Понятие и предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Файлы: 1 файл

Муниципальное право.docx

— 78.66 Кб (Скачать файл)

Теоретические вопросы

1. Понятие и предмет муниципального права.

Муниципальное право, как и любая другая отрасль  права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1)  Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2)  муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3)  местное  самоуправление  не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4)  местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а)    признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б)   осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в)   направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г)    осуществляется  исходя  из интересов  населения,  его  исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное  право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить  в виде следующих основных групп:

-  отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

-  отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

-  отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

-  отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

-  отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

-  отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

-  отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно  сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

2. Источники  муниципального права, их общая  характеристика и особенности.  Федеративная природа источников  муниципального права.

Источники муниципального права - это исходящие от государства  или официально признаваемые им формы  выражения и закрепления норм муниципального права, придания им общеобязательного  характера. 
Источникам муниципального права присуще те же признаки, что и источникам права вообще (нормативный характер содержащихся в них предписаний и обязательность для исполнения, которая обеспечивается средствами государственного воздействия) Своеобразие источников муниципального права проявляется прежде всего в том, что они связаны с организацией и функционированием МСУ как формы осуществления народом своей власти на местном уровне, посредством которой население самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения с учетом исторических и иных местных традиций. Источники .- муниципального права устанавливают государственные и международные гарантии осуществления МСУ, а также ответственность органов и должностных лиц МСУ перед населением и государством. Ими определяется правотворческая деятельность органов и должностных лиц МСУ, а также населения, от которых исходят муниципальные правовые акты. Источники муниципального права характеризуются множественностью, которой присуща определенная иерархия. Это обусловлено, в частности, тем, что нормы муниципального права содержатся в правовых актах, принимаемых на различных уровнях публичной власти в государстве, обладающих разной юридической силой. 
три группы источников муниципального права с учетом различных уровней правового регулирования муниципальных  отношений. 
К первой группе относятся НПА, принимаемые на федеральном уровне. Это прежде всего Конституция РФ -главный источник муниципального права. В ней содержатся нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации МСУ, гарантии прав МСУ. 
К источникам муниципального права относятся федеральные законы. Важнейший из них- ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ». Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений. Его нормами закрепляются не только полномочия органов государственной власти РФ и ее субъектов в области МСУ и перечень вопросов местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований, но и основы деятельности МСУ, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления МСУ, государственные гарантии МСУ и ответственность органов МСУ и должностных лиц МСУ. 
К источникам муниципального права относится Европейская хартия МСУ, которая действует в рамках Совета Европы, членом которого Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает важнейшие принципы организации МСУ, а также гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст. 15 Кон РФ стала составной частью правовой системы РФ.  
Нормы муниципального права содержатся в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ" и"Об обеспечении конституционных. прав граждан РФ. избирать и быть избранными в органы. МСУ" и др. 
Кроме того, к источникам муниципального права относятся и другие федеральные акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним относятся: ГК РФ (содержит положения о муниципальной собственности и др.); НК РФ (содержит положения о местных налогах и др.); БК РФ (содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов МСУ в области земельных отношений и др.), а также федеральные законы от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др. 
Источниками муниципального права являются указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, содержащие муниципальные и правовые нормы 
Нормы муниципального права могут содержаться в НПА других федеральных органов исполнительной власти.  
Особым видом источников муниципального права являются решения Конституции Суда РФ. 
Вторую группу источников составляют НПА, принимаемые органами государственной власти субъектов Федерации; конституции республик, уставы и др., субъектов Федерации, законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной службе, о муниципальных выборах, о местном референдуме и др. Кроме того, в эту группу входят акты высших должностных лиц субъектов (президентов, губернаторов и др.), постановления законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, акты правительств, других органов исполнительной власти субъектов Федерации, в которых устанавливаются, изменяются или отменяются нормы муниципального права. 
В третью группу источников входят НПА, принятые путем прямого волеизъявления населения муниципальных образований, органами МСУ и должностными лицами МСУ: уставы муниципальных образований; общеобязательные правила по предметам ведения муниципальное  образования; решения представительных органов МСУ, устанавливающие порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, и др., НПА муниципальных образований. 
Особое место среди источников муниципального права занимают договоры, которые могут заключать между собой муниципальное образования, а также муниципальное образования и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации МСУ в РФ» расширил практику договорных отношений в системе МСУ. Так, договоры и соглашения могут заключаться органами МСУ в целях развития межмуниципального сотрудничества, а также международных и внешнеэкономических связей. Органы МСУ отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, могут заключать соглашения с органами МСУ муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий. Муниципальное право в качестве своего источника признает также обычай. Это обусловлено прежде всего тем, что организация и деятельность МСУ осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций, представляющих собой разновидность обычаев. Признание обычая как традиционно сложившегося и широко применяемого правила поведения содержит Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», который предусматривает, что общины и иные формы общественного самоуправления создаются в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных народов на защиту исконной среды их обитания, традиционного образа жизни и хозяйствования.

Федеративная  природа источников муниципального права.

1.1 Источники муниципального  права на федеральном уровне

Источники муниципального права  в Российской Федерации разделяются  на три уровня, основной из которых  – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция. 
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации. 
Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии осуществления местного самоуправления.  Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ. 
Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов. 
В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. 
В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления.  К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий. 
В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения местного самоуправления), в решении которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление охраны общественного порядка; решение иных вопросов местного значения. 
В ст. 133 Конституции РФ устанавливает запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных законах. 
После Конституции, второе место занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление.  
Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131. 
В Федеральном законе о местном самоуправлении 2003 г. значительно изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления. Так, например, Федеральный Закон о местном самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую модель местного самоуправления, кроме того, не допускал различий между муниципальными образованиями и не дифференцировал их полномочий. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает необходимость создания пяти видов муниципальных образований: городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения. При этом территории городских и сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях осуществляется двухуровневое местное самоуправление. Территории городских округов не входят в состав территорий муниципальных районов, там осуществляется одноуровневое местное самоуправление. 
В результате реформы вместо примерно 12000 муниципальных образований, сформированных в соответствии с Федеральным Законом о местном самоуправлении 1995 г., их возникло около 24000.  
Особенность Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. заключается и в том, что каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое нововведение является положительным фактором. Оно призвано исправить существующую в настоящее время ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город и поселение с числом жителей в несколько сотен человек обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических потенциалов. 
Важным является также то, что различные муниципальные образования будут иметь разные доходные источники, определяемые в зависимости от их потребностей. Это полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями».   
Федеральный закон о местном самоуправлении 2003 г. также предусматривает особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных образованиях, наукоградах, на приграничных территориях. 
Существенным изменениям подверглись и организационные основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном самоуправлении 1995 г. допускалось существование десятков возможных схем организации муниципальной власти, то ныне действующий закон ограничивает возможности муниципальных образований в данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. 
В связи с этим можно отметить, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. фактически не соответствует названию «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закрепляет не «общие принципы», а по сути, все вопросы организации местного самоуправления. 
Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы, определяющей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. 
В то же время нельзя не отметить, что рассматриваемый закон получает не только положительные отклики, но и отрицательные. Так, например, отдельные его аспекты вызывали серьезные споры еще на этапе разработки. В первую очередь они касались увеличения возможности государственных органов и должностных лиц вмешиваться в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления и даже напрямую подменять их. Многие положения рассматриваемого закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. Неоднозначно оценивались и оцениваются вводимые данным законодательным актом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. 
Изначально было предусмотрено, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. должен вступить в силу с 1 января 2006 г. Однако впоследствии Государственная Дума сразу в трех чтениях приняла поправку к закону, согласно которой переходный период ввода реформы в действие продлевается до 1 января 2009 г. Важно отметить, что принятая поправка не носит императивного характера. Это означает, что субъекты РФ, которые уже готовы к реформе, могут своими законами осуществить ее раньше.  
С момента вступления в силу Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. утрачивают силу еще два федеральных законодательных акта, регулирующих организацию местного самоуправления: Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Первый из них с 1995 г. действует частично: после принятия Федерального Закона о местном самоуправлении 1995 г. силу сохранили его ст. 49—76 (закрепляющие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления) и ст. 80—86 (регулирующие вопросы организации территориального общественного самоуправления). Второй — развивает положения Закона о местном самоуправлении 1995 г. о финансовой деятельности органов местного самоуправления. 
В развитие Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. также были приняты следующие федеральные законы: «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (на данный момент это закон отменен, так как вступил в силу новый Федеральный закон «О муниципальной службе» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ); «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. 
Непосредственно в развитие Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. приняты следующие федеральные законы: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ. 
Следует иметь в виду, что полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественной жизни содержатся во многих отраслевых законодательных актах, в том числе и кодифицированного характера. Так, полномочия органов местного самоуправления в земельной сфере закреплены в ЗК РФ , полномочия в сфере образования — в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1; в сфере гражданской обороны — в Федеральном Законе «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; в сфере охраны атмосферного воздуха  — в Федеральном Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ и т.д. 
На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами. Так, например, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие вопросы организации местного управления.  Наиболее известными являются Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1; Постановление Государственной Думы «О проекте Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в Российской Федерации”» от 10 июля 1996 г. № 528-ПГД. 
Среди указов Президента РФ можно назвать следующие: «О Конгрессе муниципальных образований Российской Федерации» от 22 октября 1998 г. № 1281; «Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. № 1370; «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» от 27 ноября 2003 г. № 1395; Письмо «Перечень поручений, направленных на реализацию Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 августа 2004 г. № Пр-1433. 
Правительством РФ по вопросам местного самоуправления был также принят ряд постановлений, среди которых можно назвать следующие: «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251; «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» от 27 июня 1996 г. № 755; «О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 17 июля 1996 г. № 871; «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации”»; «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникают права собственности» от 4 марта 2002 г. № 140; «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г. № 410; «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. и др. 
Кроме того, вопросы реализации полномочий органов местного самоуправления в различных сферах урегулированы в самых различных актах федеральных министерств и ведомств.

3. Муниципальные  права и свободы как нормативно-правовая  основа положения человека и  населения в местном самоуправлении (понятие, система).

Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет  свой предмет

   и метод правового  регулирования.

        Предметом  муниципального права являются  общественные отношения,

   связанные с организацией  и функционированием местного  самоуправления.

        Понятие  местного самоуправления определено  в ст. 2 Федерального

   закона \"Об общих  принципах организации местного  самоуправления в

   Российской Федерации\": \"Местное самоуправление в Российской Федерации -

   признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации

   самостоятельная и  под свою ответственность деятельность  населения по

   решению непосредственно  или через органы местного  самоуправления вопросов

   местного значения, исходя из интересов населения,  его исторических и иных

   местных традиций\".

        Таким  образом, местное самоуправление:

 

     * осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого

       волеизъявления - на местном референдуме, на  собраниях, сходах граждан,

       на выборах  органов и должностных лиц  местного самоуправления, на

       митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного

       самоуправления  и их должностными лицами;

 

     * осуществляется  самостоятельно и под собственную  ответственность:

       местное  самоуправление представляет собой  особый вид власти,

       независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей

       государственной  власти, отвечающей за свою деятельность  лишь перед

       местным  населением и подчиняющейся только требованиям закона;

 

     * направлено  на решение вопросов местного  значения, которыми признаны

       вопросы  непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения,

       определенные федеральным законодательством и законодательством

       субъектов  Российской Федерации;

 

     * должно действовать  в интересах местного населения,  с учетом местных

       традиций - местное самоуправление выделено  из системы государственного

       управления  для того, чтобы точнее выявить,  учесть, отразить и защитить

       местные  интересы, имеющие собственную специфику  по сравнению с

       региональными  и общегосударственными интересами.

 

   Следует также подчеркнуть,  что местное самоуправление осуществляется  на

   территории муниципальных  образований - городского, сельского  поселения,

   нескольких поселений,  объединенных общей территорией,  или на иной

   населенной территории, предусмотренной законом. Местное  самоуправление

   может организовываться  в рамках административно-территориальной  единицы

   (города, села, района) или на какой-либо иной территории, определенной

   законодательством  субъектов Российской Федерации.

        В  процессе осуществления права  местного населения на самоуправление

   складываются определенные  общественные отношения. Большая  часть из них

   регулируется правовыми  нормами и приобретает форму  муниципально-правовых

   отношений. Из всей  совокупности муниципально-правовых отношений можно

   выделить следующие основные, возникающие в процессе:

 

     * непосредственного  осуществления местным населением  власти;

 

     * формирования  органов местного самоуправления;

 

     * деятельности  органов местного самоуправления;

 

     * исполнения  взаимных обязательств между  органами местного

       самоуправления  и органами государственной власти.

 

   Субъекты (участники)  муниципально-правовых отношений многочисленны и

   разнообразны. Ими  могут быть, с одной стороны,  лица, представляющие

   местное самоуправление  и имеющие право принимать  решения по вопросам

   местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные

   и государственные  органы, вступающие с муниципалитетом  в правовые

   отношения. Можно  выделить следующие группы субъектов  муниципально-правовых

   отношений:

 

     * 1) сообщество  граждан, проживающих в пределах  муниципального

Информация о работе Понятие и предмет муниципального права