исследования – система источников образовательного права Российской Федерации, фактическое состояние нормативной правовой базы образования и акты регулирующие трудовые отношения педагогических работников среднего профессионального образования.
Целью исследования выступает система источников российского образовательного права и особенности регулирования трудовых отношений с педагогическим работником.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1) исследовать систему российского законодательства;
2)дать классификацию
3) рассмотреть вопросы иерархии источников образовательного права;
4)раскрыть основные
5)проанализировать
6)выделение особенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;
7)основания расторжения
трудового договора с
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав включающих параграфы, заключения, списка использованных источников: нормативных правовых актов, актов судебных органов, и литературы
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Трудовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.
Трудовое право или трудовое законодательство включает в себя правовые нормы, регулирующие взаимоотношения, возникающие между участниками трудового процесса.
Трудовое право и его нормы распространяются на процесс трудовой деятельности или на результат, полученные в процессе ее осуществления. Сам процесс труда к юрисдикции трудового права не относится.
Предметом, целью, функциями и задачами трудового законодательства являются регулирование взаимодействия работодателя и работника, а также обеспечение государственных гарантий, защита прав всех участников трудовых отношений, контроль за соблюдение конституционных норм, а также другие принципы и функции регулирования трудовых взаимоотношений.
В России основным источником трудового права в настоящее время является Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 в ред. от 24.11.2014 № 197-ФЗ.
Принципами трудового права являются руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, которые должны быть закреплены в правовых нормах или прямо следовать из их содержания.
Классификация принципов по сфере действия:
1. общеправовые принципы, свойственные всем отраслям права, такие как принцип законности (ст. 15 Конституции РФ), принцип равенства всех перед законом и судом, равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, равенства мужчины и женщины (ст. 19 Конституции РФ) и некоторые др.;
2. межотраслевые принципы, которые отражают единые черты нескольких отраслей права. Например, свобода труда, запрещение использования принудительного или обязательного труда (ст. 37 Конституции РФ ) и др.;
3. отраслевые принципы, характеризующие отдельную отрасль права;
4. внутриотраслевые принципы, касающиеся отдельных институтов трудового права.
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:
1. организации труда и управлению трудом;
2. трудоустройству у данного работодателя;
3. профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению
4. социальному партнерству,
ведению коллективных переговор
5. участию работников
и профессиональных союзов в
установлении условий труда и
применении трудового
6. материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
7. государственному контролю
(надзору), профсоюзному контролю
за соблюдением трудового
8. разрешению трудовых споров;
9.обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общепризнанные права человека, закрепленные в международных и российских нормативно-правовых актах, распространяются на педагогических работников, в равной мере как на любого человека. Вместе с тем в связи со спецификой профессиональной деятельности у педагога есть права и обязанности, а также установлена ответственность, присущая только этой категории работников. Конституция Российской Федерации педагогическую работу относит к творческой деятельности, поэтому преподавание может совмещаться с работой на выборных должностях в представительных органах власти, судах, на муниципальной и государственной службе.
Педагогические работники образовательных учреждений имеют право:
-на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством. К педагогической деятельности не допускаются лица, которым эта деятельность запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления (перечень медицинских противопоказаний для занятия педагогической деятельностью утвержден постановлением Совета министров - Правительства РФ от 28 апреля 1993 г.; перечень преступлений, за совершение которых запрещена педагогическая деятельность, еще не утвержден);
создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным государством, и руководить этими учебными заведениями;
иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность;
на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний;
на защиту профессиональной чести и достоинства;
на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
на участие в управлении образовательным учреждением;
на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учащихся;
на сокращенную продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю;
создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на условиях подчинения уставам этих организаций;
на участие в забастовках;
на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, в том числе совместителям;
на работу по совместительству, в том числе по аналогичной должности, специальности;
на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
на получение пенсии по выслуге лет;
на повышение квалификационной категории;
на ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы для учителей, обучающихся в аспирантуре по заочной форме и успешно выполняющих индивидуальный план.
Также они имеют право на один
свободный от работы день в неделю с оплатой
его в размере 50% получаемой заработной
платы.
Должностные обязанности педагогических
работников отражены в тарифно-квалификационных
характеристиках (требованиях) к работникам
учреждений образования, а также подробно
регламентируются уставом образовательного
учреждения и правилами внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения.
Работники образовательных учреждений обязаны:
уважать личность ребенка, его право на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;