Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:20, курсовая работа
Отечественные экономисты и практики могут позаимствовать теоретические основы мирового маркетинга, но разброс в годах не позволяет сравнивать его в практической деятельности. Реализация маркетинга в нашей стране, в первую очередь, будет зависеть от рыночных условий.
Целью маркетинга становится создание покупателя, отсюда возникает концепция общего (чистого) маркетинга.
Концепция общего маркетинга:
конечная цель - получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей;
основной объект внимания - нужды потребителя;
главное содержание - забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных созданием, постановкой и потреблением этого товара;
средства достижения цели
- комплексные маркетинговые
сфера применения - товары массового спроса, производимые крупными компаниями.
Потребности и запросы покупателей
Емкость рынка
Ресурсы
производства
Продвижение товаров на рынке
Покупатель
Программа
маркетинга
Рис.2.4 Схема концепции чистого маркетинга.
Вместе с тем, концепция
чистого маркетинга вызвала критику,
которая сводится к тому, что чистый
маркетинг способствует ухудшению
окружающей среды, не решает конфликтов
между потребностями общества и
его долговременным благополучием,
все это обусловило появление
концепции стратегического, социально-этического
маркетинга. Она ориентирована на
сочетание учета интересов
Цель - обеспечение желаемой
удовлетворенности целевых
Средства достижения цели - баланс трех факторов: прибылей фирмы; покупательских потребностей; - интересов общества.
Потребности покупателей и интересов общества
Емкость рынка
Ресурсы производства
Продвижение товаров на рынке
Программа маркетинга
Рис.2.5 Концепция социально-этического маркетинга
Виды спроса и соответствующие им виды маркетинга
Спрос можно подразделить на:
существующий в данный момент на рынке;
потенциальный, определяемый покупательской способностью и числом потенциальных
потребителей;
желательный, с точки зрения фирмы; при котором обеспечен запланированный уровень продаж и необходимая рентабельность производства. В зависимости от характера спроса используют и соответствующий вид маркетинга.
1. Спрос негативен (
2. Спрос отсутствует. Ему
соответствует стимулирующий
3. Скрытый спрос. При
таком спросе используется
4. Падающий спрос. Ему
соответствует ремаркетинг.
5. Нерегулярный спрос (
Синхромаркетинг должен закладывать цикличность рынка в планы работы с целью сглаживания колебаний с помощью цен, мер стимулирования и т.д.
6. Полноценный спрос. Ему
соответствует поддерживающий
7. Чрезмерный спрос. При нем проводится демаркетинговая политика. Чрезмерный спрос возникает, когда предприятия не могут или не хотят удовлетворить спрос. Отсюда складывается отрицательное мнение о фирме. Задача демаркетинга изыскать способы временного или постоянного снижения спроса с помощью цен, ослабления усилий по стимулированию, рекламной деятельности, сокращения сервиса и т.д. Иногда передают права на производство данного продукта, лицензии, ноу-хау и т.д. другим фирмам, но с использованием или упоминанием марки данной фирмы.
8. Нерациональный спрос,
которому соответствует
Тема 3. Аналитическая функция маркетинга
Рынок, экономическая конъюнктура, комплексное исследование рынков. Понятие "рынок" и его основные характеристики
Основой маркетинга являются
комплексные маркетинговые
Существуют различные определения рынка:
Ф. Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
По определению Ноздревой и Цыгичко, товарный рынок представляет собой систему экономических связей:
между производителями и потребителями товара, с формой связи - купля-продажа; внутри групп производителей и потребителей товара с формой связи - конкуренция.
Согласно Демидову и Завьялову, рынок - это сфера обмена.
Чтобы разобраться в природе рынка, представим примитивное экономическое сообщество из четырех человек: рыбак, охотник, гончар, фермер. На рисунке представлены три способа удовлетворения этими людьми своих нужд:
1) самообеспечение;
2) децентрализованный обмен;
3) централизованный обмен.
При первом варианте каждый
удовлетворяет запросы в
При децентрализованном обмене каждый из работников обменивается с тремя другими результатами труда.
При третьем варианте каждый из работников имеет дело лишь с одним купцом, т.е. одним рынком. Централизованный рынок резко повышает торгово-операционную эффективность экономики.
Рынок как экономическая категория является выражением определенных общественных отношений. В наиболее общем случае под рынком понимают совокупность производственных отношений, складывающихся между производителем и потребителем товаров и услуг путем обмена.
Таким образом, обязательным условием существования рынка является обмен товарами и услугами.
Для совершения обмена необходимо соблюдать следующие условия:
сторон, вступающих в обмен, должно быть как минимум две;
каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы заинтересовать другую;
каждая сторона должна быть свободной в принятии и отклонении предложения;
каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной.
Поскольку ключевым в определении рынка является обмен товарами и услугами, дадим такое определение: Рынок - это сфера обмена, где действует совокупность реальных и потенциальных продавцов и покупателей.
В маркетинге различают товарный рынок, финансовый рынок, рынок труда и т.д.
Рассмотрим подробнее
товарный рынок. По характеру и назначению
он подразделяется на потребительский
рынок и рынок товаров
Ер = ? внутреннего производства + импорт (прямой и косвенный) - экспорт (прямой и косвенный)
Косвенным называется товар, ввозимый (вывозимый) в составе другого изделия.
Потребительский рынок - это
рынок товаров массового
Рынок товаров производственно-
В различных экономических фазах различают "рынок продавца", т.е. состояние, где спрос значительно превышает предложение, т.е. практически любой товар находит на рынке немедленный спрос, даже в ущерб определенным требованиям. В этом случае товарный ассортимент беден, масштабы производства невелики, конкуренция отсутствует; "рынок покупателя", когда больше власти имеет покупатель. Здесь открывается возможность выбора товара, на этом рынке предложение превышает спрос.
Существуют следующие типы рынков:
Свободный рынок. Характеризуется свободой выбора товара при покупке, свободой выбора места и формы продажи, свободой ценообразования, свободой поведения субъекта рынка. Субъектами рынка выступают юридические и физические лица.
Стихийный рынок. Характеризуется неограниченной свободой его контрагентов.
Организованный рынок. Цивилизованный рынок, на котором поведение контрагентов ограничено соответствующими рамками (правовыми, организационными, финансовыми и т.д.). Формами организованного рынка выступают оптовая и розничная торговля, биржи, аукционы и т.д.
Различают четыре модели цивилизованного рынка:
1. Рынок свободной конкуренции.
2. Рынок чистой монополии.
3. Рынок монополистической конкуренции.
4. Рынок олигополии.
Организованный рынок характеризуется сочетанием рыночных и плановых элементов. Рынок и план - два антипода. Первый предполагает распределение через механизм спроса и предложения, второй - через централизованное планирование (лимиты и фонды).
Существует определенная классификация рынков, например, по структуре хозяйства страны, по срокам использования товаров, по товарно-отраслевой детализации и т.д.
В зависимости от структуры хозяйства страны существуют:
1. Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства.
2. Рынки стран-экспортеров сырья.
3. Рынки промышленно
4. Рынки промышленно развитых стран.
Структура хозяйства страны определяет производственный спрос, т.е. спрос на сырье, материалы, машины, оборудование и т.д.
По уровню доходов и
характеру распределения в
1. Страны с низким уровнем
доходов (очень низким и
2. Страны с очень низким
и очень высоким уровнем
3. Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов.
4. Страны с преимущественно
средним уровнем семейного
Уровень и характер доходов определяет прежде всего спрос на потребительские и продовольственные товары. Обобщающим показателем уровня доходов является величина валового внутреннего продукта (ВВП) в расчете на душу населения.
По территориальному охвату рынки делятся на:
1. Внутренние.
2. Национальные.
3. Региональные.
4. Мировой.
Внутренний рынок при этом представляет собой систему товарного обмена внутри государства. Национальный рынок наряду с внутренними операциями включает в себя экспортно-импортные, т.е. внешнеторговые операции. Мировой рынок можно определить как совокупность национальных рынков.
По товарно-отраслевому с многоуровневой детализацией признаку различают рынки:
1. Машин и оборудования.
2. Минерального сырья и топлива.
3. Сельскохозяйственного
сырья, продовольственных и
В зависимости от сферы общественного производства различают:
1. Рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование).
2. Рынок товаров духовного производства (научные, технологические разработки, ноу-хау, произведения искусства, книги и т.д.).
По характеру конечного использования бывают:
1. Рынки товаров
2. Рынки товаров
По сроку использования товаров различают:
1. Рынки товаров долговременного пользования.
2. Рынки товаров
3. Рынки отваров одноразового пользования.
По организационной структуре (т.е. по различным уровням торговли и характеру взаимоотношений между продавцами и покупателями) различают:
1. Мировой рынок:
а) открытый;
б) закрытый.