Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
33
ный гражданин имеет право быть избранным в органы местного само-
управления; и) отзыва избирателями; к) установленной в
судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья
осуществлять полномочия главы муниципального образования; л) до-
срочного прекращения полномочий представительного органа муни-
ципального образования, если глава муниципального образования был
избран из состава данного органа.
Муниципальные выборы могут быть также повторными и допол-
нительными.
Повторные выборы проводятся в том случае, если основные вы-
боры были признаны несостоявшимися, недействительными, либо
кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избира-
тельному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со
статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного
должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом вы-
борного должностного лица, а также в других установленных законом
случаях (при проведении выборов по многомандатным избиратель-
ным округам, когда не
все мандаты оказались
Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избира-
тельном округе в случае досрочного прекращения полномочий депу-
тата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут
быть назначены также и в многомандатном округе в случае и порядке,
установленных рамочным Федеральным законом.
Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не
проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть
избран на срок более одного года.
§ 2. Правовое регулирование муниципальных выборов
1. Развитие законодательства о выборах в органы местной вла-
сти в России: общая характеристика. Основанием для выделения в
структуре избирательного права в качестве его института муници-
пального избирательного права явилось организационное обособление
местного самоуправления в общей системе управления государством,
развитие муниципального законодательства о формировании и дея-
тельности органов местного самоуправления.
34
В свое время в дореволюционной России шел процесс становления
земского избирательного права, регулировавшего порядок формиро-
вания земских и городских органов самоуправления. Однако после
Октября 1917 г. характер и направленность процессов организации
власти на местах коренным образом изменились: был взят курс на
ликвидацию старых органов местного самоуправления.
Идея местного самоуправления, предполагающая известную де-
централизацию власти, самостоятельность органов местного само-
управления, вступила в противоречие с задачами государства проле-
тарской диктатуры, являющегося по своей природе государством
жестко централизованным.
В основу организации власти на местах был положен принцип
единства системы Советов как
органов государственной
ответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. система местных органов
государственной власти включала областные, губернские (окружные),
уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сель-
ские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Го-
родские и сельские Советы избирались непосредственно населением.
Съезды Советов формировались на основе многостепенных выборов.
После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР
1937 г. все звенья
раться на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права
при тайном голосовании.
В советский период законодательство, регулирующее порядок об-
разования и деятельности местных органов власти, не отличалось ка-
кой-либо спецификой содержания регулируемых им общественных
отношений. Действовавшая избирательная система, сложившаяся на
ее основе избирательная практика вплоть до конца 80-х гг. характери-
зовались формализмом, парадностью, бюрократической заорганизо-
ванностью.
Местные Советы являлись самыми многочисленными органами
государственной власти: в РСФСР в 80-е гг. их насчитывалось более
28 тыс.
Срок полномочий местных Советов изменялся в процессе истори-
ческого развития советского государства (Конституция РСФСР 1978
г., с изменениями, внесенными в 1989 г., определяла срок полномочий
35
местных Советов в пять лет).
Законодательство о выборах устанавливало предельные нормы
численного состава местных Советов: в соответствии с Законом
РСФСР от 27 октября 1989 г. «О выборах народных депутатов мест-
ных Советов» в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депу-
татов, в районные — до 75, в городские — до 200 депутатов.
Вместе с тем выборы носили в целом формальный характер: в
бюллетень для голосования вносилась одна кандидатура, хотя законо-
дательство предусматривало возможность выдвижения нескольких
кандидатов на одно место. В силу этого итоги выборов, по существу,
уже предрешались на стадии выдвижения кандидатов.
Выборы проводились по территориальному принципу. Территория
любого местного Совета разбивалась на одномандатные избиратель-
ные округа с равной численностью населения.
Депутатом местного Совета мог стать гражданин, достигший воз-
раста 18 лет.
Избирательная кампания начиналась со дня опубликования указа
Президиума Верховного Совета РСФСР о назначении даты выборов.
Все кандидаты являлись представителями всенародного блока комму-
нистов и беспартийных. Они выдвигались, как правило, на общих со-
браниях трудовых коллективов, созываемых совместно профсоюзны-
ми комитетами и администрацией предприятий, учреждений, органи-
заций. Отбор кандидатов осуществлялся партийными органами, вы-
полнявшими политическое руководство Советами.
Законодательство о выборах закрепляло право избирателей давать
наказы своим кандидатам, которые местные Советы должны были
учитывать при разработке и принятии планов экономического и соци-
ального развития своей территории. Однако, как показала практика,
местные Советы не обладали необходимыми материально-
финансовыми ресурсами для реализации данных наказов и вынужде-
ны были большинство из них отклонять, принимая лишь те, которые
не требовали каких-либо существенных материально-финансовых за-
трат, либо те, которые совпадали с планами социально-
экономического развития, благоустройства территории и т. д.
Перестройка, осуществляемая в конце 80-х гг., способствовала де-
мократизации порядка выборов и деятельности местных Советов. Так,
36
в 1987 г. на выборах в местные Советы в порядке эксперимента в ряде
регионов были образованы многомандатные округа, число кандидатов
в которых превышало число
вводился статус резервного депутата для тех кандидатов, которые по-
лучили на выборах больше половины голосов избирателей, однако
набрали меньшее число голосов по сравнению со своими соперника-
ми, ставшими депутатами.
