Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:36, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является муниципальные учреждения как субъекты муниципально-правовых отношений.

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

    Порядок определения видов особо ценного  движимого имущества автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, и на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2007 г. № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» в части определения видов особо ценного движимого имущества федеральных автономных учреждений53.

   Органы  местного самоуправления обладают большими правами в отношении муниципальных учреждений, что дает им возможность эффективно управлять муниципальным хозяйством, создавать необходимые условия для удовлетворения населением муниципальных образований повседневных жизненных потребностей54.

  Согласно  ст. 215 ГК РФ часть муниципального имущества  закрепляется за муниципальными учреждениями на самостоятельных, хотя и ограниченных, вещных правах хозяйственного ведения и оперативного управления55. Другая часть муниципального имущества (нераспределенная) составляет казну соответствующего муниципального образования.

  Такое разделение муниципального имущества  важно прежде всего для обоснования раздельной имущественной ответственности муниципального образования и созданных им учреждений по их долгам.

    Согласно  Гражданскому кодексу муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними имущества на праве оперативного управления осуществляют права владения, пользования и распоряжения им в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника от его имени выступают органы местного самоуправления и назначением имущества56.

    Органы  местного самоуправления, осуществляющие от имени муниципального образования права собственника, могут изъять излишки, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться ими по своему усмотрению. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

3.2. Вопросы совершенствования деятельности муниципальных учреждений по распоряжению и управлению муниципальным имуществом

    Большое значение в современных условиях уделяется вопросам, связанным с приданием самостоятельности образовательным учреждениям, особенно в управлении муниципальным имуществом57.

    В условиях совершенствования законодательства, постоянного изменения законодательных  и иных правовых норм нередки случаи, когда одни законы входят в противоречие с другими. Законодательство в области образования и гражданское законодательство формируют свои нормы с учетом необходимости придания юридическим лицам, в том числе образовательным учреждениям, наибольшей степени самостоятельности58.

    Представим  основные вопросы совершенствования  деятельности муниципальных учреждений по распоряжению и управлению имуществом.

    Право собственности, право оперативного управления и право самостоятельного распоряжения.

    Все имущество, находящееся в оперативном управлении муниципального образовательного учреждения, принадлежит на правах собственности муниципальной территории. Имущество, переданное третьими лицами в дар образовательному учреждению, в том числе пожертвованное ему, а равно и приобретенное им за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступает в собственность муниципалитета .

    Несмотря  на то, что собственником имущества, полученного образовательным учреждением в дар или приобретенного иным законным способом на средства из внебюджетных источников, объявляется муниципалитет, а не само образовательное учреждение (по Гражданскому кодексу такая организация как учреждение не вправе иметь собственность),

собственник не вправе изымать это имущество  у образовательного учреждения. Гражданский кодекс РФ формулирует эту норму следующим образом: «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе» ст. 298 п. 2. Из норм гражданского законодательства вытекает, что оперативное управление имуществом может осуществляться в обычном режиме, либо в режиме самостоятельного распоряжения, устанавливаемого законом для определенных видов имущества.

    Режим самостоятельного распоряжения предполагает, что образовательное учреждение может распоряжаться имуществом, в том числе денежными средствами, полученными не от учредителя, «как собственностью». А это означает, что в отличие от имущества, полученного от учредителя, оно может распорядиться им (сдать в аренду, отдать в залог, продать и т.п.), не спрашивая разрешения у учредителя на эти действия59.

    Отличие понятия «самостоятельное распоряжение» и «право собственности». Право собственности муниципального образования на это имущество проявится в полной мере в случае ликвидации образовательного учреждения. В соответствии с Гражданским законодательством все имущество ликвидированного образовательного учреждения, оставшееся после расчетов с кредиторами, в том числе приобретенное не за счет средств учредителя, должно быть передано собственнику. Правда Закон РФ «Об образовании» требует от собственника, чтобы он использовал это имущество на образовательные цели (ст. 39 п.10).Практика показывает, что это не всегда целесообразно, да и не всегда возможно.

    Отношения учредителя и образовательного учреждения по поводу приобретенного образовательным  учреждением имущества из внебюджетных источников

    «Образовательное  учреждение несет ответственность  перед собственником за сохранность  и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником» Закон РФ «Об образовании» ст. 39 п. 3. Данная норма устанавливает, что контроль за сохранностью и эффективностью муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением в оперативное управление, должен осуществлять орган местного самоуправления учредитель, представляющий собственника этого имущества, или иное юридическое лицо, уполномоченное собственником например, муниципальный орган управления образованием60.

    Гражданский кодекс РФ признает право образовательного учреждения самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным не от собственника и приобретенным не за счет средств, предусмотренных его сметой. А для автономного учреждения устанавливается режим самостоятельного распоряжения всем имуществом, за исключением недвижимого и особо ценного движимого имущества, полученного от собственника или купленного на средства, предоставленные собственником образовательному учреждению.

    Все имущество, как закрепленное за образовательным учреждением собственником, так и приобретенное им по смете или из других источников,

является  имуществом муниципальным, находящимся  в оперативном управлении этого  учреждения.

    Однако  права по распоряжению имуществом, полученным не от собственника, несколько расширены этим имуществом можно распоряжаться самостоятельно без разрешения учредителя в рамках, установленных законом.

      Неиспользуемое и используемое не по назначению имущество.

    В соответствии с Гражданским кодексом РФ, собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением, вправе изъять излишнее,

неиспользуемое  или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению61 Однако Закон РФ «Об образовании» накладывает некоторое ограничение на права собственника. Так п. 6 ст. 39 Закона РФ «Об образовании» устанавливает, что «изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и образовательным учреждением или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором»62.

    Имеющее место некоторое противоречие между Гражданским кодексом РФ и Законом РФ «Об образовании», скорее всего, будет разрешаться (если

дело  дойдет до суда) в пользу собственника, пытающегося до окончания срока  договора, заключаемого между учредителем и образовательным учреждением, изъять и тем самым сохранить свое имущество, которое, например, приходит в негодность.

    Закон РФ «Об образовании» дает возможность собственнику избежать подобной конфликтной ситуации и получить полное право изымать неиспользуемое или используемое не по назначению образовательным учреждением имущество до окончания срока договора, в случае, если образовательное учреждение не обеспечивает должной его сохранности. Закон предоставляет право урегулировать этот вопрос при заключении договора между учредителем и образовательным учреждением. Учредитель

при заключении договора с образовательным учреждением вправе настоять на том, чтобы в тексте договора были оговорены случаи, когда (и при каких

условиях) он (учредитель) может и должен изъять у образовательного учреждения неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, не дожидаясь, когда закончится срок договора.

    Контроль  сохранности имущества. «Образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником»63.

    Гражданский кодекс признает право образовательного учреждения самостоятельно распоряжаться  имуществом, полученным не от собственника и приобретенным не за счет средств, предусмотренных его сметой. Все имущество, как закрепленное за образовательным учреждением собственником, так и приобретенное им по смете или из других источников, является имуществом муниципальным, находящимся в оперативном управлении этого учреждения, хотя права на имущество, полученное не от собственника, несколько расширены: им можно распоряжаться самостоятельно без разрешения учредителя в рамках, установленных законом.

    Поскольку все имущество, используемое образовательным  учреждением, является собственностью муниципального образования, то орган  местного самоуправления, являющийся полномочным представителем собственника, вправе осуществлять контроль за эффективностью использования и сохранностью всей муниципальной собственности независимо от источника его получения.

    Сдача образовательным учреждением имущества  в аренду.

    Сдача в аренду имущества – это предоставление образовательным учреждением (арендодателем) зданий помещений и иного имущества, закрепленного за этим образовательным учреждением, арендатору в наем за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Закон предоставляет право образовательным  учреждениям брать в аренду имущество  у других лиц и выступать также арендодателем64

    «Частное  или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

    Автономное  учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным закрепленным за ним имуществом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом» 65

    Здесь речь идет о запрете для всех типов  учреждений самостоятельно распоряжаться, прежде всего, недвижимым имуществом (именно недвижимое имущество, чаще всего, является предметом сдачи в аренду), в том числе и сдавать его в аренду без разрешения собственника.

Информация о работе Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений