Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
39
права. Закон установил, что ограничения пассивного избирательного
права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием
на определенной территории Российской Федерации, могут устанав-
ливаться только Конституцией РФ. Установление федеральным зако-
ном, законом субъекта РФ продолжительности и срока постоянного
или преимущественного проживания гражданина Российской Федера-
ции на территории субъекта РФ, муниципального образования в каче-
стве основания для приобретения пассивного избирательного права
указанным Законом не допускалось.
Вместе с тем указанный Закон предусматривал, что законами субъ-
ектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия реализации
гражданином Российской Федерации пассивного избирательного пра-
ва, связанные с достижением
гражданином определенного
Согласно данному Закону устанавливаемый минимальный возраст
кандидата не мог превышать 21 года на выборах в органы местного
самоуправления. При этом установление максимального возраста кан-
дидата Законом не допускалось.
Указанный Закон также ввел норму о том, что в списки избирате-
лей на выборах в органы местного самоуправления в соответствии с
международными договорами Российской Федерации и соответству-
ющими им федеральными законами, законами субъектов РФ включа-
ются иностранные граждане, достигшие возраста 18 лет, постоянно
или преимущественно проживающие на территории муниципального
образования, в котором проводятся указанные выборы.
По-новому решался вопрос об избирателях, являющихся военно-
служащими. Согласно указанному Закону, военнослужащие, прохо-
дящие военную службу по призыву в воинских частях, военных орга-
низациях и учреждениях, которые расположены на территории соот-
ветствующего муниципального образования, если эти военнослужа-
щие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно
не проживали на территории данного муниципального образования,
при проведении выборов в органы местного самоуправления не вклю-
чаются в списки избирателей и не учитываются при определении чис-
ла избирателей на указанных выборах.
Для современного этапа развития законодательства о муниципаль-
ных выборах характерно__следующее:
40
— совершенствование федеральной системы правовых гарантий,
призванных обеспечить периодичность и обязательность проведения
демократичных и свободных муниципальных выборов, их открытость
и гласность, подлинность их результатов;
— оптимизация времени и сроков проведения избирательных кам-
паний в муниципальных образованиях;
— увеличение объема правового регулирования организации про-
ведения муниципальных выборов на федеральном уровне в целях
обеспечения единых избирательных стандартов и принципов;
— стремление ряда субъектов РФ кодифицировать избирательное
законодательство, включая и законодательство о муниципальных вы-
борах.
Необходимо также отметить, что развитие избирательного законо-
дательства в Российской Федерации свидетельствует, что законода-
тель придает важное значение повышению роли политических партий
в избирательном процессе. Это прежде всего находит отражение в
правовом регулировании
в федеральные органы государственной власти и в представительные
(законодательные) органы
тенденция в целом прослеживается и в правовом регулировании му-
ниципальных выборов. Однако надо учитывать, что специфика муни-
ципальных выборов предполагает участие в них не только политиче-
ских партий, но и различных местных общественных объединений
граждан. И эта проблема также находит свое отражение в развитии
законодательства о муниципальных выборах, хотя и нуждается, на
наш взгляд, в большем внимании федерального законодателя.
Правовое
регулирование муниципальных
ляется на всех уровнях публичной власти в государстве: феде-
ральном,
субъектов Федерации и
необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправле-
ния, принципов его организации и деятельности, формирования орга-
нов местного самоуправления составляют также общепризнанные
принципы и нормы международного права, определяющие междуна-
родные избирательные
демократического избирательного процесса1, учитываемые в практике
правого регулирования муниципальных выборов.
41
2. На федеральном
уровне правового
ются основные принципы организации и проведения муници-
пальных выборов, основные гарантии реализации гражданами Рос-
сийской Федерации конституционного права на участие в выборах
органов и должностных лиц местного самоуправления. Конституци-
онное право граждан избирать и быть избранными в органы местного
самоуправления (ст. 32 Конституции РФ) получает свое развитие и
конкретизацию в системе федеральных гарантий его осуществления,
закрепляемой рамочным Федеральным законом и Федеральным зако-
ном «Об обеспечении
Федерации избирать и быть избранными в органы местного само-
управления» (далее — Закон об обеспечении прав граждан Россий-
ской Федерации избирать и быть избранными в органы местного са-
моуправления).
Рамочный Федеральный закон закрепляет с учетом международ-
ных избирательных стандартов гарантии прав граждан: а) на назначе-
ние муниципальных выборов; б) при регистрации (учете) избирателей,
составлении списков избирателей, образовании избирательных окру-
гов и участков; в) при выдвижение и регистрации кандидатов; г) на
получение и распространение информации о муниципальных выбо-
рах, на ведение предвыборной агитации; д) при организации и осу-
ществлении голосования, подсчете голосов избирателей, установле-
нии результатов муниципальных выборов; е) на обжалование наруше-
ний избирательных прав граждан. Кроме того, данный Федеральный
закон определяет порядок формирования и статус избирательных ко-
миссий, организующих и проводящих муниципальные выборы; поря-
док и принципы финансирования муниципальных выборов, о также
ответственность за нарушение законодательства о выборах. В рамоч-
ном Федеральном законе содержатся определения основных понятий,
используемых избирательным
законодательством при
отношений, возникающих в процессе организации и осуществлении
муниципальных выборов.
Рамочный Федеральный закон, определяя законодательную основу
организации и проведения выборов, закрепляет порядок применения
законодательства в ситуациях, когда в период избирательной кампа-
нии принимается закон, положения которого определяют порядок
42
подготовки и проведения муниципальных выборов, либо когда в ука-
занный период в соответствующий закон вносятся изменения, касаю-
щиеся порядка подготовки и проведения муниципальных выборов. В
этих случаях указанные закон и изменения применяются к муници-
пальным выборам, которые назначены после их вступления в силу.
Рамочный Федеральный закон регулирует также вопросы, связан-
ные с ситуацией, когда законодательная база организации и проведе-
ния муниципальных выборов, формируемая субъектами РФ, в силу
разных причин оказывается недостаточной для осуществления тех или
иных избирательных действий. Так, если срок полномочий органа
местного самоуправления истек или полномочия были досрочно пре-
кращены, а соответствующий закон субъекта РФ о выборах отсут-
ствует либо положение (положения) закона субъекта РФ не может
быть применено (не могут быть применены) вследствие признания его
судом недействующим и не подлежащим применению, выборы в ор-
ган местного самоуправления в части положения (положений) закона
субъекта РФ, признанного судом недействующим и не подлежащим
применению, проводятся соответствующей избирательной комиссией
на основе рамочного Федерального закона, иных федеральных зако-
нов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федера-
ции избирать и быть избранными в органы местного самоуправления,
а в случае, если имеющаяся правовая база недостаточна, в части, не
урегулированной законом, также на основе указов Президента РФ.
Вместе с тем надо учитывать, что имеется специальный Закон об
обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации
избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Он
применяется в целях защиты названных прав в части, не урегулиро-
ванной законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления.
Указанный Закон применяется в случаях, если:
а) законодательным (представительным) органом субъекта РФ не
принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных
выборов;
б) представительным органом местного самоуправления или на
местном референдуме не принят устав муниципального образования;
в) в муниципальном
образовании отсутствует
43
вительный орган местного самоуправления;
г) полномочия органов местного самоуправления осуществляются
должностными лицами, назначенными органами государственной
власти;
д) законом субъекта РФ не установлен порядок образования, объ-
единения, преобразования и упразднения муниципальных образова-
ний;
е) истекли сроки полномочий выборных органов местного само-
управления и должностных лиц местного самоуправления;
ж) выборы депутатов представительных органов местного само-
управления или выборных должностных лиц местного самоуправле-
ния, в том числе повторные или досрочные, не назначены уполномо-
ченным органом или
з) отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные
назначить выборы депутатов представительных органов местного са-
моуправления и выборных должностных лиц местного самоуправле-
ния;
и) муниципальные образования
образованы в порядке, противоречащем законодательству, либо фак-
тически перестали исполнять свои полномочия;
к) в нарушение законодательства не реализуются конституционные
права граждан, проживающих на территории муниципального образо-
вания, избирать и быть избранными в органы местного самоуправле-
ния муниципального образования (ст. 1).
Необходимо отметить, что данный Закон имел особое значение в
период становления и развития местного самоуправления, осуществ-
ляемого на основе Конституции РФ и Закона об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в Российской Федерации 1995 г.,
когда в ряде субъектов
РФ отсутствовала необходимая
ная основа местного самоуправления, а во многих муниципальных
образованиях —
(распущенные в октябре 1993 г., но так и не избранные вновь в силу
разных обстоятельств к этому времени), а также уставы, в которых
должна была устанавливаться структура органов местного самоуправ-
ления, срок их полномочий, численный состав и т. д.
В последующие годы роль этого Закона в правовом регулировании
44
муниципальных выборов в целом снизилась в силу развития соответ-
ствующей законодательной базы местного самоуправления, необхо-
димого организационно-
ных образований и т. п. Кроме того, была расширена система гарантий
избирательных прав граждан (включая гарантии прав избирать и быть
избранными в органы местного самоуправления), закрепляемая ра-
мочным Федеральным законом. Так, ст. 83 указанного Закона уста-
навливает дополнительные гарантии осуществления соответствующих
избирательных действий в муниципальном образовании в тех случаях,
когда в нем отсутствует глава
местной администрации и
ниципального образования не определено лицо, уполномоченное со-
вершать указанные действия.
Вместе с тем, учитывая проводимую в настоящее время реформу
местного самоуправления на основе Закона об общих принципах ор-
ганизации местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.,
когда осуществляется коренная перестройка организационно-
территориальной структуры местного самоуправления (что уже при-
вело к значительному увеличению числа муниципальных образований
в Российской Федерации), обновляется законодательство о местном
самоуправлении (в том числе и избирательное законодательство) на
уровне субъектов РФ, принимаются новые уставы муниципальных
образований, устанавливающие
новую структуру органов
самоуправления, значение указанного Закона не следует недооцени-
вать.
Ряд положений, касающихся организации и проведения муници-
пальных выборов, содержит Закон об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г.: о назначе-
нии муниципальных выборов представительным органом муници-
Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления