Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:00, реферат
Задачи и функции гос. управления реализуются в конкр. действиях органов гос. управления и должн. лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.
Форма государственного управления – внешнее практическое выражение управленческой деят-ти (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определённые последствия получило наименование форм этой деятельностити. Формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача.
Тюменская
Государственная
Институт
Экономики и Финансов
Основные
понятия и диалектика управления
Тюмень, 2011
Понятия и сущность форм государственного управления
Задачи и функции гос. управления реализуются в конкр. действиях органов гос. управления и должн. лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.
Форма гос. упр – Внешнее практическое выражение управленческой деят-ти (т.е. ф-ций) в конкретных действиях, совершаемых органом гос. управления (должн. лицом) в пределах компетенции и вызывающее определённые последствия получило наименование форм этой деят-ти. Формы управленческой деят-ти выражают, по существу, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная ф-ция управления, решается данная управленческая задача.
Формы управленческой деят-ти многообразны. Это разнообразие, однако, вовсе не свидетельствует о том, что каждый орган гос. управления полностью самостоятелен в выборе способа своих действий. Как правило, формы деят. регламентируются адм.-правовыми нормами (напр., в положениях об отдельных органах гос. управления, должностных инструкциях). Вместе с тем, общая регламентация форм управленческой деят-ти не создает препятствий для свободного выбора самим органом управления той из установленных форм, кот. в данной ситуации представляется наиболее целесообразной и эффективной. При этом выбор конкретных форм управленческой деят-ти подчинен опред. закономерностям. Так, форма должна соответствовать хар-ру данной ф-ции управления, содержанию и хар-ру разрешаемых управленческих вопросов, особенностям конкретного объекта управления, наконец, целям данного воздействия (надобность в прямых юрид. последствиях или их отсутствие и т. п.). В науке админ-го права наиб. распространена классиф-ция форм управленческой деят-ти по следующим группам:
издание правовых актов – нормативных и индивид. (принятие решений);
совершение иных юрид. значимых действий;
проведение непосредственно организационных мероприятий;
осуществление
материально—технических
В издании правовых актов в наиб. степени проявляется гос. властный характер управления. Осуществляя эту форму управления на основе и во исполнение закона, органы управления практически реализуют свою компетенцию. Совершение иных юрид. значимых действий также является правовой формой управленческой деятельности. Они осуществляются при наступлении соотв. условий, указанных в правовой норме, без принятия индивид. актов. Проведение непосредственно организационных мероприятий относится к неправовым формам управленческой деят-ти и включает; инспектирование, изучение и распространение передового опыта, разъяснение содержания и целей законов и иных правовых актов, подготовку и рассылку информац. материалов, обзоров, писем и т. д. Матер.-технические операции имеют исключительно вспомогательное значение.
«Система гос. управления»
1.Гос. управление как наука: принципы и категории. Особенности гос. устройства России как федеральной системы.
Гос. управление как наука: принципы и категории. Особенности гос. устройства России как федеральной системы.
Гос. управление как наука: принципы исследования, категориальный аппарат.
Система гос. управления представляет собой научную дисциплину. Конкретным субъектом гос. управления является соотв-щий орган, должностное лицо гос-ва или МСУ. Существует огромное разнообразие органов гос-ва (от парламента до местного отдела МВД) и должностных лиц (от президента до начальника паспортного стола местного отделения милиции)
Объект
гос. и муниц. управления — это обществ.
отношения соц., национальных и иных общностей
людей, поведение общественных объединений,
организаций, юрид. лиц, поведение отдельных
граждан, приобретающее обществ. значение
особого рода соц. Деят-ть по целенаправленному
использованию на основе закона и иных
правовых актов публичной власти особой
группой людей (органов, должностных лиц),
осуществляемая на профессиональных началах.
Содержание понятий:
«государственная власть» - способность и возможность оказывать определяющее воздействие на людей с помощью политического господства, системы спец. органов и других средств
«государственное управление» - деятельность государства по практической реализации законов общественного развития, организации обществ. отношений в целях обеспечения гос. интересов и проводимой гос-вом политики
«формы
гос. устройства» - по происхождению, источнику
власти различают народовластие
и теократию. Народовластие осуществляется
народом непосредственно или через выборные
органы. Теократия подразумевает божественное
происхождение власти. Определяющим в
гос. устройстве выступает принадлежность
верховной власти. Если она передана отдельному
лицу, то гос-во квалифицируется как монархия,
части, элите общества - как аристократия,
всему народу – как демократическая республика,
«формы гос. правления» :
1)монархия,
2)республика – харак-ся принадлежностью высшей гос. власти представительному органу; выборностью главы гос-ва населением или спец. избирательной коллегией. Различают парламентскую и президентскую республику;
3)Теократическое правление означает, что полит. власть принадлежит духовенству, глава гос-ва является одновременно религиозным главой (страны Востока)
4)Демократия - возможна при любом гос. устройстве. О демократии судят чаще всего по полит. правам человека, наличию свободы слова, кол-ву партий, избирательных блоков.
Антиподом демократии является тоталитаризм, харак-ся полным контролем гос-ва над всеми сферами жизни общества.
Россия - демократическое гос-во с республиканской формой правления.
«децентрализация» - система управления, основанная на передаче местным органам некоторых функций центральных органов
«деконцентрация» - процесс демократизации, заключающийся в передаче ряда функций центральных органам нижестоящим органам.
Особенности Российского федерализма: количественное многообразие и качественное своеобразие субъектов РФ:
Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является народ, к-рый осуществляет ее как непосредственно, так и через органы гос. управления и МСУ. Конст-правовой статус России как федеративного гос-ва определяется Конст 1993 г.
Федеративное устройство Российского гос-ва – это его национально-территориальная организация и структура. Федеративное устройство характеризует состав, правовое положение субъектов РФ, их взаимоотношения с гос-вом в целом. По своему устройству РФ – суверенное, целостное, федеративное гос-во, состоящее из равноправных субъектов. В настоящие время в состав РФ входят 83 субъектов: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область (Еврейская) и 10 автономных округов. По своему характеру Россия является не договорной, а конституционно-правовой Федерацией. Поэтому РФ является не союзом гос-в, а единым гос-вом.
Федеративное устройство России базируется на принципах, закрепленных в Конс РФ (ч.З ст.5). Рассмотрим их.
Гос. целостность РФ. Реализация данного принципа означает, что РФ - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное гос-во. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федер, поскольку они были образованы самой Россией в составе единого гос-ва. РФ имеет все признаки гос-ва, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, включающую территории всех субъектов, обеспечивает свой суверенитет и территориальную неприкосновенность. В РФ единая правовая система, в ней гарантируется единство эк. пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг, финансовых средств и т.п.
Единство системы гос. власти. Это единство выражается в наличии единого высшего органа или системы органов, составляющих в совокупности высшую гос. власть. В РФ гос-ная власть реализуется системой, в к-рую входят федеральные госорганы: Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также гос-ные органы всех субъектов Федер.
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и её субъектами. Система органов гос. власти основана не только на принципе разделения власти по горизонтали, т.е. между законодательной, исполнительной и судебной властями, но и по вертикали - разграничение предметов ведения и полномочий различных видов органов РФ и её субъектов. Так, Конституция РФ определяет перечень вопросов, которые полномочны, решать только федеральные органы гос. власти; предметы совместного ведения РФ и её субъектов; закрепляет полноту власти субъектов Федер по вопросам, находящимся вне ведения и вне пределов совместного РФ и её субъектов.
В пределах своей компетенции и Федер, и субъекты Федер принимают правовые акты, решают вопросы гос. и общественной жизни. Споры о компетенции между гос. органами РФ и органами гос. власти её субъектов разрешаются Конституционным Судом РФ.
Равноправие и самоопределение народов РФ. В РФ все народы пользуются одинаковыми правами. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах гос. строительства, в развитии культуры и других областях.
Равноправие субъектов РФ. Это равноправие означает, что все субъекты РФ обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти. Это равноправие проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федер; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенции самой РФ; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федер.
Реальности «ассиметричного» федерализма в РФ
Понятие гос. единство - принцип организации государства, заключающийся в признании гос-ва как единого целого всеми его частями. Гос. единство предполагает отказ от каких либо проявлений сепаратизма, т. е. такой политики в отдельных частях гос-ва, к-рая не учитывает интересов всего гос-ва и противопоставляет им местные интересы. Конст РФ закрепила такие принципы федеративного гос-ва, как единство правового поля (верховенство Конс РФ и федеральных законов, соответствии конституций республик и уставов др. субъектов РФ Конс РФ); незыблемость территориальной целостности гос-ва, недопустимость одностороннего изменения статуса субъектов РФ; единство основ гос. строя; общность эк. пространства (система финансов, налогов и др); равноправие субъектов РФ в отношениях с федеральным центром и между собой.
Территориальная целостность - в правовом смысле территория определяет прежде всего пределы распространения властных полномочий различного уровня и характера. В РФ на одной и той же территории функционируют федеральная власть, власть субъектов РФ, власть МСУ нескольких уровней, что соответственно обусловливает разграничение их полномочий. В соврем. определении понятия «территория» и, в частности, территория РФ необходимо исходить из того, что власть в пределах территории государства осуществ. народ через выборные органы, либо непосредственно (ч.2 ст.З Конс РФ 1993 г.). Следовательно, территория, как признак и часть гос. организации представляет собой пространство, где юридически оформленная в суверенное гос-во общность людей осуществляет свою власть. Конст РФ отражает понятие «территориальная целостность» в положениях ч.З ст.4.: «РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность территорию). Норма об обеспечении РФ целостности и неприкосновенности своей территории посвящена не только внешнеполитическому, межгос-му, но и внутригос-му аспекту суверенитета РФ. Внутригос. аспект выражен в следующих положениях:
Информация о работе Основные понятия и диалектика управления