Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 07:36, дипломная работа
Целью дипломной работы является муниципальные учреждения как субъекты муниципально-правовых отношений.
Муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на отношения12:
-
связанные с организацией
-
характеризующие муниципальную
деятельность по
-
в которых находит свое
В первую группу входят отношения, связанные с образованием, преобразованием муниципальных образований, установлением и изменением границ и наименований, утверждением символики муниципальных образований, а также с определением структуры органов местного самоуправления, их наименованием и формированием, контролем за деятельностью органов местного самоуправлении, их ответственности.
Ко второй группе относятся отношения, возникающие в процессе решения жителями муниципального образования непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, жизнедеятельности его населения. Это, например, отношения, связанные с управлением муниципальной собственностью, формированием, утверждением и исполнением местного бюджета, регулированием планировки и застройки территорий муниципальных образований, содержанием дорог местного значения, организацией и развитием муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры.
Третью группу составляют отношения, возникающие в процессе реализации переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Государство, наделяя органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, устанавливает условия и порядок контроля за их осуществлением.
Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов на три группы13. Это отношения, в которых:
3)одной
из сторон является орган или
должностное лицо местного
самоуправления. Данные отношения характеризуют
многостороннюю
деятельность местного самоуправления
по решению вопросов местного значения,
а также по реализации отдельных государственных
полномочий, которыми могут наделяться
органы местного самоуправления по закону.
Субъектами муниципально-правовых отношений являются: муниципальные образования; население муниципальных образований; сход граждан; собрание или конференция граждан; органы местного самоуправления; граждане; депутаты представительных органов местного самоуправления; члены других выборных органов местного самоуправления; должностные лица местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; объединения муниципальных образований; государственные органы; общественные объединения; предприятия, учреждения, организации.
Муниципально-правовые отношений можно условно подразделить на три вида14.
К первому виду относится особый субъект — муниципальное образование, представляющее собой населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление в целях решения вопросов местного значения и имеются находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местного бюджета, выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальное образование принимает также свой устав, который подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом.
Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. Согласно Гражданскому кодексу ст. 124 муниципальные образования не являются юридическими лицами15. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.
Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований Федеральный закон относит вопросы местного значения16.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»17 предусматривает возможность межмуниципального экономического сотрудничества: в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации, которые не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Они также выступают участниками муниципальных отношений, содействуя решению вопросов местного значения.
Государственные органы вступают во взаимодействие с другими субъектами муниципально-правовых отношений, оказывая поддержку местному самоуправлению, создавая необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления. Государственные органы содействуют населению в осуществлении права на местное самоуправление. Они обязаны рассматривать обращения органов местного самоуправления и его должностных лиц. Государственные органы вступают во взаимоотношения с органами местного самоуправления, другими субъектами муници-пально-правовых отношений, осуществляя контроль за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и его должностных лиц, а также за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
К участникам муниципально-правовых отношений данного вида относятся учреждения, находящиеся на территории муниципального образования. Одни из них находятся в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности данных предприятий, учреждений и организаций, которые играют важную роль в обеспечении жизнедеятельности населения муниципального образования, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности. Взаимоотношения органов местного самоуправления с учреждениями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования18.
Правительство решило обойтись без принципиальных преобразований, а просто создав условия и стимулы для того, чтобы бюджетные учреждения, способные функционировать на основе рыночных принципов, могли это делать с пользой для себя и для тех, кто получает их услуги.
Предлагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений19 с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания, предоставить право бюджетным учреждениям заниматься деятельностью, приносящей доходы, с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений, расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения20.
В то же время создается новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет21.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предоставлено ему в соответствии с учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В
соответствии с законопроектом ФЗ от
8.05.2010 г предусматривающий реформирование
бюджетных учреждений вступает в силу
с 1 января 2011 года большая часть бюджетных
учреждений, сохранив название, по статусу
будет приравнена к автономным. Но в отличие
от автономных на них будет распространяться
закон о госзакупках. Меньшая часть бюджетных
учреждений будет переведена в статус
казенных.
Решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений принимает глава муниципального образования. От имени муниципального образования права собственника в отношении муниципальных учреждений осуществляют Комитет по управлению имуществом, органы администрации муниципального образования, осуществляющие координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Решение о создании муниципального учреждения может быть принято для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, в случаях:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам);
- необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов муниципального образования;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Учредительным документом муниципального учреждения является его устав, принимаемый и утверждаемый в соответствии с законодательством.
Представим организацию, ликвидацию и реорганизацию на примере образовательных муниципальных учреждений РФ.
К образовательным относятся учреждения следующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения
начального профессионального,
4) учреждения
дополнительного образования
5) специальные
(коррекционные) для
6) учреждения
для детей-сирот и детей,
7) учреждения дополнительного образования детей;
8) другие учреждения,
осуществляющие
Муниципальное образовательное учреждение может быть образовано путем создания, а также в результате реорганизации существующих муниципальных образовательных учреждений. Учредителем муниципального образовательного учреждения является администрация муниципального образования24.
Решение о создании муниципального образовательного учреждения принимает глава муниципального образования по предложению отдела по образованию администрации муниципального образований. Отдел по образованию администрации муниципального образования направляет представление на имя главы муниципального образования, в котором обосновывает необходимость создания муниципального образовательного учреждения, и указывает следующую информацию:
Информация о работе Муниципальное имущество как субъект муниципально-правовых отношений