Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2013 в 07:32, контрольная работа
Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный иместный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.
Теоретические вопросы
1. Понятие и предмет муниципального права.
Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.
Понятие муниципальное право появилось
в российском правоведении сравнительно
недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община)
применяется в наших условиях к городским
и сельским поселениям, т.е. к такому уровню
общественной жизни, на котором осуществляется
местное самоуправление. Практически
значения муниципальный иместны
Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.
Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:
1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);
2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;
3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;
4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Предмет муниципального права — отношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:
а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;
б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;
в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;
г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:
- отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;
- отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;
- отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;
- отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;
- отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;
- отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;
- отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.
На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.
Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.
Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.
2. Источники
муниципального права, их
Источники муниципального права
- это исходящие от государства
или официально признаваемые им формы
выражения и закрепления норм
муниципального права, придания им общеобязательного
характера.
Источникам муниципального права присуще
те же признаки, что и источникам права
вообще (нормативный характер содержащихся
в них предписаний и обязательность для
исполнения, которая обеспечивается средствами
государственного воздействия) Своеобразие
источников муниципального права проявляется
прежде всего в том, что они связаны с организацией
и функционированием МСУ как формы осуществления
народом своей власти на местном уровне,
посредством которой население самостоятельно
и под свою ответственность решает вопросы
местного значения с учетом исторических
и иных местных традиций. Источники .- муниципального
права устанавливают государственные
и международные гарантии осуществления
МСУ, а также ответственность органов
и должностных лиц МСУ перед населением
и государством. Ими определяется правотворческая
деятельность органов и должностных лиц
МСУ, а также населения, от которых исходят
муниципальные правовые акты. Источники
муниципального права характеризуются
множественностью, которой присуща определенная
иерархия. Это обусловлено, в частности,
тем, что нормы муниципального права содержатся
в правовых актах, принимаемых на различных
уровнях публичной власти в государстве,
обладающих разной юридической силой.
три группы источников муниципального
права с учетом различных уровней правового
регулирования муниципальных отношений.
К первой группе относятся НПА, принимаемые
на федеральном уровне. Это прежде всего
Конституция РФ -главный источник муниципального
права. В ней содержатся нормы, закрепляющие
исходные начала и принципы организации
МСУ, гарантии прав МСУ.
К источникам муниципального права относятся
федеральные законы. Важнейший из них-
ФЗ 2003 г. «Об общих принципах организации
МСУ в РФ». Закон содержит нормы, раскрывающие
смысл основных понятий и терминов, используемых
при правовом регулировании муниципальных
отношений. Его нормами закрепляются не
только полномочия органов государственной
власти РФ и ее субъектов в области МСУ
и перечень вопросов местного значения,
которые находятся в ведении муниципальных
образований, но и основы деятельности
МСУ, формы прямого волеизъявления граждан
и другие формы осуществления МСУ, государственные
гарантии МСУ и ответственность органов
МСУ и должностных лиц МСУ.
К источникам муниципального права относится
Европейская хартия МСУ, которая действует
в рамках Совета Европы, членом которого
Россия является с 1996 г. Хартия устанавливает
важнейшие принципы организации МСУ, а
также гарантии прав МСУ. Хартия была ратифицирована
Россией в 1998 г. м в соответствии с ч. 4 ст.
15 Кон РФ стала составной частью правовой
системы РФ.
Нормы муниципального права содержатся
в ФЗ «"О муниципальной службе в РФ"
и"Об обеспечении конституционных.
прав граждан РФ. избирать и быть избранными
в органы. МСУ" и др.
Кроме того, к источникам муниципального
права относятся и другие федеральные
акты, затрагивающие вопросы МСУ, К ним
относятся: ГК РФ (содержит положения о
муниципальной собственности и др.); НК
РФ (содержит положения о местных налогах
и др.); БК РФ (содержит положения о бюджетном
процессе в муниципальных образованиях
и др.); ЗК РФ (определяет полномочия органов
МСУ в области земельных отношений и др.),
а также федеральные законы от 21 декабря
2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного
и муниципального имущества», «О государственных
и муниципальных унитарных предприятиях»
и др.
Источниками муниципального права являются
указы Президента РФ и постановления Правительства
РФ, содержащие муниципальные и правовые
нормы
Нормы муниципального права могут содержаться
в НПА других федеральных органов исполнительной
власти.
Особым видом источников муниципального
права являются решения Конституции Суда
РФ.
Вторую группу источников составляют
НПА, принимаемые органами государственной
власти субъектов Федерации; конституции
республик, уставы и др., субъектов Федерации,
законы субъектов Федерации о МСУ, о муниципальной
службе, о муниципальных выборах, о местном
референдуме и др. Кроме того, в эту группу
входят акты высших должностных лиц субъектов
(президентов, губернаторов и др.), постановления
законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов, акты
правительств, других органов исполнительной
власти субъектов Федерации, в которых
устанавливаются, изменяются или отменяются
нормы муниципального права.
В третью группу источников входят НПА,
принятые путем прямого волеизъявления
населения муниципальных образований,
органами МСУ и должностными лицами МСУ:
уставы муниципальных образований; общеобязательные
правила по предметам ведения муниципальное
образования; решения представительных
органов МСУ, устанавливающие порядок
управления и распоряжения муниципальной
собственностью, и др., НПА муниципальных
образований.
Особое место среди источников муниципального
права занимают договоры, которые могут
заключать между собой муниципальное
образования, а также муниципальное образования
и другие субъекты права. ФЗ 2003 г. «Об общих
принципах организации МСУ в РФ» расширил
практику договорных отношений в системе
МСУ. Так, договоры и соглашения могут
заключаться органами МСУ в целях развития
межмуниципального сотрудничества, а
также международных и внешнеэкономических
связей. Органы МСУ отдельных поселений,
входящих в состав муниципального района,
могут заключать соглашения с органами
МСУ муниципального района о передаче
им осуществления части своих полномочий.
Муниципальное право в качестве своего
источника признает также обычай. Это
обусловлено прежде всего тем, что организация
и деятельность МСУ осуществляются с учетом
исторических и иных местных традиций,
представляющих собой разновидность обычаев.
Признание обычая как традиционно сложившегося
и широко применяемого правила поведения
содержит Федеральный закон от 30 апреля
1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных
малочисленных народов РФ», который предусматривает,
что общины и иные формы общественного
самоуправления создаются в целях защиты
исконной среды обитания, сохранения и
развития традиционного образа жизни,
хозяйствования, промыслов и культуры
и что органы МСУ обеспечивают права малочисленных
народов на защиту исконной среды их обитания,
традиционного образа жизни и хозяйствования.
Федеративная природа источников муниципального права.
1.1 Источники муниципального права на федеральном уровне
Источники муниципального права
в Российской Федерации разделяются
на три уровня, основной из которых
– федеральный уровень, т.е. данные
источники принимаются Федеральными органами
законодательной власти. Первое место
здесь занимает Конституция.
Конституционные основы местного самоуправления
в Российской Федерации закреплены в Конституции
РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало
новому периоду развития местного самоуправления
в Российской Федерации. Конституция РФ
1993 г. закрепила местное самоуправление
в качестве одной из основ конституционного
строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает,
что народ осуществляет свою власть непосредственно,
а также через органы государственной
власти и органы местного самоуправления.
Из этого можно сделать вывод, что местное
самоуправление является одним из предусмотренных
Конституцией РФ способов реализации
публичной власти в Российской Федерации.
Конституция РФ закрепляет общие принципы
построения и функционирования муниципальной
власти, единые для всей системы местного
самоуправления в Российской Федерации,
а также государственные гарантии осуществления
местного самоуправления. Основополагающие
нормы о независимости местного самоуправления
содержатся в ст. 12 Конституции РФ.
Гл. 8 Конституции РФ полностью посвящена
организации местного самоуправления
в Российской Федерации. В ней устанавливаются
основные формы и способы осуществления
местного самоуправления, территориальные
основы местного самоуправления, основные
полномочия его органов.
В ст. 130 Конституции РФ констатируется,
что местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью. Оно осуществляется
гражданами путем референдума, выборов,
других форм прямого волеизъявления, через
выборные и другие органы местного самоуправления.
