Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 15:46, курсовая работа
Целью данной работы является дать оценку регулирования занятости на уровне муниципального управления. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть занятость как объект социальной политики и основа рынка труда
2. Проанализировать регулирование занятости на муниципальном уровне.
Введение……………………………………………………………3.
Глава 1. Теоретические основы регулирования занятости на муниципальном уровне
1.1.Занятость как экономическая категория……………………………………………………………4-12
1.2 Правовые основы регулирования занятости населения……………………………………………………………13-18.
Глава 2. Методический подход к регулированию рынка труда на муниципальном уровне
2.1Муниципальное регулирование занятости……………………19-21
2.2 Проблема муниципального регулирования занятости населения ..22-27
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию политики занятости на рынке труда
3.1 Муниципальная политика в области занятости…………………28-29
3.2 Совершенствование политики в области занятости ……………30-37
Заключение…………………………………………………….……..38-39
Список используемой литературы………………………………..40
Для формирования трудового потенциала в престижных наукоемких, отраслях требуется длительного времени, особенно для специалистов с высшим образованием. Просчеты в формировании данной категории занятых сейчас — это по существу углубление трудностей выхода из кризиса экономики в недалеком будущем.
Четвертая группа
— это профессиональные квалификационные
работающих с показателем распределения
работающего населения по профессионально-
Параметрами общественно-трудовой активности женщин в зависимости от возраста, профессионального уровня подготовки, ориентации на карьеру, от происходящих в жизни демографического события, с зависимостью от объема семейно-бытовой занятости и многих других факторов, которые влияют на конкурентоспособность, экономическую роль . Факторы которые влияют на трудоустройство женской половины общества ,совместительство труда, материнство и домашнее хозяйство, женщина является менее желанным работником, чем мужчина. И конкурентоспособность женской рабочей силы заключается из экономического, социально-психологического аспекта. К экономическим аспектам относятся: производительность, работоспособность, качество, выгодность. Социально-психологические- это уровень образования, квалификация, профессионализм, способность к адаптации, трудовая мобильность. Демографические аспекты, а именно возраст, семейное положение, дети. Женщины оставляют 74% от общей численности занятых в России и не менее 50% экономически активного населения. Пятая часть составляет молодежь до 35 лет, немногим более 10% -лица пенсионного возраста. По данным Госкомстата РФ, среди занятых женщин в России лица с высшим образованием составляют 21%, среднее специальное образование 68%. Что касается мужской половины ,то среди работающих мужчин эти показатели соответственно равны 16,8% и 64,2%. Накопление интеллектуального женского потенциала по сравнению с мужским высок, однако уровень и профессиональный опыт не гарантируют женщинам специалистам равные возможности с мужчинами в сфере занятости. Статус занятых женщин в структурах разных форм собственности по отношению к общей численности работающих по каждой форме, среди работодателей — 29%; работающих без привлечения наемных трудящихся — 46%; неоплачиваемых работников семейных предприятий—41%. В связи с экономическими переменами происходит постепенный спад активности женщин, с 50 до 47%. Объясняется это снижение уменьшением спроса на женскую рабочую силу, предпочтение выполнять семейные обязанности, став домохозяйками при достаточном уровне семейных доходов, либо вынужденное решение покинуть оплачиваемую работу из-за наличия условий трудиться в личном подсобном хозяйстве..
Следующая группа молодежь , специфическая группа трудовых ресурсов, которая на себе остро ощущает безработицу. Имея довольно высокий образовательный ценз (1/3 всех специалистов с высшим и средним образованием в стране молодежь 30 лет), но период профессионального становления растягивается на несколько лет. Желание повышения уровня жизни молодые люди часто меняют место работы, стремясь работать на более престижном, высокооплачиваемом месте. И еще один момент характерный для этой группы , около 2/3 всей молодежи в возрасте до 30 лет не имеет профессионального образования, что существенно ухудшает качество рынка труда. Кроме того, молодые специалисты со стажем работы до 5 лет часто оказываются среди высвобожденных работников государственных предприятий.
Наиболее многочисленная группа в составе трудовых ресурсов, лица среднего возраста Особенность данной группы характеризуется такими особенностями, как:
- высоким уровнем занятости в народном хозяйстве страны; устойчивый профессиональный интерес.
Лица трудоспособного возраста старше 50 лет имеют следующие особенности:
Которая заключается в снижении физических возможностей, но имеет высокий уровень профессиональных знаний с наличием большого опыта в практике;
Группа лиц относящееся к пенсионному возрасту, входящих в трудовое активное население, характеризуется низким уровнем образования, значительным весом женщин, низкой мобильностью и т. д.
