Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является муниципальные учреждения как субъекты муниципально-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

    Как правило, сдача имущества в аренду предусмотрена уставом муниципального образовательного учреждения, утвержденным учредителем.

    Таким образом, учредитель дает разрешение образовательному учреждению использовать муниципальную собственность для получения дохода путем сдачи ее в аренду. Контроль за соблюдением условий аренды, обеспечивающий сохранность и эффективное использование муниципальной собственности, закон возлагает на учредителя муниципального образовательного учреждения, которым является соответствующий орган местного самоуправления.

    Федеральный закон РФ «Об автономных учреждениях» устанавливает правовые основания  создания и деятельности автономных учреждений. Автономное учреждение представляют собой новый тип муниципального учреждения.

    Муниципальные автономные учреждения могут создаваться и действовать наряду с существующими государственными и муниципальными учреждениями, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ относятся к типу бюджетных учреждений66. Автономные учреждения в отличие от бюджетных учреждений обладают большей степенью свободы в части распоряжения имуществом, находящегося у них в оперативном управлении, в осуществлении финансово-хозяйственных операций, а также и в осуществлении основной деятельности, предусмотренной уставом автономного учреждения.

    В самом обозначении типа учреждения – «автономное учреждение» –  имеется указание на то, что такое учреждение обладает гораздо большей самостоятельностью, чем существующие учреждения, действующие как бюджетные. Автономия – (от греческого слова autonomia, auto – сам и nomos – закон) – самоуправление, право самостоятельного осуществления определенных функций, предоставленное законом. Когда речь идет об автономности учреждений, в том числе образовательных, нельзя иметь в виду полную самостоятельность. Уже сама организационно-правовая форма – учреждение –несет в себе определенные ограничения самостоятельности. Но в отличие от ограничений деятельности бюджетных учреждений они минимальны.

    Автономным  учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

    Образование входит в круг этих отраслей. Закон не накладывает никаких ограничений на то, какие внутриотраслевые типы и виды учреждений, в том числе образовательных, могут действовать на правах автономных учреждений.

    Поэтому образовательные учреждения любых  типов, включая дошкольные, дополнительного образования и общеобразовательные, могут создаваться как автономные образовательные учреждения.

    Однако закон предоставляет право Правительству РФ, высшим органам исполнительной власти субъектов РФ или местным администрациям муниципальных образований определить перечень действующих бюджетных муниципальных учреждений, тип которых не подлежит изменению. Автономное учреждение является юридическим лицом, в соответствии с этим автономное учреждение вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде67; отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.  

Таблица 3.1 - Сравнительные характеристики автономных и бюджетных учреждений

Тип учреждения Бюджетное учреждение Автономное  учреждение
Собственник имущества муниципального учреждения Муниципальное образование Муниципальное образование
Учредитель  муниципального

учреждения

Муниципальное образование в лице

местной администрации

Муниципальное образование в лице

местной администрации

Право владения, распоряжения и пользования имуществом Оперативное управление с частичным самостоятельным  распоряжением определенным имуществом Оперативное управление с частичным самостоятельным  распоряжением определенным имуществом
Имущество, в отношении

которого устанавливается

режим самостоятельного

распоряжения (распоряжение без разрешения собственника)

Имущество, полученное из внебюджетных негосударственных  источников Все имущество, за исключением недвижимого и  особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем  или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества
Раздельный  учет финансовых средств и иного  имущества Доходы и  приобретенное на эти доходы имущество  учитываются на

отдельном балансе

Недвижимое  имущество, закрепленное за

учреждением или приобретенное им за

счет  средств, выделенных ему учредителем, а также находящееся у автономного  учреждения особо ценное движимое имущество  подлежит обособленному учету в  установленном порядке

Ответственность

учреждения по своим обязательствам

Отвечает по своим обязательствам

находящимися  в его распоряжении

денежными средствами

Отвечает по своим обязательствам закреп-

ленным  за ним имуществом, за исключением  недвижимого имущества и особо  ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества

 

    При этом учредитель не несет никакой  ответственности по обязательствам автономного учреждения (ст. 2 ч. 4, 5); самостоятельно распоряжается доходами, полученными от своей деятельности и использования имущества, направляя эти доходы только для достижения целей, ради которых оно создано, за исключением случаев, которые установлены Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Собственник же имущества автономного учреждения не имеет права изымать этот доход или требовать от автономного учреждения получения части этих доходов68.

 

Заключение

 

    Муниципальное учреждение - структура, созданная по решению Городского Совета для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично из бюджета города. Решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений принимает глава муниципального образования. От имени муниципального образования права собственника в отношении муниципальных учреждений осуществляют Комитет по управлению имуществом, органы администрации муниципального образования, осуществляющие координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).

    Решение о создании муниципального учреждения может быть принято для осуществления  управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого  характера.

    При создании правовой и организационной  основы управления и распоряжения муниципальной собственностью следует обратить особое внимание на нормы, содержащиеся в гл. 19 Гражданского кодекса РФ «Право хозяйственного ведения, право оперативного управления» (ст. 294-300), в параграфе 4 гл. 4 ГК РФ, имеющей название «Государственные и муниципальные унитарные предприятия» (ст. 113-115) и в ст. 120 ГК РФ «Учреждения». Ввиду того, что в настоящее время практически все муниципальное имущество находится либо в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, либо в оперативном управлении муниципальных учреждений (механизм передачи имущества в муниципальную казну еще не создан и не определен порядок содержания этого имущества), нормы ГК РФ, определяющие правовой режим хозяйственного ведения и оперативного управления служат нормативно-правовой основой всей системы управления муниципальной собственностью.

    Права собственника муниципального имущества (от имени муниципального образования  эти права осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции — ст. 215 и 125 ГК РФ) в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, исчерпывающим образом перечислены в ст. 295 ГК РФ. В статье указаны две категории прав.

    Одна  группа прав касается прав, которые  собственник осуществляет в отношении своего имущества сам непосредственно: а) право на принятие решений о создании, реорганизации, ликвидации предприятия; б) право определять предмет и цели деятельности создаваемого или реорганизуемого предприятия; в) право на назначение руководителя предприятия; г) право на осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества, принадлежащего предприятию; д) право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении имущества.

    В другую группу прав входят права, позволяющие собственнику оказывать влияние на решения по распоряжению недвижимым имуществом, которые вправе принимать уже само предприятие. Речь идет о праве собственника запрещать или давать согласие на совершение предприятием соответствующих сделок: купли-продажи, аренды, залога и т.д. При этом собственник вправе свое согласие обусловить определенными требованиями, например, передачи ему части арендной платы, части покупной цены. Действует при этом общее ограничение — собственник не должен злоупотреблять своими правами (п.1 ст.10 ГК РФ).

    В соответствии с законопроектом ФЗ от 8.05.2010 г предусматривающий реформирование бюджетных учреждений вступает в силу с 1 января 2011 года большая часть бюджетных учреждений, сохранив название, по статусу будет приравнена к автономным. Но в отличие от автономных на них будет распространяться закон о госзакупках. Меньшая часть бюджетных учреждений будет переведена в статус казенных.

    Права собственника муниципального имущества  в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, определены ГК РФ69.

    В отличие от предприятия, возможности  учреждения по распоряжению закрепленным имуществом крайне ограничены.

    В соответствии с общей нормой, содержащейся в ст. 298 ГК РФ, учреждение вообще не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться этим имуществом.

    Распоряжается имуществом исключительно собственник  в лице своих уполномоченных органов. Законодатель, однако, в этом отношении  не последователен.

    Так, в соответствии со ст. 608 ГК РФ арендодателями имущества (в том числе находящегося в оперативном управлении учреждений) могут быть не только собственники, но и иные лица, «управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду». В соответствии с действующим законодательством, полномочиями на сдачу в аренду, закрепленного за ними на праве оперативного управления имуществом, обладают, образовательные учреждения п.11 ст.39 Федерального закона «Об образовании»

    Гражданский кодекс признает право образовательного учреждения самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным не от собственника и приобретенным не за счет средств, предусмотренных его сметой. Все имущество, как закрепленное за образовательным учреждением собственником, так и приобретенное им по смете или из других источников, является имуществом муниципальным, находящимся в оперативном управлении этого учреждения, хотя права на имущество, полученное не от собственника, несколько расширены: им можно распоряжаться самостоятельно без разрешения учредителя в рамках, установленных законом.

    Поскольку все имущество, используемое образовательным  учреждением, является собственностью муниципального образования, то орган  местного самоуправления, являющийся полномочным представителем собственника, вправе осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранностью всей муниципальной собственности независимо от источника его получения.

 

Список  используемых источников

Информация о работе Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений