Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

ключением случая, установленного п. 6 и 9 ст. 81' рассматриваемого

Закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установ-

ленного уставом муниципального образования срока, на который из-

бираются органы и  должностные лица местного самоуправления, и

(или) срока полномочий  органа местного самоуправления, должност-

ного лица местного самоуправления может применяться только к ор-

ганам и должностным  лицам, избранным на муниципальных  выборах,

назначенных после вступления в силу такой нормы.

Если срок полномочий действующих органов, выборных лиц  мест-

ного самоуправления истекает в период действия чрезвычайного или

военного положения, то указанные органы и должностные  лица ис-

полняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного

или военного положения  и избрания нового состава указанных  орга-

нов и должностных  лиц.

Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления

являются второе воскресенье  марта или в случаях, предусмотренных

рассматриваемым Законом, второе воскресенье октября года, в кото-

ром истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов

указанных органов, за исключением  случаев, предусмотренных Зако-

ном.

В случае досрочного прекращения  полномочий органов местного

самоуправления, депутатов, влекущего за собой неправомочность  ор-

гана, досрочные выборы должны быть проведены не позднее  чем че-

рез шесть месяцев  со дня такого досрочного прекращения полномо-

чий.

57

Если уполномоченный на то орган не назначит муниципальные

выборы в установленные  законом сроки, а также если уполномочен-

ный на то орган отсутствует, выборы назначаются соответствующей

избирательной комиссией.

Если указанная комиссия не назначит в установленный законом

срок муниципальные  выборы либо если такая избирательная  комиссия

отсутствует и не может  быть сформирована в порядке, предусмотрен-

ном законом, соответствующий  суд общей юрисдикции по заявлениям

избирателей, избирательных объединений, органов государственной

власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет по-

рядок выборов депутатов  представительных органов местного само-

управления и выборных должностных лиц местного самоуправления в

соответствии с рамочным Федеральным законом. Данные дела рас-

сматриваются судом  в течение 10 дней со дня получения  заявления

прокурора или жалобы.

8. Судебная защита избирательных прав и свобод участников

муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, рамоч-

ным Федеральным законом, другими федеральными законами, при-

звана обеспечить легитимный, публичный и демократический  харак-

тер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов

обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные  итоги

голосования, результаты выборов, нарушения избирательных  прав и

свобод граждан в  судебные и иные органы в порядке  и сроки, преду-

смотренные законом, международными обязательствами Российской

Федерации.

§ 4. Избирательные  системы, используемые

при проведении муниципальных выборов

В самом общем виде под избирательной системой в  данном кон-

тексте понимается способ установления результатов голосования  на

муниципальных выборах (определения  кандидатов, признанных из-

бранными), в зависимости  от которого различают мажоритарную из-

бирательную систему  и пропорциональную избирательную  систему.

Мажоритарная  избирательная система основана на принципе

большинства: избранным  считается тот кандидат, который  набрал

58

установленное законом  большинство голосов избирателей. В зависи-

мости от того, какое большинство  голосов избирателей требуется  для

избрания по закону, различают: а) мажоритарную избирательную си-

стему абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное

большинство голосов  избирателей, т. е. более их половины); б) мажо-

ритарную избирательную  систему относительного большинства (для

избрания требуется  получить относительное большинство  голосов

избирателей, т. е. больше, чем другие кандидаты).

В основе пропорциональной избирательной системы лежит

принцип распределения депутатских мандатов между списками кан-

дидатов в депутаты пропорционально  набранным голосам.

Кроме того, возможно использование  смешанной избирательной

системы: пропорционально-мажоритарной.

Каждый вид избирательной  системы имеет свои достоинства и не-

достатки, которые достаточно основательно проанализиронаны в

юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что  в муни-

ципальных образованиях различного вида, отличающихся не только

своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью

населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться

различные виды избирательных  систем.

С учетом указанного рамочный Федеральный закон предполагает

возможность использования  при проведении выборов депутатов  пред-

ставительных органов как мажоритарной избирательной системы (по

одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам),

так и пропорциональной избирательной системы (по единому  избира-

тельному округу). Не исключается  данным Законом и возможность

применения на муниципальных выборах смешанной (пропорциональ-

но-мажоритарной) избирательной  системы.

Закон об общих принципах  организации местного самоуправления

в Российской Федерации 2003 г. устанавливает, что законом субъек-

та  РФ определяются виды избирательных  систем, которые могут

применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок

их применения. Конкретная избирательная система, используемая при

проведении муниципальных  выборов в муниципальном образовании,

определяется уставом  муниципального образования. При этом зако-

ном субъекта РФ могут  быть определены условия применения видов

59

избирательных систем в  муниципальных образованиях в зависимости

от численности избирателей  в муниципальном образовании, вида му-

ниципального образования  и других обстоятельств. Под избиратель-

ной системой указанный Закон понимает условия признания кан-

дидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допу-

щенными к распределению депутатских  мандатов, а также поря-

док распределения депутатских мандатов между списками канди-

датов и внутри списков кандидатов (ст. 23).

Так, в соответствии с  Законом Калужской области от 23 декабря

2003 г. «О выборах  в органы местного самоуправления  на территории

Калужской области» (в  ред. от 4 октября 2004 г.) в Калужской  области

при проведении муниципальных выборов могут применяться:

а) мажоритарная система  относительного большинства — при  про-

ведении выборов выборного  должностного лица местного самоуправ-

ления. В этом случае выборы проводятся по единому избирательному

округу, включающему в  себя всю территорию муниципального обра-

зования. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее

число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, отно-

сительно любого другого  кандидата, но при условии, что это  число не

менее числа голосов  избирателей, поданных против всех кандидатов;

б) мажоритарная система  относительного большинства — при  про-

ведении выборов депутатов  представительного органа местного само-

управления. Выборы проводятся по одномандатным или многоман-

датным избирательным  округам, образуемым на территории муници-

пального образования. Избранным в одномандатном округе признает-

ся кандидат, получивший наибольшее число голосов относительно

любого другого кандидата  в этом округе, но при условии, что  это чис-

ло не менее числа  голосов избирателей, поданных против всех канди-

датов. Избранными депутатами в многомандатном округе признаются

кандидаты соответственно количеству мандатов в округе, получившие

наибольшее число голосов  относительно других кандидатов в этом

округе, но при условии, что число голосов избирателей, поданных за

каждого из них, не менее  числа голосов избирателей, поданных про-

тив всех кандидатов (ст. 3).

Законом Томской области  от 14 февраля 2005 г. «О муниципаль-

ных выборах в Томской  области» (в ред. от 8 июня 2005 г.) вопрос об

60

избирательных системах, которые могут применяться на выборах

представительного органа, решается иначе. Согласно ст. 2 указанного

Закона выборы в представительный орган муниципального образова-

ния осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы,

когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном  избиратель-

ном округе или за кандидатов в количестве, равном числу депутатских

мандатов в многомандатном избирательном округе, по одномандат-

ным и (или) по многомандатным избирательным округам. Вместе с

тем уставами муниципальных  районов и городских округов  может

быть установлено, что  выборы в представительный орган  муници-

пального образования  могут осуществляться на основе пропорцио-

нальной избирательной  системы, когда все депутаты представитель-

ного органа муниципального образования избираются по единому  из-

бирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за

списки кандидатов в  депутаты, выдвинутых избирательными объеди-

нениями.

Выборы могут быть также проведены по пропорционально-

мажоритарной системе, когда часть депутатов представительного  ор-

гана избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным

округам, а другая часть  депутатов избирается по единому  избиратель-

ному округу, пропорционально  числу голосов, поданных за списки

кандидатов в депутаты. Конкретное число депутатов, избираемых по

единому избирательному округу, устанавливается уставом  муници-

пального образования.

Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах

мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избира-

тельная система используется лишь в отдельных муниципальных  об-

разованиях.

Важная роль в определении  избирательной системы на муници-

пальных выборах принадлежит  субъектам Федерации. Так, согласно

Закону Красноярского края от 2 октября 2003 г. «О выборах в органы

местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря

2004 г.) выборы в представительный  орган местного самоуправления

осуществляются на основе избирательной системы, тип которой  уста-

навливается уставом муниципального образования: мажоритарной —

по одномандатным избирательным  округам, одному или нескольким

61

многомандатным избирательным  округам, образуемым на территории

муниципального образования  на основе единой нормы представитель-

ства; пропорционально-мажоритарной — когда часть депутатов пред-

ставительного органа избирается по спискам избирательных объеди-

нений. В случае, если уставом муниципального образования  ко дню

назначения выборов  в органы местного самоуправления тип  избира-

тельной системы не определен, выборы проводятся на основе той из-

бирательной системы, которая  применялась на предыдущих выборах  в

соответствующий орган  местного самоуправления. Таким образом, и

Красноярском крае при  проведении муниципальных выборов  допус-

кается использование и мажоритарной, и пропорционально-

мажоритарной (смешанной) избирательных систем.

В некоторых муниципальных  образованиях применяется ротация

депутатов представительного органа местного самоуправления. Так,

например, Устав города Твери закрепляет, что депутат Тверской го-

родской думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два

года (по четным годам) проводятся выборы не менее 16 депутатов на

установленный срок (городская дума состоит из 33 депутатов; она

правомочна в составе  не менее 22 депутатов).__


Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления