Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

33

ный гражданин имеет право быть избранным в органы местного само-

управления; и) отзыва избирателями; к) установленной в

судебном порядке стойкой  неспособности по состоянию здоровья

осуществлять полномочия главы муниципального образования; л) до-

срочного прекращения  полномочий представительного органа муни-

ципального образования, если глава муниципального образования  был

избран из состава  данного органа.

Муниципальные выборы могут  быть также повторными и допол-

нительными.

Повторные выборы проводятся в том случае, если основные вы-

боры были признаны несостоявшимися, недействительными, либо

кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избира-

тельному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со

статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного

должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом вы-

борного должностного лица, а также  в других установленных законом

случаях (при проведении выборов  по многомандатным избиратель-

ным округам, когда не все мандаты оказались замещенными, и др.).

Дополнительные  выборы назначаются в одномандатном избира-

тельном округе в случае досрочного прекращения полномочий депу-

тата, избранного по указанному избирательному округу. Они могут

быть назначены также  и в многомандатном округе в случае и порядке,

установленных рамочным Федеральным законом.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначаются и не

проводятся, если в результате этих выборов депутат не может  быть

избран на срок более  одного года.

§ 2. Правовое регулирование  муниципальных выборов

1. Развитие законодательства о выборах в органы местной вла-

сти в России: общая характеристика. Основанием для выделения в

структуре избирательного права в качестве его института  муници-

пального избирательного права явилось организационное  обособление

местного самоуправления в общей системе управления государством,

развитие муниципального законодательства о формировании и  дея-

тельности органов местного самоуправления.

34

В свое время в дореволюционной  России шел процесс становления

земского избирательного права, регулировавшего порядок формиро-

вания земских и городских  органов самоуправления. Однако после

Октября 1917 г. характер и направленность процессов организации

власти на местах коренным образом  изменились: был взят курс на

ликвидацию старых органов местного самоуправления.

Идея местного самоуправления, предполагающая известную де-

централизацию власти, самостоятельность  органов местного само-

управления, вступила в противоречие с задачами государства проле-

тарской диктатуры, являющегося по своей природе государством

жестко централизованным.

В основу организации власти на местах был положен принцип

единства системы Советов как  органов государственной власти. В со-

ответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. система местных органов

государственной власти включала областные, губернские (окружные),

уездные (районные) и волостные  съезды Советов, городские и сель-

ские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Го-

родские и сельские Советы избирались непосредственно населением.

Съезды Советов формировались на основе многостепенных выборов.

После принятия Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР

1937 г. все звенья представительной  системы в России стали изби-

раться на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права

при тайном голосовании.

В советский период законодательство, регулирующее порядок об-

разования и деятельности местных  органов власти, не отличалось ка-

кой-либо спецификой содержания регулируемых им общественных

отношений. Действовавшая избирательная  система, сложившаяся на

ее основе избирательная практика вплоть до конца 80-х гг. характери-

зовались формализмом, парадностью, бюрократической заорганизо-

ванностью.

Местные Советы являлись самыми многочисленными органами

государственной власти: в РСФСР  в 80-е гг. их насчитывалось более

28 тыс.

Срок полномочий местных Советов  изменялся в процессе истори-

ческого развития советского государства (Конституция РСФСР 1978

г., с изменениями, внесенными в 1989 г., определяла срок полномочий

35

местных Советов в пять лет).

Законодательство о выборах устанавливало предельные нормы

численного состава местных  Советов: в соответствии с Законом

РСФСР от 27 октября 1989 г. «О выборах  народных депутатов мест-

ных Советов» в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депу-

татов, в районные —  до 75, в городские — до 200 депутатов.

Вместе с тем выборы носили в целом формальный характер: в

бюллетень для голосования  вносилась одна кандидатура, хотя законо-

дательство предусматривало  возможность выдвижения нескольких

кандидатов на одно место. В силу этого итоги выборов, по существу,

уже предрешались на стадии выдвижения кандидатов.

Выборы проводились  по территориальному принципу. Территория

любого местного Совета разбивалась на одномандатные избиратель-

ные округа с равной численностью населения.

Депутатом местного Совета мог стать гражданин, достигший воз-

раста 18 лет.

Избирательная кампания начиналась со дня опубликования  указа

Президиума Верховного Совета РСФСР о назначении даты выборов.

Все кандидаты являлись представителями всенародного блока  комму-

нистов и беспартийных. Они выдвигались, как правило, на общих со-

браниях трудовых коллективов, созываемых совместно профсоюзны-

ми комитетами и администрацией предприятий, учреждений, органи-

заций. Отбор кандидатов осуществлялся  партийными органами, вы-

полнявшими политическое руководство  Советами.

Законодательство о выборах  закрепляло право избирателей давать

наказы своим кандидатам, которые  местные Советы должны были

учитывать при разработке и принятии планов экономического и соци-

ального развития своей территории. Однако, как показала практика,

местные Советы не обладали необходимыми материально-

финансовыми ресурсами для реализации данных наказов и вынужде-

ны были большинство из них отклонять, принимая лишь те, которые

не требовали каких-либо существенных материально-финансовых за-

трат, либо те, которые совпадали  с планами социально-

экономического развития, благоустройства  территории и т. д.

Перестройка, осуществляемая в конце 80-х гг., способствовала де-

мократизации порядка выборов  и деятельности местных Советов. Так,

36

в 1987 г. на выборах в местные Советы в порядке эксперимента в ряде

регионов были образованы многомандатные округа, число кандидатов

в которых превышало число депутатских  мандатов. В связи с этим

вводился статус резервного депутата для тех кандидатов, которые по-

лучили на выборах больше половины голосов избирателей, однако

набрали меньшее число голосов  по сравнению со своими соперника-

ми, ставшими депутатами.

Процесс реформирования местной  власти, переход ее на начала

местного самоуправления, послуживший началом формирования

новой комплексной  отрасли права — муниципального права (од-

ним из структурных  элементов системы которого является муни-

ципальное избирательное  право), — начался после принятия со-

юзного (1990 г.)1 и российского (1991 г.)2 законов о местном само-

управлении.

Местные Советы, избранные  в 1990 г. на основе Закона РСФСР «О

выборах народных депутатов  местных Советов» 1989 г. уже в услови-

ях соперничества кандидатов в депутаты, получили статус представи-

тельных органов местного самоуправления.

Законом РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1803-1 «О выборах главы

администрации» предусматривались  выборы глав местной админи-

страции, которая формировалась  на основе бывших исполнительных

комитетов, их структурных  подразделений. Однако выборы глав

местной администрации (за редким исключением) в намеченные сро-

ки не были проведены: они стали назначаться вышестоящими главами

администрации.

В указанный период регулирование  выборов в органы местного

самоуправления осуществлялось в полном объеме на федеральном

уровне: на уровне субъектов  РФ лишь республики имели право при-

нимать свои законы. Органы местного самоуправления не обладали

какими-либо полномочиями в области регулирования муниципальных

выборов.

Осенью 1993 г. в рамках поэтапной конституционной реформы в

Российской Федерации  началось реформирование местного само-

управления: указами Президента РФ деятельность местных Советов

была прекращена, их функции  возлагались на местную администра-

цию.

37

Выборы новых представительных органов местного самоуправле-

ния должны были проводиться  согласно Основным положениям о вы-

борах в органы местного самоуправления, утвержденным Указом

Президента РФ от 29 октября 1993 г. № 1797, и принимаемым в соот-

ветствии с ними органами государственной власти субъектов РФ по-

ложениям о выборах  в органы местного самоуправления. Основные

положения допускали  возможность сочетать мажоритарную избира-

тельную систему по одномандатным  избирательным округам с про-

порциональной системой выборов в представительные органы мест-

ного самоуправления. Кандидатом в депутаты мог стать  гражданин,

постоянно проживающий  на соответствующей территории и  достиг-

ший возраста 18 лет. Кандидаты  выдвигались избирательными объ-

единениями и группами избирателей.

Конституция РФ 1993 г. отнесла установление общих принципов

организации местного самоуправления к совместному ведению Рос-

сийской Федерации и  ее субъектов; закрепила принцип  равноправия

субъектов РФ, включая  право субъектов РФ принимать  законы, в том

числе и законы, регулирующие порядок проведения выборов в органы

местного самоуправления. Указанные законы принимаются в  соответ-

ствии с федеральными законами, определяющими основные гарантии

избирательных прав граждан.

В соответствии с конституционными положениями в 1994 г. был

принят Федеральный  закон от 6 декабря 1994 г. № 56-ФЗ «Об  основ-

ных гарантиях избирательных  прав граждан Российской Федерации»,

послуживший основой  для развития избирательного законодательства

субъектов РФ.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления

в Российской Федерации 1995 г. в соответствии с конституционными

принципами определил  организационные основы местного само-

управления. Начался новый  этап развития местного самоуправления,

формирования нового избирательного законодательства о муници-

пальных выборах.

Важную роль в утверждении демократических  принципов при про-

ведении выборов органов местного самоуправления сыграл Федераль-

ный закон «Об обеспечении конституционных  прав граждан Россий-

ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са-

38

моуправления» 1996 г. Он был призван  обеспечить проведение муни-

ципальных выборов в случаях, если отсутствовал: а) закон субъекта

РФ о муниципальных выборах; б) устав муниципального образования;

в) выборный орган местного самоуправления; а также в других случа-

ях, затрудняющих проведение выборов  органов местного самоуправ-

ления. Закон установил право  суда назначать по заявлениям прокуро-

ра, или жалобе граждан, или жалобам  общественных объединений

дату муниципальных выборов, если они не проводятся в сроки, уста-

новленные законом. В последние  годы в указанный Закон был  внесен

ряд дополнений и изменений; он сохраняет  свое действие.

В рамках муниципального избирательного законодательства объ-

единяются нормы федерального законодательства о муниципальных

выборах, содержащие гарантии избирательных  прав граждан на муни-

ципальных выборах, нормы законов  субъектов РФ о выборах органов

и должностных лиц местного самоуправления, а также нормы уставов

муниципальных образований, определяющих численный состав пред-

ставительного органа местного самоуправления, порядок выборов

главы муниципального образования, срок полномочий выборных ор-

ганов местного самоуправления и другие вопросы, касающиеся орга-

низации проведения муниципальных выборов.

С учетом критического анализа  складывающейся практики выбо-

ров органов местного самоуправления, международных избиратель-

ных стандартов происходила  эволюция муниципального избиратель-

ного законодательства.

Так, в соответствии с Законом  об основных гарантиях избиратель-

ных прав граждан Российской Федерации 1994 г., законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представитель-

ных) органов государственной власти субъектов РФ могли устанавли-

ваться дополнительные условия  приобретения гражданином Россий-

ской Федерации пассивного избирательного права, связанные, в част-

ности, со сроком его проживания на территории муниципального об-

разования.

Однако Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе-

рендуме граждан Российской Федерации» (ныне утратил силу) уже

по-новому решал вопрос об ограничении  пассивного избирательного

Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления