Защита трудовых прав граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 09:14, реферат

Описание работы

В связи с рядом изменений, которые произошли в нашем государстве за последние десятилетия, на первый план выходит проблема правового регулирования прав граждан. Конституция Российской Федерации провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Провозглашение названной статьей Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством, которое оказывает значительное влияние на различные сферы жизни общества и государства в целом, в том числе и на сферу трудовых отношений.

Файлы: 1 файл

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН мпопом.docx

— 295.90 Кб (Скачать файл)

Анализируя совокупность прав, предоставленных профсоюзным организациям, следует

сделать вывод о том, что профсоюзные организации обладают обширными правами в области

30

защиты трудовых прав работников, так как целью их создания является взаимодействие с

работодателем в интересах работника.

Главой 58 ТК РФ предусмотрено также право на защиту трудовых прав и законных интересов

работников профессиональными союзами. Статья 370 ТК РФ закрепляет право профессиональных

союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий

коллективных договоров и соглашений.

В случае если профсоюзными организациями были выявлены нарушения трудового

законодательства, члены этой организации имеют право (а в основном должны, так как целью их

является защита прав и законных интересов работников) выйти с требованием к работодателю их

устранить. Работодатель, в свою очередь, обязан в недельный срок со дня получения требования

об устранении выявленных нарушений сообщить в профсоюзный орган о результатах

рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных

нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий

коллективных договоров, соглашений общероссийские профессиональные союзы и их

объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые

наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими

профессиональными союзами и их объединениями. Профсоюзные инспекторы труда в

установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей

(организации независимо  от их организационно-правовых  форм и форм собственности, а  также

работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профессионального союза

или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового

законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров,

соглашений.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда

профессиональных союзов имеют право:

1) осуществлять контроль  за соблюдением работодателями  трудового законодательства и

иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

2) проводить независимую  экспертизу условий труда и  обеспечения безопасности

работников.

Пример.

ОАО "Хлебокомбинат Волжский" обратилось в арбитражный суд области с заявлением о

признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы России по

городу Волжскому Волгоградской области в части:

1) доначисления налога  на прибыль;

2) доначисления налога  на доходы физических лиц;

3) привлечения Общества  к налоговой ответственности, предусмотренной  п. 1 ст. 122

Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), за неполную уплату сумм налога на прибыль;

4) привлечения к налоговой  ответственности, предусмотренной  ст. 123 НК РФ, за

невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм

налога на доходы физических лиц;

5) начисления пени за  неполную уплату налога на  прибыль;

6) начисления пени за  неперечисление налога на доходы  физических лиц налоговым

агентом.

Решением суда заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в

кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.

Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив доводы, изложенные в кассационной

жалобе, заслушав представителя истца, присутствующего в судебном заседании, проверив

законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.

Одним из оспариваемых эпизодов является выплата налогоплательщиком своим работникам

части заработной платы в качестве компенсации за вредные и тяжелые условия труда, при этом

использован документ ненормативного характера - результаты экспертизы условий труда и

обеспечения безопасности работников, проведенной Объединенной профсоюзной инспекцией

труда "Российское объединение социальных технологий", что, по мнению налогового органа,

повлекло неуплату налоговым агентом налога на доходы физических лиц.

Между тем судом установлена правомерность в действиях налогоплательщика.

Так, профсоюзной инспекцией труда "Российское объединение социальных технологий"

была проведена независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности работников,

результаты которой были оформлены соответствующим актом от 22.09.2004 N 20, в ходе которой

31

выявлены вредные производственные факторы на рабочих местах. Представлением от 28.09.2004

N 1 заявителю было предложено  включить в план мероприятий  по улучшению условий и охраны

труда установление компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

На основании дополнений и изменений к коллективному договору от 30.09.2004 на

предприятии утвержден перечень рабочих мест с вредными условиями труда, на которых

установлены повышенные размеры оплаты труда и компенсации, а затем издан приказ об

установлении выплат денежных компенсаций.

Судом правильно отмечено, что в условиях отсутствия утвержденного Правительством

Российской Федерации перечня тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными

особыми условиями труда независимая экспертиза условий труда и обеспечения безопасности

работников организации проведена Объединенной профсоюзной инспекцией труда в рамках

полномочий, предусмотренных ст. 370 ТК РФ.

Право самостоятельно производить экспертизу условий труда установлено ст. 370 ТК РФ ,

ст. ст. 19 и 20 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях

деятельности".

Одним из важных полномочий профсоюзных инспекторов является их право самостоятельно

проводить независимую экспертизу условий труда и безопасности работников.

Судом по данному эпизоду сделан правильный вывод о правомерном применении

налогоплательщиком п. 1 ст. 217 НК РФ, касающегося освобождения от обложения налогом на

доходы физических лиц доходов физических лиц, связанных с компенсацией.

Доводы налогового органа в части того, что расходы по оплате услуг вневедомственной

охраны следует относить к целевому финансированию, не основаны на норме закона.

Стоимость платы услуг по охране объектов является затратами по договору гражданско-

правового характера.

Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик правомерно отнес на расходы стоимость

оплаченных услуг вневедомственной охраны, в связи с чем налог на прибыль им не занижен <18>;

--------------------------------

<18> Постановление Федерального  арбитражного суда Поволжского  округа от 16 мая 2006 г.

N А12-32773/05-С21.

3) принимать участие в  расследовании несчастных случаев  на производстве и

профессиональных заболеваний;

4) получать информацию  от руководителей и иных должностных  лиц организаций,

работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также

обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

5) защищать права и  законные интересы членов профессионального  союза по вопросам

возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

6) предъявлять работодателям  требования о приостановке работ  в случаях

непосредственной угрозы жизни и здоровью работников (Форма 3-ТИ) <19>;

--------------------------------

<19> См. приложение 4 к Положению  о технической инспекции труда  Профсоюза работников

народного образования и науки РФ (утв. Постановлением президиума ЦК профсоюза работников

народного образования и науки РФ от 27 марта 2001 г., протокол N 6).

7) направлять работодателям  представления об устранении  выявленных нарушений

трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового

права, обязательные для рассмотрения;

8) осуществлять проверку  состояния условий и охраны  труда, выполнения обязательств

работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

9) принимать участие в  работе комиссий по испытаниям  и приему в эксплуатацию средств

производства в качестве независимых экспертов;

10) принимать участие в  рассмотрении трудовых споров, связанных  с нарушением трудового

законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,

обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с

изменениями условий труда;

11) принимать участие в  разработке проектов федеральных  законов и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления,

содержащих нормы трудового права;

12) принимать участие в  разработке проектов подзаконных  нормативных правовых актов,

устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также

согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

32

13) обращаться в соответствующие  органы с требованием о привлечении  к ответственности

лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы

трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Одной из возможностей профсоюза на защиту прав и законных интересов работников

является обязанность принятия решения работодателем с учетом мнения профсоюзной

организации, однако стоит сделать оговорку, что только в случае, прямо предусмотренном ТК РФ.

Согласно положениям ТК РФ руководитель должен учитывать мнение профсоюзной организации

при принятии локальных нормативных актов и при расторжении трудового договора по инициативе

работодателя. При принятии локального нормативного акта работодатель направляет проект этого

локального акта и обоснование к нему в выборный орган первичной профсоюзной организации,

представляющей интересы всех или большинства работников организации. Выборный орган

первичной профсоюзной организации в течение пяти рабочих дней (но не позднее этого срока) со

дня получения локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение

по проекту в письменной форме. Мнение профсоюзной организации может быть как

положительным, так и отрицательным. Если же мнение профсоюзной организации отрицательное,

т.е. не содержит согласия с предложенным проектом локального нормативного акта либо содержит

предложение о возможном его совершенствовании, работодатель имеет право согласиться с

предложением профсоюзной организации и в течение трех дней после получения ответа провести

дополнительные консультации в целях достижения взаимоприемлемого решения либо отклонить

вынесенное профсоюзом предложение. Если же все-таки согласие между работодателем и

Информация о работе Защита трудовых прав граждан