Проблемы предоставления гарантий и компенсаций по трудовому кодексу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы выступает комплексное всестороннее теоретическое исследование историко-правовой и общетеоретической природы гарантии и компенсации, раскрытие сущности гарантийных и компенсационных выплат в зависимости от их характера, а также изучение основных современных гарантий и компенсаций, определении их видов и категорий согласно Трудовому Законодательству Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. История гарантий и компенсаций в российском законодательстве
1.2. Понятие и виды гарантий
1.3. Правовые особенности компенсационных выплат
1.4. Значение и роль гарантий и компенсаций

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ.
2.1. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением
2.2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность
2.3. Гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей
2.4. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора


Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

гарантии и компенсации дипломная.doc

— 546.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

 «АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

Допускается к защите

      «___»  __________2011  г.

Зав. кафедрой ________

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.

 

 

            Выполнила: студентка группы  ЮР-51

                                                            Рубцова Н.В.    

                                  Научный руководитель:

                                                                           к.ю.н., Кораблина О.В.  

 

 

 

 

 

 

 

Астрахань – 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.  ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О   ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

1.1. История гарантий и компенсаций в российском законодательстве

1.2. Понятие и виды гарантий

1.3. Правовые особенности компенсационных выплат

1.4. Значение и роль гарантий и компенсаций

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ.

2.1. Гарантии и компенсации  работникам, совмещающим работу  с обучением 

2.2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки, другие служебные поездки и переезде на работу в другую местность

2.3. Гарантии и компенсации  работникам при исполнении ими  государственных или общественных  обязанностей

2.4. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора

 

 

Заключение

Список литературы

Приложения

 

 

 

 

        Введение

Актуальность тематики дипломной работы.

Реформирование российской экономики дало жизнь различным  формам собственности, что, безусловно, явилось одной из причин обострения противоречий между работодателем  и работником. Законодательство Российской Федерации предоставляет участникам трудовых правоотношений (работодателю, работнику) право не только разрешить все имеющиеся противоречия, но и активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства. Именно поэтому всю большую роль в практике регулирования трудовых отношений играют компенсации и гарантии, на которые может рассчитывать работник при поступлении на работу.

Актуальность данной темы состоит в том, что одним  из принципов трудового законодательства является принцип обеспечения прав работников на справедливые условия труда (ст. 2 ТК РФ). Для того чтобы обеспечить всем категориям работников справедливые условия труда в различных производственных ситуациях, трудовое законодательство предусматривает определенные меры, которые помогают работникам реализовать свои права и компенсировать свои затраты, связанные с осуществлением этих прав.

Такие меры в трудовом законодательстве называются гарантиями и компенсациями. Причина выбора темы обусловлена тем фактом, что новый Трудовой кодекс Российской Федерации принципиально изменил подход к ряду гарантий, предоставляемых работникам.

Тем не менее, со времени принятия нового Трудового кодекса еще не накопилось достаточно материала по данной теме, что с одной стороны представляет интерес к исследованию, а с другой — вызывает определенные трудности при написании работы.

Целью данной дипломной работы выступает комплексное всестороннее теоретическое исследование историко-правовой и общетеоретической природы гарантии и компенсации, раскрытие сущности гарантийных и компенсационных выплат в зависимости от их характера, а также изучение основных современных гарантий и компенсаций, определении их видов и категорий согласно Трудовому Законодательству Российской Федерации.

В рамках поставленной цели исследования необходимо разрешение  следующих задач:

  1. проведение историко-правового анализа становления системы гарантий и компенсаций;
  2. определение понятия и отличительных особенностей гарантий;
  3. рассмотрение особенностей    компенсационных выплат;
  4. исследование значения и роли гарантий и компенсаций в Российском законодательстве;
  5. выявление оснований предоставления гарантий и компенсаций работникам;
  6. изучение и анализ случаев предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций работникам;

Объектом исследования являются  гарантии и компенсации согласно Трудовому Законодательству РФ, а также нормативные акты и другие законы, регулирующие трудовые отношения и обеспечивающие гарантии и компенсации работникам.

Предметом данной дипломной  работы является правовая регламентация предоставления отдельных видов гарантий и компенсаций.

При написании дипломной  работы нами были проанализированы положения статей ранее действовавшего Кодекса законов о труде РСФСР (КЗоТ), действующего ТК РФ, федерального законодательства и подзаконных нормативно-правовых актов.

Основной нормативной  базой по данному вопросу служит Трудовой кодекс РФ, а также ряд  Указов Президента и постановлений  Правительства, регулирующих основные гарантии и компенсации.

 

При разрешении задач  по достижимости поставленной цели исследования использовались различные методы. Так с целью исследования нормативно-правовых актов, локальных нормативно-правовых актов и выявления устойчивых, наиболее неизменных их моментов был использован формально-юридический подход. Также для оценки изменений и выявления недоработок в области предоставления гарантий и компенсаций нами применялся сравнительно-правой метод и метод системного анализа. Также методами исследования были библиографические материалы, в частности Трудовое Законодательство РФ, авторы Миронов В.И. Трудовое право РФ, Бондаренко Э.Н. Трудовое право, Орловский Ю.П., Нуртдинова А.Ф.  Трудовое право России и другие авторы.

Также были исследованы  различные научные точки зрения таких учёных юристов, как Симонов В. И, Петров А.Я., Селютина А.В., Худякова С.С., Турчина О.В. , Ашмарина С.В. , Бочарникова М.А., Ананьева К.Я., Бойченко Т., Лушников А. и многих других.

Однако следует заметить, что основные проблемы предоставления гарантий и компенсаций авторами изучаются, как правило, разрознено,  не в совокупности. В  выпускной квалификационной работе мы постарались обобщить проблемы предоставления гарантий и компенсаций работникам воедино, а также более детально рассмотреть их.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы в целях совершенствования законодательства о труде. Основные выводы представляют ценность для участников трудовых отношений и для научных работников, исследующих проблемы предоставления гарантий и компенсаций, а также могут быть использованы в правоприменительной деятельности и учебном процессе.

Структура дипломной  работы представлена с помощью введения, двух теоретических глав исследования, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

ГЛАВА 1.  ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ И  КОМПЕНСАЦИЯХ В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ.

 

      1. История гарантий и компенсаций в российском законодательстве.

Предпосылки формирования трудового законодательства стали  складываться еще в Древнем мире, но в узком смысле первые законодательные акты о труде на Западе принимались в XIV веке.  В этот период вмешательство государства в данные общественные отношения было достаточно велико, а с XVII до середины XVIII вв. преобладали публично-правовые начала.

С конца XVIII века в регулировании трудовых отношений господствующим стало частноправовое начало, государственное вмешательство было сведено к минимуму. Данная либеральная тенденция имела большие негативные последствия в виде безудержной эксплуатации детского и женского труда, фактически неограниченного рабочего времени, отсутствия элементарных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах. Возникновение трудового законодательства как относительно самостоятельного массива нормативно-правовых актов произошло в XIX в., приоритет принадлежал Англии. Отечественное трудовое законодательство развивалось в рамках общецивилизационной тенденции, приблизительно в той же проблемной и хронологической последовательности. При этом отставание от Запада составляло в среднем до полувека.1

До советского периода  не было самостоятельной отрасли трудового права. Трудовые отношения на производстве регулировались отраслью гражданского права, хотя и были отдельные фабричные законы о промышленном труде (например, Устав о промышленном труде 1913 г. и несколько уставов по труду в отдельных отраслях, предусматривавших нормы по труду в сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте, торговле и др.).2

Рассмотрим историю  становления системы  гарантий и  компенсаций.

