Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

власти, только в том  случае выполняют свое социальное предназначе-

ние, играют роль действенного демократического инструмента выяв-

ления воли граждан, когда  они являются подлинно демократическими,

свободными, справедливыми, проводятся регулярно в установленные

сроки. Федеральное избирательное  законодательство, основываясь на

международных избирательных  стандартах, закрепляет фундамен-

тальные принципы организации  и проведения выборов, призванные

обеспечить их демократический, свободный и периодический харак-

тер в Российской Федерации.

Стандартами демократических  выборов, говорится в Рекомендаци-

ях Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ для

международных наблюдателей Содружества Независимых Государств

по наблюдению за выборами (одобрены 5 декабря 2002 г. в Санкт-

Петербурге), являются такие  принципы организации избирательного

процесса, как право  гражданина по достижению установленного кон-

ституцией и (или) законодательством возраста избирать и быть из-

бранным в органы государственной  власти, органы местного само-

51

управления, на выборные должности на основе всеобщего равного  и

прямого избирательного права при тайном голосовании, а  также сво-

бодный, периодический  и обязательный, справедливый, подлинный,

открытый и гласный  характер выборов, осуществление судебного

контроля, а также гражданского (общественного) и международного

наблюдения за выборами.

1. Местное самоуправление  как форма осуществления народом

своей власти необходимо предполагает право граждан избирать и

быть  избранными в органы местного самоуправления, наделенные

полномочиями по решению  вопросов местного значения. Законода-

тельное регулирование  этого права должно обеспечивать всем граж-

данам равные избирательные права, равные возможности для их реа-

лизации независимо от пола, расы, национальности, языка, религии

или вероисповедания, политических и иных убеждений, социального

происхождения и иных подобных обстоятельств. Вместе с тем  нельзя

рассматривать в качестве дискриминационных ограничений разумные,

установленные законом, требования для осуществления избиратель-

ных прав граждан, а также  ограничения, обусловленные необходимо-

стью защиты конституционного строя, обеспечения национальной

безопасности и общественного порядка и т. п.

Так, не противоречит международным  избирательным стандартам

законодательный запрет для выборных должностных лиц  местного

самоуправления быть одновременно депутатами Государственной

Думы, членами Совета Федерации, депутатами законодательных

(представительных) органов  государственной власти субъектов  РФ,

занимать иные государственные  должности, должности государствен-

ной гражданской службы и муниципальные должности муниципаль-

ной службы, а для депутатов  представительных органов муниципаль-

ных образований —  замещать должности муниципальной  службы,

быть депутатами законодательных (представительных) органов госу-

дарственной власти. Гарантии избирательных прав граждан при  про-

ведении муниципальных  выборов устанавливаются федеральным за-

коном и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

2. Согласно Европейской  хартии местного самоуправления (ст. 3),

рамочному Федеральному закону (ст. 3), Закону об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003

52

г. (ст. 23) муниципальные выборы проводятся на основе всеобще-

го  равного и прямого избирательного права при тайном голосо-

вании. Вместе с тем, как уже отмечалось, Закон об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003

г. предусматривает возможность  формирования представительного

органа муниципального района не на основе указанных принципов, а

путем делегирования  в его состав депутатов представительных орга-

нов поселений, расположенных  в границах территории муниципаль-

ного района и вхождения  в состав представительного органа муници-

пального района глав указанных поселений (по должностному прин-

ципу). Данный порядок  формирования представительного органа му-

ниципального района, строго говоря, вступает в противоречие с прин-

ципами Европейской  хартии местного самоуправления, однако надо

учитывать, что в данном случае речь идет о двухзвенной системе

местного самоуправления: представительный орган муниципального

района относится ко второму уровню организации местного само-

управления — представительные органы поселений (первичный уро-

вень местного самоуправления) формируются непосредственно насе-

лением.

В соответствии с международными избирательными стандартами

всеобщее  избирательное право применительно к муниципальным

выборам означает в принципе, что каждый человек имеет право  изби-

рать и быть избранным  в органы местного самоуправления.

Вместе с тем это  право может быть ограничено требованиями,

предъявляемыми к реализации активного и пассивного избирательно-

го права. Федеральное  законодательство устанавливает, что  активным

избирательным правом граждане обладают, во-первых, по достижении

18 лет.

Во-вторых, их место жительства должно быть расположено в пре-

делах соответствующего избирательного округа, хотя законом актив-

ное избирательное право  может быть предоставлено гражданину, ме-

сто жительство которого расположено за пределами избирательного

округа.

На основании международных  договоров РФ и в порядке, установ-

ленном законом, правом участвовать в муниципальных  выборах обла-

дают иностранные граждане, постоянно проживающие на территории

53

соответствующего муниципального образования.

Не участвуют в муниципальных  выборах военнослужащие, прохо-

дящие военную службу по призыву в воинских частях, военных орга-

низациях и учреждениях, которые расположены на территории соот-

ветствующего муниципального образования (если место жительства

этих военнослужащих до призыва на военную службу не было распо-

ложено на территории муниципального образования).

Федеральный закон допускает  возможность установления допол-

нительных условий реализации гражданином пассивного избиратель-

ного права на муниципальных  выборах:

а) конституцией (уставом, законом субъекта РФ может устанавли-

ваться минимальный  возраст кандидата, который, однако, не может

превышать на день голосования 21 год);

б) уставом муниципального образования может быть установлено,

что одно и то же лицо не вправе занимать должность главы  муници-

пального образования  более установленного количества сроков под-

ряд.

Кроме того, федеральный  закон не допускает участие в  муници-

пальных выборах в  качестве кандидата гражданина, в  отношении ко-

торого вступило в  силу решение суда о лишении его  права занимать

государственные и (или) муниципальные должности в течение опре-

деленного срока (если голосование  на выборах в органы местного са-

моуправления состоится  до истечения указанного срока).

При реализации пассивного избирательного права следует также

учитывать законодательный  запрет на совмещение депутатского ман-

дата, мандата выборного  должностного лица с замещением опреде-

ленных должностей, с  занятием определенным видом деятельности.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с

нахождением места жительства гражданина на определенной террито-

рии Российской Федерации, включая требования к продолжительно-

сти и сроку его  проживания на данной территории, устанавливаются

только Конституцией РФ.

Важной гарантией реализации принципа всеобщего избирательно-

го права на муниципальных выборах является устанавливаемый феде-

ральным законом порядок  составления списков избирателей.

Принцип равного избирательного права призван обеспечить

54

участие граждан в  муниципальных выборах на равных основаниях:

каждый избиратель имеет  один голос; в тех же случаях, когда избира-

тельная система предусматривает  наличие у избирателей более  одного

голоса, каждый избиратель должен иметь равное число голосов. По-

этому, если на выборах  в представительный орган муниципального

образования образуются избирательные округа с разным числом ман-

датов, каждый избиратель имеет либо число голосов, равное числу

мандатов, подлежащих распределению  в избирательном округе с

наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Гарантией равного избирательного права является также законода-

тельное требование к  образованию избирательных округов: они обра-

зуются примерно с  равным числом избирателей с установленными

законом допустимыми  отклонениями от средней нормы представи-

тельства избирателей.

Принцип равного избирательного права предполагает также равен-

ство возможностей всех избирательных объединений, кандидатов,

участвующих в муниципальных  выборах.

Принцип прямого голосования на муниципальных выборах озна-

чает, что избиратели голосуют за кандидатов, списки кандидатов, а в

случаях, предусмотренных  законом, — и против всех кандидатов

(против всех списков  кандидатов) непосредственно.

Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным за-

конодательством, призван  исключить возможность какого-либо кон-

троля за волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

3. Участие гражданина в муниципальных выборах является

свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие

на гражданина с целью  принудить его к участию или  неучастию в вы-

борах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Ино-

странные граждане, за исключением случая, указанного в  рамочном

Федеральном законе (п. 10 ст. 4), лица без гражданства, иностранные

организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую

либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов,

избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенно-

го результата на выборах.

4. Открытость и гласность муниципальных выборов предпола-

гает, что назначение, подготовка и проведение выборов  осуществля-

55

ются открыто и гласно. Информация о муниципальных выборах,

включая сведения о кандидатах, участвующих в выборах политиче-

ских партий, нормативных  правовых актах органов государственной

власти и органов  местного самоуправления по вопросам организации

и проведения муниципальных  выборов, решениях избирательных ко-

миссий, должна своевременно и в полном объеме доводиться до све-

дения избирателей, других участников избирательного процесса в  му-

ниципальных образованиях.

Деятельность избирательных  комиссий при подготовке и проведе-

нии муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов

голосования, определении  результатов выборов осуществляется также

открыто и гласно.

Обеспечение гласности  и открытости муниципальных выборов

предполагает также  создание необходимых условий для объективного

освещения избирательной  кампании средствами массовой информа-

ции, для осуществления  общественного контроля и международного

наблюдения за муниципальными выборами.

5. Обеспечение  честных, справедливых и подлинных муници-

пальных выборов предполагает создание равных правовых условий

участия в выборах  для всех кандидатов, избирательных  объединений,

для их состязательности и конкуренции на выборах, для  исключения

возможностей фальсификации  их результатов, для своевременного и в

полном объеме информирования о финансировании избирательных

кампаний кандидатов, политических партий.

6. Муниципальные выборы организуют и проводят избира-

тельные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных

комиссий со стороны  законодательных (представительных) и испол-

нительных органов государственной  власти, органов местного само-

управления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допус-

кается.

7. Муниципальные выборы являются обязательными, перио-

дическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сро-

ков полномочий выборных органов и должностных лиц  местного са-

моуправления. Срок, на который  избираются органы местного само-

управления, депутаты (члены) указанных органов, выборные долж-

ностные лица местного самоуправления, устанавливается уставом му-

56

ниципального образования  и не может быть менее двух и  более пяти

лет.

Рамочный Федеральный  закон устанавливает гарантии обязатель-

ности и периодичности  проведения муниципальных выборов.

Так, указанный Закон  определяет единый день окончания срока, на

который избираются органы и должностные лица местного само-

управления (устанавливаемое  Законом соответствующее воскресенье

марта или октября  года, в котором истекает срок полномочий указан-

ных органов или должностных  лиц местного самоуправления).

Изменение (продление  или сокращение) срока полномочий дей-

ствующих органов местного самоуправления не допускается, за ис-

Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления