Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является муниципальные учреждения как субъекты муниципально-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Участниками муниципально-правовых отношений являются предприятия, учреждения и организации, находящиеся на территории муниципального образования. Одни из них являются муниципальными, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности данных предприятий, учреждений и организаций, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

    Взаимоотношения органов местного самоуправления с  предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

    Субъектами  муниципально-правовых отношений выступают  местные общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в  выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах местного самоуправления. Федеральным законом «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. предусмотрено, что вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных Законом случаях, решаются органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

   Органы  местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных учреждений, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей1.

  Согласно  ст. 215 ГК РФ часть муниципального имущества  закрепляется за муниципальными учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления2. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования.

    Согласно  Гражданскому кодексу муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника от его имени выступают органы местного самоуправления и назначением имущества3.

    Целью дипломной работы является муниципальные  учреждения как субъекты муниципально-правовых отношений.

    Задачи  дипломной работы:

-  рассмотреть  правовое регулирование порядка  распоряжения и управления муниципальным имуществом в Российской Федерации;

-  рассмотреть  порядок распоряжения и управления  муниципальным имуществом муниципальными  учреждениями;

-  рассмотреть  формы участия муниципальных  учреждений в муниципально-правовых  отношениях.

    Теоретической базой исследованиям послужили  труды различных авторов Автономов, Белоусова, В.И. Васильев, И.В. Выдрин, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Емельянов, В.Д. Игнатов, А.Н. Кокотов, А.В. Колесников, Е.И. Колюшин, В.А. Кряжков, О.Е. Кутафин, М.И. Либоракина, В.С. Мокрый, Н.В. Постовой, В.В. Пылин, В.В. Рудой, А.А. Сергеев, С.Г. Соловьев, В.И. Фадеев, В.Е.Чиркин, Е.С. Шугрина и других. Реформе местного самоуправления посвящены работы В.И. Васильева, Л.В. Гильченко, Е.И. Колюшина, В.А. Лапина, В.Я. Любовного, и других авторов.

    Нормативная база исследования включает Конституцию  Российской Федерации,  федеральные  нормативные правовые акты, нормативные  правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные  правовые акты.

    В первой главе дипломной работы дано понятие, рассмотрен состав объектов муниципальной собственности. Рассмотрены субъекты распоряжения и управления муниципальным имуществом, носящей теоретический характер и содержащей два параграфа, дается анализ понятия, сущности и основных институциональных признаков государственной собственности субъекта Российской Федерации

    Во  второй главе дано понятие и виды муниципальных учреждений, их право субъективность в муниципально-правовых отношениях. С точки зрения нормативно-правового регулирования более важным их право правосубъектность в муниципально-правовых отношениях. В то же время «право собственности» составляет значимый институт гражданского права, включающий в себя целый комплекс правовых норм, прежде всего, закрепленных в Разделе II Гражданского кодекса Российской Федерации. Рассмотрен порядок образования, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений Российской Федерации.

    В третьей главе рассмотрено содержание права распоряжения и управления муниципальным имуществом муниципальными учреждениями, их муниципально-правовая ответственность. Рассмотрены вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются поэтому приоритетными для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом. Решение проблемы создания эффективной системы управления муниципальным имуществом предполагает сосредоточение нормотворческих, организационных и управленческих усилий органов местного самоуправления

    Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников  
 
 

 

2.Порядок распоряжения и управления муниципальным имуществом муниципальными учреждениями

2.1. Понятие и виды муниципальных учреждений, их право субъектность в муниципально-правовых отношениях

 

    Муниципальное учреждение - структура, созданная по решению Городского Совета для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично из бюджета города

    Виды  бюджетных учреждений. К таким учреждениям относятся органы управления, многие учреждения социально-культурной сферы, науки, образования, здравоохранения.

    Муниципальные учреждения могут быть бюджетными и  автономными,  изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ.4

    В связи с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях»5 внесены соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ, установлено, что государственное или муниципальное учреждение могут быть бюджетным или автономным учреждением.  

    Автономное учреждение не будет финансироваться по смете доходов и расходов, так как оно не является бюджетным учреждением.

    Предусмотрено, что автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленных за указанным учреждением собственником этого имущества или приобретенных этим учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам данного учреждения6.

    В «Основы законодательства РФ о культуре»  внесены изменения и дополнения, касающиеся структуры, компетенции, порядка формирования и финансирования организации культуры, созданной в форме автономного учреждения.

    Автономное  учреждение является некоммерческой организацией, муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством  полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

    Федеральный закон определяет правовое положение  автономных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, цели, порядок формирования и использования  их имущества, основы управления учреждениями, основы отношений учреждений с их учредителями, с участниками гражданского оборота, ответственность учреждений по своим обязательствам7.

    Предусмотрено, что имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Без согласия учредителя учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенными учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества8.

    При этом под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

    Земельный участок, необходимый для выполнения учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

    Поскольку понятие «бюджетное учреждение»  подразумевает использование средств  бюджетов, поэтому и определения  «бюджетного учреждения» следует искать в публичном праве, а именно – в бюджетном.

    Бюджетные учреждения - учреждения, финансируемые преимущественно или целиком из средств государственного и местного бюджетов. 

    Согласно  ст. 6 Бюджетного кодекса РФ  под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы9

    Таким образом, Бюджетный Кодекс определяет бюджетное учреждение как некоммерческую организацию, учредителем которой  является государственное или муниципальное  образование, осуществляющий финансовое обеспечение данной организации за счет бюджетов различных уровней РФ, муниципальных образований.

    Основные  цели деятельности бюджетных учреждений — это оказание государственных  услуг. Учреждения не должны создаваться  для получения прибыли — услуги ими оказываются бесплатно или по утвержденным тарифам, которые, тем не менее, формируют доходную часть бюджета.  
Гражданский кодекс РФ допускает, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, но в той мере, в какой помогает достижению целей, ради которых они созданы. Т.е. такая деятельность может быть факультативной, а не основной.

    Бюджетное учреждение можно характеризовать  по следующим признакам: 

    1. Бюджетное учреждение – это  некоммерческая организация, она создана собственником для достижения управленческих, социально-культурных и иных некоммерческих целей; 

    2. Бюджетное учреждение юридически  по своей организационно-правовой  форме является учреждением, регулирование  его статуса осуществляется как  Гражданским Кодексом РФ10, так и Бюджетным Кодексом РФ11

    3. Учредителем бюджетного учреждения  является публично-правовое образование в лице государственного или муниципального органа; 

    4. Финансирование основной деятельности  бюджетного учреждения происходит  из соответствующего бюджета.

    Следовательно, бюджетное учреждение является получателем  бюджетных средств, находясь при  этом в ведении определенных главных  распорядителей бюджетных средств  и распорядителей бюджетных средств.  
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо другой орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права бюджетного учреждения по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. 

    Муниципально-правовые отношения – регулируемые нормами  муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Муниципально-правовые отношения как главный элемент механизма правового регулирования осуществления местного самоуправления фиксируют круг субъектов, на которых в соответствующий период распространяется действие отдельных норм законодательства по местному самоуправлению, определяют юридическую структуру поведения, которому должны и могут следовать муниципально-правовых отношений, являются условием для возможного приведения в действие соответствующих юридических средств обеспечения прав на осуществление местного самоуправления и корреспондирующих им обязанностей иных участников процесса по реализации местного самоуправления. Реализация законодательства по местному самоуправлению невозможна вне правоотношений.

Информация о работе Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений