Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:02, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении основ управления организационным поведением, индивидуальным и групповым, а так же выделение авторской модели управления организационным поведением на базе существующих моделей организационного поведения американских исследователей Ньюстрому и Дэвису.
Введение 2
Глава 1. Основные теории организационного поведения 5
1.1. Организационное поведение и управление организационным поведением 5
1.2. Организационное поведение и управление организацией. 12
1.3. Характеристика моделей организационного поведения 16
1.4 Преимущества и недостатки основных моделей организационного поведения 26
Выводы. 31
Глава 2.Управление организационным поведением. 33
2.1 Применение моделей организационного поведения на различных уровнях 33
2.2 Основные модели управления организационным поведением. 44
Авторитарная модель управления в организации: 45
Опекающая модель управления в организации: 52
Поддерживающая модель управления поведением в организации: 56
Коллегиальная модель управления поведением в организации: 60
2.3.Преимущества и недостатки основных моделей управления поведением в организации. 69
Вывод. 71
Глава 3. Анализ управления поведением в организации 73
3.1.Информация о компании 73
3.2. Основные моменты управления в ООО «Единая торговая система». 74
3.3. Анализ управления поведением в ООО « Единая торговая система» 76
Заключение: 87
Список литературы 90
Приложение: 93
Принятие решений. Предпочтение отдается японскому варианту, когда решения в организации принимаются на уровне группы.
Уровень ответственности. Модель Оучи предлагает американской фирме ввести индивидуальную ответственность при групповом методе принятия решений. В данном случае предполагается, что две разные культурные ценности (групповое решение и индивидуальная ответственность) должны ужиться друг с другом. Как правило, это осуществляется за счет применения механизма участия в управлении, который предусматривает сохранение за менеджером последнего слова при принятии решений. Американская индивидуальность при этом не страдает.
Интерес к человеку. Следуя японскому подходу, Оучи предлагает в рассматривать личность в организации шире, чем просто работника, проявлять интерес к его домашней жизни, увлечениям, вере, желаниям, опасениям и вдохновению. Типично американский подход — видеть в индивиде только работника — ограничивает возможности управления человеком в организации.
1.4 Преимущества и недостатки основных моделей организационного поведения.
Исходя из
проведенного исследования, постараемся
выявить положительные и
Авторитарная модель:
Данная модель пользовалась большой популярностью в эпоху Промышленной революции. В США авторитарную модель использовали при строительстве железных дорог и работе гигантских металлургических заводов.
В таблице 2.1 приведены плюсы и минусы данной модели:
Достоинства |
Недостатки |
|
|
таблица 2.1-достоинства и недостатки авторитарной модели организационного поведения.
В рамках
данной модели менеджеры
Авторитарная модель не оценивает значимость образование формальных и неформальных групп, которые способствуют организации организационной культуры и повышению уровня производительности.
Эта модель подходит для организаций с высоко развитой иерархической структурой, а так же для компаний на начальных стадиях цикла организации.
Опекающая модель:
Модель опеки является прямым следствием патернализма, появившемся в конце ХIX века. Миссия модели опеки состояла в том, чтобы изменить отношение работников к менеджеров, снизить уровень напряженности и недовольства, организовать обратную связь.
В таблице 2.2. приведены плюсы и минусы данной модели:
достоинства |
недостатки |
|
|
2.2- достоинства и недостатки опекающей модели организационного поведения.
Благодаря модели
опеки у работников появилась
реальная возможность обратной связи
с менеджером, что повысило уровень
удовлетворенности и
Однако, не развитая система мотивации и удовлетворенность материальным положением отрицает возможность самореализации работника, а следовательно тормозит развитие организации.
Поддерживающая модель:
Данная модель является результатом комплексного изучения человека в организации и ориентирована целиком на человеческие ресурсы.
В приведенной таблице 2.3 рассмотрены преимущества и недостатки данной модели:
достоинства |
недостатки |
|
|
2.3- Преимущества и недостатки поддерживающей модели организационного поведения.
Данная модель переворачивает сознание работников и обозначает заинтересованность компании работника ни как винтик в механизме, а как личность. Менеджеры нацелены на создание благоприятного климата, который помогал бы сотрудникам повышать производительность. Менеджер обязан проявлять заботу о своем подчиненном, интересоваться его личной и семейной жизнью, бытовыми трудностями. Правило менеджеров гласит: « Прежде чем вынести наказание работнику, стоит поинтересоваться не мешает ему ли что-нибудь».
Благодаря этому
работники впервые стали
Однако, данная модель подходит лишь развитым странам, где уже удовлетворены материальные потребности работников.
Коллегиальная модель:
Является продолжением ориентира поддерживающей модели. Данная модель демонстрирует порядок достижения организационной цели через создание команд.
В таблице 2.4 представлены основные преимущества и недостатки данной модели:
достоинства |
недостатки |
|
|
2.4-преимущесва и недостатки коллегиальной модели организационного поведения.
В рамках данной модели впервые рассматривается значение группы в организации.
Компании, применяющие
данную модель, старательно пытаются
избавиться от иерархических барьеров,
снизить уровень между
Однако, организация данной модели предполагает и вид ответственности, по которой все члены команды должны нести равную ответственность за выполнение задание.
Хотя в то или иное время обычно
превалирует какая-либо одна модель,
возможности использования
Задача руководителей состоит не только в идентификации используемых в организации поведенческих моделей, но в осознании современных требований и проявлении гибкости. В случае изменения внешних условий и появления новых потребностей они должны безжалостно отбрасывать устаревшие парадигмы и методы руководства. Чтение специальной литературы, ее анализ, общение с коллегами и учеными, умение воспринимать контраргументы — вот прямые обязанности современных руководителей.
На мой взгляд, как в управлении в целом, так и в управлении организационным поведением, не существует отдельно взятой оптимальной модели и применение системного подхода является выходом. Именно ситуационный подход позволяет использовать приемы и методы любой из рассматриваемых моделей в соответствии со сложившейся ситуацией. Это налагает определенные требования к руководителю и сотрудникам, их взгляд на развитие организации и на управление должен быть широким, динамичным и гибким.
Руководители в своей
С развитием ситуационной концепции управления связывают современный этап развития менеджмента, когда осуществляется переход от рационалистической парадигмы к неформальной, информационной модели управления.
Однако, суждения о применимости моделей организационного поведения не может быть объективным без анализа на различных уровнях организации и инструментов управления.
2.1 Применение моделей организационного поведения на различных уровнях.
«Эффективная модель ОП позволяет достичь высокого уровня мотивации сотрудников, вместе с квалификацией персонала и его способностями позволяет приблизиться к поставленным перед организацией целям, а также к индивидуальной удовлетворенности трудом. Создаются двунаправленные отношения, поддерживающие обе стороны, т. е. менеджер и работники влияют друг на друга к обоюдной выгоде... И напротив, в случае, если организации не удалось достичь поставленных целей, менеджерам необходимо использовать эту информацию для анализа и, возможно, изменения системы ОП.»7
Каждая из перечисленных выше моделей, имея статичные рамки и неявный характер выраженности на практике, по–разному отражается на уровнях организации. Необходимо помнить, что стоит определить наилучший подход, который был бы прост, понятен и доступен менеджеру.
В данном разделе проведен анализ моделей организационного поведения на каждом из трех уровней( личности, группы и организации) последовательно.
Уровень личности ( человека) в организации:
По Ю. Красовскому в организаций сложились «четыре типичных представления (стереотипа) о том, что есть человек в организации:
Главным мотиватором трудовой деятельности работника типа «экономический человек» является материальная составляющая и денежный расчет. Согласно ему любой человек может за деньги сделать все, что захочет босс. Следовательно, вырисовывается оплата труда работника прямо пропорциональна его вкладу. Поэтому тот, кто платит, вправе требовать отработки в полную силу. -«А за что я ему плачу?». Босс убежден, что только повышение или понижение оплаты труда является самым главным стимулом для работника. Стереотип «деньги решают все!» оказывается ведущим в его сознании. Данный стереотип стал особенно популярным для современной российской традиции.
«Стереотип «функциональный человек». В его основе лежит принцип организационного подчинения человека рабочим операциям в условиях, когда он все более и более становится жертвой научного и технико-технологического прогресса. «Боссами» работников становятся электронно-машинные системы, которые конструируются так, чтобы контролировать «живой труд» работающих по всей технологической цепочке.»9
Следующий стереотип «психологический человек» основан на умелом использовании психологии для достижения выгоды организации, т.е. можно добиться успеха, владея методами психологического воздействия, как на интуитивном уровне, так и на уровне методик, которыми возможно овладеть. В рамках данного направления особенно ценят работников, которые работают ответственно, инициативно и профессионально. «Такие работники — наш самый главный ресурс». Со стороны сотрудников стереотип «психологический человек» проявляется в одобрении такой политики фирмы.