В предложенной работе рассмотрим термин «структура». Следует его понимать как внутреннее устройство состоящее из множества элементов, объединенных в единое целое — в рассматриваемом случае занятость населения; эти элементы определенным образом взаимосвязаны и характеризуются различной формой, величиной, прочностью и устойчивостью, самостоятельным значением и автономностью в рамках сферы занятости. В зависимости от степени структура занятости отражает общую структуру экономики и изменяется под влиянием ее изменений. Важностью анализа структуры занятости населения является то, что она отражает в единстве социальный, экономический, демографический, этнический и даже экологический аспекты жизни общества, Возникает необходимость учитывать не только количественную характеристику каждого звена структуры занятости, но и его качественную определенность, особое ее место и отношение к воспроизводству жизни общества.
Выделяются основные звенья структуры занятости:
Социальная; государственно-частная;
территориально-региональная; отраслевая;
профессионально-
При становлении в России рыночной экономики е социальная структура занятости стала изменяться по образу капиталистического общества, началось формирование «высшего», «среднего» и «низшего» класса, следовательно изменилась социальная структура занятости. Продвигается этот процесс с большим трудом при исследовании оказалось, что в большей степени формируется высший и низший классы, а средний класс пока в стадии зарождения. Опыт других стран показал, что стабильность и устойчивость рыночной экономики определяются преобладанием среднего класса, Надежность среднего класса в странах с рыночной экономикой состоит в его положительном отношении к правящему режиму и образу жизни населения в условиях рыночной экономики. В нашей стране около трети населения низшего класса, образ жизни и размеры доходов которых за чертой бедности. Этим обстоятельством и объясняется нестабильность социальной структуры занятости в переходной экономике РФ. Не случайно общество озабочено проблемами формирования среднего класса Доминировать в рыночной экономике должен средний класс, придавая необходимую устойчивость , обеспечивая равновесие социальной структуры занятости.
Структуру государственной занятости образует часть населения страны, которая занята трудом в органах государственной власти, в секторе экономики. Эти составляющие существуют в любом обществе во всех странах и их соотношение, устройство, а масштабы различны. В России в рыночной экономике государственно-частная структура занятости преобразуется таким образом, что стремительно уменьшается занятость в государственных структурах и резко возрастает занятость в частном секторе, т.е в коммерческих структурах с применением наемного труда. Из опыта мирового видно что страны, попадая в кризисное положение, вынуждены в качестве спасительного средства усиливать государственный сектор экономики, повышая его удельный вес, содействуя частному сектору в выходе из трудного состояния. Эта мера оправдывается помогая обеспечить население занятостью.
В территориальной структуре на экономическое развитие региона и ее занятость указывают такие показатели как:
- уровень богатых
природными ресурсами территори
- степень использования
трудового потенциала в
- экономическая активность населения региона;
- количество занятого населения,
отраслевая занятость вызывает кризисное состояние
экономики при регрессии структуры. При
существенном сокращении занятости в
отраслях определяющих прогресс в развитии
экономики страны — наукоемких, технологически
прогрессивных и социально ориентированных.
Абсолютное и относительное сокращение
занятости в промышленности и строительстве,
науке и научном обслуживании и рост занятости
в таких отраслях, как торговля и общественное
питание, сбыт и заготовки, кредитование,
финансы и страхование. Изменение структуры
занятости в промышленности в пользу добывающих
отраслей (газовой, нефтедобывающей) при
сокращении занятости в обрабатывающих
отраслях, таких как легкая промышленность,
машиностроении, это свидетельствует
о сырьевой переориентации российской
экономики. По различным оценкам, кадровый
потенциал занятости населения в экономике
страны обладает высоким профессиональным
квалификационным уровнем с устойчивой
тенденцией его повышения. Синтетическим
показателем профессионально-
Половозрастная структура занятости связана с демографическими характеристиками, такие как рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, трудоспособный возраст. Большинство занятого населения имеет возраст 30 — 49 лет, но доля женщин в возрасте 30 — 55 лет среди всех занятых выше, чем у мужчин. При том что среди экономического активного населения доля женщин выше. Настораживает постепенная убыль возрастной группы 15 — 19 лет, т.е. фактическое уменьшение вступающих в трудоспособный возраст лиц. Известно также, что наибольшие сложности в трудоустройстве встречают на своем пути лица в возрасте 18—24 лет. Это касается и мужчин, и женщин. А вообще практика показывает, что именно по признакам пола и возраста чаще всего имеют место случаи дискриминации в трудоустройстве и нарушение прав человека.
Однако при исследовании было установлено, что выбор занятости зависит не только от социально-экономических, природных и других факторов, но и от национальных традиций, привычек и склонностей.
Госкомстатом России учитывается распределение занятого населения по семейному признаку. Характеристикой семейной структуры занятости заключается в следующим:
- структура семейного
положения занятого населения
является синтетическим
- среднедушевым денежным доходом определяет жизненный уровень семьи, от которого непосредственно зависят уровень рождаемости и смертности, соответственно динамика численности населения страны, его трудоспособной и экономически активной части; поэтому основным направлением реформирования экономики должен быть направлен на рост благополучия и улучшение экономического положения семей занятого населения.
1.2 Правовые
основы регулирования
Правовой основой законодательства о занятости населения является Конституция РФ, которая наделена высшей юридической силой и имеет прямое действие на всей территории страны. Задачами законодательства РФ о занятости населения являются:
-обеспечение и защита конституционного права граждан РФ на труд и защиту от безработицы;
-определить и разграничить компетенции по занятости между органами государственной власти и управления различных уровней;
-определить права, обязанности, полномочия и ответственность физических и юридических лиц в области обеспечения занятости граждан, а также правовое регулирование их отношений в данной сфере.
Исходя из этого федеральные законы о занятости населения, включая Закон о занятости, призваны:
- разграничивать компетенцию и ответственность федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации в области обеспечения занятости населения;
-определять
круг вопросов в области
- введение общих установочных норм по вопросам, отнесенным к компетенции субъектов Федерации, в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области занятости населения.
В соответствии с федеральными законами субъекты Федерации принимают нормативные правовые акты, которыми регулируют отношения в сфере занятости населения. В случае нарушения законодательства РФ о занятости несут ответственность как физические, так и юридические лица, порядок установлен законодательством РФ. Имея важность и самостоятельность трудовое право, состоят из частей:
- трудоустройство населения;
- занятость населения;
- службы занятости (биржа труда);
- безработные (статус, пособия, стаж работы);
- фонды по содействию занятости.
Основную роль в регулировании отношений занятости принадлежит Правительству РФ. Те постановления которые принимаются правительством конкретизируют положения федеральных законов, с раскрытием содержания; возможность создать организационные и иные условия для работы органов службы занятости, а так же других государственных органов которые, обеспечивают правовое соблюдение в области занятости и социальном обеспечении. К данным актам Правительства РФ относятся постановления: "Об утверждении Положения в организации общественных работ", "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан" и т.д.
Нормативными правовыми актами возможно регламентировать отношения занятости, принимаются они в пределах министерств, ведомств, в основном Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Общая характеристика принятых за последние годы законов и иных нормативных правовых актов, которые регламентируют порядок защиты прав и интересов граждан в области их занятости, несовершенна. Отсутствует возможность охватить все взаимоотношения между гражданами, предпринимателями и государством, как это должно быть в государстве с развитыми рыночными отношениями, глядя на мировой опыт развитых стран. Недостаточность в проработке, изложении, что ведет к искаженному смыслу этих актов и затруднение в понимании. Происходит это из-за отсутствия института государственных служб, которые способны на высшем профессиональном уровне разработать руководящие документы в условиях рыночной экономики. Так же несовершенно законодательство в области занятости и из-за неразвитости рыночных отношений, которые еще не сложились по причине молниеносного возникновения в нашей стране, которые развиваются пока еще произвольно в нашей стране. Отсутствие многих законодательных актов, которые необходимы для создания цивилизованного рынка, а если они и есть, то требуются годы, для их применения. Нельзя не отметить незамеченным тот факт, что применение законов и нормативных правовых актов затрудняется из-за того что в них вносится много изменений и дополнений. В сам Закон и нормативные акты о занятости населения вносились изменения и дополнения 13 раз. Отсюда и вытекают соответствующая проблема. Государство рассматривает разработку и реализацию программ по содействию занятости населения, испытывающего трудности в поиске работы, как одну из гарантий по трудоустройству. Создание дополнительных рабочих мест, специализированных организаций, обучение по специальным программам а так же других мер по обеспечению занятости как правило реализуются только в соответствии с указанными программами. В разработке и реализации программ по содействию занятости населения заняты территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости. Программа содействия занятости населения представляет собой задание на проведение комплекса социально-экономических, нормативных, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на создание благоприятных условий для обеспечения занятости населения и социальную поддержку безработных. Данные мероприятия разрабатываются исходя из основных направлений государственной политики занятости населения и на основе анализа социально-экономического развития территории и ситуации на ее рынке труда.