Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является дать оценку регулирования занятости на уровне муниципального управления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть занятость как объект социальной политики и основа рынка труда
2. Проанализировать регулирование занятости на муниципальном уровне.
Введение……………………………………………………………3.
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне
1.1.Занятость как экономическая категория……………………………………………………………4-12
1.2 Правовые основы регулирования занятости населения……………………………………………………………13-18.
Глава 2. Методический подход к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
2.1Муниципальное регулирование занятости……………………19-21
2.2 Проблема муниципального регулирования занятости населения ..22-27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости…………………28-29
3.2 Совершенствование политики в области занятости ……………30-37
Заключение…………………………………………………….……..38-39
Список используемой литературы………………………………..40
Непрерывно отслеживая за изменением ситуации на рынке труда в различных категориях населения, отраслей и т.д. и концентрируя финансовые и материальные ресурсы на наиболее напряженные, с точки зрения занятости, группах населения, подсистемах общей системы регулирования рынка труда города. Предложенный организационный механизм регулирования рынка труда позволит комплексно и эффективно контролировать и обеспечивать реализацию всех процессов, связанных с формированием и использованием трудового потенциала муниципального образования с повышением уровня занятости населения. Специфика социально-экономического развития того или иного муниципального образования требует своеобразного содержания, структуры и функционировании этого механизма. На данном этапе регулирование рынка труда должно происходить путем разработки и реализации программ занятости населения ориентированных на цель развития рынка труда муниципального образования, т.е. на основе применения программно-целевого метода регулирования рынка труда конкретного муниципального образования. Предложенный метод позволяет на основе скоординированного действия всех субъектов рынка труда разработать в едином документе – целевой комплексной программе – комплекс мер по улучшения ситуации на местном рынке труда.
Главная цель состоит в том, чтоб обеспечить эффективность занятости населения, находящегося на рынке труда города
Подцелью первого уровня является содействие занятости лиц, находящихся на городском рынке труда.
Принятие существенных мер по предупреждению высвобождения работников с предприятий.
Подцели второго уровня- повышение эффективности использования наличного трудового потенциала предприятий.
Организация работы по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест. Организация с опережением переобучения и переподготовки персонала, находящегося под риском увольнения
Необходимость в содействии развития предпринимательства, малого бизнеса и самозанятости.
Создание автоматизированного банка вакансий.
Важность предлагаемого алгоритма является оценка программы с целью определения условий , поставленных целей и результатов. С помощью оценки программ выявить рациональность, влияние на целевые группы, финансовую эффективность в сравнении с альтернативными возможностями. Она позволяет анализировать как результаты программ в контексте внешней среды и обстоятельств, так и саму обоснованность, целесообразность программ.
2.2 Проблема
муниципального регулирования занятости
населения
Занятостью является обеспечение
трудоспособных граждан рабочими местами
с участием в хозяйственной деятельности
при объединении экономических и социальных
отношений. В занятости существует проблема
которая является важнейший для муниципального
образования. В поселковых местностях
находящихся на стадии стагнации и упадка,
безработица – является главной социальной
проблемой. Существует две особенности,
первая заключается в уровне и регулярности
выдачи заработной платы, которая определяет
уровень материального благосостояния
населения и объем налогового поступления
в местные бюджеты, и, вторая связанная
с условиями труда которые оказывают неблагоприятное
воздействие на здоровье и продолжительность
жизни человека. Сложность в регулировании
занятости в муниципальном управлении
состоит в том, что основное правовое регулирование
этих вопросов относится к сфере федерального
и регионального законодательства и реализуется
через территориальные структуры Федеральной
службы по труду и занятости. Основная
часть трудоспособного населения, работает
на предприятиях и организациях немуниципальной
форме собственности. Ограниченное влияние
органов местного самоуправления на рынок
труда и на отношения между работниками
и работодателями. Например маятниковая
трудовая миграция, это когда гражданин
постоянно проживает на территории одного
поселения, а работает и платит налоги
на территории другого поселения. Функции
трудоустройства незанятого населения
и выплаты пособий безработным являются
прерогативой государства. Тем не менее,
органы местного самоуправления имеют
определенные возможности и рычаги влияния
на процессы занятости и трудовых отношений
на своих территориях, и на их основе может
быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
В условиях
рыночной экономики проблема занятости
решается на рынках труда регионального
и местного уровня, с предположением определенных
отношений между работодателями и работниками
по поводу купли-продажи рабочей силы,
а также отношения работодателей друг
с другом и работников между собой. На
рынке труда под влиянием спроса и предложения
происходит отток рабочей силы из одних
сектора экономики в другой, сокращение
издержек производства и обращения и в
конечном счете - повышение эффективности
экономики и уровня жизни населения.
Основы государственной и муниципальной
политики в сфере занятости формируются
на федеральном уровне. Приняты Закон
РФ "О занятости населения в Российской
Федерации", Трудовой кодекс РФ, другие
законодательные акты, об этом говорилось
в первой главе. .
К ведению федеральных органов относятся
выработка и реализация основных направлений
государственной политики в области занятости
населения на территории страны, координация
деятельности органов власти и управления
на всех уровнях по вопросам занятости
населения, определение минимальных и
обязательных для всех нормативов социальной
защиты граждан от безработицы. Субъектами
РФ на основе государственной политики
разрабатываются и реализуются региональная
политика в сфере занятости, с учетом местной
специфики и местных условий. Рассмотри
основные функции федеральных и региональных
органов государственной власти в сфере
занятости, которые представлены в табл.
На федеральном уровене |
На уровень субъектов РФ |
Разработка , реализация |
Разработка
региональной политики |
Разработка
и финансирование |
Разработка
и финансирование |
Формирование , обеспечение |
Организация
взаимодействия с |
Координация
и контроль деятельности |
Координация
и контроль деятельности |
Организация
подготовки и |
Организация
подготовки и |
Научно-информационное и |
Информационное
обеспечение |
Организация
обмена опытом работы |
Обмен
опытом работы в сфере |
Федеральный закон в котором,
на органы местного самоуправления не
возлагается каких-либо функций и полномочий
в сфере занятости не оставляет местное
самоуправление равнодушными к данному
вопросу. Занимаясь разработкой и реализацией
совместно с государственными органами
муниципальные программы по занятости
населения, а это поддержка малого бизнеса,
молодежного предпринимательства и т.п.,
параллельно взаимодействуя с биржами
труда и частными посредническими фирмами.
И роль органов местного самоуправления
в решении вопросов занятости и трудовых
отношений заключаться в следующем:
- в разработки и реализации систем экономических
и других механизмов которые регулируют
вопрос о занятости, местного рынка труда
и трудовых отношений;
- контроль и координация деятельности
в этой области управляющих структур возлагается
на муниципалитет, предприятий, общественных
и других организаций
- оказание информационной поддержки людям которые заняты в поисках работы в виде изданий бюллетеней с содержанием предложений работодателя ,с помощью публикаций вакансий, информаций о ярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационной службы, клубов безработных и т.п.);
- В формировании муниципального банка вакансий, временных и сезонных рабочих мест;
- формирование заказа на общественные работы на территории муниципального образования;
- необходимость создания центра
социально-психологической адаптации
(психологическая поддержка незанятого
населения и безработных; психологический
тренинг начинающих предпринимателей
и т.п.);
- оказание помощи в организации муниципального
бизнес плана для начинающих предпринимателей;
- образование муниципального учебно-методического центра переподготовки взрослого населения по тем профессиям которые, пользуются спросом на рынке труда;
- создание муниципальной
службы профориентации
- создание муниципального попечительского
совета для содействия в трудоустройстве
выпускников школ и профессиональных
учебных заведений, включающего представителей
последних, работодателей, профсоюзов,
администрации муниципального образования;
- организация в исследовании рынка труда
с целью прогноза отраслевой и профессионально-
Все зависит от возможностей в финансировании
муниципального образования отсюда
спектр оказываемых услуг в содействии
занятости населению может быть расширен
или сужен. В любом случае главным в политики
занятости населения на уровне муниципального
образования должны стать:
- содействие занятости выпускников школ
и профессиональных учебных заведений;
- оказание адресной материальной и психологической
поддержки лицам, особо нуждающимся в
социальной защите;
- развитие новых форм взаимодействия
с работодателями;
- повышение конкурентоспособности рабочей
силы (организация профессиональной переподготовки
и повышения квалификации занятого населения
муниципального образования).
