Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Муниципальные выборы, так же как и выборы органов государственной власти, обеспечивают легитимацию власти в обществе: суверенная воля народа, выраженная на выборах, определяет, в конечном счете, легитимность властных полномочий всех органов публичной власти в государстве. Легитимация власти либо исходит непосредственно от народа, который избирает органы публичной власти, либо восходит к нему, когда органы, избранные на выборах, формируют иные публично-властные структуры, необходимые для осуществления государственной власти и местного самоуправления.
пального образования, об избирательных системах, применяемых на
муниципальных выборах, об организации и проведении выборов ор-
ганов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образо-
ванных муниципальных образованиях и др.
Важную роль в обеспечении единообразного применения рамочно-
го Федерального закона играет ЦИК России, которая в пределах своей
компетенции издает соответствующие инструкции, обязательные для
исполнения. Указанный
Закон предусматривает
45
вания избирателей по почте на муниципальных выборах в соответ-
ствии с законом субъекта РФ. Порядок голосования в этом случае
определяется федеральным законом, однако до урегулирования дан-
ного вопроса порядок голосования по почте определяется ЦИК
России (ст. 64). Центральная избирательная комиссия РФ определяет
порядок электронного голосования, возможность которого преду-
смотрена Законом (ст.
64). Обобщая избирательную
России разрабатывает предложения, направленные на совершенство-
вание правового регулирования выборов (в том числе и муниципаль-
ных).
Для совершенствования избирательного законодательства, регули-
рующего муниципальные выборы, важное значение имеет судебная
практика по вопросам избирательного права, включая практику Кон-
ституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.
3. Субъекты РФ на основе федерального законодательства
принимают
собственные законодательные
порядок проведения муниципальных выборов. Необходимо отме-
тить, что на федеральном уровне за последние годы значительно уве-
личен объем правового регулирования гарантий организации и прове-
дения выборов, включая и муниципальные. Кроме того, федеральное
законодательство о местном самоуправлении устанавливает дополни-
тельные гарантии самостоятельности муниципальных образований в
решении вопросов их ведения, включая и некоторые вопросы, отно-
сящиеся к организации муниципальных выборов. Все это не могло не
отразиться на развитии законодательства субъектов РФ о муници-
пальных выборах: нередко законы субъектов РФ о выборах органов и
должностных лиц местного самоуправления в значительной мере, по
сути, дублируют то, что уже урегулировано на федеральном уровне.
Практика правового
регулирования выборов
ской Федерации показывает, что в одних случаях субъекты Россий-
ской Федерации принимают один закон о муниципальных выборах, в
котором определяется порядок проведения выборов депутатов пред-
ставительных органов местного самоуправления, глав муниципальных
образований и иных выборных должностных лиц местного само-
управления. Так, например, в Томской области принят Закон от 14
февраля 2005 г. «О муниципальных выборах в Томской области» (в
46
ред. от 8 июня 2005 г.)1. Соответствующий Закон Красноярского края
от 2 октября 2003 г. называется «О выборах в органы местного само-
управления в Красноярском крае» (в ред. от 17 декабря 2004 г.). В
Ленинградской области принят Закон от 13 мая 2005 г. «О выборах
депутатов представительных
органов муниципальных
должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской обла-
сти». Подобная практика характерна для целого ряда субъектов РФ.
Вместе с тем в других случаях субъектами РФ принимаются от-
дельные законы: а) о выборах депутатов представительных органов
местного самоуправления; б) о выборах глав муниципальных образо-
ваний и других выборных должностных лиц местного самоуправле-
ния. Так, в Нижегородской области приняты два закона: от 26 июля
2004 г. «О выборах
депутатов представительных
пальных образований в Нижегородской области» (в ред. от 11 октября
2004 г.) и от 29 июля 2004 г. «О выборах глав муниципальных образо-
ваний в Нижегородской области» (в ред. от 9 сентября 2004 г.).
При этом обращает на себя внимание тот факт, что название при-
нимаемых субъектами РФ законов содержит чаще всего указание
лишь на выборы представительных органов и глав муниципальных
образований, хотя уставами
муниципальных образований
предусмотрены выборы иных органов и должностных лиц местного
самоуправления. В связи с этим представляется, что более правильно,
когда в названии законов субъектов РФ о выборах в органы местного
самоуправления__упоминаются не только представительные органы и
главы муниципальных образований, но и иные выборные органы и
должностные лица местного самоуправления (например, Закон Са-
марской области от 10 декабря 2003 г. «О выборах главы муници-
пального образования, другого выборного должностного лица местно-
го самоуправления» (в ред. от 11 марта 2005 г.)). Возможно и другое
решение этого вопроса: название закона может носить общий харак-
тер («О муниципальных выборах» или др.), охватывая тем самым вы-
боры всех выборных органов и лиц местного самоуправления, преду-
смотренных уставом муниципального образования, но при этом в за-
коне следует конкретизировать предмет его регулирования. В каче-
стве примера можно привести Закон Иркутской области от 11 декабря
2003 г. «О муниципальных выборах в Иркутской области» (в ред. от
47
31 марта 2005 г.), в котором установлено, что данный Закон определя-
ет порядок назначения, подготовки и проведения муниципальных вы-
боров, под которыми понимаются выборы депутатов (членов) пред-
ставительных или иных выборных органов местного самоуправления
либо глав муниципальных образований или иных выборных долж-
ностных лиц местного самоуправления.
Вместе с тем есть субъекты Федерации, которые пошли по пути
кодификации избирательного законодательства, принимая избира-
тельный кодекс, в котором регулируются порядок проведения выбо-
ров органов государственной власти и местного самоуправления (г.
Москва), а также порядок проведения регионального и местного ре-
ферендумов, отзыва депутатов разного уровня (Алтайский край, Бел-
городская область, Воронежская область и др.).
Однако надо заметить, что в избирательных кодексах субъектов
РФ, предусматривающих специальные главы о выборах органов мест-
ного самоуправления, также чаще всего упоминаются лишь выборы
депутатов представительных органов и глав муниципальных образо-
ваний (например, в Избирательном кодексе Владимирской области,
Избирательном кодексе Амурской области и др.) и не говорится о вы-
борах иных выборных органов и должностных лиц местного само-
управления. Поэтому в указанных законах следовало бы установить,
что положения о выборах представительных органов и глав муници-
пальных образований
применяются также при
непосредственно населением иных выборных органов и должностных
лиц местного самоуправления.
В законах некоторых субъектов РФ, посвященных муниципальным
выборам, в ряде случаев устанавливается не только порядок избрания
глав муниципальных образований непосредственно населением, но и
порядок выборов глав
муниципальных образований
ными органами из своего состава, что не может быть предметом зако-
на о муниципальных выборах, проводимых на основе всеобщего рав-
ного и прямого избирательного права при тайном голосовании (по-
добные положения содержат Избирательный кодекс Курской области,
Закон Оренбургской области от 12 мая 2004 г. «О выборах глав муни-
ципальных образований и других должностных лиц местного само-
управления в Оренбургской области» (в ред. от 25 мая 2005 г.)).
48
При правовом регулировании муниципальных выборов субъекты
РФ должны соблюдать
гарантированные федеральным
ством права населения
муниципальных образований
определять не только структуру органов местного самоуправления, но
и способ формирования органов местного самоуправления, включая
избрание главы муниципального образования, иных выборных долж-
ностных лиц местного самоуправления на муниципальных выборах
или представительным органом муниципального образования; перио-
дичность выборов
численный состав представительных органов местного самоуправле-
ния и др.
В некоторых субъектах РФ принимаются законы, определяющие в
развитие федерального законодательства статус, порядок формирова-
ния и деятельности избирательных комиссий (например, Закон Крас-
нодарского края от 8 апреля 2003 г. «О системе избирательных комис-
сий, комиссий референдума в Краснодарском крае» (в ред. от 21 де-
кабря 2004 г.), Закон Новосибирской области от 1 декабря 2003 г. «Об
избирательных комиссиях в Новосибирской области» (в ред. от 17 де-
кабря 2004 г.) и т. д.).
Осуществляемая в настоящее время реформа местного самоуправ-
ления, предусматривающая выборы органов местного самоуправления
вновь образованных муниципальных образований, реализацию иных
переходных положений нового Закона об общих принципах организа-
ции местного самоуправления в Российской Федерации 2003 г., каса-
ющихся формирования
новой организационно-
структуры местного самоуправления, послужила основой для приня-
тия субъектам ми РФ законов, обеспечивающих проведение соответ-
ствующих муниципальных выборов в соответствии с установленными
указанным Законом, а
также федеральным
тельством требованиями.
Так, Законом Смоленской области от 24 марта 2005 г. «Об отдель-
ных вопросах обеспечения подготовки и проведения в 2005 году вы-
боров в органы местного самоуправления вновь образованных муни-
ципальных образований Смоленской области» регулируются вопросы
порядка: а) осуществления соответствующими территориальными из-
бирательными комиссиями (далее — ТИК) полномочий избиратель-
49
ных комиссий вновь образованных городских и сельских поселений;
б) утверждения схемы
избирательных округов для
ров во вновь образованных городских и сельских поселениях; в) фи-
нансового обеспечения подготовки и проведения выборов в указанных
муниципальных образованиях.
В связи с необходимостью обеспечить проведение выборов в орга-
ны местного самоуправления в условиях реформирования системы
местного самоуправления законами субъектов РФ регулируются так-
же вопросы:
1) о порядке избрания
глав вновь образованных
образований на первый срок их полномочий и статусе указанной
должности в структуре органов местного самоуправления;
2) об установлении
численности депутатов
ганов первого созыва вновь образованных муниципальных образова-
ний, сроков их полномочий, а также сроков полномочий глав этих му-
ниципальных образований;
3) о назначении даты выборов депутатов в представительные орга-
ны местного самоуправления первого созыва городских, сельских по-
селений, входящих в состав муниципальных районов;
4) о сокращении срока
полномочий отдельных глав
ных образований в целях совмещения дня голосования на выборах в
органы местного самоуправления с днем голосования на выборах в
органы местного самоуправления вновь образованных муниципаль-
ных образований (Еврейская автономная область, Курская область и
др.).
4. Согласно рамочному Федеральному закону выборы в органы
местного самоуправления проводятся в соответствии с Конститу-
цией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и
законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных обра-
зований. Как уже отмечалось, в уставе муниципального образования
определяются органы и должностные лица местного самоуправления,
которые избираются населением на муниципальных выборах, срок
полномочий представительного органа муниципального образования,
депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления,
выборных должностных лиц местного самоуправления.
В соответствии с законом субъекта РФ уставом муниципального
50
образования определяется избирательная система, которая применяет-
ся в муниципальном образовании, а также регулируются иные вопро-
сы, связанные с организацией и проведением муниципальных выбо-
ров.
Так, Устав города Красноярска устанавливает, что выборы депута-
тов городского Совета проводятся на основе смешанной пропорцио-
нально-мажоритарной системы, при этом 18 депутатов избираются на
основе единой нормы представительства, а 17 депутатов — на основе
пропорциональной системы представительства по единому общего-
родскому избирательному округу. Согласно Уставу городского округа
города Волжского
ской думы избираются по единому избирательному округу пропорци-
онально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты,
выдвинутые избирательными объединениями.
§ 3. Основные принципы организации и проведения
муниципальных выборов
Муниципальные выборы, как и выборы государственных органов
Информация о работе Муниципальные выборы в системе местного самоуправления