Первым нормативным актом, регулирующим отношения в сфере труда на территории России, является Положение 1835 года "Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оныя по найму". Данное Положение состояло из 10 статей и обязывало работодателя издать правила внутреннего трудового распорядка. Однако в Положении не было никаких указаний по поводу содержания таких правил. Поэтому их содержание определял работодатель без вмешательства с чьей-либо стороны. В связи, с чем рассматриваемое Положение не повлияло на регулирование трудовых отношений. Работавший фабричным инспектором труда по Владимирскому округу А.А. Микулин писал, что Положение 1835 года практически осталось без применения ввиду того, что специальные органы надзора за его исполнением не создавались, они появились лишь в 1882 году.3

В России, согласно Высочайше утвержденному мнению Государственного Совета "О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах", в июне 1882 г. была учреждена особая инспекция по наблюдению за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих.

Главным нормативным  актом, регулирующим трудовые отношения  в дореволюционной России, стал Закон  от 3 июня 1886 года "О найме рабочих  и правилах надзора за фабричными заведениями".

Согласно Закону работник, не получивший в течение месяца заработную плату, имел право в соответствии со ст. 13 Закона от 3 июня 1886 года требовать в судебном порядке расторжения заключенного с ним договора. Если при рассмотрении жалобы работника суд устанавливал, что действительно имела место задержка заработной платы, то работнику присуждалось дополнительное вознаграждение в размере его двухмесячного заработка.4

В дореволюционной России принимался еще ряд законов в  сфере труда: Устав о промышленности и Горный устав 1893 года, Закон о рабочем времени 1897 года, законы о вознаграждении за увечья и о старостах в промышленных предприятиях 1903 года, Закон о страховании рабочих от несчастных случаев и болезни 1912 года, который установил институт больничных касс с некоторыми элементами самоуправления рабочих: вопреки своей прямой цели – «умиротворить» рабочих – эти законы содействовали развитию и росту рабочего движения в России. Всего в царской России было около полутора десятков разрозненных нормативных актов о труде, включая и акты о создании и действии фабричной инспекции. Но они не создавали самостоятельной отрасли трудового права. Рассмотрим их более подробно.5

Существенным законом  явился просуществовавший до 1912 г. закон 1903 г. о вознаграждении рабочих, служащих и членов их семей при несчастных случаях в связи с работой по найму, установивший обязанность предпринимателей уплачивать за свой счет пострадавшим и членам их семей пособия и пенсии. По новому закону рабочий, сделавшийся жертвой несчастного случая или оставшаяся после него семья, не обязаны доказывать вину предпринимателя. Независимо от своей вины, владелец предприятия отвечает за утрату рабочими более, чем на 3 дня, трудоспособности от телесного повреждения, причиненного им работами по производству предприятия или происшедшего вследствие работ. При полной утрате трудоспособности рабочий имеет право на пенсию в размере 2/3 годового содержания, при неполной — в уменьшенном размере. Если последствием несчастного случая была смерть рабочего, то пенсией пользуются члены его семейства в размере определенной доли годового заработка умершего (вдова, напр., получает 1/3 содержания безвременно погибшего мужа; дети, оставшиеся круглыми сиротами, получают ¼; дети при жизни другого родителя — 1/6 и т.д.); общая сложность пенсий, выдаваемых членам семейства, не должна, однако, превышать 2/3 заработка рабочего.6

Закон 1912 г. в части  страхования от несчастных случаев  содержал как общие постановления  с обозначением круга предприятий, количества застрахованных лиц, с их правами и обязанностями (первые 68 статей закона), так и отдельные пункты относительно страховых товариществ (с 69  по 120 ст.). В нем детализировались многие положения предыдущего закона 1903 г. о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев предпринимателями или же, напротив, обобщались некоторые позиции. Ряд статей закона 1912 г. имел прямое соответствие с положениями 1903 г. Закон 1912 г., развивая идею обеспечения рабочих в связи с несчастными случаями (положения принятые в 1903 г.), выстраивал систему обязательств сторон и страховых гарантий.7

Информация о работе Проблемы предоставления гарантий и компенсаций по трудовому кодексу