Процесс реформирования местной власти, переход ее на начала
местного самоуправления, послуживший началом формирования
новой комплексной отрасли права — муниципального права (од-
ним из структурных элементов системы которого является муни-
ципальное избирательное право), — начался после принятия со-
юзного (1990 г.)1 и российского (1991 г.)2 законов о местном само-
управлении.
Местные Советы, избранные в 1990 г. на основе Закона РСФСР «О
выборах народных депутатов местных Советов» 1989 г. уже в услови-
ях соперничества кандидатов в депутаты, получили статус представи-
тельных органов местного самоуправления.
Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1803-1 «О выборах главы
администрации»
страции, которая формировалась на основе бывших исполнительных
комитетов, их структурных подразделений. Однако выборы глав
местной администрации (за редким исключением) в намеченные сро-
ки не были проведены:
они стали назначаться
администрации.
В указанный период регулирование выборов в органы местного
самоуправления осуществлялось в полном объеме на федеральном
уровне: на уровне субъектов РФ лишь республики имели право при-
нимать свои законы. Органы местного самоуправления не обладали
какими-либо полномочиями
в области регулирования
выборов.
Осенью 1993 г. в рамках поэтапной конституционной реформы в
Российской Федерации началось реформирование местного само-
управления: указами Президента РФ деятельность местных Советов
была прекращена, их функции возлагались на местную администра-
цию.
37
Выборы новых представительных органов местного самоуправле-
ния должны были проводиться согласно Основным положениям о вы-
борах в органы местного самоуправления, утвержденным Указом
Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797, и принимаемым в соот-
ветствии с ними органами государственной власти субъектов РФ по-
ложениям о выборах в органы местного самоуправления. Основные
положения допускали возможность сочетать мажоритарную избира-
тельную систему по одномандатным избирательным округам с про-
порциональной системой выборов в представительные органы мест-
ного самоуправления. Кандидатом в депутаты мог стать гражданин,
постоянно проживающий на соответствующей территории и достиг-
ший возраста 18 лет. Кандидаты выдвигались избирательными объ-
единениями и группами избирателей.
Конституция РФ 1993 г. отнесла установление общих принципов
организации местного самоуправления к совместному ведению Рос-
сийской Федерации и ее субъектов; закрепила принцип равноправия
субъектов РФ, включая право субъектов РФ принимать законы, в том
числе и законы, регулирующие порядок проведения выборов в органы
местного самоуправления. Указанные законы принимаются в соответ-
ствии с федеральными законами, определяющими основные гарантии
избирательных прав граждан.
В соответствии с конституционными положениями в 1994 г. был
принят Федеральный закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об основ-
ных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»,
послуживший основой для развития избирательного законодательства
субъектов РФ.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации 1995 г. в соответствии с конституционными
принципами определил организационные основы местного само-
управления. Начался новый этап развития местного самоуправления,
формирования нового избирательного законодательства о муници-
пальных выборах.
Важную роль в утверждении демократических принципов при про-
ведении выборов органов местного самоуправления сыграл Федераль-
ный закон «Об обеспечении
ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са-
38
моуправления» 1996 г. Он был призван обеспечить проведение муни-
ципальных выборов в случаях, если отсутствовал: а) закон субъекта
РФ о муниципальных выборах; б) устав муниципального образования;
в) выборный орган местного самоуправления; а также в других случа-
ях, затрудняющих проведение выборов органов местного самоуправ-
ления. Закон установил право суда назначать по заявлениям прокуро-
ра, или жалобе граждан, или жалобам общественных объединений
дату муниципальных выборов, если они не проводятся в сроки, уста-
новленные законом. В последние годы в указанный Закон был внесен
ряд дополнений и изменений; он сохраняет свое действие.
В рамках муниципального избирательного законодательства объ-
единяются нормы федерального законодательства о муниципальных
выборах, содержащие гарантии избирательных прав граждан на муни-
ципальных выборах, нормы законов субъектов РФ о выборах органов
и должностных лиц местного самоуправления, а также нормы уставов
муниципальных образований, определяющих численный состав пред-
ставительного органа местного самоуправления, порядок выборов
главы муниципального образования, срок полномочий выборных ор-
ганов местного самоуправления и другие вопросы, касающиеся орга-
низации проведения муниципальных выборов.
С учетом критического анализа складывающейся практики выбо-
ров органов местного самоуправления, международных избиратель-
ных стандартов происходила эволюция муниципального избиратель-
ного законодательства.
Так, в соответствии с Законом об основных гарантиях избиратель-
ных прав граждан Российской Федерации 1994 г., законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представитель-
ных) органов государственной власти субъектов РФ могли устанавли-
ваться дополнительные условия приобретения гражданином Россий-
ской Федерации пассивного избирательного права, связанные, в част-
ности, со сроком его проживания на территории муниципального об-
разования.
Однако Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях
рендуме граждан Российской Федерации» (ныне утратил силу) уже
по-новому решал вопрос об ограничении пассивного избирательного
Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления