Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:00, реферат
Задачи и функции гос. управления реализуются в конкр. действиях органов гос. управления и должн. лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.
Форма государственного управления – внешнее практическое выражение управленческой деят-ти (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определённые последствия получило наименование форм этой деятельностити. Формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача.
Следовательно, их можно
Всё больше получают развитие органы, относящиеся к межотраслевым органам гос. управления – Мин-во эк. развития и торговли РФ, Мин-во финансов РФ, Мин-во здравоохранения и соц. развития и др.
Одновременно в структуре федеральных органов исполнительной власти существует ряд органов – федеральных агентств (Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по энергетике и др.), чья управленческая деятельность носит отраслевой характер. При этом следует отметить, что отраслевые предприятия (в основном негосударственные), как правило, имеют достаточную самостоятельность, они не подчиняются и не зависят от вышестоящих органов отраслевого управления.
В системе отраслевого управления в наст. время наметились 2 группы органов:
1)Органы
специализированного
2)Органы
управления укрупнёнными отраслями (Мин-во
транспорта РФ).
Все отрасли управления формируют 3 сферы управления:
* Сфера хоз. деят-ти (эк.), к-рая включает в себя промышленность, с/х, связь, строительство, транспорт, природные ресурсы, финансы, торговлю.
* Соц.-полит. сфера (оборона, безопасность, внутр. дела, иностр. дела, юстиция).
* Соц.-культурная (образование, наука, культура, здравоохр. и соц. защита населения).
Территориальные органы федеральных министерств и ведомств в субъектах Федер — важнейший элемент единой системы федеральной исполн. власти. Основы конст. статуса территориальных органов закреплены в части 1 статьи 78 Конст, в соответствии с которой они создаются в субъектах Федерации по инициативе соответствующего федерального органа исполн. власти. Деятельность территориальных федеральных органов исполн. власти может осуществляться на территории нескольких субъектов Федер, городов, районов (в пределах пограничного, таможенного, военного округа, например) или на территории одного субъекта Федер, города, района. К примеру, существуют областные (краевые, окружные, республиканские) военкоматы, налоговые инспекции.
Однако в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федер нет общих подходов в понимании юрид. природы их деят-ти. До сих пор не урегулирована проблема компетенции территориальных органов, их взаимоотношений с властями субъектов Федер, порядок их создания, реорганизации, ликвидации, назначения и освобождения от должности их руководителей и т.д. Как правило, на федеральном уровне и в субъектах Федер подходы решения этих вопросов не совпадают. От этого страдает эффективность функционирования единой системы федеральной исполн. власти.
Взаимодействие территориальных органов с органами исполн. власти субъектов РФ осуществляется по следующим вопросам:
а) обеспечение конституционных прав граждан;
б) соц.-эк. развитие субъектов РФ, а также совместное выполнение задач, вытекающих из установленных законодательством РФ полномочий органов исполн. власти, реализация федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ и Правительства РФ и соглашениями между федеральными органами исполн. власти и органами исполн. власти субъектов РФ;
в) реализация органами исполн. власти субъектов РФ части полномочий федеральных органов исполн. власти, переданных в соответствии с соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполн. власти субъектов РФ, или реализация федеральными органами исполн. власти части полномочий органов исполн. власти субъектов РФ, переданных в соответствии с указанными соглашениями;
г) управление гос. федеральным имуществом;
д) иные вопросы, требующие учета мнений федеральных органов исполн. власти и органов исполн. власти субъектов РФ в случаях, предусм-ных законодательством РФ и соглашениями между федеральными органами исполн. власти и органами исполн. власти субъектов РФ.
Территориальные органы федеральной исполн. власти осуществляют в порядке и формах, определенных законодательством РФ и соглашениями между федеральными органами исполн. власти и органами исполн. власти субъектов РФ, контроль за реализацией органами исполн. власти субъектов РФ переданных им в установленном порядке полномочий федеральных органов исполн. власти, а также за соблюдением требований, предъявляемых к качеству и доступности гос. услуг, оказываемых организациями. Как правило, федеральными Мин-вами создаются региональные и межрегиональные территориальные органы, обеспечивающие различный уровень территор-го управления, в некоторых случаях – специализ-ные органы, имеющие конкретную компетенцию, напр., органы налогового контроля.
4. Регионы
как субъекты политики и
В России гос. управление осуществляется Федерацией и ее субъектами (гос. образованиями), обладающими, как считается, гос. властью. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию.
Субъекты РФ – входящие в состав РФ национально-государственные (республики), национально-территориальные (автономная область и автономные округа), а также территориальные (края, области, города федерального значения) единицы (п. 1 ст. 65 Конс РФ).
Конст.-правовой статус субъекта РФ определяется Конст РФ, Федеративным договором и соответственно Конст, уставом субъекта Федер. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию с РФ в соответствии с федеральным конст. законом (ч. 5 ст. 66 Конст РФ). В юрид. лит-ре существуют различные точки зрения относительно признаков, харак-щих конст.-правовой статус субъекта РФ.
Конст.-правовой статус субъекта РФ опред. следующей совокупностью признаков:
* субъекты РФ обладают
* самостоятельно устанавливают собственное наименование;
* устанавливают собственную систему органов гос. власти;
* имеют собственную правовую систему;
* субъекты РФ имеют официальную символику;
* субъекты РФ являются участниками международных и внешнеэк. связей;
* субъекты РФ равноправны;
* не обладают правом сецессии – одностороннего выхода из состава РФ.
Каждый субъект РФ имеет свою территорию, к-рая является составной частью территории РФ и находится под особой защитой органов гос. власти Федер. В то же время территории субъектов неприкосновенны и границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия. Конст-но закреплены принцип единства территории РФ и принцип территориального верховенства субъектов РФ. Принцип единства территории РФ означает, что внутри РФ не допускается установление таможенных границ, сборов, иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей). Сущность принципа территориального верховенства субъектов РФ заключается в том, что в рамках своих законных полномочий органы гос. власти субъектов РФ самостоятельны в решении вопросов своего территориального устройства: установления и изменения внутренних границ, определения порядка админ.-территориального деления, изменения статуса админ.-территориальных единиц.
Субъекты РФ самостоятельно устанавливают собственное наименование. Субъект РФ обладает исключительным правом на изменение собственного наименования, что подтверждено Конст. Судом в Постановлении от 28 ноября 1995 г. № 15-П. Конст. Суд отметил, что новое наименование субъекта РФ, подлежащее включению в ст. 65 Конс РФ, не может затрагивать основы конст. строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом и интересы др. гос-в, а также предполагать изменение состава РФ или конст.-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конст РФ, затрагивать ее гос. целостность, подразумевать или инициировать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру гос-ва и принципу отделения церкви от гос-ва, ущемлять свободу совести, включать противоречащие Конс РФ идеологические и иные общественно-полит. оценки, игнорировать исторические и этнические традиции.
Новое наименование субъекта должно быть внесено в ст. 65 Конст РФ указом Президента РФ о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конст в соответствие с решением субъекта РФ. Президент РФ не обладает правом отклонения принятых изменений и обязан обнародовать (промульгировать) их. При возникновении споров между органами гос. власти РФ и ее субъектами, либо между субъектами РФ по поводу внесения нового наименования в ст. 65 Конс РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры и другие полномочия, предусмотренные статьей 85 (часть 1) Конс РФ.
Таким образом, процедура внесения изменений в ст. 65 Конст РФ включает 2 этапа:
- решение субъекта Федер об изменении собственного наименования, принятое в порядке, установленном законодательством субъекта РФ;
- издание Президентом РФ указа о приведении наименования субъекта РФ в тексте Конст РФ в соответствие с решением субъекта РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Конст РФ, гос. власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы гос. власти. Система органов гос. власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самост-но в соответствии с основами конст. строя РФ и общими принципами организации представительных и исполн. органов гос. власти, установленными ФЗ (ч. 1 ст. 77 Конс РФ). Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой гос. власти (ст. 73 Конс РФ).
Субъекты РФ имеют свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) субъекта РФ, законодательство, иные нормативные акты, изданные субъектом в пределах своих полномочий. Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают и принимают свои Конст (уставы). В соответствии со ст. 76 Конс РФ законы и иные акты субъектов не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.
Субъекты РФ имеют собственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) или админ. центр (иные субъекты РФ).
Субъекты
РФ являются участниками международных
и внешнеэк. связей и обладают ограниченной
международной правосубъектностью. В
пределах полномочий, предоставленных
им федеральной Конст, федеральным законодательством
и договорами, субъекты РФ обладают правом
на осуществление международных и внешнеэк.
связей с субъектами иностранных федеративных
гос-в, административно-
Равноправие субъектов РФ, закрепленное в ст. 5 Конс РФ означает:
- равенство субъектов РФ между собой (п. 1 ст. 5). Каждый субъект обладает конст.-но-правовым статусом, включающим одинаковые элементы, названные выше;
- равенство субъектов во взаимоотношениях с федеративными органами гос. власти (п. 4 ст. 5). Все субъекты РФ во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти обладают одинаковыми правами, ни один субъект не может иметь преимуществ по сравнению с др. субъектами;
- равенство полномочий субъектов в плане предметов совместного ведения с федеративными органами (п. 2 ст. 72). Конст РФ закрепляет одинаковые для всех субъектов принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ.
Все субъекты РФ в равной мере пользуются гарантиями, предоставляемыми им со стороны федерального центра в соответствии с Конст. РФ. В юрид. лит-ре к числу таких гарантий относят: обеспечение обороны, безопасности, защиты внешних границ субъектов; невозможность изменения их территории без их согласия; закрепление за субъектами таких прав, как право утверждать поправки в федеральную Конст., право законодательной инициативы в федеральном парламенте, право обращения в Конституционный Суд РФ.
Субъекты РФ не обладают правом сецессии - одностороннего выхода из состава РФ. Конст. РСФСР 1918 г. Косвенно признавала такое право, в ст. 49 устанавливалось право Всероссийского съезда Советов и ВЦИК на принятие в состав РСФСР новых сочленов Советской республики и признание выхода из РФ отдельных ее частей. В Конст СССР право на выход закреплялось, хотя механизма его реализации не существовало. В Конст СССР 1977 г. было закреплено положение: «За каждой союзной республикой сохраняется право свободного выхода из СССР».
Информация о работе Основные понятия и диалектика управления