Хорошо зарекомендовавшая себя форма
по содействию занятости населению ярмарки
вакансий. Где посетители имеют возможность:
ознакомиться с существующим банком вакансий,
пройти консультацию по вопросам трудового
законодательства, выбрать при необходимости
учебное учреждение для профессиональной
переподготовки. В состав участников
ярмарок вакансий входят ведущие предприятия
и организации, которые действуют на территории
муниципального образования либо находятся
поблизости; учебные центры по профессиональной
переподготовке взрослого населения;
юридические службы и консультации; представителей
территориальных органов службы по труду
и занятости.
Существующий один из действующих механизмов
по содействию занятости населения на
уровне муниципального образования,
организация оплачиваемых общественных
работ. Под этими работами понимаются
общедоступные виды трудовой деятельности,
это как правило те работы которые не требуют
предварительной профессиональной подготовки
и имеют социально полезную направленность
и организуемые для обеспечения временной
занятости граждан, ищущих работу.
Так же существует новая активная
форма по содействию занятости населения
муниципальных образований это клубы
ищущих работу. Основной задачей этих
клубов является оказание помощи гражданам
в поиски работы с сокращением срока поиска
подходящей вакансии возможность, приобретения
навыков в этом деле, снижение психологической
нагрузки, ликвидация стрессового состояния,
приобретении минимума правовых знаний.
Для содействия
предпринимательской деятельнос
Вывод ко второй главе
Понятие регулирования муниципального управления заключается в механизме обеспечения правовых и экономических условий с сохранением и обновление кадрового потенциала, формирование единого банка данных по кадровому перемещению и наличию имеющих вакансий, развитие общественных работ. Меры принятые по регулированию состоят из двух блоков : активного который состоит из содействия трудоустройств с регулированием миграционного процесса, пассивного- получение выплачиваемого пособия. Предложенные меры позволят охватить рынок труда, с возможностью подхода ко всем категориям слабо защищенного населения. Необходимость непрерывного отслеживая за изменением ситуации на рынке труда в различных категориях населения, отраслей и т.д. с концентрированием финансовых и материальных ресурсов в наиболее напряженные группы населения. Сложность регулировании занятости в заключается в том, что правовое регулирование по этим вопросам относится к федеральному и региональному законодательству и реализуется через территориальные структуры Федеральной службы по труду и занятости. Ограниченное влияние на работников и работодателей сказывается из-за того, что основная часть населения работает на предприятиях и в организациях немуниципальной форме собственности.
Роль органов местного управления в регулирование заключается в разработке механизма региональной занятости. Проконтролировать и координировать область управляющих структур. Оказывать информационную поддержку населению. Организация общедоступных видов трудовой деятельности (общественные работы)
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости
Для того чтоб было возможно сформировать гибкий рынок труда необходимо:
– обеспечение совершенствования трудового законодательства;
– развивать территориальную мобильность рабочей силы;
– повысить качество занятости с повышением оказания государственных услуг в сфере по содействию занятости населения.
Существование законодательного ограничения которые связанны с гибкостью найма, увольнения работника, использования рабочего времени, совершенствование системы по охране труда, развитие социального партнерства, все это препятствуют естественному и оперативному изменению структуры занятости, как на отдельных предприятиях так и между отраслями.
Основной направления по совершенствованию трудового законодательства для достижения рациональной занятости населения, возможность в создании новых рабочих мест является:
– повысить гибкость использования рабочей силы;
– развивать систему социального партнерства на уровне регионов и отдельных предприятий;
– изменить систему предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, а также совершенствовать государственную экспертизу условий труда.
В Российской Федерации существует целый ряд административного и экономического ряда препятствий для развития трудовой миграции. Что сдерживает переток рабочей силы из одного региона в другой. Для этого необходимо повысить мобильность рабочей силы и направить на среднесрочную перспективу усилия :
– снять административные ограничения для перемещения рабочей силы внутри страны;
– создать эффективный механизм информирования населения о возможности трудоустройства в различных регионах РФ;
– формировать экономические условия по содействию свободного перелива рабочей силы;
– развивать экономический механизм, обеспечивающий доступность найма и приобретения жилья (данная проблема решается с помощью использования ипотечного механизма и других инструментов, которые направленные на обеспечение доступности жилья).
В сложившихся условиях низкого уровня заработной платы труда которые способствует сохранению экономически неэффективных рабочих мест, развитие бедности, с ограничением роста внутреннего потребительского спроса, тем самым не стимулирует внедрение эффективных и современных технологий. Сохранение низкого уровня заработанной платы деформирует систему спроса и предложения на рабочую силу.