Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Муниципальные выборы в системе
местного самоуправления
§ 1. Понятие и виды муниципальных выборов
Муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом
высшим непосредственным выражением воли населения муниципаль-
ных образований, занимают особое место в системе местного само-
управления. Посредством муниципальных выборов граждане опреде-
ляют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций
местного самоуправления в качестве их представителей в выборных
органах местного самоуправления. Муниципальные выборы — это акт
самоуправления, который основывается на социальной активности
населения, осознании им своей ответственности за управление мест-
ными делами. Поэтому участие
населения в избирательном
является для них одновременно своеобразной школой самоуправле-
ния: граждане, знакомясь в процессе избирательной кампании с про-
граммами кандидатов, имеют возможность на встрече с ними выска-
зать свои предложения и пожелания, обратить внимание на проблемы,
которые требуют своего разрешения органами местного самоуправле-
ния. Муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор
лучших представителей населения в органы местного самоуправле-
ния, но и давать возможность населению в процессе избирательной
кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц мест-
ного самоуправления, определять пути и способы улучшения их рабо-
ты. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в
относительно небольших поселениях, где кандидатами являются
граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о
которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понят-
ны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образова-
ния.
28
Какие же органы и должностные лица местного самоуправления
избираются непосредственно населением? Этот вопрос решается в
уставе муниципального образования, закрепляющем в соответствии с
требованиями Закона об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации 2003 г. структуру органов
местного самоуправления, которая определяет выборные (и формиру-
емые иным способом) органы и должностные лица местного само-
управления. Как уже отмечалось, в перечень выборных органов мест-
ного самоуправления обязательно включаются: 1) представительный
орган; 2) глава муниципального образования. Кроме того, уставом му-
ниципального образования могут быть предусмотрены также выборы
непосредственно населением иных органов и должностных лиц, вхо-
дящих в структуру органов местного самоуправления, в частности,
контрольного органа муниципального образования.
Таким образом, муниципальные выборы проводятся:
во-первых, в целях формирования представительного органа му-
ниципального образования и иных выборных органов (контрольного и
др.);
во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и
иных выборных должностных лиц местного самоуправления.
1.Представительный
орган муниципального
стоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо-
совании.
Вместе с тем Закон об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации 2003 г. предусматривает, что:
а) представительный орган поселения не формируется, если чис-
ленность жителей поселения, обладающих избирательным правом,
составляет менее 100 человек (в этом случае полномочия представи-
тельного органа осуществляются сходом граждан);
б) представительный орган муниципального района может форми-
роваться следующим способом:
во-первых, он может избираться на муниципальных выборах на ос-
нове всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном
голосовании. Однако при этом число депутатов, избираемых от одно-
го поселения, не может превышать две пятых от установленной чис-
29
ленности представительного органа муниципального района;
во-вторых, представительный орган муниципального района может
состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального райо-
на, и из депутатов представительных органов указанных поселений,
избираемых представительными органами поселений из своего соста-
ва в соответствии с равной, независимо от численности населения по-
селения, нормой представительства, определяемой ст. 35 Закона об
общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации 2003 г.
Численность депутатов представительного органа муниципального
района определяется уставом муниципального района и не может
быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа поселения (в том
числе городского округа) определяется уставом муниципального об-
разования и не может быть менее 7 человек при численности населе-
ния менее 1 тыс., 10 человек — при численности от 1 тыс. до 10 тыс.,
15 человек — при численности от 10 тыс. до 30 тыс., 20 человек —
при численности от 30 тыс. до 100 тыс., 25 человек — при численно-
сти населения от 100 тыс. до 500 тыс. и 35 человек — при численно-
сти свыше 500 тыс.
Численность депутатов представительного органа внутригородской
территории города федерального значения определяется уставом му-
ниципального образования и не может быть менее 10 человек.
Представительный орган
ществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей
от установленной численности депутатов. Депутаты представительно-
го органа муниципального образования осуществляют свои полномо-
чия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе мо-
гут работать не более 10% депутатов от установленной численности
представительного органа муниципального образования, а если чис-
ленность представительного
ставляет менее 10 человек, — 1 депутат.
2. Иные выборные органы местного самоуправления, форми-
руемые на муниципальных выборах. Наличие иных выборных ор-
ганов в структуре' органов местного самоуправления (наряду с пред-
ставительным органом муниципального образования) возможно, но не
30
обязательно: этот вопрос решается в уставе муниципального образо-
вания, который принимается
ях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, ме-
нее 100 человек — населением непосредственно на сходе граждан).
Так, например, уставом муниципального образования может быть
предусмотрено формирование контрольного органа муниципально-
го образования, который, однако, согласно ст. 38 Закона об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-
дерации 2003 г. может формироваться как на муниципальных выбо-
рах, так и представительным органом муниципального образования в
соответствии с его уставом.
3. Глава муниципального образования. Это высшее должностное
лицо муниципального образования, наличие которого в структуре ор-
ганов местного самоуправления является обязательным: в соответ-
ствии с уставом муниципального образования он избирается либо на
муниципальных выборах, либо представительным органом муници-
пального образования из своего состава.
4. Иные выборные должностные лица местного самоуправле-
ния, избираемые непосредственно населением. Закон об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-
дерации 2003 г. не определяет, какие именно выборные должностные
лица местного самоуправления (кроме главы муниципального образо-
вания) могут быть предусмотрены уставом муниципального образова-
ния в структуре его органов. Можно отметить, что Указ Президента
РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «О поэтапном формировании муници-
пальных органов охраны общественного порядка» рекомендовал
предусматривать в уставах
муниципальных образований
населением руководителей указанных органов. Однако до сих пор
данные органы (муниципальная милиция) не сформированы, ибо от-
сутствует федеральный закон, определяющий организацию и деятель-
ность муниципальной милиции. Возможно избрание непосредственно
населением заместителя главы муниципального образования, избира-
емого вместе с главой муниципального образования (это предусмат-
ривает, в частности, законодательство Еврейской автономной обла-
сти).
Таким образом, под муниципальными выборами понимаются вы-
31
боры депутатов (членов) представительных и иных выборных органов
местного самоуправления, а также глав муниципальных образований
и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, осу-
ществляемые на основе всеобщего
равного и прямого
права при тайном голосовании. Другими словами, муниципальные
выборы —
это форма прямого волеизъявлен
пального образования, осуществляемого в соответствии с Консти-
туцией Российской Федерации, законами субъектов Российской
Федерации и уставами муниципальных образований в целях
формирования выборных органов местного самоуправления и
(или) наделения
полномочиями выборных
местного самоуправления.
Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходи-
мо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно под-
разделить на очередные и досрочные выборы.
Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока пол-
номочий органа или должностного лица местного самоуправления.
Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного са-
моуправления, выборного должностного лица местного самоуправле-
ния определяется уставом муниципального образования и не может
быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена вы-
борного органа местного самоуправления начинаются со дня его из-
брания и прекращаются со дня начала работы выборного органа мест-
ного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного долж-
ностного лица местного самоуправления начинаются со дня его
вступления в должность и прекращаются в день вступления в долж-
ность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Согласно ст. 8 рамочного Федерального закона установлены еди-
ные дни окончания срока, на который избираются и органы государ-
ственной власти субъектов РФ, и органы местного самоуправления, и
депутаты указанных органов. Изменение (продление или сокращение)
срока полномочий действующих выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления согласно указанному Закону не допус-
кается (исключение из этого правила установлено п. 6 и 9 ст. 81' Зако-
на). Норма об изменении (продлении или сокращении) установленно-
го уставом муниципального образования срока, на который избирают-
32
ся органы местного самоуправления, депутаты, и (или) срока полно-
мочий органа местного самоуправления, депутатов может применять-
ся только к органам и депутатам, избранным на выборах, назначенных
после вступления в силу такой нормы.
Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях до-
срочного прекращения полномочий выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления.
Так, полномочия представительного органа местного самоуправле-
ния согласно Закону об общих принципах организации местного са-
моуправления в Российской Федерации 2003 г. могут быть прекраще-
ны досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и
по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона (ответ-
ственность представительного органа муниципального образования
перед государством). Полномочия представительного органа муници-
пального образования могут быть также прекращены: а) в случае при-
нятия указанным органом в порядке, установленном в уставе муници-
пального образования, решения о самороспуске; б) в случае вступле-
ния в силу решения соответственно верховного суда республики, края,
области, города федерального значения, автономной области, авто-
номного округа о неправомочности данного состава депутатов пред-
ставительного органа муниципального образования, в том числе в свя-
зи со сложением депутатами своих полномочий; в) в случае преобра-
зования муниципального образования (объединение или разделение
муниципальных образований и т. д.).
Полномочия главы муниципального образования прекращаются
досрочно в случае: а) его смерти; б) отставки по собственному же-
ланию; в) отрешения от должности в соответствии со ст. 74 Закона об
общих принципах организации местного самоуправления в Россий-
ской Федерации 2003 г.; г) признания судом недееспособным или
ограниченно дееспособным; д) признания судом безвестно отсут-
ствующим или объявления умершим; е) вступления в отношении
его в законную силу обвинительного приговора суда; ж) выезда за
пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; з)
прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения граж-
данства иностранного государства — участника международного до-
говора Российской Федерации, в соответствии с которым иностран-
Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления