Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 14:13, доклад

Описание работы

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ — это население, обладающее физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.
Большая часть трудовых ресурсов – это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:
- возраст от 16 до 54 лет для женщин;
- возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

Файлы: 1 файл

Трудовые ресурсы.docx

— 16.55 Кб (Скачать файл)

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ —  это население, обладающее физическими  и интеллектуальными способностями, необходимыми для участия в трудовой деятельности.

Большая часть трудовых ресурсов – это население в трудоспособном возрасте. В соответствии с законодательством  Российской Федерации трудоспособным возрастом считается:

-         возраст от 16 до 54 лет для женщин;

-         возраст от 16 до 59 лет для мужчин.

К трудовым ресурсам также  относятся:

-         работающие лица пенсионного  возраста;

-         работающие подростки в возрасте  до 16 лет.

Исключаются из состава трудовых ресурсов следующие категории граждан  трудоспособного возраста:

-         неработающие инвалиды I и II групп; 

-         пенсионеры, получающие пенсии по  старости на льготных условиях.

Трудовые ресурсы имеют  количественные и качественные характеристики. Количественные включают показатели численности  трудовых ресурсов и их состава (по полу, возрасту, общественным группам  и т.д.). Качественные характеристики - это показатели образовательного уровня, профессионально-квалификационной структуры.

Показатели численности  трудовых ресурсов рассчитываются по состоянию на конкретный момент времени  для определенной административно-территориальной  единицы (района, области, республики и  т.д.). Одним из показателей количественных изменений трудовых ресурсов является коэффициент естественного прироста, исчисляемый как отношение естественного  прироста трудовых ресурсов к их среднегодовой  численности за определенный период, умноженное на 1000.

Деление трудовых ресурсов по возрасту и полу также относится  к числу важных количественных характеристик. Соотношение возрастных групп в  составе трудовых ресурсов представляет собой их возрастную структуру. При  изучении трудовых ресурсов принято  выделять четыре основные возрастные группы: молодежь 16-29 лег; лица 29-49 лет, лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 лет); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше и женщины 55 лет и старше), занятые в общественном хозяйстве. В научных и практических целях наряду с укрупненными возрастными интервалами изучаются также возрастные группы с пяти- или десятилетними интервалами.

Независимо от территориального размещения трудовая активность населения, принадлежащего к одним и тем  же возрастным группам, имеет общие  закономерности. Так, в возрастной группе 16-29 лет большая часть молодежи до 22 лет занята обучением, получением профессиональной подготовки, военной  службой. Этот контингент активно включается в общественное производство к 23-25 годам. Поэтому наиболее высокая активность и наиболее полная занятость характерны для населения в возрасте 25-49 лет. У лиц старше 50 лет трудовая активность постепенно снижается. Особую группу составляет население старше трудоспособного возраста - пенсионеры. Определенная часть лиц пенсионного возраста продолжает трудиться в общественном производстве, однако их трудовая деятельность остается относительно активной лишь в течение первых трех-пяти лет после оформления пенсии.

Структура трудовых ресурсов по полу также является их важной количественной характеристикой и имеет большое  значение для формирования эффективной  занятости. Этот показатель определяется путем выявления соотношений  мужчин и женщин, занятых в общественном производстве, домашнем и личном подсобном  хозяйстве, а также занятых на учебе с отрывом от производства. Структура трудовых ресурсов по полу различается по регионам и сферам занятости. Это обусловлено, в частности, миграцией трудоспособного населения: в местах выбытия доля мужчин сокращается, в районах интенсивного освоения - увеличивается.

 Структура трудовых  ресурсов по уровню образования  и профессиональной подготовке  является важной качественной  характеристикой трудовых ресурсов, показателем интеллектуального  потенциала общества. При анализе  трудовых ресурсов по уровню  образования и профессиональной  подготовке учитываются следующие  параметры: уровень образования  трудоспособного населения (общего, специального); соотношение численности  занятого населения и численности  лиц с высшим, средним (полным  и неполным) и начальным образованием; динамика численности учащихся  по видам обучения и т.д.  Важное значение при этом имеют изучение профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, определение удельного веса работников по видам деятельности, уровню квалификации и т.п.

В связи с научно-техническим  прогрессом претерпевают существенные изменения профессии, специальности, квалификации. Профессия - это род  трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими, специальными теоретическими знаниями и практическими  навыками, приобретенными в результате специальной подготовки и опыта  работы3. Виды и наименования профессий  определяются характером и содержанием  труда, вещественными факторами  труда. В рамках общих профессий, установленных по производственному  признаку, выделяются специальности. Специальность  -это вид деятельности в рамках той или иной профессии, для выполнения которого необходимы определенные знания, умения и навыки, приобретаемые также путем специальной подготовки и опыта работы.

Одной из качественных характеристик  трудовых ресурсов является их квалификационный состав. Квалификация - это степень  общей и специальной профессиональной подготовки работника, обладающего  необходимыми знаниями, умениями и  навыками для выполнения определенных видов работ. Квалификационные требования, предъявляемые к работникам, определены в Едином тарифно-квалификационном справочнике и Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих.

Группировка трудовых ресурсов по уровню образования, профессиям и  квалификациям и исчисляемые  на этой основе абсолютные и относительные  показатели используются для организации  вовлечения трудовых ресурсов в народное хозяйство.

Человеческий и трудовой потенциал.

Качественные характеристики трудовых ресурсов неразрывно связаны  с такими понятиями как человеческий потенциал и трудовой потенциал.

Человеческий потенциал  – это совокупность качеств конкретного  индивида, сформировавшаяся под воздействием социальных сил и взаимодействия общества и личности.

Человеческий потенциал  становится трудовым ресурсом только тогда, когда он включен в систему  общественного производства.

Трудовой потенциал –  это совокупность всех трудовых возможностей как отдельного человека, так и различных групп работников общества в целом. Трудовой потенциал характеризует качество трудовых ресурсов и их потенциальные возможности, а также количество трудовых ресурсов.

С точки зрения качества трудовых ресурсов можно выделить три составляющие трудового потенциала: физическую, интеллектуальную и социальную.

Физическая составляющая трудового потенциала – это физические и психологические качества трудовых ресурсов, зависящие от здоровья людей. Основными факторами физической составляющей являются уровень жизни, качество жизни, уровень здравоохранения, состояние окружающей среды, условия  труда и так далее.

Интеллектуальная составляющая трудового потенциала – это накопление людьми знаний и опыта по различным  аспектам трудовой и общественной деятельности. Факторами здесь выступают уровень  и система образования, научные  исследования, восприимчивость трудовых ресурсов к новым научным достижениям, врожденные способности отдельных  индивидуумов и их развитие.

Социальная составляющая трудового потенциала – это восприимчивость  трудовых ресурсов к факторам социальной сферы. К таким факторам можно  отнести социальную среду, социальную справедливость и социальную защищенность.

К количественным характеристикам  трудового потенциала можно отнести  следующие показатели: численность  населения, численность населения  в трудоспособном возрасте, численность  экономически активного населения, численность трудовых ресурсов (в  том числе по годам). Основными  факторами количественных показателей  выступают: продолжительность трудоспособного  возраста, уровень жизни населения, соотношение групп населения  трудоспособного возраста, моложе трудоспособного  возраста и старше трудоспособного  возраста, миграция населения.

Представление о состоянии  и динамике трудового потенциала дает такой интегральный показатель как индекс развития человеческого  потенциала (ИРЧП), который учитывает  такие факторы как продолжительность  жизни, образования, валовой внутренний продукт (ВВП).

Формирование и использование  трудовых ресурсов.

Процесс управления трудовыми  ресурсами включает фазы формирования, распределения и использования  трудовых ресурсов.

На формирование трудовых ресурсов влияют следующие факторы:

-         демографическое развитие общества, под воздействием которого формируется  численность населения, его половозрастная  структура, численность экономически  активного населения;

-         миграция, как внутренняя так и внешняя, оказывает влияние на структуру, количество и качество трудовых ресурсов;

-         уровень развития профессионального  образования и его доступность,  что оказывает влияние на профессионально-квалификационную  структуру трудовых ресурсов;

-         наличие в экономике легальных  доходов, не связанных с трудовой  деятельностью;

-         уровень оплаты труда.

Воздействие на данные факторы  позволяет государству управлять  формированием трудовых ресурсов.

Фаза распределения и  перераспределения трудовых ресурсов состоит в первичном распределении  ресурсов по видам работ, роду деятельности, предприятиям, организациям и регионам страны.

Использование трудовых ресурсов – это включение их в трудовую деятельность, в процессе которой  непосредственно реализуется способность  людей к труду.

Важнейшим показателем эффективного формирования и использования трудовых ресурсов является соответствие между  человеческим потенциалом индивидуумов (физическими и интеллектуальными  качествами) и их рабочими местами.

Для обеспечения эффективности  управления трудовыми ресурсами  могут применяться такие методы как:

-         профессиональная ориентация;

-         планирование профессионального  пути;

-         методы социально-трудовой адаптации;

-         мониторинг в социально-трудовой  сфере;

-         целенаправленное воздействие государства  на спрос и предложение на  рынке труда.

-         трудоустройство с помощью органов  трудоустройства населения.

Результатом эффективного управления трудовыми ресурсами является конкурентоспособная  рабочая сила. Под конкурентоспособностью индивидуума на рынке труда подразумевается:

-         ориентация в выборе профессии  на потребности экономического  развития;

-         профессиональная мобильность (способность  овладевать системами требуемых  знаний и навыков);

-         физическая мобильность (способность  сменить место жительства с  целью трудоустройства);

-         готовность к повышению квалификации  или переквалификации.


Информация о работе Трудовые ресурсы