Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат

Описание работы

Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

пального образования, об избирательных системах, применяемых на

муниципальных выборах, об организации и проведении выборов  ор-

ганов и должностных  лиц местного самоуправления во вновь  образо-

ванных муниципальных  образованиях и др.

Важную роль в обеспечении  единообразного применения рамочно-

го Федерального закона играет ЦИК России, которая в пределах своей

компетенции издает соответствующие  инструкции, обязательные для

исполнения. Указанный  Закон предусматривает возможность  голосо-

45

вания избирателей по почте на муниципальных выборах в соответ-

ствии с законом субъекта РФ. Порядок голосования в этом случае

определяется федеральным  законом, однако до урегулирования дан-

ного вопроса порядок  голосования по почте определяется ЦИК

России (ст. 64). Центральная  избирательная комиссия РФ определяет

порядок электронного голосования, возможность которого преду-

смотрена Законом (ст. 64). Обобщая избирательную практику, ЦИК

России разрабатывает  предложения, направленные на совершенство-

вание правового регулирования  выборов (в том числе и муниципаль-

ных).

Для совершенствования  избирательного законодательства, регули-

рующего муниципальные  выборы, важное значение имеет судебная

практика по вопросам избирательного права, включая практику Кон-

ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

3. Субъекты РФ на основе федерального законодательства

принимают собственные законодательные акты, регулирующие

порядок проведения муниципальных выборов. Необходимо отме-

тить, что на федеральном  уровне за последние годы значительно  уве-

личен объем правового  регулирования гарантий организации и прове-

дения выборов, включая  и муниципальные. Кроме того, федеральное

законодательство о  местном самоуправлении устанавливает  дополни-

тельные гарантии самостоятельности  муниципальных образований в

решении вопросов их ведения, включая и некоторые вопросы, отно-

сящиеся к организации  муниципальных выборов. Все это  не могло не

отразиться на развитии законодательства субъектов РФ о  муници-

пальных выборах: нередко  законы субъектов РФ о выборах  органов и

должностных лиц местного самоуправления в значительной мере, по

сути, дублируют то, что  уже урегулировано на федеральном  уровне.

Практика правового  регулирования выборов субъектами Россий-

ской Федерации показывает, что в одних случаях субъекты Россий-

ской Федерации принимают один закон о муниципальных выборах, в

котором определяется порядок  проведения выборов депутатов пред-

ставительных органов  местного самоуправления, глав муниципальных

образований и иных выборных должностных лиц местного само-

управления. Так, например, в Томской области принят Закон от 14

февраля 2005 г. «О муниципальных  выборах в Томской области» (в

46

ред. от 8 июня 2005 г.)1. Соответствующий Закон Красноярского края

от 2 октября 2003 г. называется «О выборах в органы местного само-

управления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.). В

Ленинградской области  принят Закон от 13 мая 2005 г. «О выборах

депутатов представительных органов муниципальных образований  и

должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской  обла-

сти». Подобная практика характерна для целого ряда субъектов РФ.

Вместе с тем в других случаях субъектами РФ принимаются от-

дельные законы: а) о выборах  депутатов представительных органов

местного самоуправления; б) о выборах глав муниципальных  образо-

ваний и других выборных должностных лиц местного самоуправле-

ния. Так, в Нижегородской  области приняты два закона: от 26 июля

2004 г. «О выборах  депутатов представительных органов  муници-

пальных образований  в Нижегородской области» (в ред. от 11 октября

2004 г.) и от 29 июля 2004 г. «О выборах глав муниципальных образо-

ваний в Нижегородской  области» (в ред. от 9 сентября 2004 г.).

При этом обращает на себя внимание тот факт, что название при-

нимаемых субъектами РФ законов содержит чаще всего указание

лишь на выборы представительных органов и глав муниципальных

образований, хотя уставами муниципальных образований могут  быть

предусмотрены выборы иных органов и должностных лиц  местного

самоуправления. В связи  с этим представляется, что более  правильно,

когда в названии законов  субъектов РФ о выборах в органы местного

самоуправления__упоминаются  не только представительные органы и

главы муниципальных  образований, но и иные выборные органы и

должностные лица местного самоуправления (например, Закон Са-

марской области от 10 декабря 2003 г. «О выборах главы муници-

пального образования, другого выборного должностного лица местно-

го самоуправления» (в  ред. от 11 марта 2005 г.)). Возможно и другое

решение этого вопроса: название закона может носить общий  харак-

тер («О муниципальных  выборах» или др.), охватывая тем самым вы-

боры всех выборных органов  и лиц местного самоуправления, преду-

смотренных уставом  муниципального образования, но при  этом в за-

коне следует конкретизировать предмет его регулирования. В  каче-

стве примера можно  привести Закон Иркутской области от 11 декабря

2003 г. «О муниципальных  выборах в Иркутской области» (в ред. от

47

31 марта 2005 г.), в котором  установлено, что данный Закон  определя-

ет порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных  вы-

боров, под которыми понимаются выборы депутатов (членов) пред-

ставительных или иных выборных органов местного самоуправления

либо глав муниципальных  образований или иных выборных долж-

ностных лиц местного самоуправления.

Вместе с тем есть субъекты Федерации, которые пошли по пути

кодификации избирательного законодательства, принимая избира-

тельный кодекс, в котором  регулируются порядок проведения выбо-

ров органов государственной  власти и местного самоуправления (г.

Москва), а также порядок  проведения регионального и местного ре-

ферендумов, отзыва депутатов  разного уровня (Алтайский край, Бел-

городская область, Воронежская  область и др.).

Однако надо заметить, что в избирательных кодексах субъектов

РФ, предусматривающих  специальные главы о выборах  органов мест-

ного самоуправления, также чаще всего упоминаются  лишь выборы

депутатов представительных органов и глав муниципальных  образо-

ваний (например, в Избирательном  кодексе Владимирской области,

Избирательном кодексе  Амурской области и др.) и не говорится  о вы-

борах иных выборных органов  и должностных лиц местного само-

управления. Поэтому в  указанных законах следовало  бы установить,

что положения о выборах  представительных органов и глав муници-

пальных образований  применяются также при проведении выборов

непосредственно населением иных выборных органов и должностных

лиц местного самоуправления.

В законах некоторых  субъектов РФ, посвященных муниципальным

выборам, в ряде случаев  устанавливается не только порядок  избрания

глав муниципальных  образований непосредственно населением, но и

порядок выборов глав муниципальных образований представитель-

ными органами из своего состава, что не может быть предметом  зако-

на о муниципальных  выборах, проводимых на основе всеобщего  рав-

ного и прямого избирательного права при тайном голосовании (по-

добные положения содержат Избирательный кодекс Курской области,

Закон Оренбургской области  от 12 мая 2004 г. «О выборах глав муни-

ципальных образований  и других должностных лиц местного само-

управления в Оренбургской области» (в ред. от 25 мая 2005 г.)).

48

При правовом регулировании  муниципальных выборов субъекты

РФ должны соблюдать  гарантированные федеральным законодатель-

ством права населения  муниципальных образований самостоятельно

определять не только структуру органов местного самоуправления, но

и способ формирования органов  местного самоуправления, включая

избрание главы муниципального образования, иных выборных долж-

ностных лиц местного самоуправления на муниципальных выборах

или представительным органом  муниципального образования; перио-

дичность выборов муниципальных  органов (срок их полномочий);

численный состав представительных органов местного самоуправле-

ния и др.

В некоторых субъектах  РФ принимаются законы, определяющие в

развитие федерального законодательства статус, порядок формирова-

ния и деятельности избирательных  комиссий (например, Закон Крас-

нодарского края от 8 апреля 2003 г. «О системе избирательных комис-

сий, комиссий референдума  в Краснодарском крае» (в ред. от 21 де-

кабря 2004 г.), Закон Новосибирской области от 1 декабря 2003 г. «Об

избирательных комиссиях  в Новосибирской области» (в ред. от 17 де-

кабря 2004 г.) и т. д.).

Осуществляемая в настоящее  время реформа местного самоуправ-

ления, предусматривающая  выборы органов местного самоуправления

вновь образованных муниципальных образований, реализацию иных

переходных положений  нового Закона об общих принципах  организа-

ции местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., каса-

ющихся формирования новой организационно-территориальной

структуры местного самоуправления, послужила основой для приня-

тия субъектам ми РФ законов, обеспечивающих проведение соответ-

ствующих муниципальных  выборов в соответствии с установленными

указанным Законом, а  также федеральным избирательным  законода-

тельством требованиями.

Так, Законом Смоленской области от 24 марта 2005 г. «Об отдель-

ных вопросах обеспечения  подготовки и проведения в 2005 году вы-

боров в органы местного самоуправления вновь образованных муни-

ципальных образований  Смоленской области» регулируются вопросы

порядка: а) осуществления  соответствующими территориальными из-

бирательными комиссиями (далее — ТИК) полномочий избиратель-

49

ных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений;

б) утверждения схемы  избирательных округов для проведения выбо-

ров во вновь образованных городских и сельских поселениях; в) фи-

нансового обеспечения  подготовки и проведения выборов  в указанных

муниципальных образованиях.

В связи с необходимостью обеспечить проведение выборов в  орга-

ны местного самоуправления в условиях реформирования системы

местного самоуправления законами субъектов РФ регулируются так-

же вопросы:

1) о порядке избрания  глав вновь образованных муниципальных

образований на первый срок их полномочий и статусе указанной

должности в структуре органов местного самоуправления;

2) об установлении  численности депутатов представительных  ор-

ганов первого созыва вновь образованных муниципальных  образова-

ний, сроков их полномочий, а также сроков полномочий глав этих му-

ниципальных образований;

3) о назначении даты выборов депутатов в представительные орга-

ны местного самоуправления первого созыва городских, сельских по-

селений, входящих в состав муниципальных районов;

4) о сокращении срока  полномочий отдельных глав муниципаль-

ных образований в  целях совмещения дня голосования на выборах в

органы местного самоуправления с днем голосования на выборах  в

органы местного самоуправления вновь образованных муниципаль-

ных образований (Еврейская  автономная область, Курская область  и

др.).

4. Согласно  рамочному Федеральному закону выборы в органы

местного  самоуправления проводятся в соответствии с Конститу-

цией  РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и

законами  субъектов РФ, а также уставами муниципальных обра-

зований. Как уже отмечалось, в уставе муниципального образования

определяются органы и должностные лица местного самоуправления,

которые избираются населением на муниципальных выборах, срок

полномочий представительного  органа муниципального образования,

депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления,

выборных должностных  лиц местного самоуправления.

В соответствии с законом  субъекта РФ уставом муниципального

50

образования определяется избирательная система, которая  применяет-

ся в муниципальном  образовании, а также регулируются иные вопро-

сы, связанные с организацией и проведением муниципальных  выбо-

ров.

Так, Устав города Красноярска  устанавливает, что выборы депута-

тов городского Совета проводятся на основе смешанной пропорцио-

нально-мажоритарной системы, при этом 18 депутатов избираются на

основе единой нормы  представительства, а 17 депутатов —  на основе

пропорциональной системы  представительства по единому общего-

родскому избирательному округу. Согласно Уставу городского округа

города Волжского Волгоградской  области депутаты Волжской город-

ской думы избираются по единому избирательному округу пропорци-

онально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты,

выдвинутые избирательными объединениями.

§ 3. Основные принципы организации и проведения

муниципальных выборов

Муниципальные выборы, как  и выборы государственных органов

Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления