Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является дать оценку регулирования занятости на уровне муниципального управления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть занятость как объект социальной политики и основа рынка труда
2. Проанализировать регулирование занятости на муниципальном уровне.
Введение……………………………………………………………3.
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне
1.1.Занятость как экономическая категория……………………………………………………………4-12
1.2 Правовые основы регулирования занятости населения……………………………………………………………13-18.
Глава 2. Методический подход к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
2.1Муниципальное регулирование занятости……………………19-21
2.2 Проблема муниципального регулирования занятости населения ..22-27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости…………………28-29
3.2 Совершенствование политики в области занятости ……………30-37
Заключение…………………………………………………….……..38-39
Список используемой литературы………………………………..40
Специальность: 061000 «Государственное и муниципальное управление»
Специализация: Муниципальное управление
Люльчак Лариса Кирилловна
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Муниципальное регулирование занятости»
УФА 2013
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне
1.1.Занятость как экономическая
категория………………………………………………………
1.2 Правовые
основы регулирования
Глава 2. Методический подход к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
2.1Муниципальное
регулирование занятости…………………
2.2 Проблема
муниципального регулирования
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная
политика в области занятости……
3.2 Совершенствование политики в области занятости ……………30-37
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………..40
Введение
Проблема занятости
самая актуальная с переходом
экономики на рыночное
Целью данной работы является дать оценку регулирования занятости на уровне муниципального управления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть занятость как объект социальной политики и основа рынка труда
2. Проанализировать регулирование занятости на муниципальном уровне.
Поставленные задачи приведут к изучению регулирования занятости на муниципальном уровне с рассмотрением теоретических основ регулирования занятости, исследование путей совершенствования регулирования на муниципальном уровне. В связи с тем что социально-экономическая деятельность находится на данный момент не на высоком уровне, а это связано с тем что рынок труда пока еще не может полностью обеспечить людей рабочими местами. Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В теоретической части описаны теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне, где раскрыты занятость как экономическая категория, законодательные основы и нормативно-правовые акты. В аналитическом разделе проанализированы объекты и субъекты регулирования занятости на муниципальном уровне. Проектная часть включает в себя пути совершенствования законодательной и совершенствование системы местного самоуправления по вопросам занятости населения.
1.1. Занятость как экономическая категория
Занятость населения является необходимым условием для его воспроизводства, от занятости зависит уровень жизни населения, издержки общества связанные с подбором, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, их трудоустройство, материальную поддержку безработных. Занятость раскрывает один из важнейших аспектов социального развития человека, связанного с удовлетворением его потребностей в сфере труда и в связи с трудом.
Занятостью называется деятельность граждан, которая связанна с удовлетворением как личных, так и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая от трудовой деятельности доход. В России 19 апреля 1991 г. был принят Закон «О занятости населения» (с последующими дополнениями и изменениями), в котором сформулированы основные принципы занятости, придающие отношениям занятости рыночный характер:
1. Обеспеченность свободы и занятости в труде, с запретом принуждения. Приоритетное право выбора участия в общественном труде;
2. В соответствии с Конституцией РФ создание условий обеспечивающие права на труд, с помощью по трудоустройству, гарантии материальной поддержки по безработице
Закрепление законом основных принципов государственной политики в области содействия занятости: заключается в обеспечении равных возможностей всем гражданам России независимо от пола, национальности, возраста, социального положения, политического убеждения и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; развитие трудовых ресурсов; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развития их способностей к производительному, творческому труду. Обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т.е. помощь особо нуждающимся гражданам в трудоустройстве. Сочетание местных мер с централизованными в области занятости; поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы.
В соответствии с законом о занятости занятыми считаются граждане:
Которые работают по трудовому договору, выполняющие работу за вознаграждение. На условиях полного, неполного рабочего времени, а также имеющие другую оплачиваемую работу либо службу, включая сезонную, временною работу, исключением являются общественные работы. Граждане зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусы, адвокаты занимающиеся частной практикой, иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию. Граждане самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально трудовой деятельностью. (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
- избранные, назначенные на оплачиваемую должность;
- служащие в ОВД, военнослужащие любых родов войск,
- трудоспособные
учащиеся любых учебных
- временно отсутствующие на работе в связи с отпуском, болезнью,
- выполняющие работы договорам подряда, гражданско-правовым договорам
Для экономически активной группы населения статус занятости (включая и безработных) подразделяется на пять позиций.
1-К наемным работникам относятся работающие по заключенному письменному договору либо контракту, возможно по устному соглашению. Оговаривая с руководителем предприятия условия труда, оплату труда.
2- лица, самостоятельно осуществляющие деятельность, работающие на индивидуальной основе —получающие доход с возможностью использования либо не использования наемного труда на короткий срок.
3. Работодатели —
лица, управляющие собственным либо
уполномоченные управлять госуд
4. Неоплачиваемые работники семейных предприятий — работающие без оплаты на семейном предприятии, владельцем которого является их родственник.
5. Лица, не поддающиеся
классификации по статусу
Статистические показатели позволяют сделать вывод того ,что общая численность занятых в стране из года в год снижается. Данная тенденция снижения числа занятых на государственном и муниципальном предприятиях и организациях значительна. За пять лет удельный вес занятости в этом секторе снизился с 69% до 37%. Наблюдаются быстрые темпы развития частного сектора экономики и, естественно, повышается численность занятых работников в этом секторе. Удельный вес занятых вырос 18,3 до 38,2%, т.е. более чем в два раза. Развитие совместных предприятий и организаций смешанной формы собственности привела к увеличению численности занятых за эти годы почти в два раза.
При учете населения возникает необходимость выделить занятость по видам. Существуют виды полной, продуктивной и свободно избранной занятости.
Полная занятость обеспечивает профессиональным трудом, который приносит доход ему и его семье. Основным смыслом продуктивной занятости приводит к следующим показателям работы, которая должна отвечать важным требованиям. Первое занятость должна приносить трудящимся доход с возможностью обеспечения достойных условий жизни. Отсюда вытекает прямая связь политики занятости с политикой доходов. Во- вторых, продуктивная занятость противопоставляется занятости формальной. заключается в том, чтобы труд каждого человека был экономически целесообразным, максимально продуктивным для общества.
Под свободной избранной занятостью предполагается право распоряжаться собственной рабочей силой, которая принадлежит исключительно ее владельцу. Данный вид гарантирует право каждому работнику на выбор между занятостью и незанятостью, с запретом любого административного привлечения к труду.
В данной работе приведенные виды занятости отражают состояние баланса количественной и качественной потребности населения в работе и рабочих мест, создание благоприятных условий для социально-экономического прогресса общества. В условиях перехода к рыночным отношениям, с ростом эффективности труда, уровень занятости профессиональным трудом будет снижаться, это связано с тем, что высокоэффективная экономика будет нуждаться в меньшем числе работников, а также со снижением потребности самого населения в рабочих местах из-за переключения интересов в другие сферы общественно полезной деятельности.
Количественная занятость характеризуется уровнем занятости и возможно рассчитывать двумя способами.
1. Доля занятых в общей численности населения:
Уз1 = Чз : Чн.
2. Доля занятых экономического активного населения
Уз2 = Чз : (Чз + Чб).
По международной статистике исходными показателями для анализа занятости является уровень экономической активности населения, т.е. доля численности экономически активного населения в общей численности населения:
Уэа = (Чз + Чб) : Чн,
где Чз, — доля численности занятых;
Чн — общая численность населения;
Чб — доля численности безработных.
Отношения занятости
обусловливаются
Распределения ресурсов труда общества по характеру их участия в общественно полезной деятельности- первая группа. Трудоспособное население занятое в общественном хозяйстве и с экономической стороны отражает потребность общественного хозяйства в работниках с другой потребность в рабочих местах –вторя группа. Характеристика оценки эффективности производится на основе баланса трудовых ресурсов.
Работающие в отрасли народного хозяйства, отражают низкий уровень эффективности использования трудового потенциала общества относятся к третьей группе.
Третья группа - структура распределение работающих по отраслям народного хозяйства. Существующая в России отраслевая структура занятых отражает низкий уровень эффективности использования трудового потенциала общества.
Заметное сокращение удельного веса занятых в промышленности, строительстве, науке и научном обслуживании и заметный рост занятых в торговле, транспорте и связи, здравоохранении, образовании, в кредитно-финансовом обслуживании, в аппаратах органов управления, в основном в непроизводственной сфере. При становлении рыночных отношений ведет к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания, услуг.