Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
ключением случая, установленного п. 6 и 9 ст. 81' рассматриваемого
Закона. Норма об изменении (продлении или сокращении) установ-
ленного уставом муниципального образования срока, на который из-
бираются органы и должностные лица местного самоуправления, и
(или) срока полномочий
органа местного
ного лица местного самоуправления может применяться только к ор-
ганам и должностным лицам, избранным на муниципальных выборах,
назначенных после вступления в силу такой нормы.
Если срок полномочий действующих органов, выборных лиц мест-
ного самоуправления истекает в период действия чрезвычайного или
военного положения, то указанные органы и должностные лица ис-
полняют свои полномочия до прекращения действия чрезвычайного
или военного положения и избрания нового состава указанных орга-
нов и должностных лиц.
Днем голосования на выборах в органы местного самоуправления
являются второе воскресенье марта или в случаях, предусмотренных
рассматриваемым Законом, второе воскресенье октября года, в кото-
ром истекают сроки полномочий
указанных органов или
указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных Зако-
ном.
В случае досрочного прекращения полномочий органов местного
самоуправления, депутатов, влекущего за собой неправомочность ор-
гана, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем че-
рез шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномо-
чий.
57
Если уполномоченный на то орган не назначит муниципальные
выборы в установленные законом сроки, а также если уполномочен-
ный на то орган отсутствует, выборы назначаются соответствующей
избирательной комиссией.
Если указанная комиссия не назначит в установленный законом
срок муниципальные выборы либо если такая избирательная комиссия
отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотрен-
ном законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям
избирателей, избирательных объединений, органов государственной
власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет по-
рядок выборов депутатов представительных органов местного само-
управления и выборных должностных лиц местного самоуправления в
соответствии с рамочным Федеральным законом. Данные дела рас-
сматриваются судом в течение 10 дней со дня получения заявления
прокурора или жалобы.
8. Судебная защита избирательных прав и свобод участников
муниципальных выборов, гарантируемая Конституцией РФ, рамоч-
ным Федеральным законом, другими федеральными законами, при-
звана обеспечить легитимный, публичный и демократический харак-
тер муниципальных выборов. Участникам муниципальных выборов
обеспечивается реальная возможность обжаловать официальные итоги
голосования, результаты выборов, нарушения избирательных прав и
свобод граждан в судебные и иные органы в порядке и сроки, преду-
смотренные законом, международными обязательствами Российской
Федерации.
§ 4. Избирательные системы, используемые
при проведении муниципальных выборов
В самом общем виде под избирательной системой в данном кон-
тексте понимается способ установления результатов голосования на
муниципальных выборах (определения кандидатов, признанных из-
бранными), в зависимости от которого различают мажоритарную из-
бирательную систему и пропорциональную избирательную систему.
Мажоритарная избирательная система основана на принципе
большинства: избранным считается тот кандидат, который набрал
58
установленное законом
большинство голосов избирателе
мости от того, какое большинство голосов избирателей требуется для
избрания по закону, различают: а) мажоритарную избирательную си-
стему абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное
большинство голосов избирателей, т. е. более их половины); б) мажо-
ритарную избирательную систему относительного большинства (для
избрания требуется получить относительное большинство голосов
избирателей, т. е. больше, чем другие кандидаты).
В основе пропорциональной избирательной системы лежит
принцип распределения депутатских мандатов между списками кан-
дидатов в депутаты пропорционально набранным голосам.
Кроме того, возможно использование смешанной избирательной
системы: пропорционально-мажоритарной.
Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и не-
достатки, которые достаточно основательно проанализиронаны в
юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муни-
ципальных образованиях различного вида, отличающихся не только
своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью
населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться
различные виды избирательных систем.
С учетом указанного рамочный Федеральный закон предполагает
возможность использования при проведении выборов депутатов пред-
ставительных органов как мажоритарной избирательной системы (по
одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам),
так и пропорциональной избирательной системы (по единому избира-
тельному округу). Не исключается данным Законом и возможность
применения на муниципальных выборах смешанной (пропорциональ-
но-мажоритарной) избирательной системы.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации 2003 г. устанавливает, что законом субъек-
та РФ определяются виды избирательных систем, которые могут
применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок
их применения. Конкретная избирательная система, используемая при
проведении муниципальных
выборов в муниципальном
определяется уставом муниципального образования. При этом зако-
ном субъекта РФ могут быть определены условия применения видов
59
избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости
от численности избирателей в муниципальном образовании, вида му-
ниципального образования и других обстоятельств. Под избиратель-
ной системой указанный Закон понимает условия признания кан-
дидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допу-
щенными к распределению депутатских мандатов, а также поря-
док
распределения депутатских
датов и внутри списков кандидатов (ст. 23).
Так, в соответствии с Законом Калужской области от 23 декабря
2003 г. «О выборах
в органы местного
Калужской области» (в ред. от 4 октября 2004 г.) в Калужской области
при проведении муниципальных выборов могут применяться:
а) мажоритарная система относительного большинства — при про-
ведении выборов выборного должностного лица местного самоуправ-
ления. В этом случае выборы проводятся по единому избирательному
округу, включающему в себя всю территорию муниципального обра-
зования. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее
число голосов избирателей,
принявших участие в
сительно любого другого кандидата, но при условии, что это число не
менее числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
б) мажоритарная система относительного большинства — при про-
ведении выборов депутатов представительного органа местного само-
управления. Выборы проводятся по одномандатным или многоман-
датным избирательным округам, образуемым на территории муници-
пального образования.
Избранным в одномандатном
ся кандидат, получивший наибольшее число голосов относительно
любого другого кандидата в этом округе, но при условии, что это чис-
ло не менее числа голосов избирателей, поданных против всех канди-
датов. Избранными депутатами в многомандатном округе признаются
кандидаты соответственно количеству мандатов в округе, получившие
наибольшее число голосов относительно других кандидатов в этом
округе, но при условии, что число голосов избирателей, поданных за
каждого из них, не менее числа голосов избирателей, поданных про-
тив всех кандидатов (ст. 3).
Законом Томской области от 14 февраля 2005 г. «О муниципаль-
ных выборах в Томской области» (в ред. от 8 июня 2005 г.) вопрос об
60
избирательных системах, которые могут применяться на выборах
представительного органа, решается иначе. Согласно ст. 2 указанного
Закона выборы в представительный орган муниципального образова-
ния осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы,
когда гражданин голосует за кандидата в одномандатном избиратель-
ном округе или за кандидатов в количестве, равном числу депутатских
мандатов в многомандатном избирательном округе, по одномандат-
ным и (или) по многомандатным избирательным округам. Вместе с
тем уставами муниципальных районов и городских округов может
быть установлено, что выборы в представительный орган муници-
пального образования могут осуществляться на основе пропорцио-
нальной избирательной системы, когда все депутаты представитель-
ного органа муниципального образования избираются по единому из-
бирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за
списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объеди-
нениями.
Выборы могут быть также проведены по пропорционально-
мажоритарной системе,
когда часть депутатов
гана избирается по одномандатным (многомандатным) избирательным
округам, а другая часть депутатов избирается по единому избиратель-
ному округу, пропорционально числу голосов, поданных за списки
кандидатов в депутаты. Конкретное число депутатов, избираемых по
единому избирательному округу, устанавливается уставом муници-
пального образования.
Муниципальные образования, как правило, применяют на выборах
мажоритарную избирательную систему. Пропорциональная избира-
тельная система используется лишь в отдельных муниципальных об-
разованиях.
Важная роль в определении избирательной системы на муници-
пальных выборах принадлежит субъектам Федерации. Так, согласно
Закону Красноярского края от 2 октября 2003 г. «О выборах в органы
местного самоуправления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря
2004 г.) выборы в представительный орган местного самоуправления
осуществляются на основе избирательной системы, тип которой уста-
навливается уставом муниципального образования: мажоритарной —
по одномандатным
61
многомандатным избирательным округам, образуемым на территории
муниципального образования на основе единой нормы представитель-
ства; пропорционально-мажоритарной — когда часть депутатов пред-
ставительного органа избирается по спискам избирательных объеди-
нений. В случае, если уставом муниципального образования ко дню
назначения выборов в органы местного самоуправления тип избира-
тельной системы не определен, выборы проводятся на основе той из-
бирательной системы, которая применялась на предыдущих выборах в
соответствующий орган местного самоуправления. Таким образом, и
Красноярском крае при проведении муниципальных выборов допус-
кается использование и мажоритарной, и пропорционально-
мажоритарной (смешанной) избирательных систем.
В некоторых муниципальных образованиях применяется ротация
депутатов представительного органа местного самоуправления. Так,
например, Устав города Твери закрепляет, что депутат Тверской го-
родской думы избирается сроком на четыре года. Через каждые два
года (по четным годам) проводятся выборы не менее 16 депутатов на
установленный срок (городская дума состоит из 33 депутатов; она
правомочна в составе не менее 22 депутатов).__
Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления