Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является дать оценку регулирования занятости на уровне муниципального управления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть занятость как объект социальной политики и основа рынка труда
2. Проанализировать регулирование занятости на муниципальном уровне.
Введение……………………………………………………………3.
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне
1.1.Занятость как экономическая категория……………………………………………………………4-12
1.2 Правовые основы регулирования занятости населения……………………………………………………………13-18.
Глава 2. Методический подход к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
2.1Муниципальное регулирование занятости……………………19-21
2.2 Проблема муниципального регулирования занятости населения ..22-27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости…………………28-29
3.2 Совершенствование политики в области занятости ……………30-37
Заключение…………………………………………………….……..38-39
Список используемой литературы………………………………..40
Необходимость повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы. И в то же время этого недостаточно для решения данной проблемы. Вытекает необходимость в решении механизма, который способен мотивировать к достижению эффективных результатов сами учреждения бюджетной сферы.
Параллельно с модернизацией системы учреждений бюджетной сферы, в том числе переходом части учреждений на новые организационно правовые формы, необходимо провести реформирование системы по оплате труда, направленное на повышение в стимулирования работников к оказанию качественных услуг. Система оплаты должна проходить с учетом специфики каждой из бюджетных отраслей, построенных на единых основополагающих принципах. При их внедрении повышение общего уровня в оплате труда помимо увеличения расходов федерального бюджета, будет осуществляться так же за счет оптимизации структуры занятости в бюджетной сфере и реструктуризации сети бюджетных учреждений. С повышение заработной платы и производительностью труда бюджетном секторе приведет к изменению в структуре занятости. В нынешней экономике условия труда являются существенным фактором который влияет на качество занятости, около 20% их общего количества рабочих мест связано с опасными условиями труда. Непристижная работа в бюджетных отраслях экономики в процентном соотношении составляет 60%. Из-за производственного травматизма увеличивается численность граждан с ограниченной трудоспособностью возникает необходимость в подборе новых рабочих мест, данный момент затруднен. Отсюда государственные издержки по реабилитации инвалидов растут. Возникает необходимость в создании условий экономической заинтересованности работодателей в повышении качества производственной среды необходимости сосредоточения усилий на следующих этапах:
– развивать организационные формы проведения экспертизы условий труда, с привлечением для этих целей и негосударственные организации;
– совершенствовать систему обязательного социального страхования от несчастных случаев, приобретение профзаболеваний на производстве .
Только треть безработных граждан обращается к услугам органов службы занятости населения. Основными клиентами являются граждане с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, испытывающие трудности при трудоустройстве, в эту категорию входят и выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие опыта работы, граждане, имеющие длительный перерыв в работе, малоквалифицированные работники. С условиями рыночной экономики и динамичным изменением требований на отраслевых и региональных рынках труда повышаются требования работодателей к качеству рабочей силы с учетом предполагаемого роста заработной платы. Вытекает необходимо в принятии мер, чтоб служба занятости стала важным инструментом перераспределения рабочей силы с основными направлениями в совершенствовании качества услуг в сфере по содействию занятости. Необходимо учесть :
качество улучшения системы по информированию населения о состоянии рынка труда и возможности трудоустройства в различных отраслях экономики;
– повысить эффективность государственными услугами в области профориентаци учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учреждений;
– совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан, ищущих работу; с применением механизмов по профилированию безработных граждан.
– расширение разработки стандартов услуг государственной службы занятости.
3.2 Совершенствование политики в области занятости на муниципальном уровне
В настоящее временя в нашей стране при рыночных условиях недостаточно четко определены экономические основы функционирования занятости, так же отсутствует комплексное обоснование механизма муниципального управления занятостью. Необходимо выявление форм и методов взаимодействия с обоснованием наиболее эффективных механизмов управления занятостью на местном уровне. Исходя из этого предлагаются результаты научных исследований, которые связаны с разработкой конкретного механизма управления занятостью на муниципальном уровне на основе использования программно-целевого метода. Решение существующих проблем было произведено на примере муниципального образования - "моногорода" Магнитогорска, имеющего высокий потенциал в экономическом развитии, с высоким уровнем заработной платы, возросшим профессиональным уровнем трудовых ресурсов и другими условиями благоприятными социально-экономического характера. Решающее влияние на экономическое положение города, оказывает крупнейшее градообразующее предприятие ОАО «ММК», основное население занято работой на данном предприятии.
Однако город в настоящее время не в состоянии реализовать проекты по развитию экономики и созданию эффективных рабочих мест, которые требуют больших вложений из-за специфического финансового состояния экономики, при котором большая часть прибыли, аккумулируется на федеральном уровне.
Способность которая складывается на рынке труда к саморегулированию пока еще недостаточна. Элементы по системе занятости эффективного трудоустройства высвобождающейся рабочей силы, совершенствование качественных ее характеристик, требует приложения ют усилений целенаправленной политики муниципального образования. Возникает вопрос о возможности управлять занятостью на муниципальном уровне? Вопрос достаточно сложный - особенно в современных условиях ликвидации Государственного фонда занятости, но пути решении все же существуют.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " к предметам ведения органов местного самоуправления отнесены (п. 28 ст. 6) "обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения". Правовую основу деятельности местного самоуправления в сфере занятости составляют нормативно-правовые акты, которые по уровню разработки и принятия можно разделить на три группы.
К первой относятся правовые акты федерального уровня. В частности законодательные акты "общего плана", закрепляющие начала и основные принципы местного самоуправления и порядок взаимодействия его органов с органами государственного управления, различными государственными службами и отдельными учреждениями, организациями и предприятиями, определяющими характер взаимодействия между уровнями в сфере занятости, источники и порядок формирования муниципальных внебюджетных фондов и их отношения с вышестоящими фондами, регламентирующими деятельность центров занятости.
Ко второй группе правовых актов относятся документы, принимаемые на уровне субъекта Федерации. Уставы субъектов Федерации, законы и постановления представительных и исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам местного самоуправления.
Третью группу образуют правовые акты, принимаемые на местном уровне управления. Уставы муниципальных образований, постановления и распоряжения их представительных и исполнительных органов и отдельных должностных лиц, в том числе относящиеся к сфере занятости. Видна очевидность больших полномочий, предоставленная федеральным центром, муниципалитетам в сфере управления занятостью. Теперь важно найти наиболее эффективный механизм для реализации этих полномочий в конкретных условиях развития занятости и рынка труда в муниципальных образованиях. Основные тенденции складывающиеся в занятости и рынка труда. Анализ внешних и внутренних факторов которые позволил выявить отрасли и виды деятельности, в конкретном городе значительным потенциалом расширения занятости, а также сформулировать систему мер по реализации этого потенциала.
Разработка возможных вариантов динамики занятости города производится с учетом различной степени активизации инвестиционного процесса градообразующего предприятия ОАО ММК. В прогнозировании структуры занятых в экономике города используется две гипотезы: главным элементом прогноза является расчет численности занятых в промышленности, который базируется при первой гипотезе - на прогнозируемом росте выработки металла на одного занятого в данной отрасли, при второй - на сокращении этого показателя. Важнейшие факторы которые могут оказать влияние на динамику развития рынка труда и его структуру в прогнозируемом периоде:
развитие экономики города и финансовое состояние ОАО "ММК" как градообразующего фактора;
динамика цен на металл на мировом рынке;
демографическая обстановка, обусловливающая предложение рабочей силы и сегментация рынка труда.
Т. к. важнейшей проблемой в сфере трудовых отношений отчетливо проявляются проблемные ситуации в занятости, связанные, например, с угрозой массового высвобождения занятого населения, с сокращением свободных рабочих мест, накоплением скрытой безработицы, ростом занятости в теневом секторе, увеличением уровня неиспользуемых производственных площадей, высоким уровнем безработицы среди неконкурентоспособных групп населения, нарастанием уровня непродуктивной занятости и другими факторами.
Выбор наиболее эффективного метода и подхода в управлении занятостью необходим, Необходимо реализовать комплексный подход к развитию занятости как целостной системы, объединяющей социально-экономические процессы, протекающие в сферах труда, образования, культуры, экологии, а также увязать социальные цели и задачи управления занятостью с ресурсами всех видов, используемых для их реализации.
С учетом системы целями стратегических
задач, решаемых на основе новых подходов
к организационно-управленческому механизму
в сфере занятости и включающих наряду
с обеспечением правовых, экономических
и организационных условий стабилизации
занятости населения и повышения качества
рабочей силы задачу повышения уровня
конкурентоспособности рабочей силы и
содействия занятости неконкурентоспособных
на рынке труда групп населения, включая
также разработку предложений по стимулированию
работодателей к созданию новых рабочих
мест для неконкурентоспособных граждан;
осуществление комплекса работ по организации
профессиональной реабилитации и содействия
занятости инвалидов, создание профессионально-
Таким образом,
данный подход, технологии и инструментарий
управления занятостью на местном уровне
целесообразно рекомендовать
Длительный опыт работы в сфере управления занятостью на местном уровне позволяет нам предложить направления совершенствования управления занятостью на государственном уровне. На первый взгляд, эффективность управления занятостью существенно снижается из-за отсутствия государственной политики, направленной на повышение экономической и социальной эффективности использования труда. Для реализации этой цели необходимо в круг обязательных мер по осуществлению государственной политики содействия занятости ввести разработку балансов трудовых ресурсов и квалифицированных кадров. На государственном уровне применительно к новым условиям хозяйствования целесообразно разработать методические рекомендации по определению дополнительной потребности в работниках различных категорий и источникам ее обеспечения, по балансовым расчетам вовлечения молодежи на работу и учебу и т.д... Между тем усиление государственной политики по содействию занятости населения с применением новых и раннее уже действовавших эффективных методов позволит сделать шаг вперед в направлении стабилизации нашего общества.
1.Для обеспечения функционирования рынка труда и содействие в трудоустройстве необходимо:
– обеспечение интересов государства, работодателей и работников, при соблюдении основных трудовых и социальных прав работников;
– совершенствование мониторинга трудовой сферы и сбора информации о состоянии рынка труда, организация проведения научных исследований по проблемам занятости;
– повышение баланса на спроса и предложение на рынке труда, со снижением неконтролируемого роста безработицы;
– внедрение эффективного механизма профилирования безработных граждан и разработков соответствующих мероприятий по их трудоустройству;
– защита территориального рынка труда (регулирование использования иностранной рабочей силы).
2. Специальные
мероприятия содействия
– временное трудоустройство безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, путем частичной компенсации расходов работодателям на организацию их труда (организация занятости выпускников образовательных учреждений, многодетных и одиноких родителей, инвалидов, длительно безработных граждан и лиц предпенсионного возраста, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей, лиц, освобожденных из мест лишения свободы);
– совершенствование организации общественных и временных работ на основе повышения их социального статуса с учетом ситуации на рынке труда, запросов граждан и потребностей работодателей;