Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа
Отечественные экономисты и практики могут позаимствовать теоретические основы мирового маркетинга, но разброс в годах не позволяет сравнивать его в практической деятельности. Реализация маркетинга в нашей стране, в первую очередь, будет зависеть от рыночных условий.
Содержание
Тема 1. Маркетинг - доктрина современного бизнеса, его сущность, принципы, функции
Понятие и сущность маркетинга
Основные принципы маркетинга
Функции и методы маркетинговой деятельности
Тема 2. Виды маркетинга и основные области маркетинговой деятельности
Эволюция концепции маркетинга
Виды спроса и соответствующие им виды маркетинга
Тема 3. Аналитическая функция маркетинга
Рынок, экономическая конъюнктура, комплексное исследование рынков. Понятие "рынок" и его основные характеристики
Понятие и сущность экономической конъюнктуры
Методика комплексного исследования рынка
4. Сегментирование рынка.
Понятие и основные
5. Нологические приемы сегментирования рынков
6. Стратегия рыночной экспансии
Тема 4. Маркетинговая среда
Понятие маркетинговой среды и ее основные составляющие
Микросреда как объект маркетинговых исследований
Макросреда как объект маркетингового исследования
Тема 5. Товарно-производственная функция маркетинга. Товар, разработка товаров, товарная политика
Маркетинговое определение товара. Классификация товаров
Маркетинговая деятельность и жизненный цикл товара
Маркетинговые методы создания товаров
Ассортиментная политика
Основные особенности
услуг как объекта
Тема 6. Ценовая работа и ценовая политика в маркетинге
Понятие и сущность ценовой работы в маркетинге. "Ценовая", "неценовая" конкуренция, "цена качества"
Виды цен и их экономическая характеристика
Установление цены сделки
Понятие ценовой политики и ее основные виды
Тема 7. Товародвижение или сбытовая политика природа, цели, способы организации товародвижения
Выбор каналов товародвижения
Ссбытовая деятельность в "узком смысле", оптовая и розничная торговля
Выбор торгового посредника и основные требования к организации процесса эффективного сбыта
Планирование сбытовой политики
Тема 8. Формирование спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС)
Сущность маркетинговых коммуникаций
Тема 9. Система маркетинговых коммуникаций
Сущность коммуникационной политики в маркетинге
Реклама и ее роль в коммуникационной политике
Связи с общественностью (PR)
Стимулирование продаж
Персональные (личные) продажи
Тема 10. Управление, планирование и контроль маркетинга
Управление маркетинговой деятельностью
Планирование маркетинга
Маркетинговые службы
Контроль маркетинговой деятельности
Тема 1. Маркетинг - доктрина современного бизнеса, его сущность, принципы, функции
Понятие и сущность маркетинга
Как теория маркетинг зародился в конце XIX в., когда американские экономисты стали вполне обоснованно полагать сбыт основным сдерживающим фактором развития производства. А уже в 1902 г. в Мичиганском и Калифорнийском университетах читались курсы лекций по маркетингу. С точки зрения американских маркетологов, маркетинг должен был стать инструментом создания определенного жизненного стандарта. В Европе маркетинг как научная и практическая деятельность стал развиваться после второй мировой войны (50-60 гг.), в Японии - в 70-е годы.
В России маркетинг стал развиваться около 10 лет назад, и он носил название "социалистический маркетинг". Не все приветствовали маркетинг как философию бизнеса и пессимизм со стороны руководителей предприятий оставался до 1994 года. Лишь в 1995 году появился спрос на маркетинговые исследования.
Отечественные экономисты и практики могут позаимствовать теоретические основы мирового маркетинга, но разброс в годах не позволяет сравнивать его в практической деятельности. Реализация маркетинга в нашей стране, в первую очередь, будет зависеть от рыночных условий.
Широкое распространение маркетинг получил, когда возникли определенные экономические предпосылки, а именно:
резкий рост производства, усложнение экономических связей;
ускорение НТП и как следствие резкое сокращения жизненного цикла товара;
разнообразие товаров и услуг;
перенасыщение национальных и мировых рынков;
обострение конкуренции, борьба за покупателя;
общее увеличение неопределенности рыночной конъюнктуры.
Таком образом, объективная
необходимость в маркетинговой
деятельности возникла лишь на достаточно
высоком уровне развития производства,
соответствующей научно-
В экономической литературе
существуют более 2000 различных определений
маркетинга. Однако все экономисты
сходятся в одном, что "маркетинг"
- явление так или иначе
В настоящее время ААМ приняла следующее определение маркетинга: "Маркетинг - это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, организации, людей, территории и идеи посредством обмена".
Приведем и другие определения маркетинга:
По Ф. Котлеру, "Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена".
А.Н. Романов определяет маркетинг как "комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философию бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения".
Согласно Е.П. Голубкову, в широком понимании маркетинг - социально-управленческий процесс, целью которого является получение с помощью обмена необходимых товаров и услуг для отдельных
индивидов, социальных групп и предприятий. В узком смысле маркетинг - это ведущее направление управленческой деятельности, включающее изучение, анализ, планирование, осуществление и контроль за выполнением программ по изучению потребительского спроса и созданию продукции, которая максимально удовлетворяет требованиям потребителей и производителей.
В.Е. Хруцкий в своей работе "Современный маркетинг" предлагает такое определение: маркетинг - это комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижение товаров и услуг от производителя к потребителю.
По мнению П.С. Завьялова
и В.Е. Демидова сущность маркетинга
лучше всего раскрывает такое
определение: маркетинг - это процесс,
заключающийся в
Концепция маркетинга как
философия бизнеса является основным
средством обмена и коммуникаций
между производителями и
Причина большого разнообразия определений маркетинга - в специфике и масштабах проблем, решаемых в процессе производства, сбыта, рекламы, технического обслуживания и т.д. В термин "маркетинг" специалисты вкладывают двоякий смысл: это и одна из функций управления, и цельная концепция управления (философия бизнеса) в условиях рыночных отношений.
В качестве функции управления маркетинг имеет не большее и не меньшее значение, чем любая другая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, опытно-конструкторскими работами, материально-техническим снабжением и т.п., т.е. все компании выполняют функцию маркетинга, даже если она состоит лишь в выборе посредника для продажи своей продукции. Но это не значит, что они руководствуются философией маркетинга.
В качестве философии бизнеса маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как демократический процесс, при котором потребители имеют право "голосовать" за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех той компании, которая ставит перед собой задачу изучить характер потребностей и удовлетворить их возможно более полно. В этой связи на первый план выходит "ориентация на потребителя", предполагающая дифференцированный подход к рынку с учетом потребностей конкретных потребителей.
Кроме "ориентации на потребителя" в маркетинге необходима системность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.
Системность означает, что
применение маркетинга эффективно только
в том случае, если он используется
как единая система, т.е. применение
отдельных маркетинговых
Использование маркетинга как "философии бизнеса" требует принципиально новых подходов к управлению производственно-хозяйственной деятельностью, которые позволили бы успешно решать следующие практические задачи:
оперативно внедрять новую технику и технологию;
быстро менять ассортимент изделий, приспосабливаться к запросам различных групп потребителей;
совершенствовать организацию
сбыта продукции путем
постоянно вести работу по
повышению эффективности
Практический маркетинг,
собственно, и нужен для решения
этих задач. В наиболее общем виде
схему маркетинговой
Чем же обусловлена эволюция маркетингового управления в "философию бизнеса"? В ответе на этот вопрос можно выделить ряд факторов:
существенное ускорение и удорожание научно-технического прогресса;
рост масштабов и удорожание форм конкурентной борьбы;
увеличение, в связи с
обновлением товарного
обострение сырьевой и энергетической проблем, а следовательно, рисков функционирования конкретной фирмы.
Далее необходимо отметить, что, несмотря на наличие широкого спектра определений маркетинга, в них есть нечто общее, а именно: маркетинг нацелен на выявление, активное моделирование потребностей и создание товаров (услуг) их удовлетворяющих. Иными словами, суть маркетинга заключается в тезисе: "производите не то, что можете, а то, что нужно сейчас или будет нужно в будущем обществу, конкретному потребителю, отсюда главный лозунг современного маркетинга: "следует производить только то, что безусловно найдет сбыт".
Маркетинг - это целеполагающая деятельность. Его началом является выдвижение целей с их последующим уточнением и реализацией. Под целью определенный количественный и качественный результат, который должен быть достигнут к установленному сроку.
В маркетинге цели можно объединить в пять групп:
рыночные (доля рынка; завоевание рынка; выявление перспективных рынков);
маркетинговые (создание имиджа фирмы; объем продаж; объем прибыли; конкурентная борьба);
структурно-управленческие
(совершенствование структуры
обеспечивающие (ценовая
политика; стимулирование сбыта; потребительские
свойства товара; параметры товародвижения);конт
Однако главная цель маркетинга состоит в том, что он позволяет рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию изделий и услуг, определить какие виды продукции, проданные какому потребителю и в каком регионе, принесут наибольшую отдачу, т.е. маркетинг может служить достижению согласия между производителями продуктов и их покупателями, потребителями.
Маркетинг является комплексной, системной деятельностью (в отличие от сбыта). Практическую комплексность маркетинга можно вывести из вопросов на которые руководство предприятия должно получить ответы, опираясь на данные маркетинга.
В чем же заключается суть отличия сбыта от современного маркетинга?
Сбыт связывает производителя и потребителя. В процессе сбыта продавец реализует товар, который уже произведен. В этом случае потребитель уже не может оказать влияние на качественные и экономические характеристики товара. Задача сбыта максимально эффективно использовать рыночную ситуацию.
В отличие от сбыта комплекс маркетинга:
начинается до процесса производства, его первый функцией является аналитическая;
затрагивает производство товаров, которое основано на инновационном процессе, уже ориентированном на потребителя (производите только то, что нужно);
носит адресный характер, что превращает сбыт в относительно пассивный процесс;
анализирует свои сильные и слабые стороны.
Следовательно, комплексность маркетинга означает, что осуществление нескольких или одной из его функций не может обеспечить такого высокого результата, который дает маркетинг как система. Отсюда видно, что отождествление маркетинга со сбытом неправомерно. Как подчеркивает Питер Друкер: "Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар и услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами".
Основные принципы маркетинга
Из сущности маркетинга вытекают и основные принципы маркетинга.