Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Трудовое право".
Особенности правового регулирования
труда отдельных категорий
На государственных
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров
гражданско-правового
другие лица, если это установлено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
К числу основных задач трудового законодательства ст. 1 ТК РФ относит создание необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование отношений, входящих в предмет трудового права.
Нельзя не заметить, что перечисленные цели не совпадают с изложенными в той же ст. 1 ТК РФ задачами. Хотя цели должны носить более глубокий характер для регламентации отношений в сфере труда, а решение определенных задач служит достижению установленных в законодательстве целей. При разрешении конфликта между целями и задачами, указанными в ст. 1 ТК РФ, следует исходить из требований вышестоящих по юридической силе норм.
В ст. 2 Конституции РФ человек,
его права и свободы объявлены
высшей ценностью, а их признание, соблюдение
и защита отнесены к обязанностям
государства. Следовательно, при регламентации
отношений в сфере труда
В соответствии со ст. 18 Конституции
РФ права и свободы человека и
гражданина, в том числе и в
сфере труда, являются непосредственно
действующими, определяющими смысл,
содержание и применение законов, деятельность
законодательной и
Поэтому достижение указанной
цели при регламентации трудовых
отношений достигается решением
перечисленных в ст. 18 Конституции
РФ задач. К их числу отнесены: обеспечение
непосредственного действия прав и
свобод человека и гражданина в сфере
труда, их реализация через деятельность
законодательной и
Основная роль трудового права — урегулирование его нормами поведения людей по их труду на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечало задачам производства в данный период его развития, охраняло труд работников, способствовало улучшению условий их труда и быта и, наконец, укрепляло социальное партнерство, согласие, а следовательно, социальный мир. Функции трудового права — это основные направления воздействия его норм на поведение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задач трудового законодательства.
В современный переходный к рынку период можно выделить пять следующих функций трудового права.
1. Социальная функция. Она отражается в нормах по содействию занятости, реализации свободы труда и права на труд и других трудовых прав, в нормах по обеспечению безопасных условий труда, охраны труда, ограничению рабочего времени, меры труда, оплаты труда, компенсаций и т. д.
2. Защитная функция. Она
выражается в установлении
3. Хозяйственно-производственная
функция, проявляемая в нормах
по рациональному
4. Воспитательная функция. Она отражается в нормах о поощрениях, стимулировании высокопроизводительного труда, а также в нормах о дисциплинарной и материальной ответственности за ущерб (вред), причиненный по вине работника производству или работнику по вине работодателя.
5. Функция развития
Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности государства, а так же совместного нормотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Источники ТП различаются по тем юр. формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники- это НПА: законы, указы, постановления, иные НПА, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения.
ерархия источников получило свое выражение в ст.5 Т, где акты располагаются по их юр силе и сфере действия. При этом закреплен приоритет ТК перед другими ФЗ. Каждый нижестоящий по своей юр силе НПА не может противоречить вышестоящему.
Классификация источников:
1. по юридической силе:
международные акты; КРФ; ТК РФ и иные ФЗ; указы Президента РФ; постановления Прав-ва РФ; акты фед-х органов исп власти; конституции (уставы), законы и и ные НПА субъектов РФ; акты органов МСУ; локальные НА.
2. по содержанию и целевой направленности источники ТП следует подразделять на НА: - регулирующие общие вопросы ТП (КРФ, ТК);
- регулирующие отдельные вопросы конкретных институтов, входящих систему ТП (н-р, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и др.);
- регулирующие трудовые
правоотношения спец-х
3. по сфере действия источники бывают: федеральными (акты органов РФ), региональные (акты субъектов РФ), территориальные (акты органов МСУ) и локальные (акты конкретных организаций).
Законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения, называются источниками трудового права, а их совокупность – трудовым законодательством.
Важнейшим источником отечественного
права в целом, в том числе
и трудового, является Конституция
Российской Федерации. Будучи основным
законом, она обладает высшей юридической
силой. Все другие законы и иные
акты государственных органов
Конституция закрепляет основные права граждан как субъектов трудового права и отражает принципы трудового права. Тем самым Конституция предопределяет содержание институтов особенной части трудового права, направленных на обеспечение юридическими гарантиями этих основных конституционных трудовых прав.
Конституция РФ обеспечивает
единство общероссийского
Ст. 37 Конституции РФ закрепляет такие основные трудовые права, как свобода труда, право собственно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать под деятельности и профессию, запрет принудительного труда. Эта же статья закрепляет и право на отдых, на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодные отпуск, а также право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.
Конституция не предусматривает основных трудовых обязанностей, но они закреплены в ст.ст. 2, 127 и 129 КЗоТ РФ.
Конституция и федеральные законы согласно ст. 4 Конституции РФ имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Среди ФЗ важнейшее место отводится Трудовому кодексу- важнейшему кодифицированному акту, действующему на всей тер-ии РФ.
Новый ТК состоит из 6 частей, которые содержат 14 разделов, вкл 62 главы, а всего 424 статьи. По сравнению с КЗоТом введена новая глава, в которой впервые легализовано понятие «трудовые отношения». А также в 5 части впервые выделены разделы, посвященные вопросам защиты трудовых прав работников.
Новый Кодекс, как указывалось
ранее, сохранил на 70 про¬центов содержание
норм КЗоТ. Но он значительно восполнил
пробелы КЗоТ и создал ряд новых
норм, лучше отвечающих ны¬нешним
реалиям в сфере труда. Кодекс
повысил значение соци¬ально-партнерских
отношений в сфере труда, особенно
на уров¬не организации, как индивидуальных,
так и коллективных, рас¬ширил
круг вопросов, регулируемых договорным
порядком, развил механизмы обеспечения
выполнения договоров о труде. В
Кодексе усовершенствованы
И самым большим недостатком ТК, по нашему
мнению, яв¬ляется именно отсутствие в
нем наиважнейших ныне вопросов: о праве
на труд, его понятии, четких его гарантиях,
о содейст¬вии занятости и трудоустройству,
о полномочиях трудовых кол¬лективов,
которые во всем мире постепенно признаются,
а у нас признанная миром производственная
демократия значительно Кодексом урезана.
В случае противоречия между Кодексом и иным федераль¬ным законом применяется Кодекс. А если вновь принятый фе¬деральный закон противоречит Кодексу, то этот закон будет применяться лишь при условии внесения в Кодекс соответст¬вующих изменений.
Федеральные законы дополняются законами субъектов Федерации по вопросам прав профсоюзов. Давая их общую характеристику, надо отметить, что Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» состоит из шести глав, объединяющих 33 статьи: гл. I «Общие положения» (ст. 1 — Ю); гл. II «Основные права профсоюзов» (ст. 11—23); гл. III «Гарантии прав профсоюзов» (ст. 24—28); гл. IV «Защита прав профсоюзов» (ст. 29, 30); гл. V «Ответственность профсоюзов
Статья 3 Федерального закона
«О профессиональных союзах, их правах
и гарантиях деятельности»