Основные понятия и диалектика управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 01:00, реферат

Описание работы

Задачи и функции гос. управления реализуются в конкр. действиях органов гос. управления и должн. лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами.
Форма государственного управления – внешнее практическое выражение управленческой деят-ти (т.е. функций) в конкретных действиях, совершаемых органом государственного управления (должностным лицом) в пределах компетенции и вызывающее определённые последствия получило наименование форм этой деятельностити. Формы управленческой деятельности выражают, по существу, ее содержание. Они дают представление о том, как практически выполняется данная функция управления, решается данная управленческая задача.

Файлы: 1 файл

Основные понятия и диалектика управления.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     1) в юрид. невозможности уступки РФ, ее органами и должностными лицами части территории России иностр. гос-вам;

     2) в запрете на создание и  деятельность общественных объединений,  цели или действия к-рых направлены на нарушение целостности РФ;

     3) в обязанности органов гос.  власти по принятию необходимых  мер для охраны суверенитета  России, ее независимости и гос.  целостности, обороны страны, гос. безопасности;

     4) в невозможности выхода субъекта РФ из ее состава;

     5) в возможности «федеральной интервенции» в случаях угрозы территориальной целостности, исходящей от субъекта РФ.

     Федеральные органы власти и органы гос. власти субъектов Федер не должны использовать свои полномочия в целях разрушения территориальной целостности РФ, хотя подобные примеры общеизвестны: это, с одной стороны, предоставление федеральным центром субъектам РФ-суверенитета «сколько пожелаете» и, с другой стороны, «парад» суверенитетов большинства республик - субъектов РФ.

     Автаркия - совокупность мер и средств, используемых гос. и политико-негос-ми субъектами, направленных на обособление полит-их институтов в целях создания замкнутой полит. системы, отдельных ее организационных структур, их видов. Полит. отношения между центром и регионами должны быть сбалансированы, что предполагает наличие сильной региональной и федеральной властей, четкое определение их полномочий

     сецессия - отделение части территории от данного гос-ва по решению ее населения или органов; выход из гос-ва какой-либо админ.-территориальной единицы, а из федеративного гос-ва - его субъекта по решению населения, принятому на референдуме, или по решению органов отделяющихся единицы, субъекта. Ни одна Конст. в мире в настоящее время не допускает Сецессия, однако на практике она неоднократно имела место в последние годы (выход республик из состава Югославской Федер, 

     Региональная  политика гос-ва - это система целей, задач и механизмов регулирования регионального развития страны, направленного на обеспечение основных прав граждан и выполнение функциональной сущности гос-ва.

2. Институт  главы гос-ва и его роль в системе гос. управления: многообразие форм. Президент РФ: функции и полномочия, аппарат управления. 

     Институт  главы гос-ва и его роль в системе гос. управления. 

     Президент РФ: функции, полномочия, аппарат управления. Президент РФ — высшая гос. должность РФ. Президент России является главой гос-ва, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конст России, прав и свобод человека и гражданина в России; Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами РФ (ст. 87 Конс РФ). 1993 года определила новый, действующий и поныне, правовой статус Президента РФ. Правовой статус Президента России закреплён в четвёртой главе Конс РФ. Наряду с функциями главы гос-ва Президент РФ наделён широкими полномочиями лица, де-факто возглавляющего исполнительную власть гос-ва. Президент РФ обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан РФ статьёй 22 Конст, но не конкретизируемой законодательством РФ. Статья 93 Конст устанавливает порядок отрешения Президента от должности «на основании выдвинутого Гос. думой обвинения в гос. измене или совершении иного тяжкого преступления», который предусматривает участие двух ветвей гос. власти: законодательной и судебной. Согласно статье 7 ФЗ «О гос. охране», в отличие от прочих лиц, замещающих гос. должности, которым предоставляется гос. охрана, «Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от гос. охраны».На основании четвёртой главы Конст Президент России осуществляет следующие полномочия: назначает с одобрения Гос. думы председателя Правительства РФ; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ; представляет Гос. Думе кандидатуру для назначения на должность председателя ЦБ: а также ставит перед Гос. Думой вопрос об освобождении председателя ЦБ от занимаемой должности; по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; представляет Совету Федер кандидатуры ДЛЯ назначения на ДОЛЖНОСТИ судей Конст. суда. Верховного суда. Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет Федер предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей др. федеральных судов; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус к-рого определяется ФЗ; утверждает военную доктрину РФ; формирует Администрацию Президента РФ; назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностр. Гос-вах и междунар. организациях. В соответствие с требованием Конст эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания; назначает выборы Гос. думы в соответствии с Конст и ФЗ; распускает Гос. думу в случаях и порядке, предусмотренных Конст; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конст-ым законом; вносит законопроекты в Гос. думу; подписывает и обнародует федеральные законы в течение 14 дней с момента получения. Если президент в течение 14 дней с момента поступления ФЗ отклонит его, то Гос Дума и Совет Федер в установленном Конст порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федер и депутатов Гос. думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию; обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики гос-ва. Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, а также между органами гос. власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ; осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей; в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии президент РФ вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федер и Гос. Думе; решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. убежища; награждает гос. наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие спец. звания; осуществляет помилование. В процессе осуществления своих полномочий Президент РФ издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конс РФ и федеральным законам. Указом Президента РФ от 12 мая 2008 года №724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых непосредственно осуществляет Президент РФ, а также федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: МВД РФ , Федеральная миграционная служба, Мин-во РФ по делам гражд. обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий. МИД РФ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Гос-в, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству , Мин-во обороны РФ , Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству , Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Федеральное агентство спец. строительства , Мин-во юстиции РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов. Гос. фельдъегерская служба РФ (федеральная служба), Служба внешней разведки РФ (федеральная служба) , Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков. Федеральная служба охраны РФ, Главное управление спец. программ Президента РФ (федеральное агентство), Управление делами Президента РФ (федеральное агентство). Федеральные округа РФ были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» от 13 мая 2000г. Федеральные округа не являются субъектами или иной конст частью админ.-территориального деления РФ и были созданы по аналогии с военными округами и эк. районами, но не совпадали с их кол-вом и составом. В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их кол-ва (увеличением до 8) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010г. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000.Почти все округа состоят преимущественно или только из админ.-территориальных образований (субъектов Федер). Единственным из округов, к-рый почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), является Северо-Кавказский округ. В округах определены города-центры, в к-рых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также админ. центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов. Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента. Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конст полномочий, но имея соответствующие ведомственные.

3. Правительство  в системе гос. управления: многообразие  форм. Председатель правительства  и Правительство РФ: функциональная компетенция, особенности федеральной системы министерств и ведомств.

     Многообразие форм правительственной власти в развитых странах. Правительственные структуры в системе гос. власти и управления. Глава правительства и его компетенция в развитых странах.

     Правительство — это центральный (общенациональный) орган исполн. власти. Его официальные наименования самые разнообразные: Правительство (Германия, Молдова, Франция, Чехия), Совет министров (Бельгия, Италия, Сирия), Кабинет министров (Азербайджан, Украина, Латвия), Кабинет (Исландия, Япония), Гос. совет (Китай, Норвегия, Республика Корея, Швеция), Исполнительный совет (Новая Зеландия), Федеральный совет (Швейцария).

     Правительство осуществляет общее руководство  гос. (публичными) делами и отвечает перед народом за свою деятельность. В условиях демократии правительство должно выражать общие (общенациональные) интересы, а не частные, корпоративные или региональные. Оно обеспечивает проведение внутр. и внеш. политики, охрану конст. строя и установленного правопорядка. Правительство наделено широкими исполн.-распорядительными полномочиями.

     В системе гос. власти правительство  занимает, как правило, доминирующее положение.

     Во  главе правительства стоит премьер-министр, председатель совета министров, канцлер, др. должностное лицо (например, Премьер Гос. совета в КНР). В президентских и полупрезидентских республиках главой правительства (исполн. власти) является президент, как исключение — вице-президент или админ. премьер-министр. Создание или упразднение последней ответственной гос. должности зависит всецело от президента, который передает ему часть своих полномочий, как правило, соц.-эк. характера. В классических президентских республиках глава гос-ва присутствует на всех заседаниях правительства (кабинета) и непосредственно руководит им.

     Правительство постоянно взаимодействует с  различными гос. органами, прежде всего с парламентом. В той или иной степени высший представительный (законодательный) орган осуществляет контроль за правительством и проводимой им политикой. Наиб. широко и последовательно контрольные полномочия проявляются в рамках парламентских форм правления. Глава гос-ва участвует в формировании правительства, а в президентской республике и при абсолютной монархии даже возглавляет его.

     Правительство руководит работой министерств, иных органов исполн. власти, координирует и контролирует их деятельность.

     В абсолютном большинстве гос-в статус и функции члена правительства несовместимы с депутатским мандатом (исключение — страны с развитыми традициями классического парламентаризма), любой выборной должностью, с деятельностью, прямо направленной на извлечение прибыли.

     По  партийному составу различают однопартийные  и коалиционные (фактически многопартийные) правительства. Однопартийные правительства  формируются в тех странах  парламентской демократии, где существует парламентское большинство. В этом случае конкретная полит. партия располагает стабильным большинством депутатских мандатов (типичный пример — Великобритания, Новая Зеландия, Япония до начала 90-х гг. XX в.). Коалиционные правительства создаются там, где ни одна полит. партия не имеет устойчивого большинства в парламенте (например, Италия, Нидерланды, Финляндия).

     В условиях смены общественного строя  или полит. режима может создаваться временное правительство, обладающее чаще всего ограниченными полномочиями. Одно из исключений — правительство Франции в 1958 г. в период формирования Пятой Республики, обладавшее огромными прерогативами.

     В целом надо констатировать тенденцию  к усилению властно-управленческих полномочий и функций в руках  правительства и к его большей  самостоятельности, стремление уйти от реального парламентского или общественного контроля.

     Председатель  Правительства в РФ: функциональная компетенция. Система исполнительной власти в РФ.

     В соответствии с Конст РФ, исполн. власть РФ осуществляет Правит-во РФ.

     Согласно  Федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 г., Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностр. гос-ва, в порядке, установленном Конст РФ.

     Председатель  Правительства РФ возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конст РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

     Председатель  Правительства РФ:

· представляет Правительство РФ в РФ и за пределами  территории РФ;

· определяет в соответствии с Конст РФ, федеральными конст. законами, федеральными законами и указами Президента РФ основные направления деят-ти Правительства РФ и организует его работу;

· ведет  заседания Правительства РФ, обладая  правом решающего голоса;

· подписывает акты Правительства РФ;

· представляет Президенту РФ предложения о структуре  федеральных органов исполн. власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

· распределяет обязанности между членами Правительства РФ.

     Председатель  Правительства РФ систематически информирует  Президента РФ о работе Правительства РФ.

     Во  всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства РФ. Исполняющий  обязанности Президента РФ не имеет  права распускать Гос. Думу, назначать  референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конс РФ.

     Система исполнительной власти в РФ.

     Систему субъектов исполнительной власти в  РФ можно представить следующим  образом:

1. Президент  РФ (совместно с его аппаратом  — Администрацией Президента РФ).

2 Правительство  РФ.

3. Федеральные  органы исполн. власти (федеральные Мин-ва, федеральные службы, федеральные агентства, гос. комитеты совместно со своими территор-ми органами).

4. Полномочные  представители Президента РФ в федеральных округах.

5. Главы  исполнительной власти субъектов  РФ (президенты, главы администраций).

6. Правительства  субъектов РФ.

7. Иные  органы исполнительной власти  субъектов РФ

8. Главы  муниц. образований и органы МСУ (исключительно в части полномочий, выделенных гос. органами исполн. власти).

     Мин-ва и  ведомства и функционально-отраслевой принцип управления.

     Под отраслью гос. управления понимается система  различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением  опред. группой родственных объектов, объединённых по их практическому назначению. Традиционно отраслевыми органами гос. управления выступали Мин-ва. Однако, согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполн. власти», под Мин-вами понимают органы исполн. власти, осуществляющие функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деят-ти.

Информация о работе Основные понятия и диалектика управления