В ст. 131 фиксируются гарантии территориального
верховенства (самостоятельности) местного
самоуправления. К их числу Конституция
относит основной круг территорий, на
которых может осуществляться местное
самоуправление (городские, сельские поселения);
запреты на изменение границ территорий,
в которых осуществляется местное самоуправление,
без учета мнения населения соответствующих
территорий.
В ст. 132 определяется круг вопросов местного
значения (предметы ведения местного самоуправления),
в решении которых органы местного самоуправления
самостоятельны: управление муниципальной
собственностью; формирование, утверждение
и исполнение местного бюджета; установление
местных налогов и сборов; осуществление
охраны общественного порядка; решение
иных вопросов местного значения.
В ст. 133 Конституции РФ устанавливает
запрет на ограничение тех прав местного
самоуправления, которые закреплены в
Конституции РФ и федеральных законах.
После Конституции, второе место занимают
Федеральные законы Российской Федерации,
в которых содержатся нормы, регулирующие
местное самоуправление.
Базовым федеральным законом, регулирующим
деятельность местного самоуправления
в Российской Федерации, является Федеральный
Закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.
В Федеральном законе о местном самоуправлении
2003 г. значительно изменена концепция
местного самоуправления. В наибольшей
степени претерпели изменения территориальные
основы местного самоуправления. Так,
например, Федеральный Закон о местном
самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую
модель местного самоуправления, кроме
того, не допускал различий между муниципальными
образованиями и не дифференцировал их
полномочий. Федеральный Закон о местном
самоуправлении 2003 г. предусматривает
необходимость создания пяти видов муниципальных
образований: городских и сельских поселений,
муниципальных районов, городских округов,
внутригородских территорий городов федерального
значения. При этом территории городских
и сельских поселений входят в состав
территорий муниципальных районов, но
являются самостоятельными муниципальными
образованиями, т.е. на данных территориях
осуществляется двухуровневое местное
самоуправление. Территории городских
округов не входят в состав территорий
муниципальных районов, там осуществляется
одноуровневое местное самоуправление.
В результате реформы вместо примерно
12000 муниципальных образований, сформированных
в соответствии с Федеральным Законом
о местном самоуправлении 1995 г., их возникло
около 24000.
Особенность Федерального Закона о местном
самоуправлении 2003 г. заключается и в том,
что каждый из видов муниципальных образований
призван решать присущие только ему вопросы
местного значения, т.е. вопросы местного
значения поселения не совпадают с вопросами
местного значения муниципального района
и городского округа. Такое нововведение
является положительным фактором. Оно
призвано исправить существующую в настоящее
время ситуацию, когда являющиеся муниципальными
образованиями миллионный город и поселение
с числом жителей в несколько сотен человек
обладают одинаковыми полномочиями, несмотря
на очевидную несопоставимость их экономических,
социальных и демографических потенциалов.
Важным является также то, что различные
муниципальные образования будут иметь
разные доходные источники, определяемые
в зависимости от их потребностей. Это
полностью соответствует принципу проводимой
административной реформы: «деньги следуют
за полномочиями».
Федеральный закон о местном самоуправлении
2003 г. также предусматривает особенности
осуществления местного самоуправления
в городах федерального значения, закрытых
административно-
Существенным изменениям подверглись
и организационные основы местного самоуправления.
Если Федеральным законом о местном самоуправлении
1995 г. допускалось существование десятков
возможных схем организации муниципальной
власти, то ныне действующий закон ограничивает
возможности муниципальных образований
в данной сфере. Так, например, закон подробно
регулирует систему органов местного
самоуправления, вплоть до определения
численности представительных органов
местного самоуправления и порядка занятия
должности главы местной администрации.
В связи с этим можно отметить, что Федеральный
Закон о местном самоуправлении 2003 г. фактически
не соответствует названию «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», поскольку закрепляет
не «общие принципы», а по сути, все вопросы
организации местного самоуправления.
Федеральный Закон о местном самоуправлении
2003 г. регулирует целый ряд вопросов, ранее
не находивших отражения в федеральном
законодательстве. В первую очередь это
касается главы, определяющей порядок
наделения органов местного самоуправления
отдельными государственными полномочиями.
В то же время нельзя не отметить, что рассматриваемый
закон получает не только положительные
отклики, но и отрицательные. Так, например,
отдельные его аспекты вызывали серьезные
споры еще на этапе разработки. В первую
очередь они касались увеличения возможности
государственных органов и должностных
лиц вмешиваться в деятельность органов
и должностных лиц местного самоуправления
и даже напрямую подменять их. Многие положения
рассматриваемого закона существенно
ограничивают самостоятельность местного
самоуправления, гарантированную Конституцией
РФ. Неоднозначно оценивались и оцениваются
вводимые данным законодательным актом
механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности
муниципальных образований.
Изначально было предусмотрено, что Федеральный
Закон о местном самоуправлении 2003 г. должен
вступить в силу с 1 января 2006 г. Однако
впоследствии Государственная Дума сразу
в трех чтениях приняла поправку к закону,
согласно которой переходный период ввода
реформы в действие продлевается до 1 января
2009 г. Важно отметить, что принятая поправка
не носит императивного характера. Это
означает, что субъекты РФ, которые уже
готовы к реформе, могут своими законами
осуществить ее раньше.
С момента вступления в силу Федерального
Закона о местном самоуправлении 2003 г.
утрачивают силу еще два федеральных законодательных
акта, регулирующих организацию местного
самоуправления: Закон РФ от 6 июля 1991 г.
№ 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской
Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября
1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного
самоуправления в Российской Федерации».
Первый из них с 1995 г. действует частично:
после принятия Федерального Закона о
местном самоуправлении 1995 г. силу сохранили
его ст. 49—76 (закрепляющие полномочия
представительных и исполнительных органов
местного самоуправления) и ст. 80—86 (регулирующие
вопросы организации территориального
общественного самоуправления). Второй
— развивает положения Закона о местном
самоуправлении 1995 г. о финансовой деятельности
органов местного самоуправления.
В развитие Федерального закона о местном
самоуправлении 1995 г. также были приняты
следующие федеральные законы: «Об основах
муниципальной службы в Российской Федерации»
от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (на данный момент
это закон отменен, так как вступил в силу
новый Федеральный закон «О муниципальной
службе» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ); «О статусе
наукограда Российской Федерации» от
7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; «О приватизации государственного
и муниципального имущества» от 21 декабря
2001 г. № 178-ФЗ; «Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» от 12 июня
2002 г. № 67-ФЗ.
Непосредственно в развитие Федерального
Закона о местном самоуправлении 2003 г.
приняты следующие федеральные законы:
«О государственной регистрации уставов
муниципальных образований» от 21 июля
2005 г. № 97-ФЗ; «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» от 2 мая
2006 г. № 59-ФЗ.
Следует иметь в виду, что полномочия органов
местного самоуправления в различных
сферах общественной жизни содержатся
во многих отраслевых законодательных
актах, в том числе и кодифицированного
характера. Так, полномочия органов местного
самоуправления в земельной сфере закреплены
в ЗК РФ , полномочия в сфере образования
— в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля
1992 г. № 3266-1; в сфере гражданской обороны
— в Федеральном Законе «О гражданской
обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; в сфере
охраны атмосферного воздуха — в Федеральном
Законе «Об охране атмосферного воздуха»
от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ и т.д.
На федеральном уровне регулирование
местного самоуправления осуществляется
и другими нормативными актами. Так, например,
обе палаты Федерального Собрания РФ принимали
постановления, затрагивающие вопросы
организации местного управления. Наиболее
известными являются Постановление Верховного
Совета РФ «О разграничении государственной
собственности в Российской Федерации
на федеральную собственность, государственную
собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной
области, автономных округов, городов
Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную
собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1;
Постановление Государственной Думы «О
проекте Федерального закона “Об обеспечении
конституционных прав населения на местное
самоуправление в Российской Федерации”»
от 10 июля 1996 г. № 528-ПГД.
Среди указов Президента РФ можно назвать
следующие: «О Конгрессе муниципальных
образований Российской Федерации» от
22 октября 1998 г. № 1281; «Об утверждении Основных
положений государственной политики в
области развития местного самоуправления
в Российской Федерации» от 15 октября
1999 г. № 1370; «О мерах по развитию федеративных
отношений и местного самоуправления
в Российской Федерации» от 27 ноября 2003
г. № 1395; Письмо «Перечень поручений, направленных
на реализацию Федерального закона «О
внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных
актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов «О внесении
изменений и дополнений в Федеральный
Закон «Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъекта Российской Федерации»
и «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»
от 25 августа 2004 г. № Пр-1433.
Правительством РФ по вопросам местного
самоуправления был также принят ряд постановлений,
среди которых можно назвать следующие:
«О Федеральной программе государственной
поддержки местного самоуправления» от
27 декабря 1995 г. № 1251; «О некоторых мерах
по организации взаимодействия федеральных
органов исполнительной власти с органами
местного самоуправления» от 27 июня 1996
г. № 755; «О некоторых мерах по реализации
Федерального закона “Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации”» от 17 июля 1996
г. № 871; «О мерах по реализации Указа Президента
Российской Федерации от 11 июня 1997 г. №
568 “Об основных направлениях реформы
местного самоуправления в Российской
Федерации”»; «Об утверждении Правил
подготовки и согласования перечней земельных
участков, на которые у Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований возникают права собственности»
от 4 марта 2002 г. № 140; «О порядке взаимодействия
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации и органов местного
самоуправления с территориальными органами
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного по контролю и надзору
в области налогов и сборов» от 12 августа
2004 г. № 410; «О ведении государственного
реестра муниципальных образований Российской
Федерации» от 1 июня 2005 г. и др.
Кроме того, вопросы реализации полномочий
органов местного самоуправления в различных
сферах урегулированы в самых различных
актах федеральных министерств и ведомств.
3. Муниципальные
права и свободы как
Как любая другая правовая отрасль, муниципальное право имеет свой предмет
и метод правового регулирования.
Предметом муниципального права являются общественные отношения,
связанные с организацией и функционированием местного самоуправления.
Понятие
местного самоуправления
закона \"Об общих
принципах организации
Российской Федерации\": \"Местное самоуправление в Российской Федерации -
признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
самостоятельная и
под свою ответственность
решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов
местного значения,
исходя из интересов населения,
местных традиций\".
Таким
образом, местное
* осуществляется либо населением непосредственно (путем прямого
волеизъявления - на местном референдуме, на собраниях, сходах граждан,
на выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, на
митингах, шествиях, демонстрациях и т.д.), либо органами местного
самоуправления и их должностными лицами;
* осуществляется
самостоятельно и под
местное
самоуправление представляет
независимой ни от законодательной, ни от исполнительной ветвей
государственной
власти, отвечающей за свою
местным населением и подчиняющейся только требованиям закона;
* направлено на решение вопросов местного значения, которыми признаны
вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения,
определенные федеральным законодательством и законодательством
субъектов Российской Федерации;
* должно действовать
в интересах местного
традиций
- местное самоуправление
управления для того, чтобы точнее выявить, учесть, отразить и защитить
местные интересы, имеющие собственную специфику по сравнению с
региональными
и общегосударственными
Следует также подчеркнуть,
что местное самоуправление
территории муниципальных образований - городского, сельского поселения,
нескольких поселений,
объединенных общей
населенной территории,
предусмотренной законом.
может организовываться
в рамках административно-
(города, села, района)
или на какой-либо иной
законодательством
субъектов Российской
В
процессе осуществления права
местного населения на
складываются определенные
общественные отношения.
регулируется правовыми нормами и приобретает форму муниципально-правовых
отношений. Из всей
совокупности муниципально-
выделить следующие основные, возникающие в процессе:
* непосредственного
осуществления местным
* формирования
органов местного
* деятельности
органов местного
* исполнения взаимных обязательств между органами местного
самоуправления
и органами государственной
Субъекты (участники) муниципально-правовых отношений многочисленны и
разнообразны. Ими могут быть, с одной стороны, лица, представляющие
местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам
местного значения, а с другой - физические, юридические лица, общественные
и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые
отношения. Можно
выделить следующие группы
отношений:
* 1) сообщество
граждан, проживающих в